Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе
Многие родители, дети которых впервые поступили в логопедическую группу, интересуются: «Для чего нужен логопед в детском саду?». Конечно, современные родители, знают кто такой логопед и для чего он собственно нужен в детском саду – что бы поставить ребёнку правильное звукопроизношение. Но знания родителей поверхностны и, выражаясь образно, задевают лишь «верхушку айсберга». Работа логопеда в группе детского сада многогранна. В этой статье я попытаюсь рассказать Вам, в чем же заключается суть работы учителя-логопеда.
Публикация «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе» размещена в разделах
Для более точного ответа, буду придерживаться определенного плана:
1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
2. Особенности логопедической работы :
— содержание логопедической работы;
— формы логопедической работы.
3. Работа в логопедических группах.
4. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.
1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово, «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи», называется логопедом.
2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в общеразвивающих группах детского сада?
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растёт. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садов с логопедическими группами. Логопедические группы детского сада – это необходимость, для тех детей, кто нуждается в коррекции речевых нарушений. В них распределяют детей с учётом специфики, не только речевых особенностей, но и возрастных. Речевые нарушения отрицательно сказываются на общем развитии ребёнка, характере взаимоотношений ребенка с окружающими, формировании его самосознания и самооценки (заниженная самооценка).
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
— формирование правильного звукопроизношения;
— развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
— совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
— совершенствование грамматического строя речи;
— обогащение, активизация словарного запаса речи;
— развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
— развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
— совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми (фронтальные занятия, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе.
Ведущую роль в коррекционной работе с детьми ведёт учитель-логопед. Логопед выстраивает поэтапную работу над преодолением нарушений речи. Помощниками учителя-логопеда являются воспитатели. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями в различных формах, таких как: вечерние коррекционные занятия, проведение артикуляционной гимнастики, работа над автоматизацией проблемных звуков и многое другое. Воспитатели же, в свою очередь, работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. Каждый период обучения характерен определённой направленностью лексических, лексико — грамматических тем, определённым подбором сюжетных картин для составления рассказов, пересказов. В группах комбинированной направленности учитель – логопед проводит 4 раза в неделю групповые (фронтальные) занятия, 2 – 3 раза в неделю индивидуальные занятия и занятия в микрогруппах.
4. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?
— коррекция звукопроизношения; — формирование грамотной, выразительной речи;
— обучение чтению и письму в подготовительной группе;
— развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
— усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
— индивидуальный подход к ребенку;
— совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
Итак, хотелось бы закончить эту статью, сделав небольшой вывод. Вы уже поняли, что учитель-логопед работает не только над постановкой проблемных звуков ребёнка, но и развивает грамматический строй речи, работает над слоговой структурой слова, и связной речью ребёнка. Вместе с учителем-логопедом работают и воспитатели группы, выполняя его рекомендации. Так же, половина успеха ребёнка, в преодолении им речевых нарушений зависит от вас, уважаемые родители. Вместе мы все: и учитель-логопед и воспитатели и родители – единая команда, целью которой является помощь ребёнку с нарушением речи.
Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.
Специфика работы воспитателя в детском социозащитном учреждении Роль педагога — воспитателя неизменно высока, особенно в детских социозащитных учреждениях. Воспитатель организует процесс целенаправленного.
Оформление в группе центра патриотического воспитания детей Добрый день дорогие друзья, хочу представить вашему вниманию Оформление уголка в нашей группе – «СМЕШАРИКИ» Это уголок патриотического воспитания.
Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.
Фотоотчёт дистанционного обучения детей. Конструирование в подготовительной группе «Роботы-помощники» Конструирование в подготовительной группе. Тема: «Роботы — помощники» Задачи: -развивать конструктивные способности, умение проявлять творчество.
Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.
Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.
Источник
Особенности работы логопеда в детском саду
статья по логопедии по теме
Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней раскрываются цели логопедической работы в условиях детского сада. Представлена краткая характеристика основных речевых нарушений у детей, видов коррекционных занятий и их продолжительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы логопеда в детском саду
В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.
В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сейчас. Но позднее. Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником.
Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста.
Существует два вида логопедических занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 5-6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.
Различают три основных вида нарушений речи у дошкольников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия , — легкий вид, ФФН — фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух), ОНР — общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).
Для детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.
Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.
Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1—2 года.
Правильное развитие речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или ОНР — со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в успех!
Источник