Как человек меняет ландшафт

Воздействие человека на ландшафты

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ

АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЛАНДШАФТЫ В

Человеческое общество значительно изменило внешний облик Земли. В современный период его воздействие становится все более интенсивным как по масштабам, так и глубине изменения отдельных природных компонентов и ландшафтов. Влияние человека на природу в целом и на процессы, протекающие в ней, проявляется прежде всего в механическом перемещении твёрдых масс, в нарушении водно-теплового режима территорий, биологического равновесия и миграции химических элементов. Например, ежегодно из недр Земли добывается и перемещается несколько сотен миллиардов тонн горных пород; из атмосферы извлекается до 16 млрд.т кислорода; на хозяйственные и бытовые нужды расходуется около 3,5 тыс. км воды; производится около 9 млрд. т биопродуктов; мировые заготовки древесины составляют около 2 млрд. т.

Большой ущерб сельскохозяйственным землям наносят процессы эрозии, плоскостного смыва и дефляции. В настоящее время примерно 1/3 всей обрабатываемой площади суши (около 7 млн. км.) подвержена эрозии, которая часто вызывается хозяйственной деятельностью человека в результате нарушения сложившегося равновесия в ландшафтах. Дефляция ежегодно уносит тонны почвенных частиц с каждого гектара пашни, особенно в странах с отсталой агротехникой. Водная эрозия не только сокращает площади пахотно-пригодных земель, но и делает рельеф более расчленённым, затрудняя применение механизации в сельском хозяйстве.

В результате строительства водохранилищ коренным образом преобразован режим многих рек. Наряду с благоприятными результатами (орошение земель, выработка энергии, улучшение условий водоснабжения и судоходства) строительство водохранилищ вызывает ряд отрицательных изменений физико-географического и экономического порядка. Водохранилища создают подпор грунтовых вод, вызывая их повышение, что влечет подтопление пониженных участков, заболачивание лесных и луговых угодий. Резко изменяются гидрологические процессы на протяжении многих километров от водохранилищ. В долинах искусственно зарегулированных рек создаются сложные условия для ведения сельского хозяйства, требующие разработки специальных природно-землеустроительных мероприятий по предотвращению отрицательных природных процессов и явлений (засоление отдельных участков, уменьшение продуктивности сенокосов, прогрессирующее отмирание пойменных проток и озёр и т. д.).

Значительные изменения вносит человек в ландшафты сельской местности, когда тропосфера загрязняется при рассеивании пестицидов, гербицидов, удобрений, вспашке почвы и т. д. Наиболее вредные воздействия на агроландшафты оказывают содержащиеся в атмосфере сера, фтор, окись углерода и другие техногенные примеси. Например, повышенное содержание фтора приводит к опадению хвои, листьев, замедляет развитие растений.

Хозяйственная деятельность человека значительно влияет на перестройку биоценозов, что имеет определенные и ландшафтно-экологические последствия. Известны многочисленные факты истребления отдельных, видов животных, исчезновения целых ландшафтов (например, степных, лесных) в различных районах земного шара. Огромна и созидательная деятельность человека, направленная на обеспечение населения Земли продовольственными ресурсами: выведение культурных растений, домашних видов животных, птиц, разведение рыб.

Не все компоненты естественного ландшафта испытывают одинаковое преобразующее влияние человека. Наиболее сильному воздействию подвергаются растительный и животный мир, почвы, водный режим, микроформы рельефа. Более устойчивы во времени в любом ландшафте геологический фундамент и климатические процессы. Человек не в состоянии также изменить общий ход зональных, долготных и азональных закономерностей развития ландшафта. Поэтому нельзя забывать о том, что ландшафты, измененные и созданные человеком, всё же развиваются согласно природным закономерностям, а заброшенные им стремятся вернуться к своему первоначальному состоянию. Например, заброшенная пашня в степи превращается в залежь, на которой постепенно с годами (через 10-15 лет) формируется вторичная степь, мало чем отличающаяся от степной целины. Полезащитные полосы степной зоны со временем приобретают типичные черты лесных ландшафтов и т. д.

Все нарушения в природных ландшафтах подразделяют на три группы: коренные, однокомпонентные и многокомпонентные. Коренные — это изменения геолого-геоморфологической основы ландшафта, стока, биокомпонентов и микроклимата. Строительство городов, населённых пунктов, крупных водохранилищ, открытые разработки полезных ископаемых, рубка леса вносят очаговые коренные изменения в естественные ландшафты. Однокомпонентные и многокомпонентные изменения происходят под влиянием сельскохозяйственного производства. Например, от системы земледелия, его культуры зависит степень изменения свойств почв, стока, микрорельефа. Все эти изменений в структуре ландшафтов, вызванные различными формами хозяйственной деятельности, приводят к формированию определённых категорий антропогенных ландшафтов.

Необратимое изменение ландшафтов происходит в тех случаях, когда хозяйственное воздействие (планируемое или нежелательное) способствует ускорению естественных процессов в ландшафте, например заболачивания, засоления почв, оврагообразования и т. д. Часто структура ландшафтов бывает изменена лишь в определённой степени, что является итогом косвенного вмешательства человека в природные процессы. Другими словами, измененные естественные ландшафты могут быть как запланированные (целесообразные) естественно-хозяйственные комплексы — сельскохозяйственные поля, гидролесопарки, лесные полосы и др., так и сопутствующие (нежелательные) — овраги на пашне, солончаки на орошаемых землях, карьерные отвалы и др. Последние возникают иногда неизбежно, но часто бывают порождены результатом неразумного ведения хозяйства, незнанием взаимосвязей ландшафтообразующих компонентов при освоении территории.

По степени и характеру изменения в результате воздействия человека различают условно неизменные (первобытные), слабоизменённые, сильноизменённые (нарушенные) и рационально преобразованные ландшафты. По длительности существования они делятся на долговечные саморегулируемые (земляные валы, курганы, некоторые водоёмы и т. д.), многолетние частично регулируемые (пруды, лесные насаждения и т. д.) и кратковременные регулируемые (поля с посевами зерновых и технических культур, плодовые и ягодные насаждения и т. д.). По степени хозяйственной ценности все ландшафты, измененные человеком, делятся на две группы: культурные и акультурные. Первые постоянно поддерживаются человеком в состоянии, оптимальном для выполнения возложенных на них хозяйственных, эстетических и других функций (например, полезащитные лесные полосы, пруды, гидролесопарки, поля сельскохозяйственных культур и др.). Акультурные ландшафты (бросовые земли, овраги и др.) возникают, как правило, в итоге нерационального ведения хозяйства.

Закономерности развития ландшафтов, измененных человеком, ещё очень мало изучены. Хотя человек и выступает сейчас как мощный внешний фактор ландшафтообразующего процесса, результаты его воздействия во многом зависят от природы самого ландшафта и уровня социально-экономического развития общества. Использование естественного ландшафтного ресурса должно основываться на всестороннем анализе и учёте взаимных связей всех природных компонентов и ландшафта в целом. Следовательно, объектами культурного преобразования, в том числе и в сельском хозяйстве, должны быть ландшафты в целом, а не их отдельные составные части.

Читайте также:  Водный отопление для теплиц

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/11_37322_vozdeystvie-cheloveka-na-landshafti.html

Природа — не храм, а мастерская

Вода — символ жизни. Человечество с древнейших времён стремилось селиться возле водоёмов. Водные артерии являлись удобными естественными транспортными и торговыми путями, важными источниками продовольствия; служили они и военным целям. Именно поэтому древнейшие цивилизации сформировались вблизи рек — Нила, Тигра, Тибра, Евфрата. И началась эпоха преобразования земных ландшафтов.

ПРОЕКТЫ ДРЕВНОСТИ — ПОПЫТКИ ПРИРУЧЕНИЯ ВОДНОЙ СТИХИИ

Уже в те далёкие времена люди стремились подчинить себе водную стихию, строя запруды, дамбы, оросительные и транспортные каналы. Целенаправленно эта политика проводилась в крупных государствах, таких как Римская империя. Многокилометровые акведуки являлись не чем иным, как искусственными артериями, снабжавшими водой Рим и другие крупные города, где ощущался её недостаток. Куда приходила вода, там преображалась земля, начинали селиться люди, оживали экономика и культура.

С помощью акведуков вода передавалась на огромные расстояния.

«Город-красавец в пустыне возник. »

Но не только утилитарные причины толкали человека на преобразования земных ландшафтов. Уместно вспомнить, например, одно из семи чудес света — Висячие сады Семирамиды. По легенде, они были возведены в VI веке до нашей эры вавилонским царём Навуходоносором II в качестве подарка его жене Семирамиде. С архитектурной точки зрения сады представляли собой пирамиду из четырёх ярусов-платформ, поддерживаемых колоннами высотой по 25 метров. Каждая из платформ была покрыта тростником, кирпичом и асфальтом, засыпанными сверху плодородной землёй. Здесь были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. К садам с помощью системы труб и насосов непрерывно подавалась вода из Евфрата. Это был искусственный оазис, выстроенный посреди пустыни. По некоторым данным, в тени садов умер Александр Македонский. После его смерти строение пришло в упадок и было уничтожено в I-II веке нашей эры во время землетрясения (по другим источникам — при сильном наводнении).

В. А. Обручев не только фантазировал, но и стремился воплотить в мечты в жизнь.

С окончанием периода античности человечество фактически перестало пробовать свои силы в масштабных стройках по приручению водной стихии — хватало других проблем. Но появление новых технологий и расширение ареала обитания в последующие годы вынуждали человека возвращаться к подобным проектам. Особенно активно о них заговорили в XX веке. Планы один фантастичнее другого появлялись в России, Америке, Европе и Азии.

РЕКИ ВСПЯТЬ

Пётр мечтал прорубить окно в Европу и открыть двери в Индию.

В России тема преобразования природных ландшафтов в первую очередь связана с проектами переброски рек в Среднюю Азию, возникшими ещё при Петре I. Реки рассматривались в качестве транспортных путей, при помощи которых можно достичь не только земель между Аралом и Каспием, но даже Индии — и омыть ботфорты в водах Бенгальского залива. Обсуждаемые проекты так и не были воплощены, а «всплыли» лишь спустя полтора века.

Проект переброски части стока Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря с 1863 года разрабатывался инженером Я. Г. Демченко. Он выдвинул идею о том, что повышение уровня Арала и Каспия позволит увлажнить климат на огромной территории, превратив её в субтропики. Это могло обеспечить развитие сельского хозяйства юга России, а также Турции и Ирана; кроме того, появлялась возможность использовать протяжённый искусственный водный тракт Обь-Арал-Каспий для транспортировки сибирского леса в другие районы путём соединения Каспийского моря с Чёрным.

ДРЕВНЕЙШИЙ КАНАЛ

Первые упоминания о судоходной артерии между Нилом и Красным морем относятся к XIV веку до нашей эры. Канал был прорыт как ответвление Нила в район озера Тимсах, а в VI веке до нашей эры доведён до Красного моря.

Строительство канала продолжилось при Дарии I. По одной из версий, правитель Персии поверил утверждениям, что уровень Красного моря выше уровня Средиземного и, как только прокопают канал, море затопит весь Египет. Соответственно, он повелел продолжать строительство в целях покорения египтян. Есть и другие свидетельства того, что канал был достроен. Это подтверждают надписи на камнях, поныне стоящих недалеко от Суэца. Одна из надписей гласит: «Я, Дарий, перс, покорил Египет. Я повелел провести этот канал от реки, что зовётся Нил и течёт через Египет до моря, которое простирается до Персии».

Так или иначе, но при Птолемеях канал использовался по своему прямому назначению. Во II веке до нашей эры он пришёл в упадок и был восставлен лишь спустя триста лет при римском императоре Траяне. В византийский период он был заброшен и вновь восстановлен лишь при арабах, а прекратил своё существование после VIII века нашей эры. В XV веке венецианцы анализировали возможности строительства канала между Средиземным морем и Суэцким заливом, но их замыслы так и не были воплощены.

Техническая схема Демченко предполагала создание на Оби (несколько ниже впадения Иртыша) плотины высотой 75 метров. Вода из образованного Обь-Иртышского водохранилища самотёком должна была достигнуть Аральского моря, а из последнего дойти до Каспия. Автор предлагал и другой вариант с постройкой двух плотин: на Иртыше ниже устья Тобола и на Оби. Водохранилища на Иртыше и Оби планировалось соединить каналом. В перспективе здесь могло бы быть создано искусственное озеро, которое с помощью отводных оросительных каналов питало бы своими водами засушливые территории государства.

Демченко полагал, что воды сибирских рек поднимут уровень Аральского моря на 30 метров, а Каспийского на 60-80 метров, что приведёт к созданию огромного водоёма, по площади превосходящего оба моря более чем в 2 раза. На побережье оказывались Саратов, Дербент, Баку, Махачкала. Одновременно многие из мелких населённых пунктов были бы покрыты водой.

Войны и революции первой четверти ХХ века отодвинули реализацию этих планов. В 1920-х годах проекты по преобразованию природы вновь возродились. В какой-то мере они были одной из доктрин новой власти, которая с их помощью планировала в короткие сроки провести изменения в государстве. Вопросом переброски рек занимались многие специалисты: Д. Букинин, В. Монастырёв, Н. Ботвинкин, А. Миллер-Шульга. Дальнейшим работам помешала Великая Отечественная война.

ИЗ СИБИРИ НА СЕВЕР И ЮГ

Сразу же после окончания войны обсуждение глобальных проектов по преобразованию природы возобновилось. Одним из инициаторов нового витка дискуссии стал известный советский исследователь, географ и писатель, автор «Земли Санникова» и «Плутонии» — Владимир Афанасьевич Обручев. В 1948 году он предложил Сталину ряд идей. Уже спустя год был одобрен один из вариантов переброски рек в направлении Арало-Каспийской низменности. Правда, в 1951 году он был отменён из-за сомнений в экологической безопасности проекта, но работы в этом направлении продолжились в рамках ещё более грандиозного плана преобразования природы.

С конца 1950-х годов в республиках Средней Азии начала ощущаться нехватка водных ресурсов. Возник вопрос о перераспределении части стока северных рек на юг. Рассматривалось несколько вариантов переброски рек в Волгу. «Западный» проект предполагал проведение водозабора из Ладожского и Онежского озёр, а «Восточный» планировался с учётом перераспределения вод рек Печоры и Сухоны, озёр Лача и Вож. Существовал план перегородить Северную Двину близ Архангельска и направить её воды в Волгу, для подпитки Каспия, уровень которого в те годы значительно снизился. В 1970-е годы подъём уровня моря позволил отложить проект и переключиться на «сибирский» вариант решения проблемы, то есть переброску части стока вод из Оби и Иртыша.

Львиная доля проектов по преобразованию природы возникла ещё при Сталине.

Реки и каналы Средней Азии.

Искусственная река в Сибири.

По плану необходимо было прорыть канал длиной 2555 километров, шириной 200-300 метров и глубиной 15-16 метров. На протяжении всего пути предполагалось строительство плотин и гидроэлектростанций. Главную сложность в реализации проекта представлял водораздел Западно-Сибирской равнины и Северного Приаралья, через который пришлось бы прокачивать воду насосами. По расчётам, для работы этих насосов потребовалось бы в год столько же электроэнергии, сколько потребляет за этот период Москва. Для пополнения вод Оби и повышения её уровня намечалась переброска части стока вод из Енисея. Если бы проект был реализован, то жителю Сибири можно было бы сесть на пароход и, не сходя на берег, достичь Средней Азии, Черноморского побережья, Москвы и даже Прибалтики.

Масштабные земляные работы решено было осуществлять не только с помощью строительной техники (можно вспомнить огромные шагающие экскаваторы, которые использовались при строительстве некоторых каналов). В ходе подготовки была проведена серия подземных ядерных взрывов ограниченной мощности. Работавшая на месте комиссия установила малую эффективность этих мероприятий, а также ряд негативных факторов, связанных с опасностью заражения территории. Впоследствии было обнаружено, что взрывные работы проходили вблизи от неразведанного месторождения природного газа и только случайность не дала свершиться крупной катастрофе.

Время шло, а строительство не начиналось. Продолжались споры защитников и противников проек та. На встречах говорилось о том, что необходимо более тщательно изучить влияние переброски рек на состояние окружающей среды и хозяйственную деятельность Сибири, а также тех территорий, по которым должен был пройти соединительный канал. В 1986 году было принято решение прекратить работы в этом направлении.

В начале нового тысячелетия в Средней Азии обострилась проблема нехватки водных ресурсов. Выход из затруднительного положения некоторым политикам видится в возобновлении работ по проекту переброски рек из Сибири. Предполагается, что новый канал, если он будет построен, сможет выполнять те же функции, что и современные газопроводы и нефтепроводы. Только вместо топлива он будет доставлять воду, которая, по мнению экспертов, в будущем может стать не менее значимым ресурсом, чем энергоносители.

Передовая техника (драга, горно-обогатительный комплекс) на одной из великих строек.

Французский дипломат Фердинанд Мари де Лессепс (1805-1894) в возрасте двадцати лет поступил на службу, работал в зарубежных представительствах ряда стран Европы и Африки, а во время миссии в Египте увлёкся идеей создания канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. В 1854 году он получил концессию на сооружение Суэцкого канала, строительство которого началось в 1859 и было завершено в 1869 году.

Через 10 лет после окончания строительства Суэца, Лессепс создал акционерное общество «Всеобщая компания Панамского межокеанского канала», планируя начать вторую стройку века. Но рекламные акции, подкупы чиновников и воровство разорили компанию до того, как был построен водный путь, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. В 1889 году было объявлено о банкротстве компании, а сам Лессепс попал на скамью подсудимых. Позднее кассационный суд отменил приговор, но строитель Суэца не узнал об этом, скончавшись в 1894 году. А Панамский канал построили много позже — в 1904-1914 годах. Официально он был открыт в 1920 году.

Схема Панамского канала.

Лессепс воздвиг себе вполне рукотворный памятник.

Скоро Аральское море может совсем исчезнуть.

НА АМЕРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ

Проекты переброски рек существовали не только в России. К примеру, в США длительное время разрабатывался план North American Water and Power Alliance (NAWAPA) или «Северо-Американский водноэнергетический альянс» (НАВАПА). Планировалось перебрасывать около 175 кубокилометров в год для обеспечения водой семи провинций в Канаде, тридцати трёх штатов в США и трёх штатов в Мексике.

По замыслу проектировщиков, впадина в Скалистых горах длиной 800 километров между хребтами от северных районов Британской Колумбии до штата Монтана могла стать гигантским водохранилищем, откуда воду с помощью насосных станций предстояло распределять по сложной сети инженерных сооружений. Общая протяжённость каналов, акведуков и водоводов должна была составить 10 800 километров, а туннелей — 2900 километров. Стоимость проекта оценивалась в 1960-1970-х годах в 100 миллиардов долларов, а период строительства мог растянуться на 30 лет.

В общих чертах современный план переброски рек повторяет советский.

Одной из важных проблем стала необходимость переселения 60 тысяч человек. Другая трудность состояла в разной степени заинтересованности партнёров в этом проекте. Недостаток воды беспокоил прежде всего США и Мексику, а большая часть водных ресурсов, планируемых для перераспределения, принадлежала Канаде, и они в недалёком будущем могли потребоваться стране.

Когда-то здесь было море. Аральское море.

Москва, находясь вдали от крупных водоёмов, тем не менее является портом пяти морей. Как такое возможно? Очень просто — с морями её соединяет сеть каналов. От Волги до Москвы проходит канал Москва-Волга протяжённостью 128 километров, построенный в 1937 году; он соединяет столицу с Каспийским морем. Волго-Балтийский канал соединяет Волгу и Балтийское море (привет капи- тану Очевидность!), делая возможным плавание судов от Москвы до Балтики. Беломоро-Балтийский канал, сооружённый в 1933 году, соединяет Балтийское и Белое моря. Волго-Донской канал протяжённо- стью 101 километр соединяет Волгу и реку Дон (нетрудно догадаться из названия), а последняя впадает в Азовское море. Таким образом, из Москвы по воде можно попасть в Каспийское, Балтийское, Белое, Чёрное и Азовское моря.

Немалую (конечно, низменную) часть знаменитых Скалистых гор могли затопить.

Искусственная водная артерия могла протянуться через весь Североамериканский континент.

Более того, в проекте НАВАПА намечалось заполнение водой гигантской впадины в Скалистых горах, что, по мнению геофизиков, могло из-за колоссальной массы воды привести к деформации земной коры и другим непредвиденным последствиям. Это вынудило специалистов воздержаться от перераспределения водных ресурсов с севера континента на юг.

В США разрабатывалось ещё 12 менее крупных проектов переброски речного стока. По одному планировалась переброска 19 км3 в год из нижнего течения реки Колумбия в реку Колорадо, а по другому — 21 км3 из Миссисипи и рек восточной части Техаса в безводный штат Нью-Мексико. Проекты перераспределения водных ресурсов намечались в бассейнах рек Амазонки и Ла-Платы, но, слава богу, всё это осталось лишь планами.

В России реки перебрасывают с севера на юг, в Китае — с юга на север.

В АЗИИ

В настоящий момент масштабный проект по перераспределению стока рек готовится осуществить Китай. Идея поворота вод с юга на север принадлежит главе КНР Мао Цзэдуну, и озвучена она была ещё в 1952 году. По проекту китайских специалистов, часть стока вод реки Янцзы должна быть перераспределена на север, в бассейны рек Хуанхэ и Хай. Планируется построить три канала длиной 1300 километров каждый, по которым вода пойдёт в северные засушливые районы страны. Стоимость работ, по оценкам, составит 59 млрд долларов. Помимо материальных затрат, возникают вопросы сохранения экологических комплексов различных районов Китая, технические проблемы, необходимость переселения большого числа жителей с территорий, по которым должны пройти искусственные водные артерии.

Преобразование природных ландшафтов в Китае напрямую влияет на ситуацию в соседних государствах. С 1999 года в Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая строится канал из Иртыша в озеро Улюнгур. Из-за водозабора, осуществляемого китайской стороной, может произойти понижение уровня реки, что приведёт к нехватке пресной воды в ряде крупных городов Казахстана и России. В такой обстановке вопрос о проекте переброски рек Сибири в республики Средней Азии остаётся открытым.

НЕ ТОЛЬКО КАНАЛЫ

Преобразования природных ландшафтов и приручение водной стихии связаны не только со строительством оросительных каналов. Одним из направлений деятельности человека является «отвоёвывание» части суши у моря. Нехватка территорий для проживания раз за разом заставляла людей возвращаться к этим планам.

В некоторых странах (например, Нидерландах) эта политика возведена в ранг национальной. На протяжении нескольких столетий голландцы последовательно отодвигают береговую линию, расширяя границы своего государства. В настоящий момент вся страна фактически огорожена системой дамб и плотин.

Остров Пальма Джумейра.

Более масштабный проект по увеличению территории Европы был предложен инженером Германом Зёргелем в 1920-е годы. Он предлагал перекрыть дамбами (длиной 35 километров и высотой 300 метров) проливы Гибралтар и Дарданеллы и понизить уровень воды в Средиземном море на 200 метров. В устьях рек и проливов планировалось построить мощные ГЭС для выработки электричества. Освободившуюся за счёт отступления моря территорию предполагалось использовать для хозяйственных нужд. В результате стало бы возможным сухопутное транспортное сообщение Европы с Африкой через Геркулесовы Столбы и Сицилию и с Азией через Босфор и Дарданеллы. Европа и Африка превращались в единый экономический регион — Атлантропу. За счёт отвода через каналы части вод Средиземного моря становилось возможным озеленение некоторых территорий пустыни Сахара. Но этот грандиозный фантастический проект так и не был осуществлён.

С 1930 года шло строительство оросительных каналов для обводнения Туркмении в целях развития хлопководства. В 1929 году был построен Босага-Керкинский канал длиной 100 километров. Через три года начались разработки проекта по отводу части стока вод Амударьи в Туркмению. Протяжённость канала должна была составить более 1200 километров, начиная от мыса Тахиаташ и вплоть до Красноводска. Одной из задач строительства было объединение Амударьи и Волги в транспортную сеть, а также соединение Аральского, Каспийского и Азовского морей. Воплощению планов помешала война, а в 1953 году после смерти Сталина все работы были свёрнуты.

Вместо Туркменского в 1954 году началось строительство Каракумского канала по изменённой и сокращённой трассе. К 1988 году канал был завершён, а его общая длина составила около 1300 километров. Искусственная река позволила оросить миллион гектаров земли, выращивать посреди пустыни хлопок, овощи и виноград, снабжать водой города.

Строительство таких сооружений — это ещё и скачок в развитии технологий.

Нидерланды — в прямом смысле «self-made country», государство, которое создало само себя.

Менее масштабные проекты по наращиванию территорий проводят не слишком крупные по размерам государства. Им не хватает собственной земли, и приходится создавать её самостоятельно. В Японии уже занимаются созданием искусственных островов, на которых можно расположить, например, крупный аэропорт.

Объединённые Арабские Эмираты пошли ещё дальше. Они уже не имеют возможности возводить зоны отдыха на своей территории — пригодной для этого земли просто нет. Пришлось заняться созданием целых архипелагов, на которых расположены огромные курортные комплексы с гостиницами и пляжами, магазинчиками и спортивными сооружениями.

Другие государства не желают отставать от Нидерландов, Японии и ОАЭ. Уже действует Международный аэропорт Гонконга, находящийся на отдельном острове. Зреют планы создания искусственного острова «Федерация» в России. И это, судя по всему, только начало.

Источник статьи: http://old.mirf.ru/Articles/print5061.htm

Читайте также:  Огород борьба с личинками хруща
Оцените статью
ГЛАВНЫЙ ТУРКМЕНСКИЙ И КАРАКУМСКИЙ КАНАЛЫ