Учимся различать деревья и кустарники зимой
Тема: УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДЕРЕВЬЯ
И КУСТАРНИКИ ЗИМОЙ
Задачи деятельности учителя: создать условия для формирования умения определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам в зимний период; способствовать воспитанию культуры поведения в природе, бережного отношения к ней, развитию умения пользоваться раздаточным материалом.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся различать деревья и кустарники зимой; определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; называть кустарники и деревья родного края; описывать внешний вид деревьев.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать их для уточнения непонятного.
Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.
Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».
I. Сообщение темы урока.
Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника». Слайд № 2-4.
«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются. »
- О каком времени года рассказал автор? Как зима украсила деревья? Как красива родная природа! Ребята, посмотрите. С нами на уроке наши старые знакомые, Миша и Маша. Слайд № 5 На прогулке Миша сказал: «Зимой все деревья выглядят одинаково. Нельзя отличить одно дерево от другого». Вы согласны с этим утверждением? Так какова тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? Вывод: Мы должны помочь Маше доказать Мише, что и зимой можно различать деревья и кустарники.
II. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику (с.44—45). Слайд № 6.
- Рассмотрите центральный рисунок на стр. 44-45. Прочитайте первый вопрос. Чем похожи деревья зимой? (Голые, без листьев, в снегу) Какие деревья изобразил художник? Какие деревья вы бы легко узнали в зимнем лесу? Почему? ( Хвойные, отличить можно по форме хвоинок — листьев). Слайд 7. Сосна Слайд 8. Ель. А если хорошо присмотреться, можно ли найти отличия в облике лиственных деревьев зимой? В чём отличие? Слайд № 9. Что такое крона дерева? (Крона дерева — это его верхняя разветвленная часть.)
Слайд 10. Какие лиственные деревья вы видите на картинке? (Рябина, тополь, дуб, берёза)
- Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем отличаются их кроны?
- У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи. Это чечевички — специальные отдушины, через которые воздух проходит к внутренним тканям ствола.
У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.
У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.
Рябина — небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.
Не забудем и красавицу – липу. У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.
Что же Маша скажет Мише? Как узнать дерево зимой? Слайд 21
Вывод: Первым условием для различия деревьев зимой –это крона.
Перед вами рабочие листы. Теперь вы тоже умеете узнавать деревья по кроне. Подпишите в рамочке название каждого дерева. Договоритесь. Слайд 14 – 16.
Посмотрите, как выполнил это задание Миша. Давайте проверим, всё ли он правильно сделал?
А как вы выполнили задание? Поднимите руки те, кто не сделал ошибок; кто ошибся один раз, …
Растут ли эти деревья в нашем крае? Можно ли ломать ветки у деревьев зимой? Как надо себя вести в лесу зимой? Можно ли оставлять мусор? Как надо поступить с мусором?
Возле школьного крыльца
Вера — вербу, ясень — Вася,
Слава — сливу, Клава — клен.
Ты работал — оставайся.
Ты ленился — выйди вон.
2. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по плодам?»
Как вы думаете, только ли по кроне можно узнать дерево? О чём ещё Маша должна рассказать Мише? Слайд № 17.( Дерево можно узнать по его плодам)
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Маша вам прочитает описание плода, а вы помогите ей найти нужный плод на картинке. Назовите его порядковый номер.
Плоды липы — орешки размером с горошину — «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от дерева. У разных липовых «вертолётиков» разное число плодов — «пассажиров».
У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.
У рябины — гроздья оранжевых ягод.
Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка — по бокам.
Плоды дуба — желуди.
У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой — прямой и толстый.
Проверим, сможете ли вы теперь узнать дерево по его плодам. Соедините дерево с плодами, которые на нём созревают. Посмотрите, Миша всё правильно сделал? А вы?
— Как вы думаете, что могло бы произойти, если осенью мы собрали все плоды рябины?
-Кто от этого пострадает? (Птицы: свиристели, воробьи, снегири, синицы, вороны). — А что случиться, если мы соберём все жёлуди? (Пострадают кабаны, мыши, белки).
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод:(Зимой плоды деревьев служат пищей лесным зверям и птицам. Без них животные погибнут от голода)
3. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».
– Красив ли зимний сад?
– Можно ли отличить яблоню от вишни?
– Можно ли сирень отличить от черемухи?
– Эти растения можно отличить не только по силуэтам, но и по почкам.
4. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по почкам».
-Как же можно отличать зимой деревья? ( По кроне, по плодам)
-А может Маша могла бы рассказать Мише о других отличительных признаках деревьев?
-Как ещё можно узнать деревья?
- Растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.
— Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками
каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)
- Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)
– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)
– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (нет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)
III. Закрепление изученного материала.
-Смогла ли Маша доказать Мише, что зимой можно отличить одно дерево от другого?
— На что должен обратить внимание Миша, чтобы узнать дерево. (Крона, плоды, почки)
-Давайте составим для него памятку.
«Как узнать дерево зимой?»
Обрати внимание на внешний вид и крону дерева. Рассмотри оставшиеся на дереве плоды. Рассмотри почки на ветках.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/81/440/8301.php
Презентация по окружающему мируна тему: «Как узнать деревья зимой?»
Подойдёт и взрослым и детям
Описание презентации по отдельным слайдам:
Как узнать деревья зимой? МБУДО «Центр детского творчества «Приокский» г.Рязань Составила: педагог Сорокина Л.В. 2019 г. По мотивам сказки Н.М. Павловой «Зимняя пирушка»
Береза Это дерево с белой корой и черными штрихами всем хорошо известно.
Осина Это дерево со светло-зеленой, гладкой корой. Другое название осины — тополь дрожащий, от тополя зимой легко отличить по почкам.У тополя они длинные, у осины более округлые.
Дуб Еще издали обращает он на себя внимание. Зимой посреди черного парка можно увидеть дерево с неопавшей желтой листвой!
Дерево с чёрным, чуть морщинистым стволом и крепкими толстыми ветвями, прогнутыми посередине. Липа Зимой на веточках липы можно найти плоды — маленькие, круглые орешки с одним крылышком.
Клен Клен легко отличить от других деревьев по крылаткам-пропеллерам.Ветки клена толстые, прямые и ветвятся «парочками»
Ясень Ясень зимой узнают по его плодам — желтым крылаткам.
Ель Её мохнатые ветки похожи на большие лапы. На концах веток висят большие, длинные шишки.
Сосна Дерево с высоким оранжевым или желтоватым стволом? Ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. Хвоинки длинные и растут по две, как склеенные. Шишки у сосны короткие, с круглыми чешуйками.
Лиственница Вроде сосен, вроде елок, а зимует без иголок Шишки лиственницы короткие, с круглыми чешуйками.
С каких веток эти «детки»?
Информационные ресурсы Демина И.Г., Чудеса из дерева. Смоленск: Русич, 2001 Гроздова Н.Б., Занимательная дендрология. М.:Лесная промышленность, 2001 3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2002. — С. 108-113.
Как узнать деревья зимой.
Слайд 1. Весной, летом и осенью лиственные деревья легко определить по листьям. Гораздо сложнее узнать эти деревья зимой. Давайте попробуем вместе с героями сказки Н.Павловой «Зимняя пирушка» разобраться, какие деревья нас окружают.
Слайды 2-13 Инсценировка сказки «Зимняя пирушка».
Заяц все лето кормил хромую белку: озорной мальчишка перебил ей лапку. А когда белка поправилась, она простилась с зайцем и сказала:
— Спасибо тебе, зайчик, спасибо! Смотри никаких запасов на зиму себе не делай. Летом ты меня кормил, зимой я тебя прокормлю.
Но с того дня заяц белку не видел. Последняя трава скрылась под снегом. И остались зайцу, чтобы поглодать, только голые веточки да кора. В непогоду он часто голодал. Тогда он вспоминал белку, и ему становилось веселее: «Стоит мне только ее найти, тогда заживем!»И вот наконец заяц наткнулся на белку. Она сидела на сучке у своего дупла.
— Здравствуй, — крикнул заяц, — какое счастье, что я тебя нашел! Ведь как раз сегодня я с утра ничего не ел.
— Ладно, ладно, поставлю для друга самовар, — сказала белка. — Вот только принес бы ты мне березовых веток, я бы из них угольков нажгла.
— Принесу, принесу, хлопотунья, — сказал заяц и помчался.
А белка-то хитрила. Ей стало жаль своих запасов. И она нарочно отослала зайца. «Когда-то он еще найдет березку, — думала белка.— Я тем временем потихоньку перетащу все свои запасы в другое дупло и сделаю вид, будто меня куница съела».
Но не успела белка вдеть в иголку нитку, чтобы починить мешок, а заяц тут как тут.
— На, получай березовые ветки, хлопотунья!
— Быстро же ты обернулся, — сказала белка.
— Да ведь березу-то нетрудно найти, — сказал заяц, — с опушки видно, как березнячок белеется.
«Это верно», — подумала белка. И давай хитрить дальше:
— Угольки-то у меня будут, а разжечь-то мне их нечем. Принес бы ты мне осиновых веток, я бы из них спички сделала.
— Принесу, принесу, хлопотунья, — сказал заяц и помчался.
А белка думает: «Ну, осину-то ты зимой не скоро отыщешь: ведь без листьев все деревья друг на друга похожи, одна березка белая ото всех отличается».
Но не успела белка первую заплату на мешок положить, а заяц уж тут как тут.
— На, получай осиновые ветки, хлопотунья.
— Быстро же ты обернулся, — сказала белка.
— Да ведь осину-то нетрудно найти, — сказал заяц, — осинничек как частокол стоит. Осинки тоненькие, пряменькие, серо-зеленые, а кора у них горькая.
«Это верно», — подумала белка. И давай хитрить дальше:
— Самоварчик-то я поставлю, а как я на стол накрою? Ведь стола-то у меня нету. Принес бы ты мне дубовых бревнышек, напилила бы я лесочки, сделала бы дубовый стол.
— Принесу, принесу, хлопотунья, — сказал заяц и помчался.
А белка думает: «Ну, дуб-то ты зимой не скоро отыщешь».
Но не успела белка десяти орешков в мешок сложить, а заяц уж тут как тут.
— На, получай дубовые бревнышки, хлопотунья.
— Быстро же ты обернулся, — сказала белка.
— Да ведь дуб-то нетрудно найти, — сказал заяц, -большой, толстый да корявый, а на веточках зимой, как флаги, висят засохшие листья.
«Это верно», — подумала белка. И давай хитрить дальше:
— Стол-то я сделаю, а пошаркать его нечем. Принес бы ты мне липовой мочалки.
— Принесу, принесу, хлопотунья, — сказал заяц и помчался.
А белка думает: «Ну, липу-то ты зимой не скоро отыщешь!»
Но не успела белка мешок с орехами перевязать, а заяц тут как тут.
— На, получай липовую мочалку, хлопотунья.
— Быстро же ты обернулся.
— Да ведь липу-то нетрудно найти,— сказал заяц, — у нее каждая ветка посередине прогнулась, будто на ней в этом месте сидел верхом медвежонок.
«Это верно», — подумала белка. И давай хитрить дальше:
— Пировать-то мы с тобой попируем, но какой же это пир без музыки? Принес бы ты мне кленовых бревнышек. Сделала бы я из них балалаечку.
— Принесу, принесу, хлопотунья,— сказал заяц и помчался.
А белка думает: «Ну, клен-то ты зимой уж не скоро отыщешь!»
Но не успела первый мешок с орехами взвалить на плечи, а заяц тут как тут.
— На, получай кленовые бревнышки, хлопотунья.
— Быстро же ты обернулся, — сказала белка.
— Да ведь клен-то нетрудно найти, — сказал заяц, — у него все прутики сидят парами, вот как человек стоит, руки кверху поднял: тело — это ветка, руки — прутики. Только и загоняла же ты меня, хлопотунья! Ну да ничего, уж для такого праздника стыдно не постараться. Да и лапы у меня большие, крепкие, не чета твоим. Я, когда летом перевязывал тебе лапку, все удивлялся, как такие лапочки могут выдержать твои прыжки?
Тут белка вспомнила, как заяц за ней ухаживал, как все лето ее кормил, и белке стало стыдно. Ей стало так стыдно, что она вся покраснела и из серенькой опять стала рыжей.
— Посиди немножко, зайчик, — сказала белка тихо и ласково. — Я все сейчас приготовлю.
И она быстро сделала из осины спички, нажгла березовых углей, растопила самовар, сделала дубовый стол, отшоркала его липовой мочалкой и наставила на него всякой всячины. Всего-всего наставила, как для большого пира. А когда они с зайцем немножко подкрепились, белка наладила кленовую балалайку и заиграла. И тут у них с зайцем такое веселье пошло, что даже все ближние деревья в этот вечер жалели, что у них нет ног, чтобы потанцевать.
— Ребята, как справился с заданиями белки Заяц? По каким признакам можно определить вид дерева, если на нем нет листьев?
— По силуэту, цвету коры, веткам, почкам, плодам.
Слайд 14. Вдоль дорог нашего города растет красивое дерево с узенькими крылатками. Это дерево растет очень быстро, древесина у него прочная и красивая. Наши предки делали из древесины ясеня посуду, орудия и верили, что пребывание под пологом листвы этого дерева – залог счастливого будущего.
Слайд 15. В древности народы Западной Европы считали это дерево покровительницей зверей, птиц и растений. Ель почитают как символ вечной жизни и молодости, и еще она самый главный символ Нового года.
Слайд 16.Волшебная сила приписывается этому могучему дереву. Наши предки-славяне хранили в избе веточку этого дерева от одного новогоднего праздника до другого как оберег от зла и для благополучия обитателей дома.
Слайд 17.Это дерево обладает необычайно прочной и долговечной древесиной. Древесина использовалась для строительства кораблей. Итальянский город Венеция построен на сваях из лиственницы.
Слайд 18.Логическое задание «С какой ветки эти детки?» На иллюстрациях определить деревья по силуэту и найти, какие плоды им соответствуют.
Слайд 19. Информационные ресурсы.
Источник статьи: http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miruna-temu-kak-uznat-derevya-zimoy-3696747.html