Как назвать ласково сад

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Осень. Осенние месяцы»

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: «Осень. Осенние месяцы».

Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени, закрепить умения детей составлять рассказ-описание по картинному плану.

  1. Уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени и её признаках.
  2. Учить адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы в структуре простых предложений.
  3. Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Образовывать притяжательные прилагательные.
  5. Согласовывать существительные и прилагательными.
  6. Развивать умение составлять предложения из деформированного текста.
  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.
  2. Развивать сенсорные способности детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей и логопеда.
  2. Воспитывать любовь к природе.
  1. Устранение аграмматичного использования слов в структуре простого предложения, коррекция звукопроизношения поставленных звуков.
  2. Профилактика нарушений письменной речи.

Речевой материал: октябрь, сентябрь, ноябрь, тополевый, яблоневый, рябиновый, берёзовый, кленовый, дубовый, урожай, золотая осень, поздняя осень, ранняя осень, листопад, желтеют, краснеют, кружатся, опадают.

  • картинный план, наклейки для оценивания;
  • ПК, проектор, музыкальный центр;
  • ватман, фломастеры, презентация (Приложение).

1. Организационный момент (5 минут).

(Звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года» – Приложение 1.)

(Под мелодию дети входят в класс.)

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии вы будете получать наклеечки за правильные ответы и хорошую работу.

Дидактическая игра «Назови ласково».

— Сейчас сядет тот, кто назовёт ласково слово:

  • Дождь – … (дождик).
  • Лужа – … (лужица).
  • Ветер – … (ветерок).
  • Туча – … (тучка).
  • Солнце – … (солнышко).
  • Лист – … (листик).
  • Сад – … (садик).
  • Дерево – … (деревце).
  • Лес – … (лесок).
  • Цветок – … (цветочек).
  • Трава – … (травка).
  • Снег – … (снежок).
  • Зонт – … (зонтик).
  • Птица – … (птичка).

(За правильный ответ логопед дарит наклеечку.)

а) Мимическая гимнастика.

(Дети под руководством учителя выполняют мимическую и артикуляционную гимнастику.)

— Пока мы выполняли упражнения, осенний ветерок принёс нам облака. Посмотрим, какое у них настроение.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной.
Мы вместе посмеёмся с ним,
Помашем вслед рукой.

И, вдруг по небу грозно
Страшилище летит,
И кулаком громадным
Сердито нам грозит.
Мы погрозим страшилищу,
Пусть далее летит.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Расстроилось всерьёз:
Вдруг далеко унёс.
И вовсе не смешно.

А маленькое облачко
Над озером плывет
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

— Какие вам встретились облака? Придайте лицу выражение радости, удивления, горя, гнева.

Читайте также:  Вертикальное озеленение сада ландшафтный дизайн

— Какое облако вам понравилось? Покажите что вам тоже весело.

б) Артикуляционная гимнастика.

— Ребята, сейчас мы с вами немножко потренируем язычки. Возьмите в руки зеркала:

«Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

«Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

  • Лужа – . (лужи).
  • Лист – . (листья).
  • Дерево – . (деревья).
  • Ветка – . (ветки).
  • Туча – . (тучи).
  • Птица – . (птицы).
  • Цветок – . (цветы).
  • Дождь – . (дожди).

2. Основная часть (25 минут).

— Ребята, послушайте внимательно, и отгадайте загадку:

Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят
Солнце уж не припекает
Когда это бывает? (Осенью.)

— Сегодня на занятии мы будем с вами говорить об этом времени года.

Дидактическая игра «Повтори не ошибись».

(Дети по желанию выполняют задание. За каждый правильный ответ получают наклеечку.)

  • Сентябрь-октябрь.
  • Октябрь-сентябрь.
  • Сентябрь-октябрь-ноябрь.
  • Октябрь-сентябрь-ноябрь.
  • Ноябрь-сентябрь-октябрь.

— Какие слова мы сейчас повторяли? (Мы повторяли название месяцев.)

— К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)

— Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)

— Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.)

— Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)

— Какой месяц обозначает середину месяца? (Октябрь.)

— Назовите месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)

— Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)

— А какая осень будет в ноябре? (В ноябре будет поздняя осень.)

— Ребята, а как можно назвать осень в сентябре? (Золотая осень.)

Дидактическая игра «Назови лишнее слово». (Приложение. Слайды 9-12)

— Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

  • Дуб, рябина, ромашка, береза. (Ромашка.)
  • Береза, трава, тополь, клен. (Трава.)
  • Грибы, урожай, листопад, подснежник. (Подснежник.)
  • Зонт, сапоги, шорты, куртка. (Шорты.)

— Все верно назвали. Молодцы.

— Сегодня на занятии нам принесли необычные картинки. Я буду вам показывать картинки, а вы попробуете назвать признаки осени. (Дети составляют с логопедом предложения по картинкам.) (Приложение. Слайды 13-20)

(На экране появляются поочерёдно картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение – «надо сказать красиво про картинку»).

— Итак, послушайте, какой рассказ у нас получился:

Читайте также:  Группа в саду для мальчиков

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

(Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его.)

— А сейчас мы с вами отдохнём.

Динамическая пауза «Прогулка в лесу».

— А сейчас давайте прогуляемся по осеннему лесу.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! (Свободная ходьба на месте.)
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Смотрят вверх на солнце.)
Бабочки летали, крыльями махали. (Имитация порхания бабочек.)
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
Нам пора букет собрать. (Имитация собирания букета.)
Хорошо мы погуляли, лишь немножечко устали.

— А теперь продолжим нашу экскурсию с помощью компьютера по окраинам нашего родного посёлка. (Приложение. Слайды 21-27)

— Итак, продолжаем наше занятие.

Дидактическая игра «К нам пришла осень».

  • Мы ждали . (осень).
  • Долго не было . (осени).
  • Мы рады . (осени).
  • Мы одеваемся тепло . (осенью).
  • Мы поем песни об . (осени).
  • Мы любим . (осень).

Дидактическая игра «Скажи со словом осенний».

  • Небо (какое?) – . (осеннее).
  • Ветер (какой?) – . (осенний).
  • Аллея (какая?) – . (осенняя).
  • Погода (какая?) – . (осенняя).
  • Лес (какой?) – . (осенний).
  • Дождь (какой?) – . (осенний).
  • Солнце (какое?) – . (осеннее).
  • День (какой?) – . (осенний).

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

  • Летом солнце яркое, а осенью .
  • Летом небо светлое, а .
  • Летом день длинный, а .
  • Летом тучки ходят высоко, а .
  • Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а .
  • Летом птицы заботятся о своих птенцах, а .
  • Летом люди одеваются легко, а .
  • Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а .
  • Летом люди растят урожай, а .

3. Заключительная часть. Итог занятия (3 минуты).

Дидактическая игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».

— Я предлагаю вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать.

— Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии?

— Вам понравилось занятие? Сейчас мы с вами нарисуем осеннее небо. На ватмане вы должны нарисовать облака. Если занятие вам понравилось, то облачко должно улыбаться, если не очень, грустить, а если совсем не понравилось, то облачко будет плакать.

(Дети рисуют своё настроение. В это же время логопед рисует солнце на ватмане.)

4. Домашнее задание. Оценивание.

— Дома вам необходимо собрать осенние листья.

Читайте также:  Зеленый сад передать показания счетчика

— Посмотрите у кого больше всех наклеек?

(Самому активному учащемуся вручается медаль.)

— Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

(Во время слов, которые говорит логопед, можно включить презентацию осенних зарисовок, либо мелодию.)

Источник

«Назови ласково» – игра для совершенствования речевых навыков у детей

Дидактическая игра «Назови ласково»

Дидактическая игра «Назови ласково»

Дидактическая игра «Назови ласково» предназначена для фронтальных занятий в детском саду. Помогает сформировать у дошкольников грамотную речь, обучает построению уменьшительно-ласкательных форм.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Играют дети средней группы и старше.

Цель дидактической игры «Назови ласково» – формирование правильной грамматической структуры речи.

  • улучшение навыка словообразования;
  • расширение индивидуального словаря по используемым темам;
  • обучение умению составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса;
  • развитие концентрации внимания, быстроты реакции;
  • воспитание выдержки, умения слушать воспитателя и сверстников.

Игра «Назови ласково»

Вариант 1

Для игры подготовьте ламинированные карточки, изображающие взрослых животных и отдельно их детенышей.

Воспитанников разделите на две команды. Первой раздайте карточки со взрослыми животными, второй – с детенышами.

Игру можно связать с автоматизацией звуков, выберите карточки с животными, в названии которых имеется изучаемая буква. Например, «Р» – «рысь и рысенок», «тигр и тигренок».

Назовите взрослое животное. Дети первой команды показывают соответствующую картинку. Вторая команда должна найти детеныша, назвать его. Следите за правильностью произношения. Затем назовите детеныша, соответствующую картинку показывают дети второй группы. А первая команда должна найти взрослое животное, произнести его название.

Животные и их детеныши

Вариант 2

В старшей группе можно провести занятие «Назови овощи ласково».

Дети становятся в круг. Возьмите мяч, станьте в центр круга, бросайте мяч каждому участнику поочередно, называя овощ. Игрок, принявший мяч, произносит уменьшительно-ласкательную форму слова, бросает мяч обратно.

Мяч

Используйте знакомые детям названия овощей:

  • помидор – помидорчик;
  • перец – перчик;
  • огурец – огурчик;
  • капуста – капусточка;
  • картошка – картошечка;
  • редис – редиска (редисочка);
  • чеснок – чесночок;
  • лук – лучок;
  • репа – репка (репочка);
  • патиссон – патиссончик;
  • морковь – морковка (морковочка);
  • тыква – тыквочка (тыковка).

Вариант 3

В подготовительной группе можно провести игру по теме сезонов года. Например, в осенний месяц организуйте занятие на тему «Осень». Пусть дети ласково скажут соответствующие теме слова:

  • лист – листок (листочек);
  • дождь – дождик;
  • капля – капелька;
  • туча – тучка;
  • стая – стайка;
  • зонт – зонтик;
  • лес – лесок (лесочек);
  • гриб – грибок (грибочек);
  • дерево – деревце;
  • ветер – ветерок;
  • лужа – лужица.

Занятие на тему «Осень»

Игры, в которых требуется сказать слова ласково, – замечательный способ подготовки детсадовцев к школе. Занятия развивают интеллект, формируют начальные навыки грамотной речи.

Источник

Оцените статью