Конспект урока по окружающему миру «Как отличить деревья и кустарники зимой?»
Подойдёт и взрослым и детям
Тема : УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДЕРЕВЬЯ
И КУСТАРНИКИ ЗИМОЙ
Задачи деятельности учителя : создать условия для формирования умения определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам в зимний период; способствовать воспитанию культуры поведения в природе, бережного отношения к ней, развитию умения пользоваться раздаточным материалом.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся различать деревья и кустарники зимой; определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; называть кустарники и деревья родного края; описывать внешний вид деревьев.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать их для уточнения непонятного.
Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.
Оборудование : таблица «Силуэты деревьев и кустарников».
Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четы ре художника». Слайд № 2-4.
«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Сол нышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до са мых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые ва режки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покры вала виднеются. »
О каком времени года рассказал автор?
Как зима украсила деревья? Как красива родная природа!
Ребята, посмотрите. С нами на уроке наши старые знакомые, Миша и Маша. Слайд № 5
На прогулке Миша сказал: «Зимой все деревья выглядят одинаково. Нельзя отличить одно дерево от другого».
Вы согласны с этим утверждением?
Так какова тема нашего урока?
Чем мы будем заниматься?
Вывод : Мы должны помочь Маше доказать Мише, что и зимой можно различать деревья и кустарники.
II . Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (с.44—45). Слайд № 6.
Рассмотрите центральный рисунок на стр. 44-45. Прочитайте первый вопрос. Чем похожи деревья зимой? (Голые, без листьев, в снегу)
Какие деревья изобразил художник? Какие деревья вы бы легко узнали в зимнем лесу? Почему? ( Хвойные, отличить можно по форме хвоинок- листьев).
А если хорошо присмотреться, можно ли найти отличия в облике лиственных деревьев зимой? В чём отличие?
Слайд № 9 . Что такое крона дерева? (Крона дерева — это его верхняя разветвленная часть.)
Слайд 10. Какие лиственные деревья вы видите на картинке? (Рябина, тополь, дуб, берёза)
Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем отличаются их кроны?
У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи. Это чечевички — специальные отдушины, через которые воздух проходит к внутренним тканям ствола.
У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.
У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.
Рябина — небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.
Не забудем и красавицу – липу. У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.
Что же Маша скажет Мише? Как узнать дерево зимой? Слайд 21
Вывод: Первым условием для различия деревьев зимой –это крона.
Перед вами рабочие листы. Теперь вы тоже умеете узнавать деревья по кроне . Подпишите в рамочке название каждого дерева. Договоритесь . Слайд 14 – 16.
Посмотрите, как выполнил это задание Миша. Давайте проверим, всё ли он правильно сделал?
А как вы выполнили задание? Поднимите руки те, кто не сделал ошибок; кто ошибся один раз, …
Растут ли эти деревья в нашем крае? Можно ли ломать ветки у деревьев зимой? Как надо себя вести в лесу зимой? Можно ли оставлять мусор? Как надо поступить с мусором?
Возле школьного крыльца
Вера — вербу, ясень — Вася,
Слава — сливу, Клава — клен.
Ты работал — оставайся.
Ты ленился — выйди вон.
2. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по плодам?»
Как вы думаете, только ли по кроне можно узнать дерево? О чём ещё Маша должна рассказать Мише? Слайд № 17 .( Дерево можно узнать по его плодам)
Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Маша вам прочитает описание плода, а вы помогите ей найти нужный плод на картинке. Назовите его порядковый номер.
Плоды липы — орешки размером с горошину — «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от дерева. У разных липовых «вертолётиков» разное число плодов — «пассажиров».
У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.
У рябины — гроздья оранжевых ягод.
Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка — по бокам.
Плоды дуба — желуди.
У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой — прямой и толстый.
Проверим, сможете ли вы теперь узнать дерево по его плодам. Соедините дерево с плодами, которые на нём созревают. Посмотрите, Миша всё правильно сделал? А вы?
-Как вы думаете, что могло бы произойти, если осенью мы собрали все плоды рябины?
-Кто от этого пострадает? (Птицы: свиристели, воробьи, снегири, синицы, вороны). -А что случиться, если мы соберём все жёлуди? (Пострадают кабаны, мыши, белки).
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: (Зимой плоды деревьев служат пищей лесным зверям и птицам. Без них животные погибнут от голода )
Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».
– Красив ли зимний сад?
– Можно ли отличить яблоню от вишни?
– Можно ли сирень отличить от черемухи?
– Эти растения можно отличить не только по силуэтам, но и по почкам.
4. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по почкам».
-Как же можно отличать зимой деревья? ( По кроне, по плодам)
-А может Маша могла бы рассказать Мише о других отличительных признаках деревьев?
-Как ещё можно узнать деревья?
Растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.
— Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками
каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)
Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)
– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)
– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? ( н ет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)
III . Закрепление изученного материала.
-Смогла ли Маша доказать Мише, что зимой можно отличить одно дерево от другого?
— На что должен обратить внимание Миша, чтобы узнать дерево . (Крона, плоды, почки)
-Давайте составим для него памятку.
«Как узнать дерево зимой?»
Обрати внимание на внешний вид и крону дерева.
Рассмотри оставшиеся на дереве плоды.
Рассмотри почки на ветках.
Помогли мы Маше доказать Мише, что и зимой деревья и кустарники отличаются друг от друга?
По каким признакам можно различать деревья и кустарники зимой?
Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-kak-otlichit-derevya-i-kustarniki-zimoy-1464516.html
Учимся различать деревья и кустарники зимой
Тема: УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДЕРЕВЬЯ
И КУСТАРНИКИ ЗИМОЙ
Задачи деятельности учителя: создать условия для формирования умения определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам в зимний период; способствовать воспитанию культуры поведения в природе, бережного отношения к ней, развитию умения пользоваться раздаточным материалом.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся различать деревья и кустарники зимой; определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; называть кустарники и деревья родного края; описывать внешний вид деревьев.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать их для уточнения непонятного.
Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.
Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».
I. Сообщение темы урока.
Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника». Слайд № 2-4.
«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются. »
- О каком времени года рассказал автор? Как зима украсила деревья? Как красива родная природа! Ребята, посмотрите. С нами на уроке наши старые знакомые, Миша и Маша. Слайд № 5 На прогулке Миша сказал: «Зимой все деревья выглядят одинаково. Нельзя отличить одно дерево от другого». Вы согласны с этим утверждением? Так какова тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? Вывод: Мы должны помочь Маше доказать Мише, что и зимой можно различать деревья и кустарники.
II. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику (с.44—45). Слайд № 6.
- Рассмотрите центральный рисунок на стр. 44-45. Прочитайте первый вопрос. Чем похожи деревья зимой? (Голые, без листьев, в снегу) Какие деревья изобразил художник? Какие деревья вы бы легко узнали в зимнем лесу? Почему? ( Хвойные, отличить можно по форме хвоинок — листьев). Слайд 7. Сосна Слайд 8. Ель. А если хорошо присмотреться, можно ли найти отличия в облике лиственных деревьев зимой? В чём отличие? Слайд № 9. Что такое крона дерева? (Крона дерева — это его верхняя разветвленная часть.)
Слайд 10. Какие лиственные деревья вы видите на картинке? (Рябина, тополь, дуб, берёза)
- Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем отличаются их кроны?
- У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи. Это чечевички — специальные отдушины, через которые воздух проходит к внутренним тканям ствола.
У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.
У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.
Рябина — небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.
Не забудем и красавицу – липу. У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.
Что же Маша скажет Мише? Как узнать дерево зимой? Слайд 21
Вывод: Первым условием для различия деревьев зимой –это крона.
Перед вами рабочие листы. Теперь вы тоже умеете узнавать деревья по кроне. Подпишите в рамочке название каждого дерева. Договоритесь. Слайд 14 – 16.
Посмотрите, как выполнил это задание Миша. Давайте проверим, всё ли он правильно сделал?
А как вы выполнили задание? Поднимите руки те, кто не сделал ошибок; кто ошибся один раз, …
Растут ли эти деревья в нашем крае? Можно ли ломать ветки у деревьев зимой? Как надо себя вести в лесу зимой? Можно ли оставлять мусор? Как надо поступить с мусором?
Возле школьного крыльца
Вера — вербу, ясень — Вася,
Слава — сливу, Клава — клен.
Ты работал — оставайся.
Ты ленился — выйди вон.
2. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по плодам?»
Как вы думаете, только ли по кроне можно узнать дерево? О чём ещё Маша должна рассказать Мише? Слайд № 17.( Дерево можно узнать по его плодам)
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Маша вам прочитает описание плода, а вы помогите ей найти нужный плод на картинке. Назовите его порядковый номер.
Плоды липы — орешки размером с горошину — «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от дерева. У разных липовых «вертолётиков» разное число плодов — «пассажиров».
У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.
У рябины — гроздья оранжевых ягод.
Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка — по бокам.
Плоды дуба — желуди.
У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой — прямой и толстый.
Проверим, сможете ли вы теперь узнать дерево по его плодам. Соедините дерево с плодами, которые на нём созревают. Посмотрите, Миша всё правильно сделал? А вы?
— Как вы думаете, что могло бы произойти, если осенью мы собрали все плоды рябины?
-Кто от этого пострадает? (Птицы: свиристели, воробьи, снегири, синицы, вороны). — А что случиться, если мы соберём все жёлуди? (Пострадают кабаны, мыши, белки).
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод:(Зимой плоды деревьев служат пищей лесным зверям и птицам. Без них животные погибнут от голода)
3. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».
– Красив ли зимний сад?
– Можно ли отличить яблоню от вишни?
– Можно ли сирень отличить от черемухи?
– Эти растения можно отличить не только по силуэтам, но и по почкам.
4. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по почкам».
-Как же можно отличать зимой деревья? ( По кроне, по плодам)
-А может Маша могла бы рассказать Мише о других отличительных признаках деревьев?
-Как ещё можно узнать деревья?
- Растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.
— Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками
каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)
- Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)
– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)
– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (нет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)
III. Закрепление изученного материала.
-Смогла ли Маша доказать Мише, что зимой можно отличить одно дерево от другого?
— На что должен обратить внимание Миша, чтобы узнать дерево. (Крона, плоды, почки)
-Давайте составим для него памятку.
«Как узнать дерево зимой?»
Обрати внимание на внешний вид и крону дерева. Рассмотри оставшиеся на дереве плоды. Рассмотри почки на ветках.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/81/440/8301.php