- Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественное своеобразие произведения
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Образы, символы, композиция
- Темы и проблемы
- Смысл
- Средства художественной выразительности
- Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану
1. История создания
Печальное, пронизанное тоской по ушедшей навсегда молодости, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергей Есенин написал в 1921 году.
Тогда поэту было двадцать шесть, он познал горечь неудач, а жизнь не складывалась ни в личном, ни в общественном плане. Его не признавала новая власть, пытаясь притеснять и не давать возможности работать. За спиной остался полный боли, неудачный, тяжелый брак с Зинаидой Райх.
Сам поэт говорил, что написал это стихотворение, проникнувшись гоголевским вступлением к шестой главе бессмертных «Мертвых душ». По словам Есенина, все, что есть хорошего в его произведении, – заслуга Николая Васильевича.
Опубликовали стихотворение в 1922 году в журнале «Красная нива».
2. Литературное направление
Литературное направление, к которому относится произведение, – имажинизм с нотками романтизма и реализма.
3. Род
По роду произведение относится к лирике.
4. Жанр
Жанровая принадлежность анализируемого произведения – элегия.
5. Проблематика
Общественные или политические проблемы, раздирающие страну в то непростое время, поэт не затрагивает. Тут кроется нечто более глубинное, личное.
На первый план выдвигается проблема взросления, переосмысления жизни, понимания невозвратности молодости. Взрослея, человек меняется, и осознание этого стало основой произведения.
6. Тематика
Стихотворение затрагивает темы зрелости, изменения человека со временем. Кроме того, тут есть и размышления об увядании, грядущей старости, смерти.
7. Идея
В момент написания этого стихотворения в душе Есенина происходили определенные процессы: менялись жизненные приоритеты, интересы, да и вообще, отношение к миру в целом.
Автор написал произведение, чтобы отразить свое непростое состояние, осмыслить его, выразить все то, что накопилось внутри и требовало выхода. Он начал по-другому понимать жизнь, о чем и рассказал в элегии.
8. Пафос
Стихотворение наполнено грустью, некоторой ностальгией по ушедшей юности, печалью.
Но с другой стороны, автор ни о чем не жалеет. Об этом он заявляет в первой же строчке. Поэт смотрит с надеждой в будущее, и это настроение передается читателю.
9. Система образов
Есенин – мастер ярких художественных образов. Анализируемое стихотворение построено на противопоставлении, но неявном.
Автор не говорит открыто, что он уже другой, но через нарисованные образы молодости и зрелости читатель прекрасно понимает эту мысль: «я не буду больше молодым», «ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», «и страна березового ситца не заманит шляться босиком».
Молодость ушла, а вместе с ней и та беззаботность, открытость всему миру. Мы понимаем это, читая произведение. Вся система художественных образов работает на главную мысль текста: все изменилось.
10. Центральные персонажи
Как таковых, центральных персонажей нет.
Автор передает собственные переживания, размышления и чувства через яркие картины, рисуемые буквально парой словесных штрихов.
11. Лирический герой
Лирический герой здесь – сам автор, вернее, его художественная проекция. Поэт говорит о том, что чувствует лично, и читатель понимает его.
12. Сюжет
Элегия представляет собой художественное описание того, что происходит в душе автора. Это просто чувства, мысли, без какого-то определенного сюжетного составляющего.
13. Композиция
Композиция линейная, трехчастная:
- в первом четверостишии поэт говорит о молодости, о ее безвозвратном и таком неожиданном уходе.
- Затем следуют размышления об увядании, старости, неизбежной смерти.
- Наконец, в последнем, пятом, катрене читателя ждет вывод о том, что все живое – тленно, но потому оно и достойно благословления и любви. Ценить нужно каждый миг, ибо все они безвозвратны.
Формально можно сказать, что:
- первое четверостишие – завязка,
- следующие три – постепенное развитие действия,
- последнее – кульминация и развязка.
14. Художественное своеобразие произведения
Язык любого есенинского текста поражает образностью, сочностью красок и яркостью сравнений. Анализируемое произведение тоже имеет все эти черты.
Несмотря на красивые картины, рисуемые автором, лексика максимально проста и понятна, нет никаких незнакомых или пафосных слов, все довольно прозрачно и четко.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано пятью катренами.
Размер пятистопный хорей.
Рифмовка перекрестная (АБАБ), часто используется неточная рифма (плачу – охваченный, реже – свежесть).
16. Средства художественной выразительности
Тексты Есенина порой полностью состоят из различных средств художественной выразительности. Богато ими и рассматриваемое произведение.
- Много эпитетов: «белые яблони», «дух бродяжий», «утраченная свежесть».
- Метафоры: «увяданья золотом охваченный», «белых яблонь дым», «березовый ситец», «сердце, тронутое холодком».
- Поэт очень любил риторические обращения и вопросы, и тут они тоже встречаются: «ты теперь не так уж будешь биться, сердце…», «жизнь моя? иль ты приснилась мне?», «будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».
17. Значение произведения
Произведение помогает понять, что чувствовал автор в определенный период развития своего творчества. Оно наполнено философией, размышлениями о жизни и смерти, и в этом кроется особенное очарование такой лирики.
18. Актуальность
Люди всегда пытаются осмыслить неизбежность смерти, расставание с молодостью и вступление в пору зрелости. В этом смысле стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.
19. Моё отношение
Мне очень нравится это произведение. Оно наполнено ощутимой грустью, но вместе тем заканчивается позитивно, жизнеутверждающе, на высокой ноте.
20. Чему учит
Стихотворение учит принимать свой возраст, радоваться текущему моменту и не жалеть о прошлом. Да, все меняется, но нельзя относиться к этому с негативом, ведь жизнь нам дается лишь раз.
Источник статьи: http://hronika.su/analiz-stihotvoreniya-esenina-ne-zhaleju-ne-zovu-ne-plachu-po-planu/
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»
Автор: Guru · 09.02.2019
Команда «Литерагуру» взялась за рассмотрение поэзии Есенина. Одно из самых его известных стихотворений — «Не жалею, не зову, не плачу». Сейчас многие музыканты поют его под музыку, делают оригинальные песни и даже клипы. Почему же стихотворение, которому скоро будет сто лет, до сих пор так популярно?
История создания
Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» было написано в 1921 году, когда автору было 26 лет. Оно относится к позднему периоду творчества поэта и представляет собой образец философской лирики. Впервые было напечатано в журнале «Красная нива» в 1922 год.
Именно лирическое вступление к шестой главе «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя вдохновило автора на создание этого произведения.
Жанр, направление, размер
Жанр данного произведение — элегия. Это лирическое стихотворение, в котором автор делится своими глубоко- личными и, пропитанными грустью переживаниями. Автор размышляет о прошедшей жизни и о том, что былое уже не вернуть. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.
Размер произведение — хорея (двусложная стопа с ударением на первом слоге и последующих нечётных слогах).
Образы, символы, композиция
Стихотворение наполнено тоской молодого поэта о своей уходящей молодости. Он понимает, что в плену у скоротечности жизни, и ничего не может с этим поделать. По структуре произведение является небольшим монологом автора со своим читателем. Как со своим лучшим другом, он делится своими искренними переживаниями о жизни и молодости.
В этом стихотворении, как и во всей лирике Есенина, преобладают образные и символические обороты речи. Образы весны ассоциируются с молодостью поэта, но со временем приходит осень, и забирает юношеские годы и воспоминания, некогда зеленые листья желтеют и падают с веток, так же, как и млекнут воспоминания молодых лет. Приходит старость, она неизбежна, и автор это осознает, несмотря на свои юные 27 лет.
Наличие образов и символов в этом произведение доказывает, что это действительно философское размышление. Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы и частые обращения: «Дух бродяжий!», «Жизнь моя?». Метафора «розовый конь» символизирует романтичную и беззаботную жизнь во времена его молодости. «Страна березового ситца» так же символизирует юность, страна где было все легко и беспечно, но в которую он никогда уже не сможет вернуться.
Темы и проблемы
Многие поэты поднимали, поднимают и будут поднимать тему человеческой жизни. Герой нашего произведения, т.е. сам молодой Есенин, с тяжестью на сердце осознаёт, что молодость прошла, жизнь уже не та, да и он уже не так юн и задорен, как в былые времена. Ему теперь чужды юношеские веселья, он больше не хочет «шляться босиком». Душа его уже не горяча, взгляд — не задорен, даже сердце теперь бьется по-другому.
Сергей Александрович Есенин в этом произведении размышляет о быстротечности жизни и скоропостижности смерти. Поэт с горечью понимает, что в этом мире нет ничего вечного, и жизнь каждого из нас рано или поздно подходит к концу. Старость неизбежна, а юность так коротка и неуловима, что стоит наслаждаться и ценить каждую секунду беззаботного веселья.
Смысл
Основной мыслью данного произведения является скоропостижность любой жизни. Автор хочет показать, что все мы смертны, что молодость всегда уходит быстро и незаметно, но не стоит об этом жалеть, мы лишь должны смириться с этим. «Не жалею, не зову, не плачу» — эти строки были написаны за три года до смерти поэта. Возможно, он уже тогда предчувствовал приближение скорой гибели.
Так же, идею всего стихотворения можно выразить строчкой: «Все мы, все мы в этом мире тленны», ведь, рано или поздно придётся смириться с уходом юности и лучших лет нашей жизни. Но в то же время, в этом стихотворении нет сожалений о прожитых годах, наоборот, есть только блаженность принятия скоротечности жизни: «Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть».
Средства художественной выразительности
Большое количество средств художественной выразительности содержится в этом стихотворении. Чтобы передать всю образность и реальность своих мыслей автор применяет необычные метафоры: «страна берёзового ситца», «белых яблонь дым», «гулкая рань», «шляться босиком».
В целом, для стихотворения характерны умиротворение, монотонность и неспешность. Свою уходящую молодость автор сравнивает со скачками «на розовом коне», а человеческую жизнь — с кленовыми листьями: сначала, они свежие и зеленые, как и наша молодость, но время идёт, и рано или поздно, листья высохнут и опадут на землю, как и жизнь любого из нас когда-нибудь оборвётся. Печальное настроение произведения дополняется всевозможными эпитетами: «тленный», «бродяжий», «утраченный», а «белые яблони», прогулки босиком и чувство первой влюблённости переносят нас в самые сладкие юношеские воспоминания.
В заключении, Сергей Александрович подчёркивает, что любая жизнь рано или поздно заканчивается («все мы в этом мире тленны») и это неизбежный процесс всего живого мира. Последняя фраза стихотворения «процвесть и умереть» свидетельствует о том, что автор благодарен судьбе за свою жизнь и молодость и, возможно, уже предчувствует свою скорую смерть.
Источник статьи: http://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu/
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1–4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдёт речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не жалею, не зову, не плачу.
История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.
Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.
Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с клёнов листьев медь».
Эпитеты – «Дух бродяжий»,«утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком».
Сравнения – «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».
История создания
Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, ещё рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится. Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью. К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.
Часто историю написания произведения связывают с «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».
Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.
Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.
Уже в первых стихах лирический герой признаётся в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком» , даже сердце теперь бьётся по-другому.
Вместе с молодостью позади остался «Дух бродяжий» , поэтому речи зрелого мужчины обдуманны, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.
Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет её розовым конём. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.
В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны» . С каждым днём человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть» .
Композиция
Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.
Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Жанр произведения – элегия, так как автор грустно раздумывает над вечными философскими проблемами. Хотя лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовёт, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.
Средства выразительности
Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал богатый арсенал средств выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы. Главную роль в произведении играют метафоры: « увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна берёзового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с кленов листьев медь» . Дополняются пейзажи эпитетами: «Дух бродяжий», «утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком» и сравнениями – «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu.html