ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ
Овощные культуры — это травянистые растения, выращиваемые для получения кочанов, корнеплодов, луковиц, листьев, плодов. Возделывают 120 видов овощных растений. Наиболее распространенные из них принадлежат к 10 семействам: крестоцветные — капуста, брюква, репа, редис, редька, хрен, кресс-салат; зонтичные—морковь, петрушка, пастернак, сельдерей, укроп; тыквенные— огурец, тыква, дыня, арбуз; пасленовые— томат, перец, баклажан, физалис; бобовые— горох, фасоль, бобы; лилейные—лук, чеснок, спаржа; сложноцветные — салат, цикорий, артишок, эстрагон; маревые — свекла, шпинат; гречишные — ревень, щавель; злаковые — кукуруза.
Различают однолетние, двулетние и многолетние овощные культуры.
Однолетники заканчивают жизненный цикл (от семени до семени) в один год. Среди них растения семейства пасленовых, бобовых и тыквенных, а также редис, укроп, салат, шпинат, пекинская и цветная капуста.
Двулетники в первый год жизни образуют вегетативные органы—луковицы, корнеплоды, кочаны и т. д., а во второй — семена. К ним относятся: лук репчатый и порей, чеснок, корнеплоды (кроме редиса), капуста (кроме цветной и пекинской), артишок. К зиме они теряют листья, а часто и корни, сохраняя лишь органы, в которых запасаются питательные вещества.
Многолетние овощные растения — это ревень, щавель, спаржа, хрен, эстрагон, лук-батун, шнитт-лук, многоярусный лук. Осенью у них отмирает вся надземная часть, а корни, в которых отложены запасы питательных веществ, сохраняются до весны следующего года.
Каждый год весной эти растения возобновляют свой рост.
Овощи—основной источник витаминов, они содержат важные питательные вещества: белки, жиры и углеводы. Но из-за большого содержания воды (70—95%) они малокалорийны. Вкус и приятный запах овощей зависят от разнообразных сочетаний содержащихся в них Сахаров, органических кислот, ароматических и минеральных веществ. Сахар в овощах при квашении и солении сбраживается, образуя молочную кислоту, которая предохраняет их от гниения. В укропе, петрушке, чесноке, луке, редьке, хрене много фитонцидов—веществ, обладающих бактерицидными свойствами. Минеральные соли, содержащиеся в овощах, усиливают физиологические процессы в организме человека. Институтом питания АМН СССР установлена средняя годовая норма потребления овощей — 122 кг на человека.
Советскими селекционерами создано свыше 700 сортов и гибридов овощных культур, которые районированы в различных климатических зонах страны.
Родина большинства овощных культур — страны теплого, тропического и субтропического климата. Поэтому многие из них теплолюбивы, требовательны к влажности почвы. Но некоторые виды холодостойки, что дает возможность выращивать их на севере, в центральных районах и зимой в субтропических районах. Семена одних при подзимнем посеве начинают прорастать уже под снегом при температуре около 0°, а других — при температуре не ниже 13—14°. Одни растения хорошо переносят жаркую и сухую погоду, а в случае сырой, дождливой гибнут, другие, наоборот, не переносят жары.
Все это свидетельствует о большом разнообразии биологических особенностей овощных культур. Поэтому, чтобы получить высокий и качественный урожай овощей, необходимо создать комплекс условий, соответствующих потребностям овощных растений.
Лучшее время обработки почвы — осень. Надо очистить почву от корневищ многолетних сорняков, личинок майского жука. Тщательная и глубокая (на полный штык лопаты) обработка позволяет влаге легко проникать в почву, накапливаться в ней. Весной почву достаточно перекопать на 15—20 см. На низких, сырых местах нужно устроить гряды или гребни.
Овощные культуры очень хорошо реагируют на удобрения, особенно на подзолистых и серых лесных почвах. Самые распространенные органические удобрения—навоз (лучше перепревший), фекальные массы, торф, птичий помет. Навоз конский вносят из расчета 6—12 кг на 1 м , навоз крупного рогатого скота — 7—14 кг, навозную жижу — 10—20 кг, фекалии — 4—8 кг, торф — 10—20 кг, листья перепревшие — 10—20 кг. Фекалии используют только в смеси с мелким торфом и перепревшие.
При внесении минеральных удобрений не только повышается урожай, но и улучшается качество продукции, ускоряется созревание томатов, огурцов, лука, ранней капусты. Ценное калийное удобрение—древесная зола. Вот средние нормы внесения минеральных удобре-ний: древесная зола—200—500 г на 1 м , сернокислый аммоний—20—30 г, азотнокислый аммоний — 12—15 г, фосфоритная мука — 180—200 г, суперфосфат — 40—80 г, калийная соль — 40—60 г. Известь вносится на кислых почвах раз в 4—6 лет.
Одни и те же овощные культуры не следует выращивать все время на одном и том же месте—это увеличивает опасность появления вредителей и развития болезней. При этом следует учесть, что хорошие предшественники для капусты—все бобовые культуры, картофель, томаты; корнеплодов — картофель и капуста; огурцов, лука репчатого, бобовых овощей—капуста, картофель, корнеплоды, томаты; зеленных овощей (петрушка, сельдерей и др.) — капуста, картофель, томаты, огурцы.
Сеют овощные растения осенью, весной и летом. Осенью за 3—5 дней до наступления заморозков рекомендуется высевать морковь, петрушку, пастернак, укроп, за 10—15 дней— чеснок. Посеянные осенью семена не должны прорастать. Весной овощи начинают сеять как можно раньше. Сразу после подготовки почвы в грунт сеют семена лука, редиса, редьки, шпината, салата, репы, гороха, моркови, петрушки, несколько позднее — свеклу, а позже всех — фасоль и огурцы. Глубина заделки семян зависит от их величины, состояния почвы, потребностей растений во влаге и тепле. Но не следует заделывать их очень глубоко. Мелкие семена (репа, морковь) лучше всего заделывать на 1—2 см; средние (свекла, огурцы) — на 2—3 см, крупные (бобы, фасоль) — на 3—5 см. Мелкие семена высевают в неглубокие бороздки. Не следует высевать их густо.
Многие овощные культуры (капусту, брюкву, помидоры, тыкву, кабачки, огурцы, свеклу, сельдерей, лук-порей, лук репчатый на репку, спаржу, ревень и др.) можно выращивать из рассады.
Уход за растениями начинают еще до появления всходов. Если почва уплотнилась и образовалась корка, ее рыхлят бороной или мотыгой. Весной боронуют осенние и ранние посевы, для борьбы с сорняками обрабатывают междурядья, выпалывают их в рядках и около растений, защищают растения от вредителей и болезней, окучивают и прореживают растения, проводят пиницировку (прекращение роста растений путем удаления их верхушек), мульчируют почву (прикрывают ее опилками, соломенной резкой, мульчбумагой и другими материалами). Особенно отзывчивы на мульчирование почвы цветная капуста, томаты, огурцы, лук и семенники овощных растений. Большое значение имеют подкормки растений.
Средняя норма полива на песчаных и супесчаных почвах — 10—12 л на 1 м2 через 2—3 дня, а на суглинистых перегнойных — 20—30 л через 5 дней. Потребность растений в поливе определяют по степени влажности почвы и состоянию растений.
Сроки уборки овощных культур зависят от их назначения. Так, ранние овощи (салат, шпинат, укроп, лук на зелень, щавель, редис, капусту раннюю и цветную) убирают по мере поспевания: салат и шпинат в стадии 5—6 листьев; укроп при высоте растений 10— 40 см; щавель, лук зеленый в период наибольшего развития зеленой массы. Цветную капусту убирают выборочно. Сбор огурцов и помидоров начинают по мере поспевания с середины лета. Урожай поздних овощей (капусты, корнеплодов) собирают осенью (см. Уборка и хранение урожая).
Источник
Конспект занятия «Где растут овощи»
Осень дарит людям много подарков. Недавно осень подарила нам целую корзину красивых ( дети отвечают: листьев.) Но листьями мы можем только любоваться. А есть у осени подарки, которыми мы можем полакомиться.
— Какие вкусные подарки подарила нам осень? (Дети вспоминают фрукты)
— Где растут фрукты? ( Дети отвечают: в саду, на деревьях)
Воспитатель спрашивает у детей впечатления о деревне, где дети видели фрукты на деревьях в саду и как бабушка и дедушка ухаживали за ними. Дети подходят к дереву, прикрепляют разные фрукты.
Публикация «Конспект занятия „Где растут овощи“» размещена в разделах
-А такие плоды вы видели на деревьях? (Воспитатель прикрепляет к дереву капусту, морковку, огурец и помидор, картошку). (Ответы детей)
— А где же растут такие плоды? ( Дети отвечают: на грядках, в земле, на огороде)
Воспитатель прикрепляет чудо-грядку, дети пересаживают то, что не растёт на дереве, – на огород.
— Вот сколько овощей нам Осень подарила. Все полакомились, но сразу весь урожай не съешь. Куда же нам остальные овощи деть? Как их на зиму запасти? (Ответы детей). (Картошку в мешки ссыпать, морковку в ящики, капусту засолить, помидоры и огурцы замариновать).
— Ребята, а в саду деревья сами растут, как в лесу, или их кто-то выращивает? ( Ответы детей: в деревне – бабушка и дедушка, на даче – мама и папа, а дети помогают).
— Правильно, люди ухаживают за фруктовыми деревьями, чтобы получить большой урожай.
— Как надо ухаживать за ними? (Копать, поливать, вредителей убирать).
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Мы морковку трем, Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим, Указательный и средний палец трутся о
Мы капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по
Перетерли, Трут ладони друг об друга.
Посолили, Указательный и средний палец трутся о
И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руками.
— Ребята, я шла сегодня в детский сад и встретила зайчонка, он тоже шёл в детский сад. Вот он. (Воспитатель показывает игрушку – зайчика).
— Зайка-побегайка, у тебя был мешок. Где он? (Зайка достает мешок).
— Вот какой мешок у зайки. А в мешке что-то есть. Интересно, что в мешке? (Достает морковку).
— Что это? (Морковка). Какая морковка? (Длинная, красная).
-Она длинная, красная. (Повторяем все вместе).
— А это что? (Огурец). Какой огурец? (Длинный, зелёный).
— Какой помидор? (Круглый, красный, большой).
— Он круглый, красный, большой.
— А это что? (Картошка). (Круглая, коричневая)
— Какая капуста? (Круглая, зелёная, большая) и т. д.
— А это что? (Лимон. Жёлтый, кислый)
— А какой банан? (Жёлтый, длинный) и т. д.
— Ребята, в группу пришло письмо от Хрюши и Степашки. Они сообщают, что хотят зайти к ребятам в гости. Степашка больше всего любит фрукты, а Хрюша – овощи. А давайте мы приготовим для них подарки. Хрюше мы подарим корзинку с овощами, а Степашке – вазу с фруктами. (Фрукты растут на дереве в саду, а овощи растут на земле в огороде.)
Воспитатель ставит на стол вазу и корзину, большое блюдо с овощами и фруктами и предлагает детям разложить овощи в корзину для Хрюши, а фрукты в вазу для Степашки.
После того, как дети справятся с заданием, в группу приходят Хрюша и Степашка. Дети показывают им корзинку и вазу и рассказывают, какие овощи и фрукты они им приготовили.
Степашка и Хрюша радуются встрече и хвалят детей за гостеприимство, трудолюбие. Обещают рассказать своим друзьям о детском саде, прощаются с ребятами и уходят
Конспект открытого занятия по лепке в младшей группе «Овощи» Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира);.
Конспект занятия по лепке в средней группе «Фрукты и овощи» Конспект по художественно – эстетическому развитию лепка в средней группе «Фрукты и овощи» Цель: Формирование знание детей о фруктах и.
Конспект экскурсии по познавательному развитию «Овощи растут, цветут и плодоносят» в подготовительной группе детей с ЗПР .
Конспект занятия по аппликации «Консервируем овощи на зиму» Программные задачи: Продолжать учить детей наклеивать готовые формы в определенных частях основы-листа согласно образцу. На примере готовых.
Конспект занятия по лепке из глины «Овощи» в подготовительной группе Цель: Закреплять умение передавать в лепке форму разных овощей (моркови, огурца, картофеля, тыквы, помидора и т. д.) Задачи: 1. Познакомить.
Конспект занятия по лепке «Овощи — фрукты» в средней группе ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей лепить предметы круглой и овальной формы разной величины. ЗАДАЧИ: 1. Продолжать учить различать и называть.
Конспект НОД занятия по лепке в средней группе «Овощи на тарелке» Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание. Задачи: 1)Развивать умение лепить знакомые предметы ;.
Конспект занятия по познавательному развитию «Овощи» для детей 2–3 лет Конспект занятия в группе раннего развития «Овощи» Программные задачи: 1. Дать детям представления об овощах, закрепить умение узнать, различать,.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи» Воспитатель: Найданова Е. В. Программное содержание: — продолжаем учить.
Конспект занятия «В гостях у Маши и медведя» о теме «Овощи и фрукты» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию конспект занятия «В гостях у медведя и Маши» Цель: закрепление знаний об овощах и фруктах. Задачи:.
Источник