Изменение ландшафтов от естественного до антропогенного урок

Содержание
  1. Практическое занятие по биологии на тему «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Решение экологических задач»
  2. А НТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛАНДШАФТ Урок 6. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА СМЕНУ ПРИРОДНЫМ ЛАНДШАФТАМ ПРИШЛИ — ПРИРОДНО — АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ Географический. — презентация
  3. Похожие презентации
  4. Презентация по предмету «География» на тему: «А НТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛАНДШАФТ Урок 6. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА СМЕНУ ПРИРОДНЫМ ЛАНДШАФТАМ ПРИШЛИ — ПРИРОДНО — АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ Географический.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
  5. Практическая работа по биологии: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»
  6. Просмотр содержимого документа «Практическая работа по биологии: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»»

Практическое занятие по биологии на тему «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Решение экологических задач»

Подойдёт и взрослым и детям

Практическое занятие № 6

Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

1. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.

2. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.

3. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

2. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

С экологической точки зрения в составе биогеоценозов выделяют три основные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты .

Продуценты — это автотрофные организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Через их посредство происходит приток в экосистему энергии солнечного света или химических связей неорганических соединений. Основными продуцентами большинства экосистем являются зеленые растения, хотя со счетов нельзя сбрасывать и фото-, и хемосинтезирующие бактерии, являющиеся основой некоторых водных экосистем.

Консументы, являющиеся гетеротрофами, потребляют органические вещества, синтезированные автотрофами в процессе жизнедеятельности. К ним относят растительноядных и плотоядных животных, а также грибы. Консументы могут быть представлены целым рядом видов, каждый из которых является пищей для последующего. Например, растительноядных животных (насекомых) рассматривают в качестве консументов 1-го порядка, насекомоядных птиц — консументов 2-го порядка, а хищных птиц — консументов 3-го порядка.

Наличие консументов в биогеоценозе не является обязательным условием его существования, поскольку отмершие остатки все равно будут утилизированы редуцентами. Таковы некоторые глубоководные экосистемы, в которых продуцентами являются хемосинтезирующие бактерии.

Редуценты также относятся к гетеротрофам, поскольку они используют готовые органические вещества, разлагая их до неорганических, вновь вовлекаемых в биотический круговорот веществ продуцентами. Редуцентами являются бактерии, грибы и некоторые животные, например дождевой червь.

Таким образом, благодаря существованию этих трех групп организмов в биогеоценозах осуществляется круговорот веществ, тогда как большая часть энергии рассеивается.

Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 5 цепей питания характерные для данной экосистемы.

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корпи растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают многочисленные виды других групп организмов: в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.

Читайте также:  Защита беседки пленкой пвх

Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 5 цепей питания характерные для данной агроэкосистемы.

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

падают прямые солнечные лучи;

в аквариуме обитает большое количество рыб.

3.Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Решение экологических задач.

Цель : Научиться решать экологические задачи на применение правила экологической пирамиды, комплексные задачи с применением знаний по биологии, экологии.

На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

Найдем чему равен Х.

Х=3000 кг (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

Х= 30 000 кг (масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг необходимо 300 000 кг планктона.

Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

Ответ. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.

Как победить кроликов?

В 1859 году один из фермеров привез в Австралию 24 диких кролика, которые раньше здесь не водились. В то время австралийский континент начали заселять европейцы, и новых поселенцев нужно было обеспечивать мясом. Вскоре кролики расплодились так, что стали бичом для всего континента. Естественных врагов у них не было, и одичавшие кролики опустошали посевы и пастбища, сады и леса. Никакие охотники не могли с ними справиться. Хотели использовать волков, но от этой идеи благоразумно отказались – ведь эти хищники будут нападать не только на кроликов. Что делать? Для борьбы с кроликами решили использовать вирус болезни миксоматоза. Этот вирус, опасный только для кроликов, передается через кровь. Его специально привезли из Бразилии. Но как заразить вирусом диких кроликов.

Ответ: В Австралии есть комары. Для этих насекомых, так же, как и для других животных, вирус болезни миксоматоза оказался совершенно безвредным. Комаров заразили вирусом, и эти живые «летающие иглы» сделали свое дело. В Австралии удалось победить кроликов – проблема была решена.

Как уберечь семена от птиц

Во время сева много бед приносят птицы, которые налетают на поля и клюют очень много семян. В старые времена римляне пугали птиц чучелами. Как быть сейчас, ведь поля огромные?

Читайте также:  Костюм вполне для огорода 5 букв

-Современный инструмент борьбы с крылатыми воришками — ультразвуковой отпугиватель, который генерирует звуки взрывов или голоса хищных птиц. Сегодня на рынке представлено достаточно широкий ассортимент таких устройств.

-Надежно защитят большие площади урожая воздушные змеи, раскрашенные и сделанные в виде хищных птиц (искусственные ястребы, совы).

-Хороший эффект оказывают пивные банки, разрезанные на полоски и развешаны в виде гирлянд. Они отпугивают птиц не только шумом, но и солнечными бликами.

-Если у вас еще осталась старая магнитофонная лента, нерабочие CD-диски, цветные пакеты или новогодний дождик, увешают ими деревья. Эти « украшения» посвистывают в ветреную погоду и тоже сверкают на солнце.

-Чтобы защитить от атак воробьев подсолнух, достаточно оборвать ближайшие к семенам верхние листья — лакомство для птиц становится недосягаемым.

-Издавна в огородах устанавливали чучело. Сделать его просто: нужно лишь закрепить накрест две деревянные рейки и нацепить на них старую яркую одежду. Чем больше чучел человеческого роста установите на своем урожайном участке, тем надежнее защищен будет ваш урожай от пернатой братии.

Браконьеры и нерпы

Активистов движения «Зеленый мир» встревожило уменьшение поголовья нерп из-за уничтожения детенышей нерп — бельков. Браконьеры убивали нерпят с целью добычи их шкурок, отличающихся от шкур взрослых особей своей ослепительной белизной. Попытки «зеленых» бороться с охотниками силой не привели к успеху — силы не равны, да и Закон не на их стороне. А впереди новый охотничий сезон: через месяц возобновится жуткая бойня только-только подросшего молодняка. Как быть? Как сделать бессмысленной для охотников добычу бельков?

Ответ: Активисты высаживались в местах обитания нерпы до промыслового сезона и «портили» шкурки бельков несмывающейся краской.

Источник статьи: http://infourok.ru/prakticheskoe-zanyatie-po-biologii-na-temu-opisanie-antropogennih-izmeneniy-v-estestvennih-prirodnih-landshaftah-svoey-mestnosti-1796659.html

А НТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛАНДШАФТ Урок 6. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА СМЕНУ ПРИРОДНЫМ ЛАНДШАФТАМ ПРИШЛИ — ПРИРОДНО — АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ Географический. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемРодион Янчевский

Похожие презентации

Презентация по предмету «География» на тему: «А НТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛАНДШАФТ Урок 6. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА СМЕНУ ПРИРОДНЫМ ЛАНДШАФТАМ ПРИШЛИ — ПРИРОДНО — АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ Географический.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 А НТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛАНДШАФТ Урок 6

2 В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА СМЕНУ ПРИРОДНЫМ ЛАНДШАФТАМ ПРИШЛИ — ПРИРОДНО — АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ Географический ландшафт, созданный как в результате целенаправленной деятельности человека, так и возникший в ходе непреднамеренного изменения природного ландшафта, называют природно- антропогенным.

3 ПРИРОДНО — АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ

5 По степени изменения ландшафты разделяют: Не измененные Измененные Необратимо измененные И ЗМЕНЕНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ОТДЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИЛИ В ЦЕЛОМ НА ЛАНДШАФТ, НАЗЫВАЮТСЯ АНТРОПОГЕННЫМИ.

8 Н ЕОБРАТИМО ИЗМЕНЕННЫЕ

9 Ф ОРМЫ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Разрушительное воздействие Стабилизирующее воздействие Конструктивная форма Приоритет – концепция устойчивого развития – сотрудничество человека и природы

10 Повторим Какие ландшафты называются антропогенными? В чем их отличие от природных ландшафтов? Что такое концепция устойчивого развития? Зачем она нужна человечеству? Перечислите глобальные антропогенные факторы, влияющие на изменение облика планеты. Приведите примеры конструктивного, стабилизирующего и разрушительного воздействия на ландшафт.

Источник статьи: http://www.myshared.ru/slide/724258/

Практическая работа по биологии: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по биологии: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»»

«Описание антропогенных изменений в естественных

природных ландшафтах своей местности»

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Оборудование: красная книга растений

Теоретический материал к практической работе

Саратовская область — единственная в России, соединяющая в себе три географические зоны: лесостепь, степь, полупустыню. На протяжении 200 км с севера на юг области встречаются и смешанные леса, и дубрава, и степь, и перелески, и пустыня.

Соприкосновение флоры и фауны Европы и Азии придают этому региону своеобразие и колорит. На территории области произрастает 1700 видов растений, обитает 70 видов млекопитающих, 250 видов птиц. 400 видов растений занесено в Красную книгу.

Сложная геологическая история, местоположение, разнообразие климата, рельефа и почв области определяют своеобразие и уникальный состав ее флоры и фауны. Область находится на стыке трех ландшафтных зон: лесостепной, степной и полупустынной. Здесь проходят границы ареалов многих видов, сходятся границы флористических областей.

Читайте также:  Создаем клумбу с осени

За последние три десятилетия на территории области практически исчезли богаторазнотравные степи, ранее характерные для границы Среднего и Нижнего Поволжья. На территории области произрастает 1700 видов растений. Своеобразие природно-климатических условий привело к тому, что только в Саратовском районе с его лесным массивом «Кумысная Поляна» и степными участками насчитывается больше видов растений, чем во всей Московской области. Во флоре области встречается немало видов, имеющих большое научное и практическое значение, но находящихся на грани исчезновения. Тридцать видов растений занесены в Красные книги. Например бубенчик лилиелистный, живучка ползучая, лук регеля, ветреница лесная, кошачья лапка двудомная, полынь широколистная, астрагал лисий, вех ядовитый и др.

Степная растительность области подразделяется на разнотравноковыльно-типчаковую, ковыльно-типчаковую, типчаково-полынную и другие. Из-за распашки степных и залежных земель фактически исчезли характерные для области богаторазнотравные степи. Типичные растительные сообщества сохранились лишь в балках, урочищах и на неудобьях. Луговая растительность распространена в области по поймам рек, лиманам, понижениям рельефа, опушкам лесов, склонам холмов. Хозяйственная деятельность, выпас скота, заготовка сена, вторичное засоление земель при мелиоративных работах обедняют биологическое разнообразие и снижают основу устойчивого развития.

Кошачья лапка двудомная

Животный мир области также значительно изменился за последние несколько десятилетий. Благодаря работам по акклиматизации и реакклиматизации, фауна обогатилась несколькими ценными промысловыми видами (кабан, сибирская косуля, ондатра, енотовидная собака, пятнистый олень, бобр и др.). Другие виды стали редкими и требуют неотложных мер для их сохранения. В 1950 г. на территории области обитало 67 видов млекопитающих, 222 вида птиц, 13 — пресмыкающихся и 10 — земноводных. В 90-е годы: млекопитающих — 76 видов, птиц — 260, пресмыкающихся — 10, земноводных — 7. Фауна млекопитающих и птиц обогатилась новыми видами, а пресмыкающихся и земноводных — наоборот сократилась. Редкими можно назвать 23 вида млекопитающих, 32 вида птиц, пресмыкающихся и земноводных — 7 и 4 вида. В наиболее угрожающем положении находятся пресмыкающиеся и земноводные.

Численность редких видов животных: — европейский байбак — около 16 тыс. Многие виды животных области занесены в Красную книгу. Численность некоторых значительна и не вызывает тревоги (степной сурок). Численность других видов продолжает снижаться (выхухоль, скопа). Основные причины сокращения редких животных — распашка степей, широкомасштабные мелиоративные работы, вырубка, разряжение лесов и смена лесообразующих пород. Применение химикатов в сельском хозяйстве, практика вноса удобрений и гербицидов с помощью малой авиации тоже значительно обеднили фауну. Возросла рекреационная нагрузка на местообитания диких животных, все меньше остается для них относительно спокойных мест. Еще одна причина — это влияние акклиматизированных видов, которые часто прямо или косвенно вытесняют аборигенов. Список животных, обитающих на территории области, занесенных в Красную Книгу России: Млекопитающие — выхухоль, степной сурок, гигантская вечерница, перевязка; птицы — авдотка, беркут, балобан, дрофа, европейский тювик, журавль-красавка, змееяд, краснозобая казарка, кречетка, колпица, кудрявый пеликан, курганник, могильник, орлан-белохвост, пискулька, совка, сапсан, скопа, степной орел, стрепет, ходулочник, черноголовый хохотун, черный аист. Следует отметить, что область — одно из немногих мест, где относительно высока численность таких редких птиц как дрофа, стрепет, змееяд, орлан-белохвост. Неблагополучно состояние охотничьего хозяйства области. Растет браконьерство, которое приводит к сокращению численности лосей и других видов животных. Постановлением администрации области охота на лосей закрыта в два последних охотсезона, а на оленя, косулю и кабана — сокращена.

1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по Саратовской области.

2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.

3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.

4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое воздействие можно назвать антропогенным?

2. Что такое экосистема?

3. Чем отличаются агроэкосистемы от естественных экосистем?

4. Приведите примеры естественных экосистем.

Источник статьи: http://multiurok.ru/index.php/files/prakticheskaia-rabota-po-biologii-opisanie-antropo.html

Оцените статью