Как отличить плодовое дерево зимой

Как отличить плодовое дерево зимой

Цели: продолжить формирование умения и зимой определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней; учить пользоваться раздаточным материалом; развивать познавательный интерес учащихся к изучению окружающего мира.

Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».

I. Сообщение темы урока.

Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».

«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им бе­лоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются…»

– О каком времени года рассказал автор?

– Как зима украсила деревья?

– А можно ли зимой различать деревья и кустарники? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

II. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 44–45).

– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие деревья вы видите? Как вы узнали эти деревья? По каким признакам?

– Что такое крона дерева? (Крона дерева – это его верхняя разветвленная часть.)

– Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем они похожи? Чем отличаются?

– У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи.

У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.

Ветви клена прямые, крепкие.

У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.

У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.

Рябина – небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.

– Растут ли эти деревья в нашем крае?

2. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а «Как узнать дерево по плодам?».

– А как можно отличить деревья по плодам? Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Давайте вместе опишем внешний вид плодов деревьев.

– Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолетиков» разное число плодов-«пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других – два или три, а у некоторых – пять, шесть и даже больше. И самое интересное, что вырастают они на одной липе.

У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.

У рябины – гроздья оранжевых ягод.

У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.

Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам.

Плоды дуба – желуди.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Возле школьного крыльца

Вера – вербу, ясень – Вася,

Слава – сливу, Клава – клен…

Ты работал – оставайся.

Ты ленился – выйди вон.

3. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.

Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».

– Красив ли зимний сад?

– Можно ли отличить яблоню от вишни?

– Можно ли сирень отличить от черемухи?

– Эти растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.

4. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а «Как узнать дерево по почкам».

Читайте также:  Как выписать саженцы клубники почтой

– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)

– Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)

– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)

– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? ( н ет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)

III. з акрепление изученного материала.

1. Р а б о т а с т а б л и ц е й «Отличительные признаки деревьев и кустарников» (сравнивают крону, плоды и почки).

2. Ч т е н и е и а н а л и з э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и.

Одежда для почек

Кончилось теплое лето – пришла осень с холодными дождями и ветрами. И мама-дерево обратилась к своим семенам:

– Милые мои семена-детки, вы уже выросли большими и пора вам на землю спускаться, от зимы суровой прятаться.

Семена-детки послушались свою маму, разлетелись и легли на землю. Посмотрело дерево на свои семена, видит – холодно им на голой земле, неукрытыми лежат. Тогда обратилась мама-дерево с просьбой к листьям своим:

– Милые мои листики-листочки, вашим братьям-семенам помощь нужна, холодно им на голой земле лежать, их укрыть надо, согреть, а то придут морозы и погубят семена. Летите, листочки, на землю, укройте семена, а о почках я сама позабочусь.

Листочки упали на землю и покрыли ее ярким ковром. Теперь семена не замерзнут зимой, они будут жить и прорастут весной молоденькими деревцами.

Пришла пора позаботиться о почках. Мама-дерево сказала:

– Милые мои малышки-почки, настало время зимнюю одежду надевать, чтобы зимой вам тепло было, чтобы вы могли распуститься весной листьями.

И дерево дало им теплую зимнюю одежду. Это были кожистые прочные чешуйки, которые защищали почки и от воды, и от ветра, и от мороза. Одевшись в новую зимнюю одежду, малышки-почки поблагодарили маму-дерево.

– О каких изменениях в жизни растений вы узнали?

– Что нового вы узнали на уроке?

– По каким признакам можно различать деревья и кустарники зимой

Источник статьи: http://tak-to-ent.net/load/636-1-0-17995

Как понять, что плодовые деревья сильно пострадали от мороза

Морозы представляют опасность для большинства плодовых деревьев. Они могут вызвать обморожение веток, а порой и вовсе остановить развитие культуры. Определить, насколько сильно пострадали садовые деревья в зимний период, можно по ряду признаков.

Внешний осмотр деревьев

Окончательно убедиться, что садовая культура вымерзла, можно только с наступлением относительно теплых дней. Отмершие отростки можно определить без труда — они не подают признаков жизни. Теплолюбивые виды могут погибнуть даже вместе с корнем.

Когда на ветвях появились молодые почки, следует обрезать только вымерзшие части культуры, а из уцелевших сформировать новую крону.

Если крона быстро почернела, но корень не погиб и молодая поросль продолжает расти, дерево можно спасти. Для этого потребуется обрезать всю крону, оставив лишь живые ростки. Дерево спустя несколько лет оправится и продолжит рост.

Следует внимательно осмотреть кору на наличие морозобоин. Если они есть, то в начале теплого сезона потребуются восстановительные процедуры.

На вымерзших культурах кора имеет множество продольных трещин и отслаивается от ствола без усилий. На ней появляются грибковые образования желтого и коричневого цветов. Такое растение останется только выкорчевать.

Изучаем цвет срезов

Чтобы определить состояние дерева после зимовки, потребуется срезать секатором несколько молодых веточек с четырех разных сторон кроны. На каждой из них необходимо сделать пометку, с какой стороны она была отрезана. В течение 3-4 часов ветки должны отогреваться, находясь в теплом помещении.

После этого необходимо сделать свежий срез. Если он имеет зеленый оттенок — дерево благополучно перезимовало. Оно не требует обрезки, в будущем сезоне можно рассчитывать на активное плодоношение.

Читайте также:  Органическая подкормка для яблони

Рыжий или желто-коричневый оттенок среза говорит о том, что растение существенно пострадало. Возможно, в предстоящем году урожая фруктов на молодых ветках не будет.

Если оттенок среза темно-коричневый, вероятнее всего, культура частично вымерзла и плодов на погибших ветках не будет. Осенью все промерзшие части необходимо удалить, чтобы дать возможность прорасти новым побегам.

Может быть и так, что цвет среза определить невозможно. Он не зеленый, но и не рыжий — нечто среднее. Это означает, что садовая культура все-таки немного пострадала. Чтобы определить, будут ли пострадавшие ветви цвести и плодоносить, их следует поставить в вазу с водой и оставить в солнечном месте.

Спустя две недели живые ростки должны выпустить листья. Если ветки остались нераспущенными или листья быстро засохли — весной дерево потребует проведения восстановительных работ. Его ветки промерзли насквозь и, вероятнее всего, погибли.

Источник статьи: http://maja-dacha.ru/po-kakim-priznakam-mozhno-opredelit-chto-plodovoe-derevo-postradalo-ot-moroza/

Учимся различать деревья и кустарники зимой

Тема: УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДЕРЕВЬЯ
И КУСТАРНИКИ ЗИМОЙ

Задачи деятельности учителя: создать условия для формирования умения определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам в зимний период; способствовать воспитанию культуры поведения в природе, бережного отношения к ней, развитию умения пользоваться раздаточным материалом.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся различать деревья и кустарники зимой; определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; называть кустарники и деревья родного края; описывать внешний вид деревьев.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать их для уточнения непонятного.

Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.

Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».

I. Сообщение темы урока.

Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четы­ре художника». Слайд № 2-4.

«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Сол­нышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до са­мых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые ва­режки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покры­вала виднеются. »

    О каком времени года рассказал автор? Как зима украсила деревья? Как красива родная природа! Ребята, посмотрите. С нами на уроке наши старые знакомые, Миша и Маша. Слайд № 5 На прогулке Миша сказал: «Зимой все деревья выглядят одинаково. Нельзя отличить одно дерево от другого». Вы согласны с этим утверждением? Так какова тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? Вывод: Мы должны помочь Маше доказать Мише, что и зимой можно различать деревья и кустарники.

II. Изучение нового материала.

1.Работа по учебнику (с.44—45). Слайд № 6.

    Рассмотрите центральный рисунок на стр. 44-45. Прочитайте первый вопрос. Чем похожи деревья зимой? (Голые, без листьев, в снегу) Какие деревья изобразил художник? Какие деревья вы бы легко узнали в зимнем лесу? Почему? ( Хвойные, отличить можно по форме хвоинок — листьев). Слайд 7. Сосна Слайд 8. Ель. А если хорошо присмотреться, можно ли найти отличия в облике лиственных деревьев зимой? В чём отличие? Слайд № 9. Что такое крона дерева? (Крона дерева — это его верхняя разветвленная часть.)

Слайд 10. Какие лиственные деревья вы видите на картинке? (Рябина, тополь, дуб, берёза)

    Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем отличаются их кроны?

    У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отхо­дящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, сви­сающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи. Это чечевички — специальные отдушины, через которые воздух проходит к внутренним тканям ствола.

У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.

У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.

Рябина — небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.

Читайте также:  Яблоня любви красно алые

Не забудем и красавицу – липу. У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими тол­стыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.

Что же Маша скажет Мише? Как узнать дерево зимой? Слайд 21

Вывод: Первым условием для различия деревьев зимой –это крона.

Перед вами рабочие листы. Теперь вы тоже умеете узнавать деревья по кроне. Подпишите в рамочке название каждого дерева. Договоритесь. Слайд 14 – 16.

Посмотрите, как выполнил это задание Миша. Давайте проверим, всё ли он правильно сделал?

А как вы выполнили задание? Поднимите руки те, кто не сделал ошибок; кто ошибся один раз, …

Растут ли эти деревья в нашем крае? Можно ли ломать ветки у деревьев зимой? Как надо себя вести в лесу зимой? Можно ли оставлять мусор? Как надо поступить с мусором?

Возле школьного крыльца

Вера — вербу, ясень — Вася,

Слава — сливу, Клава — клен.

Ты работал — оставайся.

Ты ленился — выйди вон.

2. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по пло­дам?»

Как вы думаете, только ли по кроне можно узнать дерево? О чём ещё Маша должна рассказать Мише? Слайд № 17.( Дерево можно узнать по его плодам)

    Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Маша вам прочитает описание плода, а вы помогите ей найти нужный плод на картинке. Назовите его порядковый номер.

Плоды липы — орешки размером с горошину — «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от дерева. У разных липовых «вертолётиков» раз­ное число плодов — «пассажиров».

У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.

У рябины — гроздья оранжевых ягод.

Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середи­не, а два овальных крылышка — по бокам.

Плоды дуба — желуди.

У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой — прямой и толстый.

Проверим, сможете ли вы теперь узнать дерево по его плодам. Соедините дерево с плодами, которые на нём созревают. Посмотрите, Миша всё правильно сделал? А вы?

— Как вы думаете, что могло бы произойти, если осенью мы собрали все плоды рябины?

-Кто от этого пострадает? (Птицы: свиристели, воробьи, снегири, синицы, вороны). — А что случиться, если мы соберём все жёлуди? (Пострадают кабаны, мыши, белки).

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:(Зимой плоды деревьев служат пищей лесным зверям и птицам. Без них животные погибнут от голода)

3. Работа по хрестоматии.

Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».

– Красив ли зимний сад?

– Можно ли отличить яблоню от вишни?

– Можно ли сирень отличить от черемухи?

– Эти растения можно отличить не только по силуэтам, но и по почкам.

4. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по поч­кам».

-Как же можно отличать зимой деревья? ( По кроне, по плодам)

-А может Маша могла бы рассказать Мише о других отличительных признаках деревьев?

-Как ещё можно узнать деревья?

    Растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.

— Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками
каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)

    Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки за­круглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)

– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)

– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (нет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)

III. Закрепление изученного материала.

-Смогла ли Маша доказать Мише, что зимой можно отличить одно дерево от другого?

— На что должен обратить внимание Миша, чтобы узнать дерево. (Крона, плоды, почки)

-Давайте составим для него памятку.

«Как узнать дерево зимой?»

Обрати внимание на внешний вид и крону дерева. Рассмотри оставшиеся на дереве плоды. Рассмотри почки на ветках.

Источник статьи: http://pandia.ru/text/81/440/8301.php

Оцените статью