Изучение_экосистемы_смешанного_леса

ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. Лабораторная работа №5. Номер №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 «Описание экосистем своей местности»
Цель работы: описать экосистему как сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания.
Ход работы:
1 . Дайте общее описание экосистемы, указав её тип: естественная (лес хвойный (еловый, сосновый), лес смешанный, степь, кустарники (ивняк), болото травянистое и т. д.) или искусственная (агробиоценоз − поле, огород, сад, пастбище и т. д., экосистема населённого пункта − парки, скверы и т. д.).
2 . Определите условия окружающей среды экосистемы:
а) с помощью термометра определите температуру воздуха и почвы в двух−трёх местах;
б) определите вид почвы, указав её механические свойства (плотность, водопроницаемость, влагоёмкость, аэрацию, теплоёмкость, теплопроводность) и минеральный состав.
3 . Определите видовой состав растений:
а) определяются древесные виды, из них выделяются доминирующие;
б) определяются травянистые виды, из них выделяются доминирующие.
4 . Определите пространственную структуру сообщества: укажите число надземных ярусов, определите виды растений, входящие в различные ярусы.
5 . Изучите животный мир сообщества. Определите беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих в этой экосистеме.
6 . Выявите примеры паразитических и мутуалистических отношений в экосистеме.
7 . Составьте примерные схемы пищевых цепей в сообществе.
8 . По результатам работы сделайте выводы.
Примечание. Каждая группа докладывает результаты своей работы, которые анализируются учениками класса, и на их основе делается вывод о состоянии окружающей среды в микрорайоне школы.

ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. Лабораторная работа №5. Номер №1

Решение

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 «Описание экосистем своей местности»
1 . Возьмем экосистему смешанный лес − это естественная экосистема.
2 .
а) Температура воздуха в лесу в каких−то областях равняется + 19 − 20 °C : температура почвы + 12 − 13 °C.
б) Смешанные леса растут на дерново−подзолистых почвах, которые обладают более мощным слоем гумуса. В течение года выпадает много осадков, которые вымывают и без того скудный слой перегноя. В почве присутствуют органические и неорганические компоненты, минеральные соли.
3 .
а) Основные породы смешанного леса – это березы, липы, осины, ели и сосны. Южнее встречаются дубы, клены и вязы. В нижних ярусах произрастают кусты бузины и лещины, малины и крушины.
б) Среди трав встречаются ягоды земляники и черники, грибы и мхи.
4 . В биотопе смешанного леса выделяют 5 − 7 надземных ярусов.
Различные виды растений меняют друг друга, и создают своего рода этажи:
• верхний этаж, это высочайшие деревья, сосна, дуб и ель
• дальше идут такие, как, молодой дуб, береза, клен, вяз и плодовые деревья
• ниже растет кустарник, такой как, малина, калина, шиповник, лещина, боярышник
• самый последний ярус, это травы, покрытые мхом и лишайником
5 . Беспозвоночные: разлагающие органику многие круглые черви, кольчатые черви (дождевой червь), а также личинки мух, насекомые, которые питаются вегетативными частями растений или ведут хищнический образ жизни, жуки (например, майские жуки), и перепончатокрылые (наездники, муравьи). Из позвоночных можно выделить: птиц, зайцев, волков, мелких грызунов и т.д.
6 . В качестве примера мутуализма можно выделить лишайники (симбиоз гриба и водоросли), а в качестве паразитизма − грибы трутовики на деревьях.
7 . Цепи питания: орешник − белка − куница − гриб−редуцент
листопад − дождевой червь − мышь − лиса
8 . Вывод: для каждой экосистемы характерна своя физическая среда, а также свой видовой состав растений и животных.

Читайте также:  Малина_ремонтантная_перед_зимой

Источник

Экскурсия «Естественные экосистемы: смешанный лес»

2. Образовательные: рассмотреть строение биогеоценоза «Смешанный лес», выяснить некоторые основные формы взаимодействия различных компонентов биогеоценоза, установить различия естественных и искусственных биогеоценозов

3. Воспитательные: формировать ответственное отношение к природе

Вступительное слово учителя: Мы с вами достаточно часто бываем в лесу, любуемся его красотой, но редко обращаем внимание на то, какие виды растений (деревьев и кустарников) произрастают в нем. И сейчас мы постараемся изучить видовой состав растительности данного леса. Но прежде чем начать экскурсию, давайте вспомним правила поведения в природе:

Без особой нужды, от скуки,

О. Дубкин

Перед вами участок смешанного леса, однородный по рельефу, составу древесных пород, кустарниковой и травянистой растительности. Здесь растут сосна обыкновенная, ель обыкновенная, береза бородавчатая. В подлеске встречаются рябина, крушина ломкая, жимолость лесная. Этот участок леса можно рассматривать как саморегулирующуюся экологическую систему – биогеоценоз. Обратите внимание на иной характер растительности в овраге. Его края окаймлены густыми зарослями орешника, по склонам растут черемуха и черная ольха. Под ними бурно разрослась черная смородина, крапива, папоротники, хвощи заселили сырое дно оврага. Это уже второй биогеоценоз. Границы биогеоценозов определяются границами растительного сообщества.

Определенный участок старого смешанного леса существует более столетия, но он постоянно изменяется. Почему изменяется любой биогеоценоз?

Анализ растительных компонентов биогеоценоза, определение биоценотических связей растений.

Задания для групп учащихся:

1. Определите пробную площадку. Выделите на ней ярусность растительного сообщества, с помощью определителя определите какими видами образован каждый ярус.

2. Путем наблюдения установите связи с растениями активно летающих насекомых (комары, бабочки, шмели). Изучите комплекс насекомых, связанных с древесными породами. Продемонстрируйте биоценотические связи, сформированные на основе питания в данном биоценозе.

Читайте также:  Самые_эффективные_препараты_от_грибковых_заболеваний

1. В лесу наряду с вертикальной дифференциацией хорошо наблюдается горизонтальная расчлененность растительного покрова – мозаичность. Есть еще одна форма ярусности- «ярусность во времени». Чтобы установить её, выясните, все ли взрослые растения одновременно проходят одну и ту же фенологическую фазу или находятся в разных фазах развития (вегетация, бутонизация, цветение, созревание семян). Объясните приспособительное значение неодновременного развития растений в биоценозе.

2. Осмотрите листья березы и осины, по характеру повреждений определите обитание гусениц-листоверток.

1. Установите на небольшой площадке соотношение числа взрослых деревьев, подроста и всходов деревьев (высота последних не более 10 см). Какие выводы сделал Ч. Дарвин, анализируя подобные соотношения разновозрастных организмов одного вида у растений и животных?

2. Проверьте, наблюдается ли ярусность в распределении беспозвоночных животных. Разложите несколько горстей лесной подстилки на чистый лист бумаги и найдите беспозвоночных животных. Не забудьте потом выпустить рассмотренных животных и положить на место лесную подстилку.

1. Проанализируйте возрастной состав древесных пород выбранной пробной площади. Какие изменения происходят в биоценозе в результате увеличения возраста основных лесообразующих пород?

2. Приведите пример симбиотических отношений между организмами в пределах данного биоценоза. Определите толщину лесной подстилки. Почему она с каждым годом не увеличивается?

Обсуждение результатов, полученных в результате исследования.

В состав биоценоза входят следующие компоненты: атмосфера, горная порода, вода, животный и растительный мир, микроорганизмы. Совместно обитающие растения, животные, грибы и микроорганизмы, а так же неживая природа связаны между собой в единый комплекс круговоротом веществ и потоком энергии. Исследуемый участок леса является мощной природной лабораторией, где из неорганических веществ синтезируется органическое вещество, идет его накопление, превращение и разрушение.

Естественный биоценоз, благодаря видовому разнообразию, сложному характеру взаимодействия всех компонентов и сложной структуре, способен к саморегуляции. Как вы считаете, существуют ли естественные биогеоценозы, совершенно не затронутые деятельностью человека?

Читайте также:  Титов_грибанов_теория_чисел

Познание закономерностей существования биоценозов – это основа правильного, научного подхода к их рациональному использованию.

Наша основная часть экскурсии подходит к завершению, но что за путешествие без каких-либо выводов и осмысления увиденного и услышанного. Я предлагаю вам высказаться по следующим вопросам:

— Что нового вы сегодня узнали?

— Что вам пришлось вспомнить?

— Чем вам была интересна экскурсия?

Посмотрите вокруг, почувствуйте красоту жизни, осознайте благоприятное воздействие на вас.

Все это легко сломать, разрушить эту гармонию и красоту. Это зачастую делают неорганизованные туристы, выбрасывая на местах стоянки консервные банки, клочки газет и т. д. Как защитить природу?

Обращение к экскурсантам с призывом соблюдать правила поведения на природе, в частности, не оставлять после себя мусор, ведь «поведение человека в природе – это зеркало его души».

1. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шатков Э. В. Биологические экскурсии: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 224 с., ил.

2. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. Пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» / Т. А. Козлова, И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. – 2-е изд., стеретип. – М.: Дрофа, 2007. – 140 с. – ISBN 978-5-358-02407-6

3. Кулеев А. В. Вопросы и задания по общей биологии /Биология в школе.- 2008. — № 8 с. 42 -50

4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биологоия. 6-11 классы. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.-138 с.- ISBN 978-5-358-03070

5. Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 368 с.:ил. – ISBN 978-5-358-04432-6

Источник

Оцените статью