Как сохранить природный ландшафт

Ландшафты – как сберечь участки природы, нетронутые рукой человека

Поскольку человек оказывает значительное воздействие на природу (причем воздействие в большинстве случаев вовсе не позитивное), необходимо прикладывать все возможные усилия для того, чтобы сохранить участки, имеющие природный вид – вместе со всей их флорой и фауной. Особенно это касается ландшафтов, располагающихся в горных системах, ведь они особенно «не любят» антропогенных вмешательств.

В России такие вопросы, как грамотное использование природных ресурсов, а также охрана естественных ландшафтов, считаются связанными между собой, им уделяется огромное значение. Создавая мероприятия, направленные на сохранение природных объектов, правительство руководствуется такими целями, как научно-экологическая, экономическая, эстетическая. В стране проводятся всевозможные работы, направленные на улучшение применения природных ресурсов, охрану окружающей среды. То, насколько задачи из области охраны природы будут успешно выполнены, определяется компетентностью людей, трудящихся в той или иной сфере народного хозяйства, их осведомленностью и степенью неравнодушия к делу, которым они занимаются. Для решения любого вопроса, касающегося охраны того или иного ландшафта, необходима научная основа, специалисты должны располагать знаниями относительно того, к чему может привести вмешательство человека в природу. Благодаря научному подходу можно увидеть связь между различными природными явлениями, не допустить ошибок при использовании ресурсов, он позволяет грамотно пользоваться всем тем, что дает нам природа.

Одна из наиболее важных составляющих проблемы грамотного использования естественных ресурсов – организация территорий, которые особо охраняются государством. К последним относятся заказники, заповедники. На них держится вся природоохранная система. Благодаря им сохраняются отдельные участки – природные эталоны, также они позволяют осуществлять эколого-ландшафтные исследования, на основе которых создаются проекты грамотного применения животных, растительных, земельных ресурсов в том или ином районе.

Заповедники необходимы для того, чтобы получать информацию о процессах, имеющих место быть в определенной ландшафтной системе, наблюдать за тем, как меняются ландшафты из-за вмешательства человека, или сами по себе – развиваясь естественным образом.

Заповедными считаются территории, содержащие очень важные в плане культуры либо науки объекты. Любые действия, представляющие опасность для последних, осуществлять на этих территориях запрещено. В заповедниках не позволяется проводить сельскохозяйственные работы, отдыхать здесь также нельзя. Несмотря на это, многие представители власти на местах видят в них сугубо практический интерес, не понимая, что на самом деле экономическая выгода от них никак не соизмерима с важностью данных территорий для науки.

В значительной степени заповедники – в особенности биосферные – представляют собой научно-исследовательские учреждения. По состоянию на 1984 г. в мире существовало 226 биосферных заповедников. На землях современных биосферных заповедников ранее выпасался скот, осуществлялась охота, вырубался лес. Таким образом, практически все они в той или иной мере подверглись губительному воздействию.

Восстановительные процессы в ландшафтных системах занимают обычно очень много времени. При этом многие заповедники продолжают претерпевать хозяйственные нагрузки. На их территориях выпасается скот, скашивается сено, и т. д. Как результат – ландшафтно-экологические системы не могут нормально функционировать. Потому заповедники должны быть полностью неприкасаемыми – лишь тогда они постепенно восстановят равновесие, а ценная флора и фауна перестанет исчезать с лица Земли.

Заказники отличаются от заповедников тем, что они представляют собой ландшафты, обладающие особым национальным значением, либо территории, где позволяется отдыхать населению. Внутренняя структура ландшафта в них – неприкасаема, однако восстановительное, хозяйственное применение – не исключается. При этом любые действия осуществляются в рамках правил, касающихся ухода за такими землями. То есть, ландшафтный заказник – это образец того, как должен выглядеть идеальный культурный ландшафт.

В настоящее время заповедников еще пока не так много, как того хотелось бы, они не охватывают все то, что представляет собой огромную ценность. Так как человечество все более активно использует природные ресурсы, существует риск полного исчезновения девственных территорий, которые могли быть стать заповедниками. Но все же будем надеяться на лучшее, и на то, что вскорости на планете будет создано множество эталонов ландшафтов, находящихся под надежной защитой.

Источник статьи: http://zeleneet.com/landshafty-kak-sberech-uchastki-prirody-netronutye-rukoj-cheloveka/33708/

Пути сохранения естественных ландшафтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 23:00, реферат

Краткое описание

Ландшафт — географическое понятие. Это участок суши, в пределах которого все природные компоненты (горные породы, рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир) тесно взаимосвязаны, образуя единое целое — сложную и в известной степени замкнутую систему, например ландшафт лесной, горный, пустынный и т.д. Изучение, рациональное использование и охрана ландшафтов — одна из важнейших задач комплексной науки охраны природы.

Содержание

Естественный ландшафт ……………………………………………………2
Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека…3
Пути сохранения естественных ландшафтов……………………………. 9
Человек и природная среда………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..18
Литература…………………………………………………………………. 20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

  1. Естественный ландшафт ……………………………………………………2
  2. Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека…3
  3. Пути сохранения естественных ландшафтов……………………………. 9
  4. Человек и природная среда………………………………………………….11
  5. Заключение…………………………………………………… ……………..18
  6. Литература…………………………………………………… ……………. 20

Ландшафт — географическое понятие. Это участок суши, в пределах которого все природные компоненты (горные породы, рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир) тесно взаимосвязаны, образуя единое целое — сложную и в известной степени замкнутую систему, например ландшафт лесной, горный, пустынный и т.д. Изучение, рациональное использование и охрана ландшафтов — одна из важнейших задач комплексной науки охраны природы.

Естественный ландшафт представляет собой природно-территориальный комплекс, качественно отличающийся от соседствующих с ним. Поэтому каждый ландшафт имеет свой индивидуальный облик и внутреннюю структуру: форму, состав, распределение почвенного покрова и вод, характер распределения и виды растительности, структуру и связи в экологических системах. Характерными видами ландшафтов являются зоны тундры, тайги, степи, смешанных лесов и др. Природные ландшафты являются открытыми системами, неразрывно связанными с внешней средой процессами материального и энергетического обмена.
Освещенность естественных ландшафтов определяется высотой Солнца над горизонтом п, и влиянием атмосферы.
От первичных, естественных ландшафтов созданные человеком антропогенные ландшафты во многом отличаются. Для них характерна перестройка биологического круговорота, водно-теплового баланса, почвенных процессов и наземного растительного покрова. Формирующиеся ландшафты сохраняют естественный характер развития и подчиняются природным закономерностям, но приобретают антропогенное содержание в виде изменения свойств почв, режима поверхностных и подземных вод, состава растительности.
В естественных ландшафтах биологическая продуктивность лимитируется общим запасом накопленных питательных соединений.
Все эти нарушения естественного ландшафта в связи с бурным развитием горнодобывающей промышленности стали быстро возрастать и распространяться во всех географических зонах.
Эксплуатация недр непосредственно видоизменяет естественный ландшафт и влияет на живую природу. Этим порождены противоречивые вопросы развития горной промышленности и сельского хозяйства, касающиеся также других сторон жизни общества. Поэтому использование недр неразрывно связано с проблемой охраны окружающей природы.

Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека

Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри системы «общество – природа», но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира. Неоправданный, излишний оптимизм, с которым не только практики, но и теоретики подходят к формированию среды обитания человека без учета всей ее сложности, приводит к неизвестным ранее коренным изменениям природы, отрицательно сказывающимся как на ее ценности вообще, так и на эстетических значениях. Поскольку процесс преобразования геобиосферы с неизбежностью продолжается, а вместе с ним происходят изменения, затрагивающие не только один или несколько видов живого, отдельные пейзажи, но и глобальные, меняющие аксиологический статус природных регионов в целом, постольку существенно меняется эстетический облик планеты. Разрушения, наносимые человеком эстетически ценной природной среде, обусловлены развитием новых видов производственных процессов и активным экологически не спрогнозированным применением техники. Вместе с тем с изменившимся типом культуры и расширением ценностного кругозора стремление к удовлетворению эстетических потребностей стало, как уже отмечалось, занимать все большее место в жизнедеятельности человечества. В этой связи актуален интерес к возможностям сохранения утрачиваемых ценностей в период научно-технической революции и связанным с ними процессом компенсации.
В естественнонаучной литературе вопросы сохранения природных ресурсов и их компенсации связываются непосредственно с культурным землепользованием. Исследуются существующие методы рационального преобразования естественной среды обитания человека, выделяются перспективные формы внутривидовых и региональных изменений. Этот подход нашел отражение прежде всего в работах последних лет’. Рационализация природопреобразования связывается с такими новыми формами охраны и использования экосистем, как национальные парки и природные парки. Анализируя значение этих форм, советский исследователь С.А. Генсирук выделяет рекреационное использование лесных территорий с учетом не только прагматических задач, но и их эстетических значений . Особое место в рациональном природопользовании отводится оптимизации отношений человека и природного мира как области совершенствования технологии культуро-преобразующей деятельности по использованию и переработке ресурсов геобиосферы. Уделяется внимание и технике организации национальных парков как эстетически ценных объектов .
Широкое распространение в связи с проблемой сохранения природы приобретают идеи контроля окружающей природы как формы научного наблюдения, включенного в технологию рационального природопользования. При этом ряд исследователей заявляют о необходимости стабилизации достигнутых наиболее положительных результатов, закрепления оптимальных форм природопреобразующей практики, в том числе и эстетической. В этой связи особенно актуальна задача анализа понятия сохранения на основе диалектико-материалистической методологии.
Хотя по традиционному определению под сохранением понимается некое постоянство в природной среде, достигаемое целенаправленной культурной деятельностью, однако в объективной действительности как законы самой природы, так и влияние людей, подвергающих в практических процессах естественную среду обитания преобразова.. ниям, исключают возможность консервации достигнутого, отрицающую развитие, движение внутри системы «общество – природа». Само движение как атрибутивная форма существования исследуемой системы становится причиной многообразия предметов, явлений и их превращений, представляющих явление дискретности в континууме эстетически ценной природной среды. Сохранение не есть простая консервация каких-либо уже имевшихся в эстетическом опыте форм, так как природа чужда стабильности и в сложной системе климатических, межвидовых, культурных противоречий подвергается постоянному изменению, не теряя большей частью эстетической ценности. В этих превращениях естественные факторы играют не меньшую роль, чем антропогенные. Реконструкция климатической обстановки прошлых эпох, в частности раннего карбона, а также коллекция растительного мира соответствующего периода позволили известному палеонтологу и стратиграфу С. Мейну воссоздать общий тип ландшафта того времени, названный им «странным ландшафтом». Основой пейзажа служила унылая щетка плауновидных. Крупнейший климатолог нашего столетия В. Кеппен предлагает классификацию климатов по растениям и растительности. Он говорит о «климате березы» или «климате фуксии», что не является стремлением к одной лишь образности языка, а отражает те коренные изменения, которые вносят климатические перемены в растительный мир и вместе с тем накладывают свою печать на эстетику пейзажа. Даже на современном этапе, когда решающую роль приобретает антропогенный фактор воздействия на природу, было бы ошибочным игнорировать климатические условия. Академик Н.С. Нестеров, связывая качественные видовые изменения растительности Петровско-Разумовской лесной дачи с существенными климатическими изменениями, которые произошли за последние сто лет, подчеркивает сохранение эстетических свойств исследуемого участка.
Идея континуума ландшафтной сферы и живого мира находит подтверждение в работах эволюционистов Л.С. Берга, А.Г. Гурвича, А.А. Любищева. В среде географов приходят к выводу, что в ландшафте совмещается дискретность и континуальность. В.С. Преображенский считает, что поскольку в природе постепенных переходов гораздо больше, чем резких, а дискретные границы, как правило, не образуют замкнутых контуров, причем нижние и верхние геосферы в большинстве случаев изменяются постепенно, то нельзя не признать, что ландшафтная сфера в целом континуальна.
Континуум эстетически ценной природной среды связан также с деятельностью общества по созданию «второй природы», в которой возникают новые природные виды и формы. Культурная природа также несет эстетическое содержание, что подтверждает идею непрерывности как объективной закономерности. Доказательством служат современные методы количественных оценок эстетических значений природных регионов, предлагаемые в разные годы такими авторами, как К.Д.Файнс А. Скамони и Г. Гофман, К. Эрингис и А.Р. Бурдюнас, А. Цеплик. Особое место занимает методика В.П. Ковтунова и В. Нефедовой’, в системе которых большое место отведено экологическим критериям, хотя конечной их целью является оценка эстетическая. Факт возможности применения некоторых методик к разным пейзажам для определения уровня их эстетичности служит веским доказательством континуальности эстетически ценной природной среды.
В самой творческой деятельности людей заложены критерии, обусловленные закономерностями и нормами естественной среды обитания человека. Не только в процессах репродуктивной сельскохозяйственной деятельности, но и в творческом. реобразовании природы, когда индивидуальное авторское начало, неповторимость форм организации пространства композиционные особенности играют столь существенную роль, характер самого природного материала, климатических, геоморфологических условий становится определяющим в разрешении противоречий между субъективной и объективной сторонами. Творческая личность, выступая по отношению к природному материалу в роли режиссера, обращается к его естественным качествам фактуры, цвета, формы, к способности образовывать композиции, не разрушающие природного облика. Она выявляет с помощью специального монтажа наиболее ценные эстетические особенности природных объектов и явлений. Однако только естественность построения, передающая единство и целостность мира природы, становится основой творческих достижений. Критерием эстетической ценности результатов преобразовательной деятельности человека выступают закономерности природы. которые являются основанием ее красоты. Нарушение этих закономерностей приводит к разрушению существующего континуума эстетических значений природы.
Искусство представляет своеобразное единство материального и Духовного в эстетическом освоении человеком природной среды, а его история становится продолжением истории объективной природы. В произведениях литературы, живописи, музыки отражается и преломляется природа во всем многообразии эстетических значений. Эмпирический опыт, лежащий в их основе, обусловливает не только индивидуальное своеобразие творческого почерка художника, но и отображение природного, трансформированного через содержание социального бытия. К. Маркс замечает, что в архитектуре человек воспроизводит не только самого себя, но и повторяет всю природу, и это в равной степени относится ко всем видам искусства. Отдельные жанры, такие, как пейзаж, натюрморт, а также сады, парки, концентрируя в себе данную особенность искусства, являются своеобразным критерием эстетического освоения природной действительности, непосредственно выражают достигнутый на этом пути уровень.
Но проблема творческого отображения природы и в названных жанрах заключается не во внешнем, хотя бы и самом совершенном подражании естественным объектам и явлениям, а в постижении отображения гармоничности природы, ее явлений. Вне зависимости от внешней формы, которая может быть предельно искусственной, представления о целесообразности и гармонии отображают связь человека с природой. Так, например, восточный монохромный живописный пейзаж, где в отличие от многоплановой цветовой гаммы естественной среды используются лишь черный и белый цвета, способен тем не менее выразить и динамику, и безмятежный покой природного мира. В серебристых и густо-черных линиях и пятнах туши передается противоборство космических сил как борьбы движения и статичности, свободы и порядка, царящих в природе. Не менее условен по форме жанр садов. Художественно осмысленный сад, несмотря на свою наглядную конкретность знакомых всем природных форм, способен подниматься до уровня высоких абстракций – понятия. Внутренняя суть природных явлений, их скрытый смысл всегда остаются центром подобного произведения. Даже пейзажный парк, наиболее близкий к естественной природе как произведение искусства, не является прямым аналогом природы. Выделяясь из окружающей среды благодаря деятельности его создателей, он раскрывает наиболее эстетически ценное в природном материале, представляя еще одну сторону континуума, обогащенного творчеством людей.
Во всех сферах деятельности, связанных с преобраз. ованием живой природы, ландшафта по законам красоты, – от выведения новых сортов декоративной флоры, эстетической организации сельскохозяйственных площадей до камерных форм садового искусства – проявляется принцип пространственного единства как важного условия сохранения естественной среды обитания человека. Реализация этого принципа осуществляется в природотворческой деятельности общества, получающей все более конкретное оформление в качестве самостоятельного вида искусства. В этом виде творчества природа не только среда, в которой происходит адаптация общества. Здесь человечество опредмечивает себя и, расширяя свой мир в процессах эстетического преобразования природы, обогащает, продолжает ее и чем дальше, тем изменяет ее шире и существеннее. Создаются реальные предпосылки для выхода за рамки отдельных естественных и художественно оформленных природных ансамблей, их объединения в композиционное целое на целостно-нормативной эстетической основе.
Общество, являясь частью глобальной системы, оказывает существенное воздействие на качественную сторону системы в целом. Академик В.Г. Нестеров считает, что вся история человечества представляет собой поучительную характеристику его деятельности по преобразованию живой природы в условиях ее развития. «Такой подход человека к окружающей среде вызывался, вызывается и будет вызываться тем, — пишет он, — что природа, вопреки некоторым воззрениям, не вполне совершенна и может быть преобразована в новые, более эффективные формы. Весь период своего существования человек стремился изменить природу в своих интересах и достигал в этом отношении успехов тогда, когда условия среды соответствовали условиям существования новых видов и форм организмов».

Читайте также:  Ландшафтный дизайн оформление грядок

Пути сохранения естественных ландшафтов

Наряду с творческой деятельностью людей, направленной на сохранение и дальнейшее обогащение природной среды, в наше время имеет место и столкновение развивающейся промышленной индустрии с природой, представляющей эстетическую ценность, что порождает конфликтные ситуации, которые не всегда могут быть решены в пользу последней. Поэтому возникает необходимость в идее компенсации, которая отражает дискретность объективного содержания понятия сохранения. Можно выделить три основных пути компенсации разрушаемой природы, выступающих на первый план в различные исторические периоды: самовосстановление природы, интуитивная художественная деятельность человека природными средствами и целенаправленные процессы создания культурного и художественного оформления ландшафта. Они отражают уровень познания человеком природы, ее творческого преобразования и связаны как с характером природопользования, так и с социальной организацией общества.
Явление самовосстановления природы доминирует преимущественно в периоды становления человеческого общества и первобытнообщинного строя, где компенсаторные процессы ведут к прогрессивному развитию новых, эстетически значимых природных форм. Если положение К. Маркса о том, что природа является естественным условием существования человека, его неорганическим телом, а ее целостность – предпосылкой и необходимым условием нормальной полноценной жизнедеятельности человеческого рода, имеет отношение ко всем периодам истории общества, то первобытнообщинное социальное устройство демонстрирует наиболее прямые, непосредственные формы «сращенности» человека и природы. И хотя биосфера является основным средством производства и подвергается постоянным преобразованиям, отсутствие, а в дальнейшем даже наличие «ручной» техники, представляющей, по существу,. продолжение природной организации человека, делает изменения, вносимые человеком, относительно незначительными. Ограничения, связанные с физическими, психологическими, интеллектуальными возможностями первобытных народов, обусловливают ограниченность их репродуктивной и реконструктивной деятельности в природе. Это обстоятельство создает возможность самовосстановления природы.
Более того, оказываясь в процессах производства во власти природы, человек воспроизводит свою органическую связь с ней, свою зависимость от нее. В результате скорее интуитивного, чем осознанного чувства возникают первые формы природоохранных мероприятий, создающие условия самовосстановления природы. МЛ. Лифшиц замечает, что человек мифологической эпохи, “поднимаясь над окружающей его природной средой, вступает в союз с ее элементарными механическими силами. Сама природа на уровне человеческого бытия обретает субъективные свойства, но это совершается не в человеческой голове, взятой отдельно от внешнего объекта, а в практическом взаимодействии людей с природой”. Использование законов природы в хозяйственной деятельности как компенсаторных сил и охрана природы в этот период были в основном спорадическими по характеру, но они все-таки создавали возможность для самовосстановления природы.

Читайте также:  Клумба с лапчаткой желтой

Собственно процессы самовосстановления природы как часть общего процесса сохранения присущи и более поздним периодам человеческой культуры. Так, по достаточно компетентному источнику – «Запискам о московитских делах», составленным австрийским посланником ХVI в. Герберштейном, в период основания и развития Москвы в ближайших окрестностях шла активная вырубка леса. В то же время оставлялись урочища, заповедники, являющиеся сегодня своеобразной летописью изменения растительного покрова, который не потерял эстетическую ценность.
Следует обратить внимание на фактор времени, играющий немаловажную роль в процессах самовосстановления природы. Уже на ранних ступенях становления человеческой цивилизации процессы самовосстановления не всегда поспевают за разрушениями, наносимыми живой природе. Механизм стихийной охраны природы, наблюдающийся у ряда народов, не способен компенсировать изменения в природе, вызванные тотальным использованием человеком биосферы земли. На этой почве возникает диспропорция, которая по мере интенсификации общественного производства углубляется и достигает на стадии высокого развития индустрии конфликтного состояния.

Человек и природная среда

Фактор интуитивной художественной деятельности по восстановлению утраченного гармоничного единства человека и природной среды доминирует преимущественно в докапиталистический период. Целенаправленное созидание в природе не характерно для этого этапа социального развития. Неразвитость общественного производства, нерасчлененность во взаимодействиях общества и природы обусловливает природоограниченную целостность в докапиталистических формациях. «Во всех формах общества, где господствует земельная собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой», – пишет К. Маркс. Уровень познания природы, также обусловленный преобладанием сельскохозяйственного производства, ориентирует человечество на утилитарное знание, оставляя в тени ее эстетическую ценность. Поэтому первые немногочисленные произведения природотворчества решают прежде всего практические задачи и лишь затем эстетические. Таковы сады Семирамиды древнего Вавилона – уникальное архитектурное сооружение, на террасах которого были собраны коллекции древесных и кустарниковых растений. Они име.. ли в первую очередь климатическое и экологическое значение и лишь в длительной эволюции эстетических потребностей человечества стали прообразом висячих садов как жанра искусства.
В современной урбанизированной культуре «висячие сады» на крышах, балконах домов, так называемое вертикальное озеленение, примыкающее к ним по характеру устройства и принципам оформления комнатное цветоводство получают все более широкое распространение. Но этот вид деятельности, хотя и содержит прежде всего эстетическую функцию, продолжает сохранять стихийно-художественный характер. В определенной степени компенсируя разрыв между человеком и природой, который принимает вид антагонизма в условиях современных мегаполисов, он объективирует стремление широких масс к гармонизации отношений с естественной средой.
Возникновение искусства садов и парков как особой области художественной деятельности связано с практикой культурного освоения природных ресурсов. В своих истоках оно опирается на эстетический опыт народа, который становится в дальнейшем основой собственно художественного мышления. Известный исследователь и историк садовопаркового искусства В.Я. Курбатов пишет: «Сопоставляя, однако, все известное, можно думать, что первые искусственные сады появились в местах, бедных влагой и растительностью. Там было необходимо устраивать искусственное орошение, само направление проложенных каналов заставляло располагать посадки определенным образом, и таким образом создавался план парка. Так и в наше время вся долина Ломбардии, бывшая когда-то сухою и унылою равниною, прорезана правильной сетью каналов. Вдоль последних рассажены шелковичные деревья, между ними протянуты виноградные лозы, а середины образовавшихся четырехугольников засеяны рисом и кукурузой. Таким образом путешественнику кажется, что он едет по бесконечно правильно разбитому.
В русской культуре утилитарное назначение садов господствует вплоть до нового времени. В приусадебный парк, например, всегда входили плодовые посадки, занимающие важное место в общей композиции. Более того, как правило, хозяйственные сады, как более ранние, определяют расположение парковых зон. Такова, например, роль плодовых садов царской резиденции Коломенского и Измайлова, использовавшиеся не только в утилитарных, но и в эстетических целях, предопределивших кольцевое построение возникших значительно позже парковых ансамблей. Однако если парк создается в результате творческой деятельности архитектора-декоратора и развивается в русле других видов искусств, испытывая на себе влияние их стилистических особенностей, то утилитарные приусадебные сады, предоставленные вкусам специалистов-естественников, открывают перспективные традиции эстетической культуры промышленного природопользования.
Целенаправленная деятельность человека по созданию культурного, эстетически значимого ландшафта приобретает специфические черты в эпоху становления и развития буржуазных отношений, роста больших городов, сосредоточения масс в местах, оторванных от девственной природы, механизации производственных процессов, в том числе сельскохозяйственных, интенсификации труда. В этот исторический период – период обострения социальных противоречий до антагонизма – отрыв человека от природы также принимает характер антагонистического конфликта. Меняя в корне характер взаимодействия общества и природы, капиталистические отношения обусловливают превращение естественных условий труда – земли, биосферы – в отделенный от человека и противопоставленный «свободный фонд», ко. торый выступает в форме «прочно обособившихся стоимостей». Природная среда, вовлеченная в систему капиталистического воспроизводства, становится объектом самой беззастенчивой и хищнической эксплуатации, ничем не ограниченного использования, а вместе с тем условием и средством отчуждения личности от природы.
Другой, противоположной стороной процесса развития буржуазных форм общественной жизнедеятельности является рост сознания и самосознания масс, повышение общей культуры трудящихся, связанной с индустриализацией и урбанизацией. Проявляющееся стремление народа к демократизации всех форм общественной жизни находит выражение и в природотворческой деятельности. В результате широкого демократического движения в этом направлении создаются парки и сады, являющиеся достоянием не отдельных семей, а достаточно широких слоев населения.
Возникают новые формы творчески преобразованной, искусственно оформленной природы. Отдельные формы садово-паркового искусства становятся самостоятельной частью городского пейзажа, обнаруживая тенденцию к дальнейшей эволюции на основе иного функционального значения. Происходит формирование особого дендродекорационного жанра в системе природотворческой деятельности, который в дальнейшем оказывает сильное влияние на оформление сельских регионов.
Качественный скачок в искусстве природотворчества связан с появлением ландшафтного мышления. Вместе с ним практика преобразования природы по законам красоты получает новый стимул развития. Не случайно созданная в этот период в Сен-Жермене Ленотром терраса на вершине берегового откоса Сены, открывающая вид на долину и панораму Парижа, становится поворотным пунктом как в искусстве садов и парков, так и в общей ориентации природопреобразующей эстетической деятельности. Центром внимания, организующим ландшафтную архитектуру террасы, становится природный ландшафт с его эстетическими значениями.
Выдвижение на первый план ландшафта и художественно преобразованного растительного мира в качестве эстетической ценности усиливает возможности поисков самых разнообразных вариантов преобразований окружающей среды, вплоть до включения их в процессы производства, связанные с промышленным освоением геобиосферы. Привычная картина, где редкими оазисами выглядят отдельные сады, парки, заповедники, сменяется культурно оформленными сельскохозяйственными регионами, многочисленными малыми и большими формами творчески преобразованной природы. Однако частная форма собственности на землю, бесплановость, стихийность ведения хозяйства служат серьезным ограничителем дальнейшего совершенствования природотворческой деятельности общества в целом.
Планирование природопреобразующей деятельности в масштабах всего общества и разумный контроль со стороны общества открывают беспредельные перспективы сохранения природы. Уже на уровне социалистической организации на смену буржуазному принципу хищнической эксплуатации и господства над природой приходят идеи рачительного, бережного отношения к ней как богатству, принадлежащему всему обществу, сознательно организованного. партнерства, на базе которых создается научно регулируемая и управляемая система практических и эстетических отношений с природой.
Социалистическая культура сохранения природы, опираясь на мировой опыт, вместе с тем вырабатывает принципиально новый подход к компенсаторной деятельности в природе. Сегодня уже можно говорить о сформировавшейся в природопользовании системе из трех сложно связанных компонентов: входящей в производство индустрии; арены.. действия – природы; творческой деятельности людей. В социалистическом обществе создаются в государственном масштабе условия для преодоления отрицательного воздействия индустриализации на природу, повышения роли производства как ускорителя природных процессов, решающей природосохраняющей силы. Творчество широких масс в этих условиях направлено как на оптимизацию процесса использования природных и технических ресурсов, так и на искусственную эстетизацию естественной среды.
Оптимизация связей с природой становится важным принципом в природопреобразующей деятельности социалистического общества. Здесь формируются методы функционирования системы «общество – природа», которые обеспечивают при наименьшем расходовании средств полезные результаты с точки зрения как сохранения естественной среды, так и удовлетворения социальных интересов, вырабатывается научно обоснованная оптимальная стратегия, позволяющая выбирать из многих вариантов, которые способствуют постепенному развитию природной системы в целом. Примером могут служить национальные парки, заказники, заповедники, где практические, научные и рекреационные задачи не вступают в противоречие, а меры по их решению дополняют друг друга.
Деятельность человека в природе даже в форме оптимальной стратегии может наталкиваться на сопротивление среды. Вся геобиосфера в целом и каждый из ее элементов развиваются по собственным закономерностям и могут быть модифицированы в крайне узких пределах. Однако человек в своей хозяйственной деятельности далеко не всегда способен учитывать этот фактор, поэтому особое значение приобретает принцип организации. Три основных положения в реализации принципа организации играют существенную роль: цель и научная концепция, логическая схема, единый характер управления. Их решение составляет основу создания нового типа хозяйствования в природе. При этом современная социальная и экологическая ситуация как необходимое условие оптимизации отношений с природой обусловливает обращение к эстетическим подходам. Их реализация в практике природопреобразования обеспечивает высокую эффективность производства, улучшает вместе с тем условия сохранения окружающей среды. Примером может служить организация сельскохозяйственных ландшафтов в русле архитектурных требований. Архитектурная организация промышленного ландшафта, опирающаяся на эстетические принципы, благоприятствует осуществлению управления и препятствует дезорганизации среды. Наиболее высоким уровнем организации являются сады и парки, которые в условиях социализма занимают все большее место в жизни людей.
Идеи об эстетической организации природного мира всей планеты последовательно разрабатываются в научных трудах. Над этой темой работали Ж. Дорст, П. Дювинье и М. Танг’. Однако их взгляды и позиции нуждаются в критическом осмыслении, так как некоторые утверждения выглядят максималистски. Оценивая идеи тотальной культуризации природы, нельзя не выделить в качестве объективного фактора то, что эстетическое воздействие девственной природы не может быть приравнено к эффекту культивированной среды. Обращение к истории искусств свидетельствует, что все большие мастера пейзажной живописи черпали вдохновение и искали натуру преимущественно в природе, нетронутой цивилизацией. Поэтому даже в период интенсивного развития «второй природы», расширения сферы природотворчества как искусства по-прежнему остро стоит проблема сохранения первоприроды.

Читайте также:  Ландшафтный простой дизайн огорода

Источник статьи: http://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BE%D0%B2/334941_2931024_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Оцените статью