Израненный_солдат_овощи_сварены

Обобщение по теме «Причастие»

• показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля.

Необходимый материал:

• таблицы по теме «Причастие»;

• карточки с индивидуальными заданиями;

• репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».

I. Актуализация знаний.

Перед вами предложение (запись на доске):

Лазурь небесная смеется, ночной омытая грозой. (Ф.Тютчев)

Ответив на три вопроса да или нет, назовите задуманное мною слово из этого текста.

• У этого слова можно определить время? (Да.)

• Это слово обозначает действие? (Нет.)

• Это слово обозначает признак предмета по действию? (Да.)

• Какой части речи принадлежит это слово? (Причастие.)

• Докажите. (Называют морфологические признаки причастия.)

Постараемся вспомнить все, что вы узнали о причастии на предыдущих уроках.

Проверяем орфографию и пунктуацию, владеете ли вы теоретическим материалом и умеете ли использовать причастия при создании собственного текста.

1. Работа по карточкам (см. приложение 1).

У доски работают 4 человека, остальные выполняют задания по заготовленным карточкам, работая в парах. Обсуждаем и оцениваем проделанную работу после ее выполнения.

2. Самой сложной была орфограмма «Н и нн в суффиксе страдательных причастий и относительных прилагательных».

• Расскажите правило написания, используя в своем ответе таблицу. (Обсуждения, дополнения ответа собственными примерами.)

• Работа с перфокартой (см. приложение 2). Проверяем по образцу и записываем слова, в которых были допущены ошибки. Сравниваем и сопоставляем признаки прилагательных и причастий.

3. Игра «Редактор» по вариантам (см. приложение 3). Даны предложения, которые нужно записать, исправив ошибки.

4. Работа по картине А.А. Пластова «Первый снег».

С этим художником мы уже с вами знакомы.

• Рассмотрите внимательно репродукцию.

• Обратимся к тексту по этой картине (см. приложение 4).

Читайте также:  Овощная_сушилка_своими_руками

• Включите в текст причастные обороты и повторите знаки препинания при них.

Чтение и обсуждение готового варианта текста:

• Какую роль выполняют причастия и причастные обороты в речи?

Вывод: свойства причастий заключать в себе «имени и глагола силу» широко используются в письменной речи, особенно в текстах художественного стиля. Причастия выразительно описывают детали, усиливая образность повествования.

• Расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты.

• Чем являются причастие и причастные обороты в предложении?

III. Заключительная часть.

Для того чтобы быть грамотными людьми, мы должны внимательно и бережно относиться к языку и умело пользоваться им как в письменной речи, так и в устной. Ведь, как говорится в русской пословице: Не умеющий ходить – портит дорогу. Не умеющий говорить – портит речь.

Творческая работа (сочинение-миниатюра) на тему «Удивительное рядом». Включите в свой текст причастия и причастные обороты.

Карточка 1. Выпишите причастия из текста, группируя их по разрядам.

Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Москва расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами. При виде странного города с невиданными формами и необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным желание.

Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически обоснуйте свой выбор.

При колыш_щемся отражении; стел_щийся туман; кле_щая коробку; терп_щий бедствие; шепч_щий на ухо; ла_щий пес; одева_щаяся по моде; бор_щийся со сном; покачива_щимися движениями; держ_щийся за перила; дежур_щий врач.

Карточка 3. Вставьте пропущенные буквы. Графически обоснуйте свой выбор.

Оберега_мый товарищами, ожида_мого поезда, не вид_мый глазом, освеща_мый светом, обожа_мый родителями, озаря_мый луной, обижа_мый братом, едва слыш_мый звук, движ_мый желанием.

Читайте также:  Какие_самые_качественные_семена_овощей

Карточка 4. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Графически обоснуйте свой выбор.

В природе все прекрасно: и плывущ_ по небу облака и березка шепчущ_ся с травой и лишайник карабкающ_ся вверх по склону каменистого откоса.

Письмо (не)распечатано и (не)прочитано.

Поле убрано, овощи сварены в кастрюле, прочитанная книга, печенный мамой торт, картошка испечена в золе, засеянное поле, студеный ключ, израненный солдат, покусанные москитами животные, дистиллированная вода.

1-й вариант: Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова.

2-й вариант: Листья падали под ноги, осыпавшиеся с деревьев.

Используйте причастные обороты, заполняя пропуски в данных предложениях. Расставьте знаки препинания.

На картине А.А. Пластова «Первый снег» изображена зима _________.

Снежинки _________ медленно ложатся на крыши изб и на _________ землю, оставляя кое-где темные прогалины. На крыльце _________ стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Он _________ выбежал, видимо, раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка _________ выбежала, только успев накинуть на себя платок. Дети _________ смотрят на преображенный мир.

Возможные ответы: принесшая радость всем; плавно кружащиеся; еще не замерзшая; усыпанный снегом; сгорающий от нетерпения; спешившая увидеть первый снег; широко раскрытые глаза.

Н.В. БАРШИНА,
физико-математический
лицей,
г. Сергиев Посад

Источник

Блог Светланы Вениаминовны Губиной, учителя русского языка и литературы

Делать то, что умеешь, То, что нравится делать И к тому же полезно другим. Не в этом ли смысл ВСЕГО?

Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 29 апреля 2014 г.

Русский язык в таблицах. 11 класс. ЕГЭ. Н иНН

Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (т.е. образованных от имени существительного)

1. Образованных при помощи суффиксов -ин-: гусиный; -ан: кожаный; -ян- : глиняный
Исключения: деревянный, стеклянный,
оловянный.

Примечание 1: Пишется -н- в прилагательных: пря­ный, синий, зелёный, багряный, рдяный, пьяный, румя­ный, юный, зелёный, ветреный, свиной.

Примечание 2: Пишется ветреНый, но безветреННый (есть приставка). Различайте по лексическому значению: ветрЕНый (день, человек), ветрЯНой (двигатель).

Читайте также:  Моя_дача_посадка_овощей

Примечание 3: Надо различать прилагательные маслЯНый (для масла, на масле) и маслЕНый (запачкан­ный, пропитанный маслом); сравните: масляная краска — масленые тряпки.

Примечание 4: Надо различать прилагательные вет­реный (день, человек), ветряной (насос) и ветряный (ветряная оспа).

Обратите внимание! Отглагольное прилагательное отличается от причастия тем, что оно образуется от глаголов несовершенного вида (что делать?): жарить (что де л а т ь?) — жареный, варить (что делать?) — вареный и т.д., а причастия —от глаголов совершенного вида (что сделать?) с приставкой и без неё: купить — купленный; сохранить — сохраненный.

Источник

Израненный солдат овощи сварены

jenechkas91

ПОМОГИТЕ.Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание Н и НН.
Ране…ый боец – изране…ый солдат; сея…ая мука – посея…ое зерно; кипяче…ая вода – вскипяче…ое молоко; краше…ый пол – покраше…ый забор; коше…ый или некоше…ый клевер – скоше…ая трава; стреля…ый воробей – подстреля…ая птица; пуга…ая ворона – испуга…ая лошадь; гаше…ая или негаше…ая известь – погаше…ый костёр; тка…ая скатерть – вытка…ый ковёр; жже…ый кофе – сожже…ое письмо; копче…ая колбаса – закопче…ые стены; балова…ый ребёнок – избалова…ое дитя – девочка избалова…а родителями; кова…ый меч – некова…ое железо – скова…ые движения; стриже…ый мальчик – стриже…ые под польку волосы – остриже…ая голова; дистилирова…ая вода.

iramidovnik

Раненый боец — израненный солдат, сеяная мука — посеянное зерно, кипяченая вода — вскипяченное молоко, крашеный пол — покрашенный забор, кошеный или некошеный клевер — скошенная трава, стреляный воробей — подстреленная птица, пуганая ворона — испуганная лошадь, гашеная или негашеная известь — погашенный костер, тканая скатерть — вытканный ковер, жженый кофе — сожженное письмо, копченая колбаса — закопченные стены, балованный ребенок — избалованное дитя — девочка избалована родителями, кованый меч — некованое железо — скованные движения, стриженый мальчик — стриженые под польку волосы — остриженная голова, дистилированная вода.

Источник

Оцените статью