Как подобрать цветовую палитру для цветника

Дизайн клумб. Колористика и цветовые схемы

«Какое чудо!» – восклицаем мы, глядя на роскошную клумбу в парке, и застываем в восхищении. Как красиво подобраны растения и как живописно сочетаются они между собой! Стараясь повторить увиденное, мы высаживаем цветы на своем участке и довольно редко добиваемся успеха. Это неудивительно, ведь такое великолепие неслучайно, над созданием цветочных композиций работают специалисты, главная задача которых – гармонично декорировать природное пространство.

Ландшафтных дизайнеров, без преувеличения, можно назвать художниками. Только их краски – разнообразные растения, а холст – парки, сады и клумбы. И, как и каждый художник, специалист по ландшафту руководствуется законами колористики.

Мы, простые садоводы, зачастую не обладаем нужными знаниями по основам композиции, однако можем позаимствовать у профессионалов некоторые приемы создания цветовой гармонии. Пейзаж, спланированный с учетом знаний о сочетании оттенков, выглядит гораздо более эстетично, нежели хаотично засаженный участок.

Рассмотрим основные колористические схемы с наглядными примерами из практики.

Доминанты сада. Элементы участка

Начиная декорировать свой участок, оглянитесь вокруг. На чем останавливается взгляд в первую очередь? Безусловно, это дом – наиболее крупный объект на участке.

Сейчас отделочные материалы необычайно разнообразны. Особенно сильно на восприятие дома влияют наружные стены, которые занимают большую часть всего объема строения. Они могут быть выполнены из бруса, кирпича, блоков и покрыты различной облицовкой.

От того, в какой цвет окрашены все элемента строения, а особенно его стены, зависит подбор высаживаемых в непосредственной близости растений. Выразительный дом следует окружать культурами приглушенных оттенков, так, чтобы они не отвлекали внимание от композиционной доминанты. Жилище, оформленное в серых или белых тонах, наоборот, будет служить нейтральным фоном для ярких цветов.

По мере удаления вглубь участка влияние главной доминанты ослабевает, однако появляются другие сооружения, вокруг которых строится ландшафт: баня, беседка, хозяйственные постройки. Растения вокруг них должны подбираться по вышеописанному принципу: яркое + нейтральное.

Доминирующий цвет в саду, да и вообще в природе – зеленый. Как сказал испанский драматург XVII века Педро Кальдерон де ла Барка: «Зеленый – самый главный цвет, из которого возникает вся красота мира».

Восприятие зеленого человеком неоднозначно: в интерьере или одежде цвет приковывает внимание, а вот на открытых пространствах глаз, привыкший к большим объемам этого оттенка, оценивает его как фон. Таким образом, можно рассматривать зеленый в качестве нейтрального холста, на котором строится ландшафтная композиция.

К сожалению, в попытке создать красочный сад, мы часто включаем слишком большое количество ярких растений различных цветов: красного, желтого, лилового, оранжевого. Это приводит к тому, что зеленого становится слишком мало, а иногда и вовсе не остается. Нарушается природная гармония оттенков. Всегда помните о том, что природа уже создала идеальные цветовые сочетания и не игнорируйте зеленый в своих композициях.

Цветовые схемы в ландшафтном дизайне

Безусловно, каждый из нас имеет личные цветовые предпочтения. Мы переносим их в одежду, убранство дома, оформление клумбы. У некоторых людей вкус безупречен, но большинство испытывает проблемы с подбором оттенков. В этом случае на помощь приходит колористика, предлагающая множество гармоничных сочетаний цветов. Все эти сочетания можно воплотить и на своем садовом участке, оформив его в соответствии с законами цветоведения.

Главное подспорье в выборе оттенков – это цветовой круг. Они бывают самыми разными: самый простой включает в себя шесть цветов, а сложные могут содержать сотни оттенков. Дизайнеры по ландшафту чаще всего используют схему, состоящую их двенадцати цветов, основные из которых: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Это чистые насыщенные цвета, которые создают нарядные сочетания. Они отлично подходят для того, чтобы выделить какой-либо участок сада с помощью хорошо заметного, привлекающего внимание акцента. Однако, такие оттенки не только красивы, но и коварны: бездумная мешанина ярких красок быстро утомит и вряд ли будет красива. Вот тут на помощь цветоводу и придет цветовой круг, который подскажет, как гармонично скомпоновать оттенки.

Полихромные ландшафтные композиции

Колористических сочетаний, как и оттенков в палитре может быть бесконечное множество. Однако, среди них можно выделить основные гармонии, применение которых в ландшафтном дизайне полностью оправдано.

Контраст – триада, квадрат, пятиугольник, шестиугольник. Такие цветовые сочетания состоят из равноудаленных оттенков цветового круга. Контрастная палитра всегда получается яркой и насыщенной, т.к. все цвета равнозначны по степени воздействия.

Стоит отметить, что три контрастных оттенка – самый простой и удачный вариант. Цветовые квадраты и другие сложные фигуры требуют вдумчивого подхода: слишком большое количество красок утомляет глаз и смотрится безвкусно.

В ландшафтном дизайне доминирует зеленый, поэтому вышеописанные схемы очень часто видоизменяются. Триада, к примеру, может быть разносторонней – цветовому сектору противостоят два других, расположенных через один, например, зеленый, лиловый и красно-оранжевый или салатовый, фиолетовый и красный.

Читайте также:  Закладка грядки под огурцы осенью

Нюанс, в противовес контрасту, состоит из родственных, близких в цветовом круге оттенков. Их количество может варьироваться, но чаще всего дизайнеры используют три близлежащих цвета.

Нюансные цветовые комбинации прекрасно смотрятся на клумбе. Растительные композиции, состоящие из смежных оттенков, отличаются изысканностью и гармонией. Они очень спокойны и не утомляют глаз. К тому же ошибиться, подбирая родственные цвета, очень сложно, поэтому такая цветовая гармония под силу даже начинающим дизайнерам.

В цветовом круге часть оттенков лежит в холодном спектре, а другая часть – в теплом. Гармония нюансов, следовательно, может быть теплой (желтый, оранжевый, красный) или холодной (голубой, синий, фиолетовый).

Теплые тона, живые и яркие, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. Они приковывают внимание, являясь мощной цветовой доминантой. Цветоводы, оформляя клумбу, иногда злоупотребляют насыщенными теплыми оттенками. Такая ландшафтная композиция зачастую подавляет окружение, отвлекая на себя все внимание. Впрочем, если необходимо выделить определенную часть сада, этот прием вполне уместен.

Холодная палитра, наоборот, спокойна и сдержана. Ландшафтная композиция в прохладных тонах создает иллюзию удаленности от зрителя. Эти цвета не вызывают сильных эмоций, они, скорее, успокаивают и дарят ощущение умиротворенности.

Существуют и более сложные цветовые схемы, включающие в себя элементы контраста и нюанса. Например, один из вариантов триады – два смежных и один противостоящий оттенок: зеленый, красный и красно-оранжевый или салатовый, фиолетовый, лиловый.

Может быть видоизменен и цветовой квадрат: два близлежащих цвета контрастируют с двумя другими сопредельными оттенками, например, салатовый и желтый + лиловый и сиреневый. Такая схема, с одной стороны, отличается драматическим контрастом, а с другой – тонкими изящными колористическими переходами.

[!] Со всеми оттенками гармонирует белый, его можно включать в любую цветовую схему. Белый тон великолепно разбавляет насыщенные краски, снижая резкость колорита.

Монохромные ландшафтные композиции

Безусловно, цветовой спектр не ограничивается чистыми яркими оттенками, ведь богатство красок в природе поистине безгранично. Каждый цвет может иметь как более светлые, так и более темные тона. Сочетание таких тонов в пределах одного сектора называется монохромной гармонией.

В садовом дизайне полного монохрома, конечно, не встретишь – зеленый цвет присутствует всегда. Однако, как было сказано выше, он является лишь фоном для других красок.

Благодаря сдержанной палитре, монохромные ансамбли необыкновенно привлекательны. Это беспроигрышный вариант для сомневающихся садоводов: посадите одинаковые по цвету, но разные по насыщенности растения и вы получите элегантную клумбу без лишних деталей.

Яркость красок

Говоря о палитре сада, важно принимать во внимание такой аспект цвета, как яркость. Проще говоря, все основные цвета могут иметь более темные или более светлые оттенки. Например, бордовый, красный и розовый – это один и тот же цвет разной степени яркость.

Светлые и темные оттенки люди воспринимают по-разному. Светлые тона спокойны и не вызывают бурных эмоций. Большое количество темного, наоборот, подавляет и немного угнетает. Впрочем, и ту и другую палитру следует использовать грамотно, отталкиваясь от особенностей участка.

Светлые оттенки хорошо отражают солнечные лучи, поэтому кажутся ближе, чем на самом деле. Они отлично видны и приковывают внимание. Такие тона лучше использовать в затененных местах сада, там, где не хватает освещения. Если высадить растения пастельных расцветок на ярком солнце, цвета покажутся слишком размытыми и бледными.

Пастельные тона красиво смотрятся на фоне темно- или ярко-зеленой листвы. Контраст получается не резким, а мягким и приятным. Кроме того, соцветия светлых оттенков великолепно подчеркнут темные стены дома или хозяйственных построек.

Распространенная ошибка садоводов – высадка большой группы растений с бледными цветами на солнечной поляне. В этом случае нежные оттенки теряются, размываются и выглядят гораздо менее эффектно, чем могли бы.

Темные тона, наоборот, поглощают свет, человеческий глаз различает их гораздо хуже. Они менее заметны в ландшафте, особенно в тени, в сумерках или на неярком фоне. Что касается оптического восприятия подобных оттенков, то густые насыщенные цвета отступают на дальний план, если смотреть на них издалека.

Вместе с тем темная палитра необыкновенно приятна при правильном окружении. В хорошо освещенном месте, на фоне бледной листвы, светлых камней, плитки, дома, выкрашенного в светлые тона, темноцветные растения смотрятся великолепно. Они не отвлекают внимание, а лишь красиво оттеняют задний план.

Не стоит размещать густоокрашенные культуры в тенистых уголках сада или рядом с визуально тяжелыми элементами ландшафта. Такая композиция будет смотреться слишком мрачно.

Зимняя палитра в оттенках серого. Насыщенность цвета

В нашей стране зима бывает долгой, пять месяцев природа спит. Поздней осенью яркие краски сменяются тусклыми серыми и коричневыми оттенками. И все же цвет остается, пусть и гораздо менее насыщенный. Настоящему ландшафтному художнику зима не мешает создавать прекрасные пейзажи, а на первый план выходят палитры в серых тонах.

Чистый серый цвет в природе встречается очень редко, обычно все зимние оттенки имеют цветную примесь: хвойники окрашены в серо-зеленый, созревшие злаки – в серо-желтый, кора и высохшие листья – в серо-коричневый. Такая палитра, по сравнению с насыщенными летними красками, конечно, смотрится гораздо бледнее, но и она имеет определенную прелесть. Полутона плавно перетекают друг в друга, образуя спокойный зимний пейзаж.

Читайте также:  Оцинкованные грядки от производителя фрегат

Оптическое восприятие дымчатых оттенков сходно с восприятием холодного колера: такие цвета как будто отступают на дальний план, не бросаясь в глаза и не утомляя зрение. Благодаря низкой насыщенности зимней палитры, в одной ландшафтной композиции можно использовать большое количество оттенков и не ограничиваться тремя-четырьмя.

Поздняя осень и зима – не повод отказываться от красивых садовых пейзажей. Это время любоваться изысканными нюансами цвета.

Как видите, вариантов оформления клумбы и садового ландшафта великое множество. Чтобы не потеряться в этом многообразии используйте законы колористики. И напоследок, практический совет: прежде, чем высаживать растения, сделайте рисунок или фотоколлаж. Так вы поймете, какого цвета слишком много, а какого оттенка, наоборот, не хватает. Кроме того, можно взять на основу работы именитых ландшафтных дизайнеров, используя готовые сочетания оттенков в их работах.

Источник статьи: http://wikibotanika.ru/cvetnik/landshaftnyj-dizajn/dizajn-klumb-koloristika.html

Создание гармоничного цветника: учимся сочетать цвета

Рано или поздно мы понимаем: собрать в саду красивые растения — это полдела, из них нужно сложить живописные картины. Ведь даже самый изысканный цветок на том или ином «полотне» может оказаться не к месту, если он разрушает колористическую гармонию. А значит, пришла пора учить азбуку красок, чтобы преобразовать дачные владения.


Азбука красок поможет преобразовать дачные владения

Каким он будет, ваш обновленный сад? С выписанными деталями многоцветных клумб или сдержанно-однотонный, словно наложенный на полотно крупными мазками? Цвет — пожалуй, самый спорный и сложный элемент ландшафтной композиции, ведь несовершенная по форме крона дерева или скучная линия дорожки не так явно бросаются в глаза.

Цветовые решения умиротворяют и успокаивают, радуют и восхищают, вызывают скуку или раздражение, в зависимости от того, нравится или не нравится нам полученный результат. Поэтому к выбору цветовой палитры сада и сочетаемости красок надо подходить серьезно. А мы обычно относимся к решению этой задачи легкомысленно, ориентируясь исключительно на свой вкус и ни с кем не советуясь, хотя с вопросами, отчего не цветут розы или как устроить дренаж, не считаем зазорным проконсультироваться с профессионалами. А в результате… Голубую рапсодию незабудок могут невзначай взорвать кумачовые тюльпаны, а кирпично-рыжие бархатцы попытаются внедриться на клумбу с розовыми и малиновыми в белую полоску петуниями.

Как понять, что сочетание красок небезупречно?

На бытовом уровне это несложно, доверяйте своим ощущениям: если вам кажется, что красный тюльпан попал к незабудкам случайно — значит, с гармонией в этой композиции что-то не так. Но попробуйте добавить к смелому сочетанию фон из пузыреплодника с золотисто-зеленой листвой, белые поэтические нарциссы с красным ободком по коронке — и непростой для восприятия красно-голубой контраст перестанет резать глаз (подробнее о поэтических и других нарциссах вы можете прочитать в статье Самые популярные сорта жонкиллиевых, тацетовых, поэтических, дикорастущих, кантабрийских нарциссов).

Для художника нет плохих цветов. Используя все богатство природной палитры, на «холсте» цветника можно примирить самые яркие, вызывающие краски. Вопрос в чувстве меры и степени сложности. Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах.


Одни цвета идеально сочетаются парами, другие обретают гармонию в тройственных и более сложных союзах

Подбираем растения по цвету

Садовая колористика — искусство, в основе которого лежат закономерности восприятия цвета. Колористические схемы, то есть схемы ландшафтных композиций, основанные на подборе растений по окраске цветков и листьев, могут быть как контрастные, так и однотонные, завораживающие богатством нюансов, а также теплые и холодные, простые и сложные, яркие и приглушенные, из плотных, насыщенных цветов и нежные, разбеленные, в пастельных тонах.

Если вы как раз ищете интересные варианты для ярких цветников, на нашем маркете можно сравнить предложения разных интернет-магазинов и выбрать многолетние растения любых оттенков.

В рамках любой принятой схемы случаются как удачные, так и неудачные решения. Более того, с приобретением опыта глаз художника, который живет в душе каждого садовода, год от года становится все более зорким и требовательным. И в том, что раньше казалось допустимым, со временем начинаешь видеть изъяны. Постепенно приходит и понимание того, что учитывать следует сочетаемость растений по тону не только цветков, но и листвы, которая в одних случаях «убивает» распустившийся рядом прелестный цветок, а в других — преподносит его в самом выигрышном свете.

Монохром или многоцветье?

Во многом выбор цвета — это действительно дело вкуса. А на него накладывают свой отпечаток темперамент, возраст, воспоминания детства, семейные и культурные традиции, национальный колорит, мода. У многих из нас есть собственные горячие пристрастия, в том числе любимый цвет, который и хочется видеть в любых сочетаниях в интерьере дома, в одежде и в саду.

Читайте также:  Парники дуги со спанбондом


Слева: петуния черного цвета невероятно эффектна в сочетании с более яркими «коллегами» по цветнику. Справа: утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы

Так рождаются монохромные (одноцветные) ландшафтные композиции. Белый сад, розовый, голубой, желто-оранжевый и даже шоколадный и черный — выбирайте, что вам по душе!

Вкусы меняются и, утомившись от созерцания одних холодных белых цветов, вдруг хочется окружить себя согревающими и бодрящими оттенками теплой гаммы, а то и смешать все краски из цветочных тюбиков и густо рассыпать по всему саду. Такой подход типичен для садов сельского типа в разнообразных этнических вариантах — русская дача, французский Прованс, кантри.

Где-то посередине — вариант, который подойдет любителям как однотонности, так и многоцветья: разбейте пространство дачных угодий на сегменты и распределите любимые цвета так, чтобы на каждом из участков получился свой монохромный сад. Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов.


Монохромная композиция великолепно подчеркнет лаконичность и выразительность форм садовых МАФов

Такой подход позволяет легче добиться гармонии по цвету в своем «окружении», поскольку поиск гармонии ведется между целыми группами растений, а не между отдельными куртинами и кустами. Сразу решите, какие цветовые сочетания для вас наиболее гармоничны по контрасту, и выстраивайте посадки в соответствии с принятой схемой. Скажем, голубой сад будет граничить с белым, белый — с желтым, желтый — с красным или фиолетовым. В пределах каждого монохромного мини-сада гармония рождается из более «тонкой материи» — нюансов, то есть оттенков основного цвета, различающихся по насыщенности и чистоте красок.


Чтобы разбавить и оживить однообразный зеленый цвет, добавьте в композицию контрастный желтый

Но не стоит слишком буквально понимать термин «монохромный». Так, в границах голубого сада возможна целая гамма близкородственных тонов — от синих до фиолетовых, темных и светлых, причем не только в цветках, но и в листве, например, серебристо-голубой и синевато-зеленой. А желтый сад может включать также оранжевые и лимонные тона.

Для тонких ценителей стиля открываются богатые возможности подчеркнуть тоном монохромной ландшафтной композиции те или иные элементы архитектуры, скажем, цвет фасада или крыши дома, белые наличники, мощение и разнообразные МАФы. Эти элементы остаются неизменными, в отличие от цветущих растений. Поэтому, если вы определили для себя, что цвет голубой беседки станет ярче и наряднее, если на ее фоне цветет, к примеру, оптимистичная рыжая настурция, то отчего бы не придерживаться выбранного цветового контраста с весны до осени?

Весной оранжевый парад откроют огоньки садового гравилата, а осенью закроют сезон оранжевые монтбреция, георгины, рудбекия.


Гравилат «открывает сезон» весной. Поселите рядом соседей правильных оттенков — и такой уголок сада все лето будет ласкать глаз

Подробнее о них рассказывается в материалах:

  • Крокосмия — правила выращивания и зимовки
  • Гравилаты: фейерверк окрасок и скромность пользы
  • Рудбекия — солнце на грядке
  • Чистое золото! Рудбекии в вашем саду
  • Мексиканцы в России, или Пригласите в свой сад георгины!
  • Плюсы и минусы георгинов

Насколько строго следует соблюдать принятую схему — тоже зависит от ваших предпочтений. С одной стороны, приверженность порядку поможет избежать вызывающих, неудачных сочетаний, с другой — серия монохромных композиций может быть принята лишь как основа для более сложной колористической схемы с включением сезонных акцентов из контрастных цветовых вкраплений.


В партнеры оранжевому лилейнику подбирайте растения фиолетового, ярко-желтого, бежевого, коричневого цветов

По мнению специалистов, в детстве нам нравятся «открытые» чистые яркие цвета и простые контрасты, а с возрастом мы начинаем ценить более сложные, смешанные краски и цветовые нюансы. Цвета химических маркеров быстро утомляют, но они же, разбавленные белилами или затемненные серой или черной краской, неожиданно кажутся естественнее и приятнее.

В то же время достаточно и тех, кто на всю жизнь сохраняет непосредственность детского взгляда и от души радуется многоцветью сочных пестрых композиций, не смущаясь возникающими порой диссонансами. Ведь они есть и на цветочном лугу! О том, как создать цветник в природном стиле, читайте в статьях:

  • Рукотворные луга: как создать луговой цветник из многолетников
  • Степь раздольная: как создать модный цветник в стиле «новой волны»
  • Сады Пита Удольфа: новая волна ландшафтного дизайна
  • Стиль Naturgarden — мода или естественное состояние сада?

Важно понимать: хотя законы колористики в живописи и ландшафтном дизайне одни и те же, задачи, которые ставят перед собой художник и садовод, все же разные. Для художника часто важно взволновать зрителя, обнажить проблемы и заставить нас эмоционально их пережить. Поэтому далеко не всегда цель художника — достижение гармонии. В то же время вряд ли кто-то согласится создавать для себя ландшафт, который будет постоянно будоражить, напоминать о несовершенстве мира. В саду мы стремимся к гармонии, поэтому и создаем оазис, в котором все дышит радостью, а игра красок лишь услаждает взгляд и удовлетворяет естественную потребность в разнообразии.

Источник статьи: http://7dach.ru/MoySad/azbuka-krasok-ili-sekrety-sadovoy-koloristiki-250369.html

Оцените статью