Камеронова галерея висячий сад

Камеронова галерея

Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота ее нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты.

Стены первого этажа галереи прорезаны трехчастными оконными проемами, простенки между которыми выложены грубо обработанным пудостским камнем. Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями. Отступив от принятых пропорций в соотношении высоты колонн и интервалов между ними, Ч. Камерон несколько увеличил последние, придав колоннаде особые легкость и грацию. Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают ему совершенную прозрачность. Сопоставление мощных аркад нижнего и легкого верхнего этажей определяет художественный образ Камероновой галереи, воплощающий философскую идею извечного контраста бытия. Благодаря сплошным огромным окнам-дверям верхний этаж галереи кажется совершенно прозрачным.

Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают ему совершенную прозрачность. Сопоставление мощных аркад нижнего и легкого верхнего этажей определяет художественный образ Камероновой галереи, воплощающий философскую идею извечных контрастов бытия.

Архитектор несколько раз повторил мотив четырехколонных портиков: у двух основных входов — с восточной и западной сторон они поддерживают фронтоны колоннады, а на вытянутых в длину северных и южных фасадах повторены с декоративной целью. Фриз и карниз, опоясывающие галерею, трактованы в строгой классической традиции: фриз украшен изящными венками, карниз — львиными масками.

Для отделки первого этажа галереи, так же как и для Холодной бани, Пандуса и Висячего сада, Ч. Камерон использовал пудостский камень, добывавшийся в окрестностях Санкт-Петербурга, в селе Пудость; этот материал напомнил ему своим цветом и фактурой «обветренные» камни античности.

Строительство галереи началось в 1784 году: в марте архитектор подал в Контору строений Царского Села ее план и модель. Эти документы не сохранились: чертежи вернули архитектору для ведения строительных работ, а после его смерти вдова Ч. Камерона уехала в Англию и увезла с собой весь семейный архив. С тех пор его следы теряются. Условия договора закреплялись залогом подрядчика: Кеза отдавал под залог свой каменный дом в Санкт-Петербурге до тех пор, пока строительство не будет завершено и принято высокими заказчиками.

В период строительства Камероновой галереи изменения были внесены только при создании лестницы, ведущей на второй этаж. В первоначальном проекте лестница поднималась из парка лишь до помещений первого яруса; два верхних марша, ведущие на колоннаду, были добавлены позднее по распоряжению Екатерины II: таким образом, спроектированные Камероном лестничные марши соединили нижний этаж с колоннадой. Изменения, внесенные в проект лестницы, повлекли за собой изменения в рисунке решетки галереи. По первоначальному замыслу предполагалось украсить галерею железной решеткой с позолотой; новая решетка, сохранившаяся до наших дней, была выкрашена в белый цвет. Она огибает колоннаду и спускается вниз по лестничным маршам. Камерон с гениальной простотой решил монументальную лестницу и украсил ее боковые устои двумя колоссальными статуями Геркулеса и Флоры, отлитыми из бронзы.

Читайте также:  Сад лилии ленорман сочетание

В марте 1787 года строительство Камероновой галереи, которым руководил архитектор царскосельской Конторы строений И. В. Неелов, было закончено. Верхний ее ярус и по сей день остается таким, как два века назад. Перепланировке подверглись лишь помещения первого этажа, использовавшиеся под жилые комнаты для придворных дам и фрейлин (в настоящее время в них размещаются временные выставки). Колоннада служила своеобразным бельведером: с нее открывается великолепный вид на Большой пруд и пейзажный парк, а некогда и на более отдаленные окрестности. Галерея доминирует над парком, и ее колоннада видна издалека.

В 1780–1790 годах на галерее установили бронзовые бюсты, выполненные в литейной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств, — уникальное скульптурное собрание, сохранившееся на своем историческом месте, избранном для него Екатериной II, до наших дней.

Императрица часто прогуливалась на галерее, говорила, что «любит ее», и часто восхищалась открывающимися с нее видами. В одиночестве, в окружении бюстов великих предшественников она размышляла над судьбами мира. Скульптурная коллекция, украсившая Камеронову галерею по воле Екатерины II, воплощает продуманную идеологическую программу и составляет единый цикл, отражающий мировоззрение великой императрицы.

С 1788 года императрица вместе со своим секретарем А. В. Храповицким расставляла на колоннаде и на южном фасаде Холодной бани бронзовые копии знаменитых антиков — портретные бюсты великих писателей и философов древности, мифологических и исторических героев. Выражая в подборе исторических персонажей свои взгляды, подобно английским аристократам первой половины XVIII века, она включила в свою скульптурную галерею изображения богини Юноны, Платона, Гомера, Овидия, Сенеки, Цицерона и Демосфена. Отнюдь не случайно в числе первых был установлен бюст Сенеки. Древнеримскому философу и драматургу, полагавшему, что при справедливом правителе, носителе разума, монархия может быть залогом благоденствия государства, принадлежит выражение «Только мудрец умеет быть царем», которое любила повторять Екатерина II.

Летом 1790 года, когда в Санкт-Петербурге и Царском Селе слышна была «ужасная канонада» шведов, грозивших захватом русской столицы, а в России «сеяла заразу французскую» книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», на галерее появился бюст Ахилла (так считали в то время; лишь позднее он был атрибутирован как Арес) — любимого героя Александра Македонского, с которым Екатерина II чувствовала внутреннее родство. Александр — «завоеватель мира» — отличался безрассудной смелостью, вспыльчивостью, упрямством и безмерным честолюбием. Смелость, решительность, честолюбие определяли и характер русской императрицы.

Читайте также:  График распределения в сады

В 1791 году Екатерина II заказывает бюст Цезаря — великого полководца и усмирителя галлов. Считая, что Франция в результате революционных событий может превратиться в полудикую страну, императрица предсказывала появление «нового Цезаря», который образумит «галлов». Не случайно в том же году Камеронову галерею украсили бюсты Геркулеса и победителя тьмы Аполлона, а также портреты «носителей света» — философов, ораторов, поэтов и писателей.

Наряду с «Минервой», «Аяксом», «Меркурием», образцы для которых были взяты из царскосельского Концертного зала, Екатерина II лично утвердила для отливки в меди бюсты великих полководцев и мудрых государей, умиротворявших народы: Сципиона Африканского, Германика, Септимия Севера, Марка Аврелия, Веспасиана, Тита. Заказ императрицы был выполнен в 1794 году. Двумя годами ранее из Академии художеств сообщали, что в соответствии с высочайшим пожеланием осталось отлить бюсты Митридата, Весты, Тиберия, Каракаллы и Брута. Однако с этим заказом венценосная заказчица не спешила и вскоре отказалась от повторения портретов не симпатичных ей Тиберия и Каракаллы и заказала бюсты понтийского царя Митридата и Брута (дань давним республиканским пристрастиям). Когда же 21 января 1793 года, после получения известий о казне французского короля, Екатерина II окончательно отвергла идею всеобщего братства, произнеся слова «Равенство — чудовище», Брут был изгнан с Камероновой галереи. Наконец, в июне 1793 года императрица приказала прислать для своего выбора реестр «лучших бюстов», достойных отливки для установки на ее колоннаде, и поместила в свой Пантеон бюст М. В. Ломоносова. Так собрание бронзовых кумиров Екатерины II пришло к логическому завершению.

Источник

Висячий сад. Пандус

kotov_visyahie_sady2

Висячие сады — одно из семи чудес света, появление которого связывают с героиней древних мифов Семирамидой. Ее историческим прототипом была единолично правящая ассирийская царица Шаммурамат. Семирамиде в мифах присущи такие качества, как коварство, властность, мужество, изворотливость ума. В мифах она убивает супруга, чтобы получить власть, чем вызывает ненависть родного сына, неоднократно пытающегося ее убить.

Как известно, Екатерина Великая была страстной любительницей античности. Висячий сад в Царском Селе появился, когда императрица пожелала видеть в своей резиденции здание, своим видом повторяющее античные постройки. Нельзя не отметить некоторые сходства в биографии Екатерины II и жизни мифической Семирамиды. Трагическая гибель ее супруга императора Петра III, свергнутого Екатериной, случившаяся вскоре после осуществленного ею дворцового переворота, темным пятном легла на все время ее царствования. Сын императрицы Павел, занявший российский престол после смерти матери, винил ее в смерти отца.

Читайте также:  Любимые цветы моего сада

Устройство сада

Создавался этот Висячий сад в Царском Селе Камероном, которого привела в Россию такая же сильная любовь к античной архитектуре, как у его царственной нанимательницы. До своего приезда в Россию Камерон провел несколько лет в Риме, где по книге великого зодчего эпохи Возрождения Палладио изучал римские термы. Их архитектурный аналог в свое время и появился в Царском Селе, частью которого и стал Висячий сад. Эта терраса держится на мощных сводах, подпирают которые не менее мощные пилоны. Прежде чем разбить сад, на террасе выстелили гидроизоляционный слой из свинца, поверх него была насыпана почва, подходящая по составу и свойствам для выращивания сирени, яблонь, жасмина, роз, пионов, тюльпанов и нарциссов.

kotov_pandus_kameronova_galereya2kotov_pandus_kameronova_galereya

По бокам сад ограничивался не сохранившейся на сегодняшний день балюстрадой из доломита, добывавшегося на острове Эзель. Уже в начале XIX столетия ее заменили выкрашенной в белый цвет деревянной балюстрадой, так как прежняя сильно обветшала. Спустя пять лет сад расширили в связи со строительством Пандуса. Это был последний проект Камерона при жизни Екатерины II. В 1792 году императрица изъявила желание, чтобы был построен спуск, по которому можно было прямо из Висячего сада попасть в остальную часть Екатерининского парка. Архитектор предложил не строить снова лестницу, которая уже была в Камероновой галерее, а сделать пологий спуск (пандус). Для устроения Висячего сада на высоте второго этажа была построена терраса между Камероновой галерей, Агатовыми комнатами и Зубовским флигелем.

Архитектурные особенности пандуса

Пандус образуется на семи постепенно понижающихся сводах и трех пилонах. Над замковыми камнями сводов высечены маски древних богов: Юноны, Юпитера, Минервы, Меркурия и Марса. Через два года строительство Пандуса было завершено, руководил все время процессом архитектор И. Неелов, помощник Камерона. По обеим сторонам спуска установлены бронзовые статуи муз: Мельпомены, Каллиопы, Эвтерпы, Терпсихоры, Полигимнии и других. Поэтому в XVIII веке пандус называли лестницей богов. Внизу, у входа, стояли две огромные бронзовые вазы.

При императоре Павле бронзовые статуи были вывезены в Павловск, а вернул их на свое прежнее место любимый внук императрицы Александр I. В конце строительства на пандусе были установлены решетчатые железные ворота, простоявшие до середины XIX столетия. В 1811 году Пандус передвигали в связи с построением вблизи Висячего сада Гранитной террасы. Рядом с Гранитной террасой шла широкая прямая аллея, которая сегодня называется Рамповой. Цель такого передвижения — совмещение направления Пандуса с направлением Висячей аллеи. Во второй половине XIX века Александр II распорядился заменить ворота Камерона новыми воротами, которые и сохранились до наших дней.

Редакция сайта Пушкин.спб.ру

Источник

Оцените статью