Статья 1 ЛК РФ. Основные принципы лесного законодательства (действующая редакция)
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;
6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями;
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
Источник
Про лес
Биология лесных древесных пород, их рост и развитие, отношение к почве и климату, взаимосвязи между древесными породами и окружающей средой в разной степени познаны человеком и составляют науку о лесе, о природе леса — лесоведение. Некоторое представление о ней мы получили в первых разделах книги.
Жизнь девственного леса, не тронутого человеком, идет в строго установленном тысячелетиями порядке. Законы жизни леса непреложны. Все лесные древесные породы — это дикорастущие растения, каждая из них имеет только ей присущие особенности, расселяется в определенных климатических и почвенных условиях. Дуб, например, не поселится в Архангельской области, а ель в Херсонской. Под еловым пологом никогда не будет расти сосна, равно как бук не будет расти на сухих песчаных почвах, а саксаул в Карпатах.
Девственный лес прочно закрепляет за собой занятую территорию. Хвойные породы за свою двухсот-трехсотлетнюю жизнь через каждые 3—5 лет, в семенные годы, обильно покрывают семенами почву. Часть лесных семян гибнет, часть сохраняется в подстилке до лучших времен, а часть прорастает и дает всходы. Вываливаются старью деревья по одному и группами, на освещенных солнцем прогалинах из лучших семян вскоре появляются всходы. Между деревьями до зрелого возраста идет борьба за существование и выживают особи, наиболее приспособленные к условиям данного места. И так из года в год, из века в век, постепенно сменяя друг друга, живут поколения за поколениями. Такой естественный лес устойчив против вредных воздействий насекомых, грибов, бактерий и вирусов благодаря слаженности всех его отправлений и этапов жизни.
Но лес, как и все природные ресурсы, используется человеком для своих нужд — человек вырубает его. Когда лес вырубают под пашню, под карьер или под застройку, то есть площадь, которую он занимает, используется не для ведения лесного хозяйства, то не возникает вопроса, в каком порядке его рубить. Совсем другое положение создается, когда вырубают лес для получения древесины и на освободившейся площади должно вырасти новое поколение, которое через 80 или 100 лет будет в свою очередь вырублено. В таких случаях соблюдают определенную последовательность, вырубая участки леса с таким расчетом, чтобы к нужному времени на первом участке выросло новое поколение леса, пригодное для рубки.
В процессе роста нового поколения леса человек помогает природе — сажает и сеет лес там, где по каким-либо причинам он не возобновился, и ухаживает за ним в разные периоды его жизни. Техника ведения лесного хозяйства на основе лесоведения является предметом второй части учения о лесе, то есть лесоводства.
Лесоводство — это биологически и технически грамотное ведение лесного хозяйства с учетом внутренних законов жизни леса и его влияния на окружающую среду.
Разделы
- Зеленый мир
- Внешние признаки леса
- Жизнь леса
- Свет и деревья
- Минеральное питание
- Физиология деревьев
- Годичные кольца
- Размножение деревьев
- Болезни деревьев
- Взаимовлияние растений
- Чувствительность растений
- Чувствительность в опытах
- Законы зеленого мира
- Пользование лесом
- Рубки леса
- Лесной биогеоценоз
Источник
Тезисы к уроку по теме «Законы лесной жизни». 3-й класс
ЦЕЛЬ: Дать представление о некоторых закономерностях жизни в лесу.
Задачи:
1) Развивать связную речь учащихся (последовательную, логическую).
2) Развивать творческие способности учеников.
3) Учить доказывать правильность своих выводов.
4) Воспитывать бережное отношение к лесу.
5) Воспитывать навыки культуры общения в малых группах.1. Организационный момент:
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада Вас видеть и очень хочу начать работу с Вами. Хорошего Вам настроения и успехов. Все ли готовы к уроку? Тогда вперёд.
Сегодня мы продолжим постигать тайны природы.2. Проверка домашнего задания: (Слайд 1)
Сотрудничество
Сообщество
СоединениеУчитель: Что общего в словах? (Слайд 2) Что обозначает эта приставка?
Дети: Общее участие в чём-либо, совместимость.Учитель: С каким из этих слов мы сегодня будем работать? (Слайд 3) Почему?
Дети: Потому что мы изучаем природные сообщества.Учитель: Что такое природное сообщество?
Дети: Это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.Учитель: Давайте немного поиграем. Я Вам даю карточку с названием животного, а Вы опишите природное сообщество, к которому оно принадлежит.
1 группа – заяц
2 группа – медведь
3 группа – лось (Слайд 4)
Учитель: К какому природному сообществу принадлежат эти животные?
Дети: Лес.
После ответа, ученик читает стихотворение. (Слайд 5)Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь – мы свои!Учитель: Покажите лес на карте природных зон. Везде ли лес одинаковый?
Дети: Нет. Он бывает смешанный, широколистный и тайга.3. Работа над темой урока:
1) Учитель: Человек, живущий в обществе, подчиняется определенным законам. Как Вы понимаете смысл слова закон?
Ответ детей.Учитель: А вот как даётся понятие слова закон в юридической литературе. Закон – это документ, который устанавливает права и обязанности для граждан государства.
ЦЕЛЬ нашего урока – узнать, существуют ли такие законы у лесных жителей.2) Учитель: Прочитайте отрывок из текста, данного в задании, выделите из него закон леса и сформулируйте его. Обозначьте его на доске, пользуясь нужным рисунком.
1 группа На опушке леса выросло дерево. Вырасти – уже непросто: для этого надо соблюдать законы лесной жизни. Вы видели молодой ельник?
Ростом он по пояс, а пробраться сквозь него трудно – так тесно стоят Ёлочки друг к другу. Но в старом хвойном лесу вы свободно проходите Под кронами могучих деревьев. А ведь и здесь когда-то была чаща. Но выжили из ёлочек лишь те, которые подходили к жизни в сообществе.
Остальные исчезли.2 группа Но ведь и многие грибы не растут сами по себе. Им нужны деревья. Они питают грибы органическими веществами, способствуя из росту. А гриб, в свою очередь, снабжает деревце веществами, необходимыми для его роста. Появление граба – это информация, в которой лес сообщает деревцу, что он принял его в своё сообщество. Лесные ароматы – это тоже информация, которую посылают растения животным. Они сообщают, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять, прихватив заодно и пыльцу для опыления других цветов.
Подобной же цели служат и ягоды, в которых содержаться семена растений. Животные насыщаются ягодами, но одновременно разносят семена по земле. Услуга за услугу. Но всю эту информацию воспринимает не каждое животное, а только те из них, которые смогут включиться в это сообщество и найти здесь необходимую пищу.3 группа Солнечные лучи, ветер, дождь тоже несут информацию лесу и его обитателям. Солнце указывает растениям, когда надо распускать почки, а когда сбрасывать листву, готовясь к зиме. Для нас выглядит чудом, как, зимуя в жарких странах, птицы определяют, что пора возвращаться домой, в нашу страну. Видимо, они тоже принимают информацию от Солнца.
ЗАКОНЫ ЛЕСНОЙ ЖИЗНИ (Слайд 6,7,8)
1 ЗАКОН – Выживают в лесу не все.
2 ЗАКОН – Обитатели леса подают и принимают информацию и обмениваются ей друг с другом.
3 ЗАКОН – Лесные обитатели получают информацию от солнца, ветра и осадков.3) Учитель: Послушайте рассказ В. Бианки «Куница за белкой». Учитель читает рассказ.
Прикочевало к нам в лес много белок. На севере, где они жили, им шишек не хватало – неурожай там. Расселись на соснах. Задними лапками держатся за сук, а в передних – шишка. Грызут. У одной шишка вывалилась из лап – и на землю, в снег. Белке шишки стало жалко. Зацокала сердито и с ветки на ветку, с ветки на ветку – вниз. Глядь, а в куче хвороста чья-то тёмная шерсть, быстрые глазки… Забыла белка и про шишку. На первое дерево скок – и вверх по стволу. А из хвороста – куница, да за ней. Быстро взобралась по стволу. Белка уже на конце ветки. Куница по ветке, белка – прыг! – на другое дерево. Куница собрала всё своё узкое змеиное тело в ком – спина дугой – и тоже прыгнула… Белке выбирать не приходится: скок на землю – и к другому дереву. Ну, на земле белке с куницей не спорить. В три прыжка настигла, сбила с ног – и конец белке.Учитель: О каких законах лесной жизни говориться в рассказе?
1 закон – белке конец
2 закон – белки расселяются на соснах
3 закон – неурожай шишек в лесу.4) Учитель: А теперь давайте поиграем. Посмотрите на экран. Расселите растения и животных так, чтобы они подчинялись законам леса. Будьте внимательны. (Слайд 9, 10,11)
4. Итог урока:
Учитель: Объекты природных сообществ миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «Язык» леса. Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса.
(Показ, записанное на видео интервью с главным лесничим города).Оцените свою работу. (слайд 12) Довольны ли Вы ей на сегодняшнем уроке.
5. Домашнее задание:
Учитель: Попробуйте сочинить стихотворение, рассказ, нарисовать рисунок или плакат об охране леса.
— Мне сегодня было приятно с Вами работать. Спасибо за работу.Источник