Как отличить плодовое дерево зимой
Цели: продолжить формирование умения и зимой определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней; учить пользоваться раздаточным материалом; развивать познавательный интерес учащихся к изучению окружающего мира.
Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».
I. Сообщение темы урока.
Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».
«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются…»
– О каком времени года рассказал автор?
– Как зима украсила деревья?
– А можно ли зимой различать деревья и кустарники? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
II. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 44–45).
– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие деревья вы видите? Как вы узнали эти деревья? По каким признакам?
– Что такое крона дерева? (Крона дерева – это его верхняя разветвленная часть.)
– Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем они похожи? Чем отличаются?
– У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи.
У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.
Ветви клена прямые, крепкие.
У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.
У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.
Рябина – небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.
– Растут ли эти деревья в нашем крае?
2. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а «Как узнать дерево по плодам?».
– А как можно отличить деревья по плодам? Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Давайте вместе опишем внешний вид плодов деревьев.
– Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолетиков» разное число плодов-«пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других – два или три, а у некоторых – пять, шесть и даже больше. И самое интересное, что вырастают они на одной липе.
У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.
У рябины – гроздья оранжевых ягод.
У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.
Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам.
Плоды дуба – желуди.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Возле школьного крыльца
Вера – вербу, ясень – Вася,
Слава – сливу, Клава – клен…
Ты работал – оставайся.
Ты ленился – выйди вон.
3. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.
Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».
– Красив ли зимний сад?
– Можно ли отличить яблоню от вишни?
– Можно ли сирень отличить от черемухи?
– Эти растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.
4. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а «Как узнать дерево по почкам».
– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)
– Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)
– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)
– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? ( н ет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)
III. з акрепление изученного материала.
1. Р а б о т а с т а б л и ц е й «Отличительные признаки деревьев и кустарников» (сравнивают крону, плоды и почки).
2. Ч т е н и е и а н а л и з э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и.
Одежда для почек
Кончилось теплое лето – пришла осень с холодными дождями и ветрами. И мама-дерево обратилась к своим семенам:
– Милые мои семена-детки, вы уже выросли большими и пора вам на землю спускаться, от зимы суровой прятаться.
Семена-детки послушались свою маму, разлетелись и легли на землю. Посмотрело дерево на свои семена, видит – холодно им на голой земле, неукрытыми лежат. Тогда обратилась мама-дерево с просьбой к листьям своим:
– Милые мои листики-листочки, вашим братьям-семенам помощь нужна, холодно им на голой земле лежать, их укрыть надо, согреть, а то придут морозы и погубят семена. Летите, листочки, на землю, укройте семена, а о почках я сама позабочусь.
Листочки упали на землю и покрыли ее ярким ковром. Теперь семена не замерзнут зимой, они будут жить и прорастут весной молоденькими деревцами.
Пришла пора позаботиться о почках. Мама-дерево сказала:
– Милые мои малышки-почки, настало время зимнюю одежду надевать, чтобы зимой вам тепло было, чтобы вы могли распуститься весной листьями.
И дерево дало им теплую зимнюю одежду. Это были кожистые прочные чешуйки, которые защищали почки и от воды, и от ветра, и от мороза. Одевшись в новую зимнюю одежду, малышки-почки поблагодарили маму-дерево.
– О каких изменениях в жизни растений вы узнали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– По каким признакам можно различать деревья и кустарники зимой
Источник статьи: http://tak-to-ent.net/load/636-1-0-17995
Как понять, что плодовые деревья сильно пострадали от мороза
Морозы представляют опасность для большинства плодовых деревьев. Они могут вызвать обморожение веток, а порой и вовсе остановить развитие культуры. Определить, насколько сильно пострадали садовые деревья в зимний период, можно по ряду признаков.
Внешний осмотр деревьев
Окончательно убедиться, что садовая культура вымерзла, можно только с наступлением относительно теплых дней. Отмершие отростки можно определить без труда — они не подают признаков жизни. Теплолюбивые виды могут погибнуть даже вместе с корнем.
Когда на ветвях появились молодые почки, следует обрезать только вымерзшие части культуры, а из уцелевших сформировать новую крону.
Если крона быстро почернела, но корень не погиб и молодая поросль продолжает расти, дерево можно спасти. Для этого потребуется обрезать всю крону, оставив лишь живые ростки. Дерево спустя несколько лет оправится и продолжит рост.
Следует внимательно осмотреть кору на наличие морозобоин. Если они есть, то в начале теплого сезона потребуются восстановительные процедуры.
На вымерзших культурах кора имеет множество продольных трещин и отслаивается от ствола без усилий. На ней появляются грибковые образования желтого и коричневого цветов. Такое растение останется только выкорчевать.
Изучаем цвет срезов
Чтобы определить состояние дерева после зимовки, потребуется срезать секатором несколько молодых веточек с четырех разных сторон кроны. На каждой из них необходимо сделать пометку, с какой стороны она была отрезана. В течение 3-4 часов ветки должны отогреваться, находясь в теплом помещении.
После этого необходимо сделать свежий срез. Если он имеет зеленый оттенок — дерево благополучно перезимовало. Оно не требует обрезки, в будущем сезоне можно рассчитывать на активное плодоношение.
Рыжий или желто-коричневый оттенок среза говорит о том, что растение существенно пострадало. Возможно, в предстоящем году урожая фруктов на молодых ветках не будет.
Если оттенок среза темно-коричневый, вероятнее всего, культура частично вымерзла и плодов на погибших ветках не будет. Осенью все промерзшие части необходимо удалить, чтобы дать возможность прорасти новым побегам.
Может быть и так, что цвет среза определить невозможно. Он не зеленый, но и не рыжий — нечто среднее. Это означает, что садовая культура все-таки немного пострадала. Чтобы определить, будут ли пострадавшие ветви цвести и плодоносить, их следует поставить в вазу с водой и оставить в солнечном месте.
Спустя две недели живые ростки должны выпустить листья. Если ветки остались нераспущенными или листья быстро засохли — весной дерево потребует проведения восстановительных работ. Его ветки промерзли насквозь и, вероятнее всего, погибли.
Источник статьи: http://maja-dacha.ru/po-kakim-priznakam-mozhno-opredelit-chto-plodovoe-derevo-postradalo-ot-moroza/
Учимся различать деревья и кустарники зимой
Тема: УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДЕРЕВЬЯ
И КУСТАРНИКИ ЗИМОЙ
Задачи деятельности учителя: создать условия для формирования умения определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам в зимний период; способствовать воспитанию культуры поведения в природе, бережного отношения к ней, развитию умения пользоваться раздаточным материалом.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся различать деревья и кустарники зимой; определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; называть кустарники и деревья родного края; описывать внешний вид деревьев.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать их для уточнения непонятного.
Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.
Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».
I. Сообщение темы урока.
Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника». Слайд № 2-4.
«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются. »
- О каком времени года рассказал автор? Как зима украсила деревья? Как красива родная природа! Ребята, посмотрите. С нами на уроке наши старые знакомые, Миша и Маша. Слайд № 5 На прогулке Миша сказал: «Зимой все деревья выглядят одинаково. Нельзя отличить одно дерево от другого». Вы согласны с этим утверждением? Так какова тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? Вывод: Мы должны помочь Маше доказать Мише, что и зимой можно различать деревья и кустарники.
II. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику (с.44—45). Слайд № 6.
- Рассмотрите центральный рисунок на стр. 44-45. Прочитайте первый вопрос. Чем похожи деревья зимой? (Голые, без листьев, в снегу) Какие деревья изобразил художник? Какие деревья вы бы легко узнали в зимнем лесу? Почему? ( Хвойные, отличить можно по форме хвоинок — листьев). Слайд 7. Сосна Слайд 8. Ель. А если хорошо присмотреться, можно ли найти отличия в облике лиственных деревьев зимой? В чём отличие? Слайд № 9. Что такое крона дерева? (Крона дерева — это его верхняя разветвленная часть.)
Слайд 10. Какие лиственные деревья вы видите на картинке? (Рябина, тополь, дуб, берёза)
- Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем отличаются их кроны?
- У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи. Это чечевички — специальные отдушины, через которые воздух проходит к внутренним тканям ствола.
У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.
У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.
Рябина — небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.
Не забудем и красавицу – липу. У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.
Что же Маша скажет Мише? Как узнать дерево зимой? Слайд 21
Вывод: Первым условием для различия деревьев зимой –это крона.
Перед вами рабочие листы. Теперь вы тоже умеете узнавать деревья по кроне. Подпишите в рамочке название каждого дерева. Договоритесь. Слайд 14 – 16.
Посмотрите, как выполнил это задание Миша. Давайте проверим, всё ли он правильно сделал?
А как вы выполнили задание? Поднимите руки те, кто не сделал ошибок; кто ошибся один раз, …
Растут ли эти деревья в нашем крае? Можно ли ломать ветки у деревьев зимой? Как надо себя вести в лесу зимой? Можно ли оставлять мусор? Как надо поступить с мусором?
Возле школьного крыльца
Вера — вербу, ясень — Вася,
Слава — сливу, Клава — клен.
Ты работал — оставайся.
Ты ленился — выйди вон.
2. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по плодам?»
Как вы думаете, только ли по кроне можно узнать дерево? О чём ещё Маша должна рассказать Мише? Слайд № 17.( Дерево можно узнать по его плодам)
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Маша вам прочитает описание плода, а вы помогите ей найти нужный плод на картинке. Назовите его порядковый номер.
Плоды липы — орешки размером с горошину — «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от дерева. У разных липовых «вертолётиков» разное число плодов — «пассажиров».
У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.
У рябины — гроздья оранжевых ягод.
Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка — по бокам.
Плоды дуба — желуди.
У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой — прямой и толстый.
Проверим, сможете ли вы теперь узнать дерево по его плодам. Соедините дерево с плодами, которые на нём созревают. Посмотрите, Миша всё правильно сделал? А вы?
— Как вы думаете, что могло бы произойти, если осенью мы собрали все плоды рябины?
-Кто от этого пострадает? (Птицы: свиристели, воробьи, снегири, синицы, вороны). — А что случиться, если мы соберём все жёлуди? (Пострадают кабаны, мыши, белки).
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод:(Зимой плоды деревьев служат пищей лесным зверям и птицам. Без них животные погибнут от голода)
3. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».
– Красив ли зимний сад?
– Можно ли отличить яблоню от вишни?
– Можно ли сирень отличить от черемухи?
– Эти растения можно отличить не только по силуэтам, но и по почкам.
4. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по почкам».
-Как же можно отличать зимой деревья? ( По кроне, по плодам)
-А может Маша могла бы рассказать Мише о других отличительных признаках деревьев?
-Как ещё можно узнать деревья?
- Растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.
— Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками
каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)
- Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)
– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)
– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (нет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)
III. Закрепление изученного материала.
-Смогла ли Маша доказать Мише, что зимой можно отличить одно дерево от другого?
— На что должен обратить внимание Миша, чтобы узнать дерево. (Крона, плоды, почки)
-Давайте составим для него памятку.
«Как узнать дерево зимой?»
Обрати внимание на внешний вид и крону дерева. Рассмотри оставшиеся на дереве плоды. Рассмотри почки на ветках.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/81/440/8301.php