Фонтан как символ в искусстве: Прощай, фонтан слез! Да здравствует, источник радости!
Фонтаны некрасивыми не бывают. Для людей Древнего мира , цивилизаций Средиземноморья и Азии это гидравлическое устройство было жизненно важным. И бедные , и богатые равно нуждались в воде и все потянулись к источнику… Художники не обделили декорированный источник своим вниманием и он занял свое место среди живописных кодов. Попробуем расшифровать тайные знаки прошлого и их трансформацию. Итак , знакомый всем фонтан , как символ в живописи.
Строгая вертикаль рукомойника
Преемница римской империи — Византия передала христианству это благо древней цивилизации в виде многозначного символа. Прежде всего , для омовения рук священники перед службой использовали специальный рукомойник , который называется лавабо. Это приспособление в католических монастырях чаще всего имело форму фонтана.
Поскольку церкви была необходима жесткая организационная вертикаль , то неудивительно , что в иконописном искусстве появился мотив многоярусного фонтана , объединяющего церковь и общество. Верхний ярус , как правило , символизировал идею Бога , даровавшего святую воду — животворную для христианского общества.
Подобное представление о мироустройстве отразилось на алтарном полотне « Фонтан грации и триумф Экклесии» работы последователя Ван-Эйка.
Символ купели в виде фонтана , как места для крещения ( баптистерия) и в то же время Рая впервые появился в V веке в иллюминированных манускриптах и позже в настенных росписях.
Как правило , это фонтан шестигранной структуры , накрытый куполом. Колонны на переднем плане представляют четырех Евангелистов , от которых берет силу слово Господа и четыре потока Рая , символизирующих поток Божьей благодати даруемой всем. ( Иллюстрации к Библии эпохи Каролингов , заказанной для увековечивания крещения сына Карла Великого в 781 , а также в Евангелии из монастыря Св. Медарда в Суассоне).
Раннехристианский ( часто встречающийся в катакомбах) сюжет — Святые Петр и Павел и два голубя у фонтана , символизирующие души , пьют из источника живой воды в раю. ( Мавзолей Галлы Плацидии. Вторая четверть V века. Равенна).
Кровь, однако ж, не водица
Идея жертвенности Христа своеобразно трансформировалась в Западной живописи , правда , и тут она достигла вершин изощренности. Как это можно видеть на центральной картине Гентского алтаря ( «Поклонение мистическому агнцу»), завершенной в 1432 году Яном Ван Эйком.
Агнец , символизирующий Христа , стоит на жертвенном алтаре , а из его ран течет кровь , наполняющая Фонтан жизни , символ христианской веры , с надписью: «Это источник воды жизни , исходящий от престола Бога и Агнца». Вода из нижней части фонтана выливается в русло , уложенное драгоценными камнями и стекает в направлении алтаря.
Аналогичный сюжет присутствует в миниатюре Книги часов , вероятно рисованной в Генте в конце XV столетия.
В дальнейшем эта тема успешно прижилась в испанской культуре , приверженной кровавым религиозным традициям , как , например , на этой мексиканской иконе XVIII века из Бруклинского музея.
Сердце Райского сада
Жарким днем , пожалуй , не найти лучшего места для отдыха , чем у прохладной водицы в тени деревьев. Настоящий райский уголок. Именно поэтому уже в садах раннего Средневековья фонтан стал фактически необходимым атрибутом , символом Эдемского сада и романтической любви.
Монастырский двор , обычно квадратный , делился узкими дорожками на четыре квадратные части крестообразно ( что имело символическое значение). В центре , на пересечении дорожек , полагалось быть колодцу или фонтану , в общем , небольшому водоему , который , кроме того , что символизировал чистоту веры и неиссякаемую благодать служил по назначению — снабжал водой. И в этой связи нельзя не вспомнить библейскую историю о Вирсавии ( Батсебе).
Сюжет о красавице , которую царь Давид увел от мужа — военачальника Урии и ставшая матерью царя Соломона — один из любимейших в изобразительном искусстве , начиная с иллюстраций вв. В этом случае красавица не столько совершает омовение , сколько эта гигиеническая процедура в купели отождествляется с крещением. Батсеба нередко символизирует Непорочную , а царь Давид — Господа и супруга стремится очиститься перед встречей с возлюбленным.
Живоносный источник
Популярный мотив православных икон — Богоматерь с младенцем в фонтане , из которого выливается вода. ( Живоносный источник. Монастырь Зоодоху Пиги , о. Корфу). Традиция происходит от источника близ Константинополя , где проявилась чудодейственная благодать Божьей матери. В то же время , Живоносным источником называют саму Богородицу.
Следует учесть , что источник Пресвятой Девы — реально существует на Святой Земле , в Назарете , где происходили ключевые библейские события: Благовещение. Дело в том , что вода в этом месте поступает из двух цистерн , наполняющихся весной и осенью. Эта система существует с древности и вполне могла помнить Пресвятую Деву. Неудивительно , что фонтан оказался связан с Благовещеньем Пресвятой Богородицы , весенним праздником расцветающей природы и полноводных потоков. Именно поэтому зачатие Христа связано с весной и вешними водами и , опять таки , фонтаном. Изображение эстетизированного источника воды на картинах трактуется не только как символ нарождающейся жизни , но и как проявляющейся Веры.
В погоне за вечной молодостью
Фонтаны Италии , конечно , заслуживают отдельного разговора. Эти архитектурные шедевры совершенно не разделяли сумрачный настрой адептов христианства , призывающих к ограничениям и воздержанности. Фонтаны ренессанса и барокко переполняет языческая радость , а обращение к античности и вовсе свидетельство об иных идеалах и ценностях.
Идея фонтана ( верней , источника) вечной молодости, ( он же фонтан живой воды) приобрела особую популярность в позднем средевековье и к религии этот сюжет уже не имеет никакого значения. ( Во внутреннем мире человека особое место начала завоевывать эротика , к тому же , если учесть сложные отношения средневекового общества с гигиеной тела). Это чудо искали все: от Геродота до Александра Македонского.
Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой.
Неудивительно , что Лукас Кранах Старший ( 1472−1553) картину « Фонтан вечной юности» ( 1546) рисовал в 74 года. Увы , зима жизни — нелегкое испытание. И совершенно очевидно , что к религии этот сюжет уже не имеет никакого отношения: пожилые люди , кто самостоятельно , а некоторых приносят , погружаются в бассейн. Через некоторое время они выходят уже молодыми , достаточно модно одетыми и прекрасно проводят время. Как никак , у Иеронимуса Босха парк с фонтаном уже символизировал сладострастие и плотское наслаждение ( «Сад земных наслаждений», «Путник»; 1500−1510), хотя над этими человеческими слабостями еще довлело предчувствие Страшного Суда.
Путти, оживляющий воду
Картина Тициана « Любовь земная и небесная» ( 1514), привлекающая внимание прежде всего , изображенными красавицами , на самом деле полна загадок. Фонтан на полотне и вовсе оказывается саркофагом , правда Купидон своей ручкой оживляет мертвую воду. Изображения фонтана и большого дерева имеют множественные значения. Для кого-то это чистая река « Воды жизни» и Древо жизни , дающее листья « для исцеления народов» ( Книга Бытия , Откровения Иоанна Богослова). Для кого-то — Древо жизни , и Вода жизни ассоциируются с таинствами Церкви — крещением и Евхаристией. В этом случае жест руки путти , перемешивающего воду в фонтане , порой связывают с ритуалом крещения , в частности с освящением воды купели.
О времена, о нравы…
Дадаистов тошнило от изысканных символистов , реалистов , и прочих любителей красивостей , отражающих томный мир с волоокими девами , гуляющими по роскошным садам и паркам и мечтательно заглядывающимися на свое отражение в воде. Очевидно , это и подтолкнуло Марселя Дюшана предложить свой вариант источника — и радости , и жизни , и вечной молодости.
На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием « Фонтан». Ироничное название этого объекта придавало ему статус « произведения искусства».
Нынче этот реди-мейд ( предмет , который становится предметом искусства потому , что художник объявляет его таковым) почитают как важную веху направления искусства XX века , а британские специалисты признали его величайшим произведением своей эпохи.
Традицию продолжил Брюс Науман , представив различные вариации все того же фонтана и самая популярная из них — «Автопортрет в виде фонтана». Обыгрывая среди прочего шедевр Дюшана. И в данном случае реди-мэйд — сам человек. Он дал свой ответ на вопрос: что делает художника художником?
Источник
Модульные картины Фонтаны
Вода – источник жизни, а ее изображения в интерьере ассоциируются со свежестью, движением, энергией. Бьющие вверх струи фонтанов или стекающие по камням ручьи способны наполнить окружающую обстановку ощущением радости и настроить на позитивный лад.
Дизайнеры рекомендуют повесить модульные картины с фонтанами на стену в гостиную или холл. Фотография фонтана на фоне тропической природы удачно дополнит окружение современного стиля, античные или английские фонтаны будут уместны в классическом или средиземноморском интерьере. Рисунки небольшими фонтанчиками в прибрежных французских городках украсят стиль прованс. Фонтаны с лестницами расширят перспективу, визуально увеличив пространство.
Компания «Уютная стена» предлагает заказать и купить модульные картины «Фонтаны» любых размеров. Печать выполняется по латексной технологии. Цены рассчитываются в соответствии с габаритами и числом модулей.
4,9 Яндекс 99 отзывов
Сайт разработан, поддерживается
и продвигается в студии NIRIS
Источник