Каково_назначение_леса_защитных_полос

96. Государственные защитные лесные полосы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСНЫЕ ПОЛОСЫ- система защитных лесных полос, созданных для улучшения гидрологических и климатических условий местности; защиты посевов сельскохозяйственных культур от засух, суховеев и пыльных бурь; предотвращения заносов крупных дорог песком и снегом; охраны рек и водоемов от заиления и загрязнения и т. п. Имеют большое рекреационное значение. Заложенные в комплексе с полезащитными лесными полосами и насаждениями др. видов, государственные защитные лесные полосы представляют собой одно из звеньев в общей системе защитных лесных насаждений страны. Они расположены на специально отведенных лесному ведомству землях и относятся к лесам первой группы. В 1949 г., в соответствии с Постановлением СМ СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г., было заложено 8 государственных защитных лесных полос: 4 на водоразделах рек (Пенза — Каменск, Камышин — Волгоград, Чапаевск — Владимировка, Волгоград -Элиста — Черкесск) и 4 по берегам рек Урала (гора Вишневая — Каспийское море), Волги (Саратов — Астрахань), Дона (Воронеж — Ростов-на-Дону) и Северского Донца (Белгород — Дон). На водоразделах полосы шириной 780-1140 м состоят из 3-4 лент шириной 60 м с межполосными пространствами по 300 м, приречные — из одной ленты шириной 30-100 м с каждой стороны реки. Полосы по берегам р. Урал состоят из трех лент шириной 60 м каждая, межполосное пространство -100-200 м. Протяженность государственных защитных лесных полос — от 250 до 1080 км, площадь — от 3 до 27 тыс. га. В последующие несколько лет государственные защитные лесные полосы закладывали в степных районах Западной Сибири (Новосибирской, Омской областях), в Алтайском крае, Закавказье и Средней Азии. Кроме того, в Омской, Волгоградской областях и Калмыкии часть государственных защитных лесных полос создавали вдоль автодорог республиканского и областного значения с целью защиты их от снежных заносов и пыльных бурь. Водораздельные лесные полосы состояли из одной ленты шириной 40-60 м, приречные и вдоль автомобильных дорог — из одной ленты шириной 30-100 м с каждой стороны реки или дороги. К 1975 г. общая протяженность государственных защитных лесных полос составила около 12 тыс. км, площадь лесных насаждений- около 132 тыс. га.

Государственные защитные лесные полосы создавали по специальным проектам из наиболее ценных и устойчивых в данных почвенно-климатических условиях деревьев и кустарников. В качестве главной породы использовали дуб черешчатый, сосну обыкновенную, березу повислую, лиственницу сибирскую, ясень зеленый, робинию лжеакацию, вяз приземистый; из сопутствующих — вяз обыкновенный, клены ясенелистный, татарский, полевой и остролистный; из кустарников — жимолость татарскую, бузину красную, скумпию, смородину золотистую, иргу, облепиху и др. На опушках сажали также яблоню сибирскую и грушу лесную. За посадками и посевами осуществляли своевременные агротехнические и лесоводственные уходы. Насаждения государственных защитных лесных полос служат уникальными объектами для изучения способов степного лесоразведения в трудных почвенно-климатических условиях, особенностей существования искусственно созданных лесных биогеоценозов, их пространственного влияния. Накоплен богатый опыт по технологии выращивания широкополосных защитных лесных насаждений, подбору и мелиоративному смешению пород, подготовке почвы и уходу за посадками разного возраста в лесной, степной и полупустынной зонах. Выявлены существенные ландшафтос-табилизирующие и водоохранные функции государственных защитных лесных полос. В них сформировались биогеоценозы, состоящие из более чем трех десятков пород деревьев и кустарников с многочисленной фауной.Государственные защитные лесные полосы регулируют углеродный баланс (см.Парниковый эффект) в приземном слое атмосферы, положительно влияют на структуру почвы, понижают уровни залегания солевых горизонтов, увеличивают содержание гумуса, улучшают др. водно-физические свойства почвы. Государственные защитные лесные полосы являются важной составной частью экологического каркаса территории и обладают высокой рекреационной привлекательностью.

Читайте также:  Лесные_ягоды_перекрученные_варенье

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

93. Защитные лесные насаждения вдоль железных и автомобильных дорог: виды, назначение, размещение, ширина и конструктивные особенности.

Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог предназначены для обеспечения защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии, для ограждения движущегося транспорта от неблагоприятных аэродинамических воздействий, для снижения уровня шума, выполнения санитарно-гигиенических, оздоровительных и эстетических функций, для предотвращения загрязнения окружающей среды продуктами деятельности транспорта.

Ведение лесного хозяйства на выделенных вдоль железных и автомобильных дорог полосах лесов осуществляют предприятия лесного хозяйства и другие организации, за которыми закреплены эти леса. Ширина защитных полос лесов вдоль железных дорог должна быть не менее 500 м с каждой стороны дороги. Ширина защитных полос лесов вдоль автомобильных дорог должна составлять не менее 250 м с каждой стороны дороги. Допускается уменьшение ширины защитных полос лесов не более чем на 50 м при наличии на местности естественных или искусственных рубежей.

Специально закладываемые лесные полосы вдоль железных дорог размещают на расстоянии не менее 15—20 м от оси крайнего пути. Насаждения могут быть однополоеные и многополосные, конструкция их непродуваемая, иногда ажурная. Ширина одной полосы 10—25 м, число рядов обычно 2—7, ширина межполосных пространств 20—70 м (крайний с внеш. стороны межполосный интервал проектируют более широким для отложения осн. массы снега). Ширина полосы земли (25—150 м), отводимая под лесные полосы вдоль железных дорог, зависит от объёма снега, приносимого на 1 погонный метр пути. При ширине отводимой земли до 25 м создают одну лесную полосу, до 25 м и более — многополосные насаждения.

Л. н. вдоль железных дорог ограждают их от снежных и песчаных заносов, закрепляют крутые склоны, размываемые откосы, снижают скорость сильных ветров, ограждают ж.-д. пути от скота. Снегозадерживающие З. л. н. проектируют в зависимости от вычисленного объёма снега, приносимого к каждой стороне железной дороги, и обычно создают с обеих её сторон. Они состоят из широкой или нескольких узких параллельных полос. Пескоукрепительные З. л. н. вдоль железных дорог закладывают в виде системы полос из деревьев и кустарников в сочетании с посевом трав. Почвоукрепительные З. л. н. имеют вид куртин, полос, участков и т.д., их обычно создают в сочетании с водоотводящими канавами. В местах, продуваемых сильными боковыми и встречными ветрами, создают ветроломные З. л. н., значительно снижающие скорость ветра в зоне движения поездов, их делают по типу снегозадерживающих. Оградительные З. л. н. закладывают из наклонно посаженных ивовых кольев, образующих живой решётчатый забор, не проходимый для скота.

Читайте также:  Брусника_салон_красоты_телефон

З. л. н. вдоль автомобильных дорог, защищающие дороги от снежных заносов, состоят из одной или двух узких 4—6-рядных полос, удалённых от дороги на 20—80 м (в зависимости от объема переносимого снега).

Вдоль автомобильных дорог лесные полосы создают на расстоянии 15—70 м от бровки полотна дороги, ширина их 4—22 м (число рядов обычно 2—4, на дорогах местного значения однорядные посадки). Используют газоустойчивые породы.

Придорожные л. п. выращивают из наиболее устойчивых для зоны, долговечных, с густой кроной пород, выдерживающих снеголом. В рекомендуемый ассортимент входят ель, лиственница, дуб, клён, липа, гледичия и др. Закладывают полосы саженцами. По сравнению с заграждениями др. видов (заборы, щиты) П. л. п. более надёжны, долговечны и экономичны.

Источник

ЛЕСНЫЕ ПОЛОСЫ. ЗАЧЕМ ИХ СОЗДАВАЛИ?

Ветрозащитные лесные полосы высаживались ещё в бытность Советского Союза, в период с 1946 по 1956 годы. У этих рукотворных созданий несколько функций – не только обозначение границ полей, но прежде всего защитная система для борьбы с ветровой эрозией почвы. Немаловажно значение лесополос и в деле снегозадержания, вследствие которого происходит большее накопление влаги в почве, необходимой весной и летом – в период вегетации растений. В нашей сельскохозяйственной зоне фактор накопления и сохранения влаги всегда являлся ключевым. Нынешнее лето ещё раз это доказало.

Ветрозащитные лесные полосы высаживались ещё в бытность Советского Союза, в период с 1946 по 1956 годы. У этих рукотворных созданий несколько функций – не только обозначение границ полей, но прежде всего защитная система для борьбы с ветровой эрозией почвы. Немаловажно значение лесополос и в деле снегозадержания, вследствие которого происходит большее накопление влаги в почве, необходимой весной и летом – в период вегетации растений. В нашей сельскохозяйственной зоне фактор накопления и сохранения влаги всегда являлся ключевым. Нынешнее лето ещё раз это доказало.

Кроме того, лесополосы играют большую эстетическую роль, являясь прибежищем диких животных, радуя обилием грибов любителей «тихой охоты».

На территории Стерлитамакского района на сегодняшний день произрастают леса четырёх форм собственности и ответственности. Федеральный лесной фонд муниципального района, составляющий 12017 гектаров, представлен двумя участковыми лесничествами — Стерлитамакским и Куганакским.

Ветрозащитные лесные полосы, находящиеся на землях сельскохозяйственного назначения, — 2551 гектар.

Читайте также:  Лист_брусники_фильтр_пакеты

Защитные лесные полосы и насаждения, находящиеся на землях сельскохозяйственного назначения, составляют 3548 га. Они предназначены для защиты от водной эрозии почвы оврагов, уклонов и водных источников.

Ветрозащитные и защитные лесные полосы находятся в границах муниципальных сельских поселений. Всего таких полос в районе 6107 гектаров.

Леса, ветрозащитные и защитные лесные полосы занимают площадь 18 124 га. Согласитесь, это немного для такого громадного района, раскинувшегося на более чем 2 тысячи квадратных километров.

Что же с лесополосами происходит сейчас? Возраст большинства из них 70 и более лет. После 1991 года уходом за ними никто не занимался. Лесополосы за счёт поросли «ушли в поля», стали рассадниками вредных насекомых и болезней, а порой и свалкой мусора для недобросовестных граждан.

Понятно, что работу по прореживанию и кронированию лесополос проводить необходимо. Но в последние годы этот вид деятельности приобрёл массовый и неуправляемый характер. Некоторые предприимчивые люди сделали на этом бизнес, благо, что появились выгодные точки сбыта леса.

Многие задают вопрос: а где же деньги от продажи леса, ведь они не поступали ни в сельсовет, ни в кассу хозяйства-арендатора. Отсюда очевидный вывод: району такой «уход» за лесополосами наносит прямой экономический ущерб.

Если оставить всё как есть, мы можем лишиться большей части ветрозащитных полос и полностью изменить не только внешний вид, но и климатическую обстановку в сторону усиления ветровой эрозии почвы и её иссушения.

В последнее время удалось этот процесс приостановить, началась работа по упорядочению прореживания и омолаживания лесополос, за счёт чего хоть какие-то средства в виде денег или делового леса стали поступать в сельсоветы и хозяйства. Но этого недостаточно, необходимо усилить контроль за состоянием лесных полос со стороны сельсоветов, арендаторов и муниципального контроля, поставить эту работу на постоянную основу.

Широко распространена в районе массовая вырубка леса на дрова недобросовестными жителями, которые пилят в основном берёзу и дуб, делают это ночью или прямо днём в тихих безлюдных уголках района.
Просим неравнодушных граждан не оставаться в стороне от этой проблемы, совместно работать с органами власти и правопорядка по выявлению подобных случаев. Ведь зачастую многие видят, как нечистые на руку люди воруют то, что им не принадлежит, по сути, обкрадывают будущее нашего района, нашу природу, наших детей и внуков.

Сохранение лесного фонда в надлежащем порядке напрямую влияет на эстетическую, экологическую и климатическую обстановку в районе. В природе всё взаимосвязано, и не нужно думать, что всё происходящее нас не коснётся. Прежде всего, создаётся угроза сокращения запасов продуктивной влаги в почве, а это неминуемо приведёт к недоборам урожая. Тем более, если хозяйство не применяет при производстве почвовлагозащитные технологии.

Напомним уважаемым сельхозтоваропроизводителям, что сейчас самое время уделить внимание проведению важнейших агротехнических операций на полях, освободившихся после уборки. Речь о распределении соломы и пожнивных остатков прутковыми боронами и химической прополке полей гербицидом сплошного действия. Эта работа вкупе с бережливым, хозяйским отношением к лесным полосам создаст крепкую основу для будущего урожая.

В.БУЛЬЦ,
главный агроном района

Источник

Оцените статью