- Федеральный институт развития образования
- Содержание
- Пояснительная записка
- Ирина Лыкова: Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие
- Аннотация к книге «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие»
- Конспекты занятий по изобразительной деятельности. И. А. Лыкова (Младшая группа) методическая разработка по рисованию (младшая группа)
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федеральный
институт
развития
образования
Аннотация
Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» представляет авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы. Программа обеспечена методическими и наглядно-дидактическими пособиями.
Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
Рецензия. Протокол № 10 от 29.06.2019 г. заседания Ученого совета института педагогики и психологии ФГБОУ ФО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция авторской Программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения к окружающему миру)
Педагогическая модель формирования эстетического отношения к миру у детей дошкольного возраста (таблица)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Проектирование целей, задач и содержания воспитания детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в детском саду (в соответствии с ФГОС ДО)
Эстетическое отношение как интегральная категория эстетики и художественной педагогики (концепция)
Специфика эстетического отношения у дошкольников
О способе построения картины мира ребенком-дошкольником
Поиск направлений амплификации эстетического развития детей дошкольного возраста
Интеграция продуктивной и познавательной деятельности
Интеграция разных видов художественно-продуктивной деятельности дошкольников (полихудожественный подход)
Педагогическая стратегия формирования эстетического отношения к миру в условиях амплификации изобразительной деятельности детей 2-7 лет
Становление и развитие изобразительной деятельности в раннем и дошкольном детстве
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
ЗАНЯТИЯ В ИЗОСТУДИИ. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и машине времени
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Перечень рекомендуемых пособий для реализации парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность), «Умелые ручки» (художественный труд), «Умные пальчики» (конструирование)
Примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды (продуктивная деятельность)
Пояснительная записка
Современное образование нацелено на введение ребенка в широкое социокультурное пространство, поэтому художественно-эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребенка, начиная с раннего возраста. Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей – изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.
Парциальная образовательная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» представляет собой вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Она создана как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей в процессе приобщения к культуре, формирования опыта художественной деятельности и общения, развития уникальной личности каждого ребенка.
В основу программы заложена педагогическая модель художественно-творческого развития детей в изобразительной деятельности (см. таблицу на стр. 12). Разные виды изобразительной деятельности предстают как детское искусство, которое имеет свою специфику и развивается по своим законам.
Особенностью парциальной программы «Цветные ладошки» является то, что она ориентирована на создание условий для формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира.
Программа включает научную концепцию, теоретические основы, в т.ч. возрастной «портрет» развития ребенка-дошкольника в изобразительной деятельности, разработанный авторским методом «теоретической матрицы», систему педагогической диагностики (мониторинг), а также целостную систему образовательных ситуаций для решения задач художественного развития детей 2–7 лет.
Программа «Цветные ладошки» в полном объеме обеспечена методическими и дидактическими материалами. Учебно-методическое обеспечение (УМО) программы системно выстроено на современных принципах: культуросообразности, интеграции, наглядности, творчества, доступности, психологической комфортности, гибкости, трасформируемости, полифункциональности и др. Разработаны методические рекомендации к программе «Цветные ладошки» (выстроены в вопросно-ответной форме); для повышения квалификации педагогов подготовлено учебно-методическое пособие «Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (новые подходы в условиях введения ФГОС ДО).
Парциальная программа «Цветные ладошки» вошла в базисное содержание комплексных общеобразовательных программ ДОО «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой), «Мир открытий» (под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) и «Тропинки» (под ред. В.Т. Кудрявцева).
Источник
Ирина Лыкова: Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие
Аннотация к книге «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие»
Учебно-методическое пособие раскрывает задачи и базисное содержание образовательной области «Художественное творчество (Изобразительная деятельность)» во взаимодействии педагога с детьми 5-6 лет и их родителями (в соответствии с ФГТ). Система работы педагога по художественно-эстетическому воспитанию выстроена в интеграции с игровой и познавательной деятельностью детей. Даны конкретные рекомендации по созданию условий для художественного экспериментирования и самостоятельной деятельности с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей старших дошкольников.
Книга адресована воспитателям, старшим воспитателям и заведующим ДОУ, студентам педагогических колледжей и вузов, а также гувернерам и родителям.
Может быть полезна для работы в малокомплектном и семейном ДОУ.
Книга адресована воспитателям, старшим воспитателям и заведующим ДОУ, студентам педагогических колледжей и вузов, а также гувернерам и родителям.
Иллюстрации к книге Ирина Лыкова — Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие
Рецензии на книгу «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие»
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.
Книга очень интересная, полезная и удобная.
Подойдет как начинающим воспитателям так и опытным. Также можно порекомендовать ее родителям, которые хотят самостоятельно заниматься с детьми в домашних условиях.
В книге описаны занятия по разным видам деятельности: лепка, аппликация, рисование. Даны четкие рекомендации по использованию материалов, инструментов, оборудования: красок, пластилина, стеки, бусы, бумаги и т.п.
В книге описаны занятия по художественной деятельности (лепка, аппликация и рисование) в старшей группе, т.е. детей 5-6 лет. В каждом конспекте расписаны задачи, материалы, содержание, а также интеграция разных видов деятельности (подготовительная работа) и варианты самостоятельной деятельности детей (т.е. что с этой поделкой потом можно сделать). Почти на каждый учебный месяц по 12 занятий, в декабре и январе по 9, а мае 6, с учетом праздничных дней.
Содержание деятельности подробно.
В книге описаны занятия по художественной деятельности (лепка, аппликация и рисование) в старшей группе, т.е. детей 5-6 лет. В каждом конспекте расписаны задачи, материалы, содержание, а также интеграция разных видов деятельности (подготовительная работа) и варианты самостоятельной деятельности детей (т.е. что с этой поделкой потом можно сделать). Почти на каждый учебный месяц по 12 занятий, в декабре и январе по 9, а мае 6, с учетом праздничных дней.
Содержание деятельности подробно расписано, с привлечением дополнительных материалов (стихов, сказок), расписана техника работы, как ее объяснить ребенку и представлены варианты готовых работ. Оставлено даже место для заметок, если кому-то хочется что-то добавить. Некоторые недели объединены тематически. Весь конспект представлен на одном развороте, а по краю книги идут пометки по месяцам, чтобы легче было искать нужное. Тематика занятий разнообразна, охватывает разные сферы жизни маленького человека: природа, семья, сказки, транспорт, праздники, декоративное творчество и т.д.
Жаль только не всегда совпадала с тематикой нашего детского сада, хотя и построена по временам года (в каждом саду своя программа). Но ничто же не мешает заниматься с детьми и во внеурочное время, у них стремление что-нибудь интересное всегда есть.
Отличная книга, рекомендую для занятий в саду а также для самостоятельной работы с детьми дома.
На фото (3,4,5) представлена 6-я неделя октября объединенная темой листья. Скрыть
Источник
Конспекты занятий по изобразительной деятельности. И. А. Лыкова (Младшая группа)
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей первой младшей группы «Падает снежок»
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей I младшей группы «Падает снежок»Программное содержание:1. Образовательные:- учить правильно держать кисто.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в 1- й младшей группе «Весеннее солнышко».
Занятие по изобразительной деятельности, рисование пальчиками.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в 1- й младшей группе «Весеннее солнышко».
Конспект занятия по изобразительной деятельности в 1- й младшей группе «Весеннее солнышко».
Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми второй младшей группы
Создавать образы животных, используя нетрадиционные техники рисования (поролоном, клеевой кистью, зубной щёткой, штампиком).
Конспект занятия по изобразительной деятельности во 2-ой младшей группе.
Тема: «Осенний дождик»Цель: Учить передавать в рисунке впечатление от окружающей жизни; видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. .
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей I младшей группы «Птички» (нетрадиционная техника рисования – печаткой картофеля, пальчиком)
Программное содержание.Овладение навыком рисования с использованием нетрадиционной техники (печатки из картофеля) Развивать мелкую моторику рук и пальцев.Закреплять представления о цв.
План-конспект занятия по изобразительной деятельности для детей первой младшей группы «Солнышко и солнечные зайчики»
Конспект занятия создан с целью применения в общеобразовательных дошкольных учреждениях в работе с детьми 2-3 лет.Цели:1. Воспитывать эстетичное отношение к живой и неживой при.
Источник