- Урок по чтению Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин».
- Юрий Коваль «Капитан Клюквин»: краткое содержание какое?
- Коваль Юрий “Капитан Клюквин” Читательский дневник, краткое содержание
- О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
- Сюжет – краткое содержание
- Понравившийся эпизод
- План произведения для пересказа
- Главная мысль
- Чему учит эта книга
- Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
- Новые слова и выражения
- Пословицы к произведению
- Школьное чтиво
Урок по чтению Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин».
— развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы и пересказ; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся; коррегировать и развивать произвольное внимание и логическое мышление; развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических заданий.
— воспитывать любовь и интерес к урокам чтения; бережное отношение к природе;
портрет писателя, карточки с блиц-тестом, учебники 7 кл., фото клеста, карточки с информацией о клесте, аудиозапись с голосами птиц,
карточки с характеристиками клеста (крупные на доске и индивидуальные на партах), фрагменты текста (для каждого ученика),
I. Организационный момент (настрой, готовность. внешний вид)
— Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, и у нас все получится.
II . Проверка домашнего задания
а) Пересказ биографии Ю.И.Коваля
— Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?
— Что вам было задано на дом?
— Что вас заинтересовало в биографии и творчестве Юрия Иосифовича?
— Кто желает рассказать о жизни писателя? (1 ученик пересказывает с опорой на план или самостоятельно).
— Чтобы проверить, насколько внимательно остальные читали биографию писателя, я приготовила вам тест на карточках. Всего 4 вопроса.
1. В каком году родился Ю.И.Коваль?
2. Кем по образованию был Ю.И.Коваль?
а) учитель русского языка, литературы и рисования;
3. Какую известную повесть написал Коваль?
а) «Повесть о настоящем человеке»;
б) «Приключения Васи Куролесова»;
4. В каком году умер Ю.И.Коваль?
III . Актуализация знаний учащихся
— Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, внимательно послушайте логическую задачу:
«К уроку чтения ученикам 7 класса Вере, Оле и Кате было задано прочитать рассказы (названия на доске):
К.Г.Паустовского «Последний черт»
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
Вера прочитала рассказ К.Г.Паустовского «Последний черт» и А.П.Чехова «Хамелеон».
Оля не читала рассказ Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин».
А Катя прочитала рассказы Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
и К.Г.Паустовского «Последний черт».
— Какой рассказ не читали все три девочки? (Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»)
— А мы читали «Капитан Клюквин»?
-Нет, мы сегодня на уроке познакомимся с рассказом Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин». А так как рассказ большой мы познакомимся только с 1 частью.
— По названию, как вы думаете, ребята, о ком пойдет речь?
IV . Работа по теме урока.
а) Подготовка к восприятию произведения.
— Я прочитаю, а вы внимательно послушаете. Обратите внимание на мою интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы. Но перед чтением разберем значение некоторых слов.
V . Словарная работа
— ЖЕРДОЧКА- перекладина в птичьей клетке.
— КЛЮКВА-ягода ярко красного цвета.
— РЕФЛЕКТОР – составная часть антенн, телескопов.
— КОЧЕРЫЖКА – твердый стебель кочана капусты.
— ПРИШПОРИЛ – от слова ШПОРА. Пришпорил, значит подхлестнул, поторопил, вцепился.
— У кого есть шпоры (у петуха, у всадника, чтоб подстегивать лошадь). Пришпорил – значит подхлестнул, поторопил, вцепился.
б) Чтение рассказа учителем и проверка первичного восприятия.
— Кто главный герой рассказа?
— А кто такой клест? Как он выглядит?
— Сейчас об этом нам расскажет ваша одноклассница. (фото клеста)
Клест — птица немного крупнее воробья, с перекрещивающимся клювом. Самцы красные или малиновые, самки зеленоватые, молодые птицы серые.
Клесты часто гнездятся высоко на деревьях в еловых лесах во второй половине зимы, когда шишки раскрываются и семена становятся легко доступны. Песня — громкий щебет и свист. Пойманные клесты очень быстро привыкают к неволе. При хорошем уходе клесты живут в подолгу. Они доставляют много удовольствия, когда наблюдаешь, как ловко они разделывают сосновые и еловые шишки, которые дают им.
— Какого цвета оперение птицы? (красного, кирпичного, клюквенного).
— Обратите внимание на форму клюва птицы. Верхняя и нижняя половинки клюва пересекаются и образуют крест («как 2 кривых ножа»). Эту птицу легко отличают от других именно по необычному клюву.
— Кто-нибудь видел в городе клеста?
— Мы узнали, что клесты могут легко жить в неволе.
— Скажите, ребята, можно ли птиц брать из леса? Трогать яйца в гнездах? Разорять гнезда?
— Где лучше на воле или в неволе?
( аудиозапись – пение птиц)
1) снятие общего напряжения
— А сейчас немножко отдохнем. Сели ровно, спинки прямые. Глаза закрыты. представьте, что вы в лесу. Дует теплый ветерок. вы сидите на поляне и слушаете пение птиц. Наклонили голову назад и представили голубое небо. Наклонились вперед – зеленая травка. Вращаем головой – кругом природа, лес. Вы долго шли – ноги устали. Вытянули их вперед (вращение стопой по и против часовой стрелки).
в) Чтение текста учащимися и анализ произведения.
1. — Почему автор назвал клеста «Клюквин»?
2. — Как вел себя на новом месте клест?
— Каким было пение «Капитана Клюквина»?
3. – Какое любимое занятие было у птицы?
— Скажите, хозяин сразу приручил клеста?
— Найдите строки, как Клюквин стал брать семечки с рук.
V . Закрепление. Работа с текстом.
— Из карточек на доске выбрать слова, которые характеризуют клеста:
— У вас на партах есть такие же карточки. Докажите текстом каждую характеристику птицы. Найдите ключевые слова и подчеркните.
— Еще раз прочитаем, какой же у нас клест?
Дополнительные задания.
Составление плана для пересказа
— Мы разделили рассказ на части. Теперь попробуем выделить главную мысль каждой части и дадим название. Чтоб вам было легче, я уже приготовила варианты названий и картинки-символы для каждой части.
4. Попытка приручить клеста.
Развитие зрительного восприятия и психических процессов
— Посмотрите на доску. Здесь геометрические фигуры с буквами. Ваша задача: запомнить и фигуры и буквы в них. Сначала назовем все фигуры (треугольник, квадрат, ромб, круг, прямоугольник.
— Теперь я называю фигуру, а вы говорите, какая буква в ней была.
— Какое слово получилось? (клест)
— С каким рассказом Ю.И.Коваля мы познакомились на уроке?
— Можно ли сказать, что автор наделил птицу человеческими чертами характера?
VII . Оценивание
VIII . Домашнее задание
Источник
Юрий Коваль «Капитан Клюквин»: краткое содержание какое?
Юрий Коваль. Капитан Клюквин. Краткое содержание для читательского дневника.
Краткое содержание «капитан Клюквин» Юрия Коваля.
Очень поучительный, добрый рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин» повествует о дружбе человека и птице. Человек учился играть на гитаре, а клёст красиво пел. Капитаном Клюквиным клеста хозяин назвал за красивое красное оперение, которое напоминало своим цветом клюкву, а приставка капитан — за воинственный характер.
Краткое содержание «Капитан Клюквин» Юрия Коваля можно написать так:
- Автор покупает на базаре клеста.
- Он придумывает птице имя — Капитан Клюквин.
- Утром хозяин птицы просыпается пораньше, чтобы услышать пение, оно и правда красивое.
- Рассказчик кормит птицу шишками и семечками.
- Однажды он оставляет клетку открытой, чтобы клест мог летать по комнате.
- Птица с интересом наблюдает за рыбами в аквариуме.
- Наступает зима, рассказчик учится играть на гитаре, а клёст ему подпевает.
- Чем лучше получается игра на инструменте, тем красивее поет птица, тем лучше они вместе звучат.
- Гитарист привязывает на свой инструмент шишку, чтобы клёст пел, сидя на гитаре, это сработало.
- С приходом весны Капитан Клюквин все больше хандрит, он весело поет в парке, куда хозяин носит его погулять, но грустит в квартире.
- Рассказчик решает отпустить птицу на волю, предоставив ей право выбора и украшает квартиру всякими вкусностями: шишками, ягодами.
- Птица выбирает волю и улетает, автор теперь играет на гитаре сам.
Источник
Коваль Юрий “Капитан Клюквин” Читательский дневник, краткое содержание
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Автор покупает клеста и держит его дома всю зиму. Но весной, когда клёст заскучал, автор выпускает птицу на волю.
Сюжет – краткое содержание
- Автор покупает клеста в клетке и относит его домой.
- Он кормит клеста семечками и шишками и слушает, как тот поёт.
- Автор начинает учиться играть на гитаре, а клёст подпевает ему.
- Автор мечтает дать концерт в клубе вместе с клестом и учит того садиться на гитару.
- Весной клёст начинает сильно скучать, и автор везёт его в клетке в лес.
- Дома он предлагает клесту выбор: остаться или улететь, – и клёст выбирает свободу и улетает.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод с синичками. Когда автор выставлял клетку на балкон, то клеста дразнили синички, а клёст пытался схватить их через прутья загнутым клювом и злился.
План произведения для пересказа
- Покупка клеста.
- Имя для клеста.
- Песни клеста.
- Игра на гитаре.
- Спор клеста с гитарой.
- Привязанная шишка.
- Клёст на балконе.
- Клёст в Сокольниках.
- Грусть клеста.
- Выбор клеста.
Главная мысль
Дикое животное должно жить в лесу, и как бы хорошо к нему ни относился человек, животное всегда тянет в лес.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить природу, любить птиц и зверей, никогда не приносить домой диких животных. Учит ценить свободу.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ, и больше всего то, что автор не стал неволить клеста, к которому привык. Он решил дать птице свободу выбора. Навесил в доме шишек и вынес клетку на балкон. Клёст посмотрел на шишки, но улетел в лес.
Новые слова и выражения
Гриф – деталь гитары, пластина, вдоль которой протянуты струны.
Колки – деталь гитары, инструмент для натягивания струн.
Корявая игра – некрасивая, какофония.
Пословицы к произведению
Воля птичке дороже золотой клетки.
Степного коня на конюшне не удержишь.
Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.
Безвольный, что бездольный.
Источник
Школьное чтиво
Главная мысль рассказа «Капитан Клюквин»
Даже птичка больше всего свободу ценит.
Чему учит рассказ «Капитан Клюквин»
Рассказ учит любить природу, любить птиц и зверей.
Отзыв на рассказ «Капитан Клюквин»
Мне очень понравился этот милый рассказ про клеста, которому нравилась игра на гитаре. Но когда автор предоставил птичке выбор, теплый дом и изобилие шишек, или свобода и лес, клест выбрал свободу.
Пословицы к рассказу «Капитан Клюквин»
Воля птичке дороже золотой клетки.
Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.
Белый свет на волю дан.
Безвольный, что бездольный.
Степного коня на конюшне не удержишь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Капитан Клюквин»
На птичьем рынке автор купил клеста. Он отнес клеста домой и поставил клетку на окно. Автор наблюдал, как клест своим крестообразным клювом щелкает семечки.
Он решает дать клесту имя и останавливается на прозвище Капитан Клюквин.
Утром автор слышит цоканье клеста. Песня птицы сперва кажется автору скучной, но потом клест входит в раж и его песня звучит красиво и сильно. Автор с удовольствием слушает пение птицы.
Была осень, все было уныло и только пение клеста веселило автора. Клюквин обладал гордым характером и отказывался брать семечки из рук.
Однажды автор забыл закрыть клетку и клест вылетел. Он сел на крышку аквариума, посмотрел на рыбок и постучал по стеклу клювом. Потом полетел в окно, ударился о стекло и упал.
В феврале автор купил гитару и стал разучивать сложную мелодию. Пока автор играл плохо, клест на него ругался и свистел. Но когда автор выучил мелодию, клест стал подпевать, да так хорошо, что автор стал подумывать о том, чтобы выступить с клестом на концерте.
Автор привязал к грифу шишку и стал учить клеста садится прямо на гриф гитары.
В марте он стал выносить клетку на балкон и там клеста дразнили синицы. Клюквин пытался их хватать через прутья клетки, но потом стал все больше грустить. Даже шишки уже не привлекали его.
Автор свозил клеста в Сокольники и в парке клест оживился и громко запел. А дома на него вновь напала хандра. Автор решил, что клеста придется отпустить.
Он развесил по дому шишки и кисти рябин, потом вынес клетку на балкон и открыл дверцу. Клест вышел из клетки и полетел в сторону леса.
Все лето автор развешивал шишки и играл на гитаре, ожидая возвращение клеста.
Источник