Помогите название картин Гартман
В феврале — марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий; Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 вспоминал работы Гартмана:
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно.
№ 1 – «Гном» — Рисунок Гартмана изображал елочную игрушку: щипцы для колки орехов в виде маленького гнома.
№ 2 – «Старый замок» — Гартман, как известно, путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать масштаб, художник изобразил на его фоне певца — трубадура с лютней.
№ 3 – «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры» ) — Сад Тюильри — это место в центре Парижа.
№ 4 — «Быдло» — это польская телега на огромных колесах, запряженная волами.
№ 5 — «Балет невылупившихся птенцов» — рисунок — эскиз костюмов для персонажей балета Г. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 г .
№ 6 – «Два еврея, богатый и бедный» — Гартман подарил композитору два своих рисунка, сделанных, когда художник был в Польше: «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир» .
№ 7 – «Лимож. Рынок» («Большая новость» )
№ 8 — «Катакомбы (Римская гробница) . С мертвыми на мертвом языке» — Рисунок Гартмана — один из немногих сохранившихся. На нем изображен сам художник со своим спутником и еще одним человеком, который их сопровождает, освещая путь фонарем. Кругом стеллажи с черепами.
№ 9 — «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга» ) — Рисунок Гартмана изображал часы в виде избушки бабы-яги на курьих ножках
№ 10 — «Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве» ) — эскиз Гартмана для городских ворот в Киеве, которые должны были быть установлены в ознаменование того, что императору Александру II удалось избежать смерти во время покушения на него 4 апреля 1866 года
Источник
«Картинки с выставки»: Мусоргский — Гартман — Плетнёв
Картинки с выставки — один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.
Виктор Гартман особенно ярко проявил себя не столько художником, сколько талантливым архитектором, сформировавшим в архитектуре свой собственный стиль под названием «русский стиль».
Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.
Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.
Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.
Лишь две картины имеют русскую тематику – остальные рисунки являются «заграничными». Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка».
Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:
Картинка №1 Гном.
Картинка №2 «Старый замок» — изображение старого средневекового замка не сохранилось.
Картинка №3 «Тюильрийский сад» — на этой картине был изображён сад во дворце Тюильри (Париж). Прекрасная погода, нянечки гуляют с детьми. Картина тоже не сохранилась.
Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась.
Картинка №5 «Балет невылупившихся птенцов». В принципе, это не столько картина, сколько эскиз к балетным костюмам для танца птенцов канарейки (трёхчастная форма).
Картинка №6 «Два еврея: богатый и бедный». У Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке»:
и «Бедный еврей»: Оба еврея — польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.
Картинка №7 «Лиможский рынок» (Франция): рыночный шум, галдёж, сплетни, суета. Картина тоже не сохранилась.
Картинка №8 «Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке». На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.
Картинка №9 «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга). У Гартмана – всего лишь эскиз часов. У Мусоргского – образ «нечистой силы».
Картинка №10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.
Лично я познакомилась с «Картинками» в десятилетнем возрасте: мама купила пластинку с записью игры Святослава Рихтера. Впечатление было настолько ярким, что я долгие годы буквально мечтала хоть одним глазком взглянуть на те картинки, которые вдохновили Мусоргского на создание этого чуда.
Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!
К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.
Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.
Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.
Однако, цикл был написан именно для фортепиано! Не знаю, как кому, но лично мне именно этот вариант нравится больше всего. Причём, я никогда не думала, что исполнение Рихтера может когда-либо отодвинуться для меня на второй план, не представляла себе исполнителя, который мог бы в этом шедевре «переиграть» самого Святослава Рихтера!
Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.
Предлагаю вам получить удовольствие от знакомства с этой «жемчужиной» русского фортепианного наследия, да ещё и в совершенно замечательном варианте исполнения:
Об авторе Татьяна Зильберт
Очень рада, что вас заинтересовал мой блог. Я педагог-музыкант с 30-летним опытом работы. Хочу помочь родителям и учителям Детских Музыкальных Школ в воспитании и развитии детей через музыку.
Источник
напишите названия и о чём кажадая из 7 картин Гартмана про которые Мусоргский написал сюиту «картинки с выставки
В феврале — марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий; Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 вспоминал работы Гартмана:
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно.
№ 1 – «Гном» — Рисунок Гартмана изображал елочную игрушку: щипцы для колки орехов в виде маленького гнома.
№ 2 – «Старый замок» — Гартман, как известно, путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать масштаб, художник изобразил на его фоне певца — трубадура с лютней.
№ 3 – «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры» ) — Сад Тюильри — это место в центре Парижа.
№ 4 — «Быдло» — это польская телега на огромных колесах, запряженная волами.
№ 5 — «Балет невылупившихся птенцов» — рисунок — эскиз костюмов для персонажей балета Г. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 г .
№ 6 – «Два еврея, богатый и бедный» — Гартман подарил композитору два своих рисунка, сделанных, когда художник был в Польше: «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир» .
№ 7 – «Лимож. Рынок» («Большая новость» )
№ 8 — «Катакомбы (Римская гробница) . С мертвыми на мертвом языке» — Рисунок Гартмана — один из немногих сохранившихся. На нем изображен сам художник со своим спутником и еще одним человеком, который их сопровождает, освещая путь фонарем. Кругом стеллажи с черепами.
№ 9 — «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга» ) — Рисунок Гартмана изображал часы в виде избушки бабы-яги на курьих ножках
№ 10 — «Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве» ) — эскиз Гартмана для городских ворот в Киеве, которые должны были быть установлены в ознаменование того, что императору Александру II удалось избежать смерти во время покушения на него 4 апреля 1866 года
Поводом для создания «Картинок с выставки» послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора В. А. Гартмана, которая была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Стасов откликнулся на смерть В. Гартмана статьей «Нынешнее искусство в Европе. Художественные заметки о всемирной выставке 1873 г . в Вене» . В ней содержится, пожалуй, наиболее глубокая характеристика творчества этого мастера: «Не в одной России понимали самобытный талант Гартмана и сочувствовали новизне и свежести идей этого молодого художника: в Вене он также нашел достойных ценителей. Когда пришли туда рисунки Гартмана и их распаковали перед комиссией архитекторов, то эти последние с первого взгляда пришли в настоящий восторг и от мастерства рисовальщика (Гартман был одним из превосходнейших акварелистов, каких мне только случалось встречать) , и от новизны и богатства фантазии его» .
Из тех работ художника, по которым написаны «Картинки» Мусоргского, известны всего шесть.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
я только «гнома» помню, «быдло»- там здоровая орба двухколесная с волами, «бабу ягу» — стариные часы, в виде совы чтоли. и «катакомбы»- там Гартман сам себя нарисовал, их осматривающим.
а еще «Киевские ворота» (которые в виде шлема)
Тюильри или как там- это играющие в парке дети, ссора.
Лиможский рынок-соответственно рынок
все ХР выдохлась =)
Точно не помню, нам на 3-ем курсе на паре илюстрации показывали.
1-ая »Гном» (гном за воротами стоит)
2-ая »Замок»
3-яя »Сорющиеся дети»
4-ая »Быдло» (старая повозка, и вроде виселици были)
5-ая »Балет невылупившихся птенцов» (танцуют в шкарлупе)
6-ая »Два еврея» (портрет багатого и бедного)
7-ая »Катакомбы. Римская гробница» (силуэты людей в пещере)
8-ая — эскиз, стиль XIV века (часы были вроде)
9-ая — эскиз к проэкту ворот в Киеве
Источник