Какие листья простые или сложные, жилкование, листорасположение у Осины, Калины, Яблони, Ивы, Го…
Лист – боковая часть побега. Лист состоит из черешка и листовой пластинки. В отличие от стебля и корня, лист большинства растений имеет ограниченный рост, то есть, достигая определенных размеров, он уже не увеличивается.
Листовая пластинка у большинства растений крепится к узлу стебля упругой палочкообразной частью – черешком. Черешок располагает листовую пластинку в пространстве таким образом, чтобы она улавливала больше солнечных лучей.
У разных видов растений листовые пластинки отличаются по форме и особенностям строения. У одних растений край листовой пластинки ровный (например, у сирени, ландыша); у других – имеет вырезы определенной формы (например, у клена, калины).
Лист с черешком называют черешковым, а без него – сидячим (например, у кукурузы, пшеницы). Сидячие листья соединяются со стеблем основой листовой пластинки. У некоторых растений (у злаков) нижняя расширенная часть листовой пластинки охватывает стебель в виде трубки или желоба. Это – влагалище листа, защищающее его от повреждений.
Кроме пластинки и черешка листья многих растений имеют особые выросты – прилистники. Они могут иметь вид расположенных парами маленьких листьев, пленок, колючек, чешуек и выполняют преимущественно защитную функцию (например, колючки акации).
Листья простые и сложные. В зависимости от количества листовых пластинок на черешке различают листья простые и сложные.
Простой лист состоит из черешка и одной листовой пластинки. Во время листопада он полностью отпадает. Сложный лист имеет несколько листовых пластинок, расположенных на общем черешке. Каждую пластинку сложного листа, которая во время листопада может отпадать самостоятельно, называют листочком.
Посмотрите на рисунок 80, на котором изображены разные виды сложных листьев. Тройчатые листья имеют всего три листочка, которые своими короткими черешочками прикрепляются к общему черешку (например, у клевера). У пальчатое ложных листьев строение сходное, но количество листочков превышает три (например, у конского каштана). У перистосложных листьев отдельные листочки расположены попарно вдоль общего черешка. У парноперистосложных листьев верхушка общего черешка заканчивается парой листочков (например, у караганы, гороха), а у непарноперистосложных – одним (например, у шиповника, рябины).
Размеры листьев бывают от нескольких миллиметров до 10-20 м. Особенно крупные листья у пальм, банана, лопушника. У тропического водного растения виктории амазонской (родственницы нашей кувшинки) плавающие листья имеют диаметр до 2 м.
Жилкование листа. Пластинка листа имеет жилки. Они отходят от черешка листа и могут разветвляться в его пластинке. Жилки – это сосудисто-волокнистые пучки, соединяющие лист со стеблем. Они состоят из проводящих и механической тканей.
Расположение жилок в пластинке листа называют жилкованием. Различают сетчатое, параллельное и дуговое жилкование. При сетчатом жилковании жилки, многократно разветвляясь, образуют более или менее густую сеть (например, у дуба, яблони, сирени, вороньего глаза).
У многих растений несколько одинаковых жилок, пронизывающих пластинку листа от основания до верхушки, не разветвляются. В одних случаях они расположены почти параллельно друг другу. Такой тип жилкования называют параллельным (например, у пшеницы, ржи, кукурузы). Если же жилки изогнуты (например, у тюльпана, ландыша, подорожника), то такое жилкование называют дуговым.
Жилкование является важным систематическим признаком растений.
Листорасположение – это определенный порядок расположения листьев на стебле. Наиболее распространены три типа листорасположения: очередное (спиральное), супротивное и мутовчатое (кольчатое).
При очередном, или спиральном, листорасположении от узла отходит только один лист (например, у яблони, шиповника, пшеницы). В этом случае листья последовательно расположены на стебле один относительно другого по спирали. При супротивном листорасположении в узле находятся два листа, расположенные друг против друга (например, у мяты, шалфея). Когда же от узла отходит более двух листьев, то такое листорасположение называют мутовчатым, или кольчатым (как у олеандра, вороньего глаза, элодеи).
На растении листовые пластинки располагаются таким образом, чтобы как можно меньше затенять друг друга. Такое расположение листьев называют листовой мозаикой. Листовая мозаика позволяет максимально использовать свет за счет различных размеров листовой пластинки, неодинаковой длины черешков.
Иногда листовая пластинка простых листьев имеет глубокие вырезы, достигающие центральной жилки или основы листа. Как такие простые листья можно отличить от сложных?
Источник статьи: http://matfaq.ru/question/kakie-listya-prostye-ili-slozhnye-zhilkovanie-listoraspolozhenie-u-osiny-kaliny-yabloni-ivy-go/
§ 6. Внешнее строение листа — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
23. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу прикрепления к стеблю и каковы их части.
24. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья.
25. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.
26. Выполните лабораторную работу «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» (см. с. 34—35 учебника), заполните таблицу.
Лабораторная работа: Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?
Главный признак простых листьев — всего одна листовая пластина.
К комнатным растениям с простыми листьями относятся следующие растения:
2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?
Главный признак сложных листьев — наличие нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.
Жилкование у всех отобранных листьев сетчатое — то есть сетчатым жилкованием отличаются листья ясеня, кислицы, земляники, клевера, рябины, шиповника, акации, вязеля, каштана, люпина и фасоли.
На территории России произрастают следующие растения со сложными листьями:
3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?
- Очередное — хлорофитум, гибискус, каланхоэ, герань, фикус, аспидистра, сансевиерия, гиацинт, юкка, рябина, шиповник, вязель, люпин;
- Супротивное — спатифиллум, аукуба, ясень, кислица, земляника, клевер, акация, каштан, фасоль;
- Мутовчатое — орхидея.
4. Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».
«Строение и расположение листьев у разных растений»
Источник статьи: http://bio-geo.ru/rt-pasechnik-6-6/
«Внешнее строение листа». 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Цели:
- образовательные — сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования;
- развивающие — развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания; расширять кругозор; развивать активную познавательную деятельности через работу с инструктивными карточками и гербарным материалом; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы), поддерживать здоровье учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий;
- воспитательные — прививать навыки коллективного труда, умения провести оценку и самооценку; воспитывать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к растениям.
Методы:
— объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарные экземпляры);
— проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).
Приемы:
— словесные методы (беседа, объяснение);
— практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа);
— наглядный метод ( демонстрация презентаций).
Средства обучения: учебник по биологии для 6 класса под ред. В.В. Пасечник, учебные таблицы “Простые и сложные листья”, гербарии простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками, типами жилкования и листорасположения, комнатные растения, презентация “Внешнее строение листа”
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «Внешнее строение листа»
Ход урока
I. Организационный момент (Приветствие, настрой на урок)
II. Актуализация знаний.
В начале урока мы вспомним о том, что изучали на предыдущих уроках.
Давайте разгадаем небольшой кроссворд по понятиям:
— Вспомним, что представляют собой побег и почка. Для этого выполним работу по вариантам.
А) I вариант учащихся получает карточки (с последующей проверкой).
1. Допишите фразу:
— Лист дышит через .
— Корневище, клубень, луковица – это .
— В центре стебля находится .
— Вода с минеральными веществами передвигается по .
— Осенью листья опадают, этот процесс называют .
Б) II вариант получает тест по теме “Побег” (с последующей проверкой на мультимедийном проекторе).
2. Тест (использование мультимедийного проектора): /СЛАЙД 3-5/
1. Побег развивается из.
2. Места прикрепления листьев к побегу называют.
3. После опадания листа на его месте на побеге остается.
в) листовой рубец.
4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют.
5. Почки растений умеренной зоны, как правило, .
а) не имеют почечных чешуй;
б) имеют почечные чешуи.
6. Из почки на побеге появляются.
7. Промежутки между листьями на побеге называются.
Учащиеся выставляют друг другу оценки.
III. Изучение нового материала
“Но не все одинаковые листья: различия много
Можешь ты в них отыскать , если рассмотришь ты их. ”
И.В. Гете
немецкий поэт, философ, естествоиспытатель[2]
1. Рассказ учителя:
Ребята, внимательно послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева. О чём в нем говорится?
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим. [3].
Скажите, о чём это стихотворение? (О листьях) Правильно. Молодцы!
Тема нашего урока сегодня – “Лист. Внешнее строение листа”. /СЛАЙД 2/
Сегодня на уроке, мы:
— познакомимся с внешним строением листа;
— научимся отличать простые листья от сложных;
— какие функции выполняет лист;
— рассмотрим типы жилкования.
Давайте еще раз вспомним, какие вегетативные органы различают у цветкового растения. Примерный ответ: Корень, стебель, лист, цветок (Рисунок 1).
А на каком органе цветкового растения расположены листья?
Примерный ответ: На стебле.
Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?
Примерный ответ: Нет, они все разные (Рисунок 2).
Сообщение учащихся “Кое-что о листьях” (Рисунок 12 и Рисунок 13).
Скажите, какое листорасположение вы знаете?
Примерный ответ: очередное, супротивное, мутовчатое (Рисунок 3).
Древнегреческий ученый Теофраст, друг Аристотеля, задался вопросом: “Зачем растениям листья? Неужели чтоб украшать ветвь пальмы. ” Именно с Теофраста началось изучение листа.
Учитель: что такое лист, и какие три основные функции он выполняет? Откройте страницу 105 учебника и обратите внимание на 1 абзац, где дано понятие, что такое лист и перечислены три основные функции.
Примерный ответ: Лист – часть побега /СЛАЙД 6/
Учитель предлагает учащимся сделать вывод о функциях листьев. Каковы же они? /СЛАЙД 7/
1. Фотосинтез (образование органических веществ из неорганических);
2. Газообмен (листья выделяют кислород, используют углекислый газ);
3. Испарение влаги, участвуют в круговороте воды в природе (умеряет жару летом);
4. Копят вредные вещества и пыль (защита от вредных примесей) (Запись тетради).
Итак: лист-часть побега, всегда занимающее боковое положение.
Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки.
Учитель: Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть много общего. Большая часть листьев имеет зеленую окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. У основания черешка иногда имеется прилистник. Такие листья называют черешковыми /СЛАЙД 8-9/
У некоторых растений черешка нет. Листья прикреплены к стеблю основанием листовой пластинки. Такие листья называют сидячими (алоэ (Рисунок 4), пшеница (Рисунок 5), лён (Рисунок 6)). /СЛАЙД 10/
Листья черешковые имеются в основном у двудольных растений.
Листья сидячие у однодольных растений.
Мы поговорили о строении листа и способах прикрепления листьев к стеблю.
Обращали вы внимание на форму листа, скажите, какие по форме бывают листья? (Что они напоминают по форме?) (Ответы детей: круг, овал. ) Сегодня наука знает множество форм листа. Мы рассмотрим только некоторые.
По форме листья бывают /СЛАЙД 11-12/:
По форме края пластинки листья также очень разнообразны. Рассмотрите рисунок 79 на странице 106. Назовите формы края листьев. /СЛАЙД 13/
— городчатые. (Рисунок 8)
Из предложенных гербарных листьев (сирень, дуб, подорожник, манжетка, клен, крапива, вяз, береза, осина, береза драцена, фикус, осина яблоня,) правильно подобрать и занести в таблицу
Формы края листьев | Примеры |
Цельный | сирень, подорожник, драцена, фикус |
Зубчатый | яблоня, манжетка, клен |
Пильчатый | осина, крапива, береза |
Городчатый | дуб, вяз |
Проверка правильности заполнения таблицы с помощью слайда. /СЛАЙД 14/
Ребята, а теперь посмотрим видеоролик: что такое “простой лист” и “сложный лист” (Приложение1).
Обратите внимание на слайд. (Учитель делает выводы по слайду) /СЛАЙД 15/
— простые листья, состоящие из одной листовой пластинки, характерны для сирени, клена, одуванчика, ромашки и др. растений;
— сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком. Такие листья у земляники, конского каштана, шиповника, желтой акации и т.д.
— Работая с гербарными экземплярами растений, отберите все сложные листья.
Они похожи друг на друга?
Выясняем, что сложные листья бывают нескольких видов /СЛАЙД 16/:
— тройчатосложные — имеют три листовых пластинки (клевер, земляника);
— пальчатосложные — состоят из нескольких листовых пластинок, выходящих из одной точки (люпин, конский каштан);
— перистосложные — имеют листочки, прикрепляющиеся по всей длине черешка в два ряда;
— непарноперистые — заканчиваются одним листочком (рябина, малина, шиповник);
— парноперистые — оканчиваются парой листочков (горох, жёлтая акация).
Работа с листьями комнатных растений.
Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?
(Четко выраженные жилки.)
Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность, прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить “листья-сеточки”. Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.
Расположение жилок на листе называется жилкованием.
Подводит итог учитель: жилкование листьев бывает трех типов: сетчатое, параллельное и дуговое. Закрепляется материал на комнатных растениях и гербарных листьях.
Ребята, перед вами комнатные и гербарные растения (драцена, фиалка, герань, монстера, клен, дуб, ландыш), определите тип жилкования, составьте схему.
Проверка правильности составление схемы с использованием тренажера (Приложение2) /СЛАЙД 17/
Затем учитель вспоминает вместе с учениками пройденный материал по классам однодольных и двудольных растениях.
— О чем может сказать тип жилкования?
Жилкование – признак однодольных и двудольных растений, но бывают исключения (вороний глаз).
Учащиеся самостоятельно выписывают в тетради признаки однодольных и двудольных растений по плану:
Строение семени, количество семядолей;
Тип корневой системы;
Сообщение учащихся о самых крупных и мелких листьях (Рисунок 3 и Рисунок 4).
II. Физминутка (Комплекс упражнений гимнастики для глаз) /СЛАЙД №18 /
III. Лабораторная работа “Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение” (Инструкция на стр. 106 учебника). (Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11). /СЛАЙД №19 /
Название растения | Листья простые или сложные | Жилкование | Листорасположение |
Липа. |
Учащиеся заполняют таблицу.
- Учащиеся делают выводы по результатам лабораторной работы: /СЛАЙД №20/
- Лист состоит из листовых пластин, черешка, прилистника.
- Лист с черешком называют черешковым. Лист без черешка сидячим; охватывающий стебель под углом – вставочным.
- Лист с одной листовой пластиной – простой, с несколькими, расположенным на общем черенке сложным.
- Сложные листья могут быть тройчатыми, пальчато-сложными, перисто-сложными, парноперистыми и непарноперистыми.
- Жилкование листьев может быть сетчатым, дуговым и параллельным.
IV. Закрепление знаний. /СЛАЙД №21 /
Рассказ с ошибками. Учащиеся находят ошибки и объясняют их.
“Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях — известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони – сетчатое”.
Используя детали данного набора, выполните модели (по заданиям учителя). (Приложение 4)
V. Рефлексия /СЛАЙД №22 /
Сегодня на уроке:
— мне было трудно.
— сегодня я научился.
— самым интересным было.
VI. Составление учащимися синквейна “Листья”: /СЛАЙД №23 /
1. – одно существительное
2. – два прилагательных
4. –фраза из четырех слов
Слово – ассоциация к первой строке
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Выставление и комментирование отметок
IX. Домашнее задание /СЛАЙД №24 /:
1. Пересказ п.23 стр.105, выполнить в рабочей тетради задания № 76-79 стр. 34-35.
2. Подготовить кроссворды, ребусы по теме «Лист».
3. По желанию (на дополнительную отметку) составить рассказ с ошибками на тему: “Внешнее строение листа”.
Спасибо за урок! /СЛАЙД №25 /
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ /СЛАЙД №26 /:
- Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учебных заведений. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. – 272 с.
- Преображенская, Н.В. Рабочая тетрадь по биологии: 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника “Биология. Бактерии. Грибы. Растения” / Н.В. Преображенская. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011. — 79, [1] с : ил. (Серия “Учебно-методический комплект”).
- Федор Тютчев Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.- 344 с.
- Гете И.В. Избранные сочинения в 4-х томах. Т. 3. –М.: Изд-во “Наука”, 1985. – 482 с.
- Я иду на урок биологии — Ботаника: 6 класс: Книга для учителя /под ред. Ивановой Н.Г., Феоктистовой Н.Ю./ Серия: Библиотека Первого сентября: Я иду на урок. 2002.- 227 с.
- Интернет-ресурсы.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/647198