Практическое занятие «Получение семян овощных культур»
Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях.
Знакомство с методикой получения и сохранения семян овощных культур.
Выработка практических навыков в процессе получения и сохранения семян.
Формирование личностных качеств ребёнка (трудолюбие, ответственность, аккуратность, культура поведения и т.д.).
Самореализация личности подростка в коллективе через практическую деятельность.
Плоды овощных культур (томатов, перцев, огурцов), фломастеры, бумага, лейка, вода, ситечко, салфетки, одноразовая посуда (тарелки, ложки), презентация «Получение семян овощных культур»
IV. Подведение итогов занятия.
Ребята, на нашем занятии вы узнаете, как нужно правильно получать семена разных овощных культур.
Прежде чем узнать какие это культуры, Вы должны отгадать загадки.
Он похож на светофор — красный, желтый иль зеленый.
Всем известен с давних пор фаршированный, соленый.
Ты в салат его клади и в приправы добавляй.
Ты без дела не сиди, овощ этот называй.
Этот овощ кисло-сладкий, круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щеки докрасна натер, и зовется.
Под листком лежит на грядке.
И зеленый, наконец. А зовется…
Правильно! Мы с вами будем получать семена огурца, перца и томата.
А ещё мы изготовим пакеты для хранения, подпишем их, упакуем в них полученные семена. Но чтобы получить семена нам с вами необходимо изучить основные правила получения семян томатов, огурцов, перцев.
а) Основные правила получения семян:
1. Семена можно получать только с сортов (Слайд № 4)
Педагог: Сорт раст е ний (франц. sorte, от лат. sors — разновидность, вид), совокупность растений, созданная в результате селекции и обладающая определёнными, передающимися по наследству морфологическими, физиологическими, хозяйственными признаками и свойствами; низшая классификационная единица для культурных растений, пригодных для возделывания в определенных агроэкологических условиях. Сорта растений подразделяют на местные и селекционные. Местные сорта — продукт народной селекции, главным образом длительного массового отбора. Они хорошо приспособлены к условиям произрастания, обладают многими хозяйственно полезными признаками и часто служат исходным материалом в селекции . Селекционные сорта создают в научно-исследовательских учреждениях, применяя специальные методы.
2 . Не брать на семена гибриды
Педагог: Что такое гибриды? Как их производят? Какие преимущества имеют гибридные семена перед сортовыми? Почему гибридные семена дороже сортовых? Почему семена, полученные от гибридных растений, не рекомендуется использовать для выращивания в последующие годы?
Гибридные семена – это плоды терпеливого труда селекционеров. В продаже встречаются семена гибридов первого поколения. Отличительным знаком гибрида отличающего его от сорта является символ F 1. Например «фермер F 1», F – это дети, 1 – это номер поколения. Получают гибриды путем искусственного опыления цветков разных сортов одной культуры. Для такого скрещивания тщательно подбираются родители, пока не получится желательный результат.
Не следует также сохранять семена, полученные от гибридов для посева на будущий год. Так как во втором поколении происходит «рассыпание» положительных характеристик на родительские формы, качество которых не удовлетворит овощевода по причинам, изложенным выше. Что из них может вырасти, знает только автор гибрида (родительские формы держатся в секрете).
Как же отличить сорт от гибрида? (слайд № 5, 6) По внешним признакам никак, только если смотреть на пакетике с семенами.
Раздаются пакетики с семенами разных овощных культур. Ребята, рассматривая их, вы должны отобрать сорта и гибриды. На пакетиках четко написано сорт это или гибрид. Для того чтобы не ошибиться с выбором, на пакетиках у гибридов стоит литера F 1.
3. Не выращивать рядом перекрестноопыляющиеся растения (Слайд № 7)
Ребята кто скажет, где находятся семена у растения?
Предполагаемые ответы:
Растение должно вырасти, зацвести, переопылиться, при помощи ветра, насекомых, человека. Затем появляется плод, в котором находятся семена растения.
Перекрестноопыляющееся растение – растение-перекрестник – растение, у которого нормальное потомство получается при опылении пыльцой цветков других растений данного вида с помощью ветра и насекомых.
Мы выращиваем на учебно-опытном участке овощеводства станции юных натуралистов сортовые овощные культуры. Так как для получения чистых семян необходима изоляция выбранных на размножение растений, то разные сорта высаживаем на определенном расстоянии друг от друга.
3. Не брать семена с больных растений
Педагог: Как ребята отличить здоровое растение от больного? По каким внешним признакам мы можем это увидеть? ( Предполагаемые ответы ребят)
Пятна разного цвета и формы на плодах и листьях.
Плесень на плодах и листьях.
Скручивание листьев, их засыхание и т.д.
Итак, повторите , пожалуйста, какие основные правила мы должны знать чтобы получить от растения хорошие, качественные семена.
• Семена можно получать только с сортов
• Не брать на семена гибриды
• Не выращивать рядом перекрестноопыляющиеся растения
• Не брать семена с больных растений
А теперь, когда мы знаем правила получения семян, скажите, кто знает, сколько могут храниться семена растений овощных культур? (Ответы)
Сроки хранения семян (слайд № 10)
Педагог: Семена разных растений имеют разные сроки хранения. Самый длинный срок хранения у огурцов до 10 лет. Корнеплоды, капусту, лук лучше сажать свежими семенами. В этом случае растения будут крупнее и более жизнеспособными, их всхожесть будет лучше. Оптимальный срок хранения семян лука, петрушки, пастернака и кукурузы – не более 2 лет. До пяти лет можно хранить семена: капусты, сельдерея, моркови, салата, гороха, перца, редиса, турнепса. Свыше пяти лет сохраняют свои посадочные свойства свекла, огурцы, горчица, томат и тыква. Чемпионы – семена многолетников семейства бобовых, их можно хранить до 10 – 12 лет.
Педагог: Сейчас мы с вами приступим к выполнению практической части нашего занятия. Для этого вам необходимо надеть одноразовые фартучки по инструкции № 3 по охране труда, взять ложечки и чашечки с томатами, огурец, перец, салфетки. Самый первый овощ с которого мы будем брать семена это огурец. (слайд № 11)
Огурцы самая древняя овощная культура. Огурцы чем меньше, зеленее и недозрелее, тем лучше и вкуснее. В античные времена греки называли их «агурос»; что означало «неспелый, несозревший». Отсюда и пошло их название – огурец. Огурец — самый диетический из всех диетических продуктов. Он на 95-98% состоит из воды, а значит, содержит минимум калорий.
1) Получение семян огурцов (слайд № 12,13,14,15)
На семена берем хорошо вызревшие огурцы-семенники, разрезаем их вдоль пополам на половину, и ложечкой аккуратно выгребаем содержимое вместе с мезгой на тарелочку. Далее мы оставляем их сбраживаться на 3-е суток при 25 — 30°С.
Процесс считается законченным, если после сжатия мезги в руках остаются чистые семена. После этого их промывают в воде и сушат на воздухе. Высушенные семена протирают руками, освобождая от пленок, остатков мякоти, и просеивают.
Плоды для семенников выбираем еще летом – от них получаются более качественные семена. На одном растении семенников должно быть немного – не более 2-3 штук. Оставлять их надо на самых удачных и продуктивных кустах, а снимать уже после того, как они полностью созреют. Но при этом нужно помнить, что даже один «желтяк», оставленный на растении, очень сильно снизит его урожайность, потому что огурец бросит все свои силы на то, чтобы снабдить семена, нужным количеством питания, забыв про нужды остальных плодов, поэтому выделять для получения семян надо всего 2-3 кустика.
Семенники созревают 50-60 дней, имеют темно-жёлтую, коричневую окраску, после снятия их дозаривают 10-30 дней.
Семенники собирают при полной спелости, когда подсохнет плодоножка и у огурцов появится типичная для данного сорта окраска, а сам плод размягчится. Если по погодным условиям плоды необходимо снять раньше, их можно дозаривать в сухом проветриваемом помещении в течение 10-15 дней до размягчения.
Следует запомнить несколько правил: (Слайд № 14, 15, 16, 17, 18, 19)
— урожайные качества семян, полученных от огурцов поздних посевов, снижаются на 15 — 20%, поэтому на семена лучше брать плоды с ранних посевов;
— семена, полученные из первых плодов, дают более раннеспелое потомство, а семена из позднее образовавшихся — более урожайное;
— семена огурцов, выращенные в годы с пониженными температурами, уступают по посевным качествам, выращенным в благоприятные годы. Поэтому лучшими считаются вылежавшиеся 2 — 3-летние семена, так как в них завершились процессы созревания (особенно для выращенных в центральных и северных районах).
Детям раздаются на стол разрезанные плоды огурцов, тарелочки и ложечки. Учащиеся отделяют в тарелочки семена огурцов вместе с мякотью. Содержимое чашки перемешивается, при необходимости разводится водой. Делается этикетка с указанием сорта огурца и даты выпуска семян. Затем выпущенные семена оставляются на 2 – 3 суток для сбраживания в помещении при комнатной температуре.
2) Получение семян перцев (Слайд № 20, 21, 22)
Перец – древнейшее культурное растение. Родина сладкого перца Мексика и Гватемала. Растение это было известно за 6 тысяч лет до н.э. древним ацтекам и майя. После открытия Америки перец был завезен в Европу Колумбом, а отсюда распространился по всему миру. В России появился к концу XVI века из Турции и Ирана.
Рассказ с презентацией о получении семян перца.
На семена возьмём вызревшие плоды перца. (Слайд № 23)
Плоды этих культур на семена убирают в фазе биологической спелости. Для этой цели на наиболее высокоурожайных растениях оставляют по 2 — 3 плода. В каждом плоде перца обычно формируется 120 — 150 семян. Их выделяют вручную, вырезая ножом мякоть около плодоножки.
Детям раздаются плоды перцев. Семена перцев ребята выделяют вручную, вырезая ложечкой мякоть около плодоножки. Затем руками выбирают семена перца в тарелочку.
Педагог: Ребята, так как семена сухие и для перцев есть правило хранения семян, «мы не должны их пересушить», то мы с вами можем сразу их упаковать. Для этого изготовим пакет для хранения.
Дети изготавливают пакет и подписывают его, упаковывают в него семена.
На упаковке указывается название сорта и год получения семян.
2) Рассказ с демонстрацией презентации о получении семян томатов.
Это самая распространенная и популярная овощная культура. Родина томатов считается Америка, где они до сих пор растут в диком виде. Слово помидор пришло к нам из итальянского и французского языков, итальянцы называют это растение « pomm d oro » — «золотое яблоко», а французы « pomo d amur » — «яблоко любви». На родине в Мексике помидоры называют «то-матль», под этим названием они и вошли в современную литературу.
Если вы хотите получить качественные семена, выберите для этой цели самый плодовитый и здоровый куст. Для семян обычно используются плоды второй или третьей кисти. Помидоры можно снимать, не дожидаясь полной зрелости — бурыми. Лучше всего томаты дозревают на солнечном окне. Следите, чтобы плоды не перезрели и не стали размякшими — в этом случае семена могут прорасти прямо в плодах.
Педагог показывает проросшие семена томатов, полученные при выпуске одного из томатов.
Получение семян томатов (Слайд № 31,32, 33, 34)
Педагог: Далее семена следует просушить в течение двух дней в теплом месте, но не на солнце. Хранят семена в бумажных пакетах или тканевых мешочках в сухом помещении. При правильном хранении всхожесть сохраняется до 7-8 лет. Для посева используют семена двухлетней давности. Семена прошлогоднего урожая могут иметь меньшую всхожесть, что отрицательно сказывается на качестве рассады.
Учащимся на столы раздаются плоды томатов, тарелочки и ложки и они отделяют семена вместе с мякотью, затем размешивают, немного разводят водой. Делают этикетку и оставляют для сбраживания.
Затем детям раздаются семена, выпущенные три дня назад, и учащиеся учатся промывать семена с помощью ситечка и воды. Отмытые семена дети выкладывают на бумагу для просушки.
IV . Подведение итогов занятия.
Педагог: Скажите пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на занятии?
• Семена можно брать только с сортов. Нельзя брать семена с гибридов и больных растений
• Мы получили семена огурцов, томатов и перцев
• Научились правильно их упаковывать и хранить
• Говорят «Что посеешь, то и пожнешь»
Строцкая Л.И. Справочник садовода и огородника Иркутской области. Изд-е 3-е, дополнительное, Иркутск: ООО «Областная типография № 1», 2009.-224с.
Палкин Ю.Ф. Томат в открытом грунте и теплицах на садовом участке Иркутской области – Иркутск: Изд-во «Облмашинформ», 2004. – 48с.
Палкин Ю.Ф. Перец на садовом участке Иркутской области – Иркутск: Изд-во «Облмашинформ», 2004. – 16с.
Палкин Ю.Ф. Огурец в открытом грунте и теплицах на садовом участке Иркутской области – Иркутск: Изд-во «Облмашинформ», 2004. – 48с.
Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?». Москва изд. ГНОМ и Д. 2005г.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., «Азбука общения». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.
Источник