Изумрудный газон это метафора

Примеры метафоры

Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.

Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.

В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде

Метафора Пояснение
Каменное сердце Сердце словно камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции
Кот наплакал Наплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то, практически отсутствие
Золотые слова Слова как золото, то есть правильные, умные
Откладывать на чёрный день День словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время
Затянуть пояс потуже
Загнать (кого-то) в угол Не в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку выхода из ситуации
Старость — вечер жизни После вечера наступает ночь, а затем день «умирает» и приходит следующие. Поэтому старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению
Выкурить трубку мира Когда индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет. Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению
Флагов золотые рыбки Флаги на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок
Язык природы Природа словно разговаривает (как человек)
Царственный жест Величественный жест, словно жест самого царя
Весомое доказательство Доказательство, которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство
Заразительный смех Смех словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются
Невозмутимая тишина Тишина не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры из литературы

«Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох».

«Пятая годовщина», И. А. Бродский

«И взгляда острая пчела«.

«Шаман и Венера», В. В. Хлебников

«Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра«.

«Баллада о рыбном промысле», Ф. А. Искандер

«Светились чуть медузы облаков».

«PAYSAGE D’ENFER», Б. Ю. Поплавский

«Надежды — радужные рыбы, снова попадают на крючки».

«Женщина — особенное море», Е. А. Евтушенко

«Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными раковинами век».

«Всходы новые», И. А. Бунин

«Проклят будь, о Рим, о лютый тигр«.

«Хлеба и зрелищ!», А. Н. Майков

«Отцепись, сомненья клещ!».

«Рождественские пожелания и подарки» (К оглавлению), В. В. Маяковский

«Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?».

«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей».

«Настольные лампы», Б. Ш. Окуджава

«Да ты не ершись, я тебе не в укор говорю. «.

А. Островский «Волки и овцы»

«Истинная красота коренится внутри человека, ложная — вовне».

Примеры метафоры в стихах

«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«С добрым утром».

С. А. Есенин «С добрый утром!»

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус» (Белеет парус одинокий)».

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

«Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь. «

Владимир Маяковский «Лиличка»

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

«Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне».

А. Блок «Так окрыленно, так напевно. «

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

«И женский смех
Вокруг весёлый и игристый«.

Узнайте больше про Метонимию.

Как найти метафору в тексте?

Для этого нужно:

  1. Найти слова, которые автор использует в переносном значении.
  2. Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении.
  3. Найти скрытое сравнение между этими двумя словами.
  4. Если это получилось — вы нашли метафору.

Например: у него были золотые руки

  1. Слово в переносном значении —‌ золотые.
  2. Синоним в прямом значении — бесценные.
  3. Сравнение между «золотые» и «бесценные», значит «им цены нет» или «цена им — золото».
  4. Золотые руки — метафора.

Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением

Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.

Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.

Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.

«Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза».
«Из слез, дистиллированных зрачком. «, И. А. Бродский

«Была её душа — Дум грустных улей»
«Царская невеста», В. Хлебников

«Грубые брёвна построим над человеческим роем»
«Признание», В. Хлебников

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Источник статьи: http://www.uznaychtotakoe.ru/primery-metafory/

Что такое метафора простыми словами – объясняю так, чтобы вы разобрались и легко находили метафоры в тексте

Метафора по-школьному – это троп, средство-художественной выразительности, скрытое сравнение. По-простому: сравнение без слов «как», «словно», «будто».

Например, Валерий Леонтьев мог сказать, что у него волосы седые, как снег. Но это банально и плоско. Он сказал: «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег…». Мы слушаем и у нас в голове «щелкает» – это ведь он имеет в виду «У меня седые волосы, я постарел». Красиво и выразительно.

Метафорой может быть не только существительное, но и глагол: «окунуться в любовь» (полюбить так, чтобы забыть обо всем на свете). Другой пример – «В лесу родилась елочка». Понятно, что никто ее не рожал, она «выросла».

Прилагательные, причастия и наречия с метафорическим значением – это уже эпитеты.

Типы метафор

Общеязыковые. Это метафоры, которые стали нам привычны и мы их не замечаем. Мы говорим, что идет дождь – а как он может «идти»? Или, например, «время еще не пришло» – как время может приходить? На уроках биологии учитель говорит: «Это грудная клетка» – и не задумывается, почему «клетка»? Потому что легкие, сердце и другие органы там как «в клетке».

Художественная. Та метафора, с которой дети постоянно встречаются в школе, когда работают с художественными текстами. Они уже не привычны и поэтому вызывают эстетическое наслаждение. Пример – строфа из стихотворения Есенина: «В саду горит костер рябины красной».

Про стихотворение Фроста

Мне очень нравится это стихотворение. «Лед» здесь – как раз художественная метафора. Но метафорическое значение появляется только в самом конце, сначала вроде бы просто – лед как лед.

Одни говорят: мир умрёт в огне.
Другие твердят про лед.
Я долго жил, и кажется мне,
Огонь скорей подойдет.

Но если бы кто-нибудь мне сказал,
Что дважды нас гибель ждет,
Я не удивился бы. Я узнал,
Что ненависть – толще, чем лёд.

И равнодушие холодней
Вечных покровов льда.
И если для смерти не хватит огней,
Лед сгодится тогда.

Лед в последнем четверостишии приобретает уже не тот смысл, который был в первом. Мы понимаем, что автор имеет в виду ненависть, равнодушие, «холод» человеческого сердца.

Олицетворение. В школе рассматривается как отдельное изобразительно-выразительное средство, но это тоже метафора. Олицетворение возникает, когда неодушевленный предмет преподносится как одушевленный. Прочитайте фрагмент из этого стихотворения Андрея Белого, адресованное России:

Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков.

Окна кабаков темной ночью напоминают глаза. Причем эти глаза «смотрят в душу», они «жестокие», «безумные» – пока читаешь, представляешь какого-то дикого зверя. Потом только понимаешь, что речь о кабаках.

Овеществление. Когда живое сравнивается с неживым. Мне за 11 лет школы ни разу не приходилось этот термин использовать. Пример из Есенина: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли».

Зачем нужны метафоры

Если учитель спросит, скажите так:

  1. Чтобы вызывать у читателя чувство эстетического наслаждения.
  2. Чтобы помогать автору передавать чувства через слова.

Источник статьи: http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-metafora

Лексика 3. Метафора

ОБРАЗНАЯ МЕТАФОРА, ПРИМЕРЫ:

1. Выткался на озере алый цвет зари… (С. Есенин). Цвет не может «выткаться», синоним — «отразился».

2. Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт). Огонь и вода – соединены, получился в оксюморон, плюс «пожар» = «всплески».

3. Гуляет ветреный кистень по золотому войску нив… (В. Хлебников). Первая метафора, ветер — это кистень (разновидность ножей), вторая, колосья — это «золотое войско».

4. В лесу родилась елочка, в лесу она росла. Елочка не может «родиться» быть стройной, а затем нарядиться и прийти на праздник. Здесь идет олицетворение.

5. Стан оправленный в магнит (Ф.И. Тютчев) – Придание новой образности стану.

6. Ты пьешь волшебный яд желаний (А.С. Пушкин). – Обновление потускневшей метафоры «волшебное желание». Катахреза.

7. Змеи сердечной угрызенья (А.С. Пушкин). – обновление потускневшей метафоры «угрызенья совести». Катахреза.

8. Гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь (Ф.И. Тютчев). – Прямое значение (туча грозовая) плюс переносное (гроза смутит, небесная лазурь); прямой перевод: в небе наблюдается грозовая туча. Олицетворение.

9. В крови горит огонь желанья (А.С. Пушкин). – Огонь желанья – непрямая новая образность заслонила привычное прямое значение – горит огонь; прямой перевод: ты мне очень нравишься.

10. Жизнь мышья беготня (А.С. Пушкин). – Образ выдвинулся на первый план и стал наглядным, метафора реализовалась, т.е. в переносное значение вложен буквальный (прямой) смысл.

11. Прозрачным синеньким ледком подернулась её душа (А. Блок). – Очень наглядно, реализация метафоры.

12. Взъяренный, на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины (В.В. Маяковский) – реализация метафоры, т.е. в стихотворении у него на заседании натурально присутствует по полчеловека.

13. Черемуха душистая, развесившись, стоит, а зелень золотистая на солнышке горит (С. Есенин). – Зелень не может быть золотой, но эта метафора передает сияние солнечных лучей на листве.

14. Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана (М.Ю. Лермонтов). – Олицетворение.

15. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют (С. Есенин). – Олицетворение.

16. Я в умиленье, молча, нежно любуюсь вами, как дитя! (A.C. Пушкин); И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега (И. Бунин);
И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья (А.М. Горький);
Уж озимь яркая блеснула, словно изумруд (по П. Грекову);
Под ним, как океан, синеет степь кругом (И.А. Крылов);
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф.И. Тютчев); И
грусть на дне старинной раны зашевелилася, как змей (М.Ю. Лермонтов). – Сравнение как троп или сравнительный оборот с точки зрения синтаксиса (как, словно, точно, будто, как будто, подобно, чем).

17. И сам он камнем, скользя по скалам, быстро падал, ломая крылья, теряя перья (по А.М. Горькому);
Уж озимь яркая блеснула изумрудом (П. Греков);
Под ним океаном синеет степь кругом (по И.А. Крылову);
Внизу стальным зеркалом синеют озера струи (по Ф.И. Тютчеву);
И грусть на дне старинной раны зашевелилася змеёй (по М.Ю. Лермонтову). – Сравнение при помощи существительного в твор. падеже.

18. Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля (А. Сурков);
Кто на свете всех милее, всех румяней и белее? (А.С. Пушкин);
Опрятней модного паркета (прил. в срав.степени + сущ. в твор.падаже) блистает речка, льдом одета (А.С. Пушкин);
Он чувствует тоньше всех (наречие в превосх.степени). – Сравнение через прилагательные и наречения в сравнительной степени.

РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА = ПРЯМОЙ + ПЕРЕНОСНЫЙ СМЫСЛЫ, ПРИМЕРЫ:

1. Грустя, и плача, и смеясь, звенят ручьи моих стихов (А. Блок). – Стихи – это живые ручьи (сравнение и олицетворение).

2. Я был опутан влагой черной ее распущенных волос (Н. Брюсов). – Опутывание влагой (катахреза) через волосы.

3. Тихо я в темные кудри вплетаю тайный стихов драгоценный алмаз (А. Блок). – Стихи – это алмаз, алмаз – это невысказанное признание в любви, но переданное все же многими взглядами (катахреза и олицетворение).

4. В бездействии ночном живей горят во мне змеи сердечной угрызенья; мечты кипят (А.С. Пушкин). –Угрызения совести горят. Катахреза плюс приращение дополнительного смысла через цепочку: горят раны, и гореть может укус змеи как рана; следовательно, угрызения совести – это те же раны, которые горят.

5. А рядом, у проталинки, в траве, между корней, бежит, струится маленький серебряный ручей (С. Есенин). – Ручей не может быть серебряным, но это передает чистоту воды и ее журчание как перезвон; плюс олицетворение – ручей бежит и т.д.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ea31833ee850c65e2aa7604/leksika-3-metafora-5f9b0a469e5bc33f0d4b4452

Читайте также:  Сделай сам для сада огорода дачи
Оцените статью