- 2014. 03. 024. Найт Дж. Изменение ландшафта интернационализации высшего образования — к худшему или к лучшему? Knight J. The changing landscape of higher education internationalisation — for better or worse? // perspectives: policy and practice in higher education. — 2013. — Vol. 17, n 3. — p. 84-90. — doi:10. 1080/ 13603108. 2012. 753957 Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
- Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавров М.Н.
- Текст научной работы на тему «2014. 03. 024. Найт Дж. Изменение ландшафта интернационализации высшего образования — к худшему или к лучшему? Knight J. The changing landscape of higher education internationalisation — for better or worse? // perspectives: policy and practice in higher education. — 2013. — Vol. 17, n 3. — p. 84-90. — doi:10. 1080/ 13603108. 2012. 753957»
- Изменение ландшафта низовых инноваций в системе образования как предикторы возникающих трендов
- Современный университетский регистр: как изменить дизайн системы высшего образования в России
2014. 03. 024. Найт Дж. Изменение ландшафта интернационализации высшего образования — к худшему или к лучшему? Knight J. The changing landscape of higher education internationalisation — for better or worse? // perspectives: policy and practice in higher education. — 2013. — Vol. 17, n 3. — p. 84-90. — doi:10. 1080/ 13603108. 2012. 753957 Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавров М.Н.
Текст научной работы на тему «2014. 03. 024. Найт Дж. Изменение ландшафта интернационализации высшего образования — к худшему или к лучшему? Knight J. The changing landscape of higher education internationalisation — for better or worse? // perspectives: policy and practice in higher education. — 2013. — Vol. 17, n 3. — p. 84-90. — doi:10. 1080/ 13603108. 2012. 753957»
имущество онлайн-обучения объясняется тем, что все взаимодействия в нем представлены эксплицитно, они могут быть проанализированы и на основании этого анализа изменены к лучшему. Такого отслеживания эффективности процесса обычно не происходит за дверями учебной аудитории.
Другая альтернатива традиционному университету — практическое обучение прямо на производстве, где главным является общение с наставниками и знание черпается исключительно из опыта.
Авторы «Лавины» не предлагают однозначных ответов на все поставленные вопросы, но их безусловная заслуга состоит в том, что они выносят их на обсуждение. Ими руководило стремление сделать разные системы образования и учебные заведения способными подготовить нынешнее и будущие поколения к тому, чтобы максимально использовать возможности, которые предоставляет им XXI в., и достойно ответить на его вызовы.
2014.03.024. НАЙТ Дж. ИЗМЕНЕНИЕ ЛАНДШАФТА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — К ХУДШЕМУ ИЛИ К ЛУЧШЕМУ?
KNIGHT J. The changing landscape of higher éducation internationalisation — for better or worse? // Perspectives: Policy and practice in higher education. — 2013. — Vol. 17, N 3. — P. 84-90. — D0I:10.1080/ 13603108.2012.753957.
Ключевые слова: интернационализация; ценности; непредусмотренные последствия; истины; мифы; высшее образование.
Автор из Университета Торонто (Торонто, Канада) анализирует современные тенденции интернационализации высшего образования и противоречивые последствия данного процесса.
В последние четыре десятилетия процессы интернационализации в высшем образовании развивались стремительно и привели к созданию глобальной системы, обеспечивающей студенческую мобильность, конкуренцию за человеческий капитал в лице ученых и высококвалифицированных работников, распространение стандартов качества ИР и т.д. Это ведет к трансформации самого явления интернационализации и сопровождается как негативными, так и позитивными последствиями. Так, некоторые организации под-
меняют цели реализации интересных международных проектов формальными задачами занятия высоких мест в международных рейтингах. В результате действия недобросовестных образовательных организаций снижается качество образования и ценность дипломов, реализуются сомнительные программы двойных дипломов. В то же время существует огромное количество примеров положительного влияния интернационализации на сферу высшего образования, в том числе создание совместных научных школ, распространение образования за пределы национальных границ, реализация стратегий по развитию международных кампусов и т.д. В настоящее время необходима оценка потенциальных рисков и непредвиденных последствий, связанных с интернационализацией высшего образования.
Объяснить трансформацию содержания данного явления можно с помощью исследования изменения терминологии, используемой в контексте интернационализации. По данным автора, с 1960-х годов акцент сместился с анализа проблем мобильности ученых и студентов, совместных международных проектов на проблемы брендинга, зарубежного образования, глобального гражданства, франчайзинга и пр. В своей работе автор предлагает следующее определение понятия интернационализации высшего образования: «Интернационализация — это процесс интеграции в международном, межкультурном и глобальном измерениях целей, функций (прежде всего обучения/изучения, ИР, оказания услуг) или осуществления процессов высшего образования» (цит. по: с. 85). Автор отмечает, что значимым для концептуализации интернационализации является введение в терминологию таких концептов, как «интернационализация дома», который демонстрирует необходимость учета интернациональных аспектов при формировании содержательной части образования и процессов обучения, и «зарубежное образование», который отражает академическую мобильность по таким направлениям, как персонал и студенты, программы, провайдеры, проекты и политики (с. 85).
Автор выделяет ряд ключевых тенденций и аспектов, характерных для современного этапа интернационализации высшего образования, которые могут иметь как позитивные, так и негативные эффекты.
Наиболее распространенная тенденция — академическая мобильность, которая стала высококонкурентной сферой интересов различных государств и крупных компаний, объектом специальных государственных программ по привлечению талантов. Для развивающихся стран она обернулась проблемой «утечки умов». По мнению автора, сохранение текущих тенденций позволяет спрогнозировать усиление конкуренции в данной сфере между различными странами и, следовательно, неравномерное распределение прибылей и убытков от академической мобильности.
Важной тенденцией развития интернационализации высшего образования является значительный рост спроса на зарубежное образование. Мигрируют не только люди, за рубеж транслируются академические программы. Это вызывает проблемы качества академического предложения, интеграции в образовательное пространство новых провайдеров, признания дипломов. С этим также связано распространение таких явлений, как продажа дипломов, фальшивые аккредитации и иные проявления недобросовестного поведения, с которыми сталкиваются студенты, работодатели и академическое сообщество. Таким образом, наряду с распространением качественного образования, в том числе через механизм франчайзинга, в отсутствие общего регулирования сферы зарубежного образования баланс издержек, качества и обеспечения доступа к образованию является одним из главных вызовов для развития зарубежного образования.
Одно из актуальных явлений в сфере современного высшего образования — учреждение образовательных программ, обеспечивающих получение двойных дипломов, что в течение долгого времени рассматривалось как позитивный эффект международного сотрудничества. Вместе с тем в ряде случаев данный процесс носит лишь формальный характер, приводя не к совершенствованию качества образования, а лишь к его удорожанию в силу привлекательности для студентов. Аккредитация данных программ также не всегда предусматривает оценку их качества, но лишь их признание образовательными институтами в разных странах, что переводит данный вопрос в область этики.
Коммерциализация и стремление к извлечению прибыли также выделяются автором в качестве важного аспекта интернационализации образования. Одним из ключевых рисков в данном
случае являются коммодификация и коммерциализация образовательных программ, трансформирующие задачи, роль и ценности высшего образования на фоне роста числа частных образовательных провайдеров. Автор отмечает, что университеты традиционно совмещают образовательную, исследовательскую виды деятельности и оказание образовательных услуг с задачами национального развития, однако в современных условиях данная позиция может быть размыта. Возрастающий акцент на «покупке и продаже» высшего образования за рубежом может повлиять на природу и приоритет, отданный научным, общественным и культурным задачам некоммерческой деятельности в области международного образования (с. 88).
В современных условиях также меняется организационная и правовая составляющие интернационализации высшего образования. Если ранее данные процессы связывались прежде всего с обменом идеями, культурными ценностями, знанием, а научные контакты между странами регулировались академическими соглашениями, то теперь данные соглашения связаны в первую очередь с вопросами продажи, экономическими и политическими факторами. Это отражает значимый сдвиг в понимании сути международного академического сотрудничества.
Еще одно проявление формализации интернационализации высшего образования — широкое распространение международных и региональных рейтингов университетов, вызывающее острые дебаты по поводу их методики оценки и достоверности. По мнению автора, заявление университета в качестве цели своей деятельности занятие высокого места в мировых рейтингах является некорректным (с. 89).
Новым явлением в сфере интернационализации высшего образования стало формирование так называемых «образовательных хабов» — узловых центров международного образовательного пространства, в качестве которых позиционируют себя страны, регионы и города, лидирующие по параметрам привлечения зарубежных студентов, оказания качественных образовательных услуг и в ряде случаев проведения ИР. С одной стороны, данные образования могут быть инструментом модернизации образования, источниками роста конкурентоспособности, развития экономики знаний. С другой стороны, возникают вопросы об устойчивости существующей
системы, наличии соответствующих планов, инвестиций, политики и возможности позитивного развития в долгосрочном периоде (с. 89).
Таким образом, резюмирует автор, в современном глобализирующемся мире наряду с новыми возможностями возникают и соответствующие угрозы и непредусмотренные эффекты. Для определения направления вектора интернационализации высшего образования требуются серьезные исследования, включающие не только ценности экономического, политического и статусного характера, но и чисто научные и социально-культурные ценности.
2014.03.025. ТСУРУТА Й. ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЯПОНСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. TSURUTA Y. The knowledge society and the internationalization of Japanese higher education // Asia Pacific journal of education. — 2013. -Vol. 33, N 2. — P. 140-155. — D0I:10.1080/02188791.2013.780674.
Ключевые слова: общество знаний; глобализация; интернационализация; Япония; высшее образование; развитие людских ресурсов.
Автор рассматривает тенденции развития интернационализации в японской системе высшего образования, в том числе влияние государственных инициатив, а также анализирует основные барьеры, препятствующие развитию этого процесса.
С середины 1990-х годов значительно возросло понимание роли высшего образования в становлении экономики знаний. Университеты стали рассматриваться в качестве источников производства нового знания, обеспечивающих качественное образование и проведение научных исследований и служащих росту благополучия населения. В глобальном обществе знаний с продвинутым уровнем информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) одним из ключевых элементов академического и социального развития является интернационализация. В связи с этим во многих странах, в том числе и в Японии, правительства стали внедрять политику по интернационализации высшего образования в целях привлечения талантливых студентов и высококвалифицированных ученых, что вынудило университеты проводить реформы по повышению своей конкурентоспособности.
Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/2014-03-024-nayt-dzh-izmenenie-landshafta-internatsionalizatsii-vysshego-obrazovaniya-k-hudshemu-ili-k-luchshemu-knight-j-the-changing
Изменение ландшафта низовых инноваций в системе образования как предикторы возникающих трендов
Участники: Андреева Анастасия
Руководители: Королева Диана, Хавенсон Татьяна
Содержание:
Инновационные проекты, которые появляются в системе образования сегодня, могут рассматриваться как слабые сигналы будущих изменений. Последователи форсайт-технологий рассматривают любое изменение или улучшение в качестве сигналов будущих более крупных изменений, именуемых трендами. Любой форсайт должен быть подкреплен данными. Как правило, исследования трендов современной системы образования строят прогнозы на основе экспертной оценки или на основе продления трендов актуальных показателей эффективности системы образования в динамике. В данной работе будет использован альтернативный подход. Преимуществом анализа слабых сигналов является то, что он принимает в расчет так называемые «wild cards», а именно свежие идеи, продуцирующие радикальные изменения, которые невозможно предсказать на основе существующих трендов (Hiltunen, 2008).
Анализ данных, демонстрирующих состояние рынка современных низовых инноваций с позиции формы и наполнения продуктов, которые предлагаются в рамках инновационных проектов, а также затрагиваемых сфер и предметных областей системы образования, позволит наметить будущие тренды его развития.
Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Источник статьи: http://ioe.hse.ru/innovations/trends
Современный университетский регистр: как изменить дизайн системы высшего образования в России
Разделение Минобрнауки на два ведомства дало повод обсудить будущее национальной системы образования, в том числе университетов. Научный руководитель Московской школы управления СКОЛКОВО профессор Андрей Волков и исследователь Московской школы управления СКОЛКОВО Дара Мельник считают, что российской высшей школе тесно в рамках отраслевого дизайна, сложившегося еще в 1930-х годах, и видят возможности, которые открыло бы для отечественных университетов лучшее понимание глобального образовательного ландшафта. Приводим их статью из “Ъ” .
Новая композиция правительства исправляет столетнее разделение науки и высшего образования. Этот ход настолько же хорош, как неудачен другой — отделение школы от науки и университетов.
Тем временем сохраняется еще одна структурная диспропорция, Эверест на равнине проблем: до сих пор жив советский регистр отраслевых университетов индустриального дизайна 1930 года. Тогда были искусственно выделены педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и другие отраслевые вузы. Только из одного Томского политехнического университета, например, было образовано 14 узкоотраслевых вузов. Этому дизайну тоже скоро сто лет.
В этой исторической перспективе в неадекватности российских вузов современной реальности, повестке изменившегося мира нет ничего удивительного. И возможно, пришло время пересмотреть структурное советское наследство.
Глобальные университеты
Глобализация лучших университетов мира за последние 20–30 лет переформатировала ландшафт высшего образования. Ряд стран, таких как Сингапур, Нидерланды и, само собой разумеется, развитые страны англо-саксонского мира, включая Австралию и Новую Зеландию, от этого выиграли — например, в экспорте образования. А некоторые страны это изменение проспали — в частности, Франция, Япония и Россия.
В каждой стране глобальные университеты тот горный хребет, который определяет климат. Они являются стандартом качества, и их лидеры задают направление дискуссии о высшем образовании. Да, они национально укоренены, но соревнуются на мировом рынке за таланты, проекты и влияние. У них обычно есть сообщество выпускников в любом мегаполисе, и они используют эту сеть при финансовой или политической необходимости. К этой же группе можно отнести еще и узкоспециализированные институты, консерватории и академии экстра-класса. И если исследовательские университеты, такие как Оксфорд, МТИ или Мюнхенский университет, определяют лицо науки и фактически то, как будет выглядеть наше технологическое будущее, то специализированные, такие как школа искусства Джульярд или бизнес-школа INSEAD, формируют передовые практики профессиональной подготовки, особенно в творческой сфере и сфере управления.
Ведущие российские университеты в большинстве своем незаметны на глобальном поле: слишком мало учебных программ, которые интересны лучшим студентам мира, слабый уровень интернационализации кампусов (к примеру, в скольких университетских столовых страны вас поймут, если вы попытаетесь объяснить на английском языке, на что у вас пищевая аллергия?), сравнительно немного международных исследовательских проектов. С тревожной периодичностью возникают разговоры об «особой» российской науке или российских университетах для российских студентов. Однако наука по определению не имеет границ, а российских студентов в университетах других стран сейчас больше 50 тыс. По разным оценкам от 25 тыс. до 80 тыс. ученых покинули Россию в 1990-е годы. На их местах образовались интеллектуальные пустоты, которые до сих пор не заполнены. Если какой-то стране сегодня критически важно массово привлекать глобальных ученых и мобильных студентов, то это Россия.
Часть университетов твердо взяли курс на интеграцию в мировую инфраструктуру высшего образования. Авангард профессоров ВШЭ, СПбГУ, МГУ, НГУ, ИТМО мыслит себя исходя из мировых норм их научных дисциплин. Например, МИФИ — неотъемлемая часть международных проектов в области атомной инженерии; в питерском политехе Институт передовых производственных технологий разрабатывает конкурентоспособные инженерные решения для мультинациональных компаний; Школа перспективных исследований внутри Тюменского университета собрала сильный международный преподавательский состав и теперь уверенно и неумолимо пробивает себе путь в мировую повестку. И это неисчерпывающий список.
Тем не менее в общественных дискуссиях доминируют то риторика соответствия, то автаркии: университеты либо должны отвечать мировым трендам, либо изолироваться окончательно. Между тем думать нужно, скорее, в модусе диалога и кооперации. Что мы можем узнать друг у друга? Что мы можем вместе исследовать и разрабатывать?
Регионообразующие университеты
Эта группа вузов должна заниматься в первую очередь, согласно названию — регионообразованием. Что это значит? Это значит, что университет имеет проактивную позицию во взаимодействии с региональными индустрией и правительством, принимает участие в разработке стратегии и берет на себя часть ответственности за развитие региона. Наряду с образованием, исследованиями и инновациями это еще одна миссия университета.
Но и регион должен получить права и финансовую ответственность по отношению к университету, участвуя в управлении через наблюдательный совет. Этот процесс должен проходить точечно, по мере готовности региональных лидеров ресурсно вкладываться в развитие университета.
Регионообразующие университеты должны быть порталом, по которому идеи с глобального уровня переходят на региональный. Для этого нужно, чтобы у них самих были интересные исследовательские, R&D и образовательные предложения для партнеров за пределами региона.
Они должны быть доступны для всех желающих. Однако для всех по-разному. Должны быть и сверхсложные треки для талантливых и требовательных, и массовое «незаурядное образование для обычных людей», как определял миссию Мичигана, вполне себе регионального университета мирового класса, его четвертый президент Джеймс Энджел, и система дополнительного образования для всех возрастов и всех групп локального населения — от предпринимателей до учителей. При этом программы должны быть так по-разному хороши в разных регионах, чтобы студентам хотелось не только уезжать, но и приезжать.
Россия, как и другие системы высшего образования с существенной частью отраслевых вузов, находится в процессе решения проблемы сверхспециализации. В Китае, например, где высшее образование в 1950-х было собрано по советскому образцу, за последние 30 лет произошло около 400 объединений. Большинство современных исследовательских проектов междисциплинарны, инновационная среда предполагает свободный поток идей между разными дисциплинами. Наконец, каждый студент должен получить способность оперировать разными картинами мира, мировоззрениями. Узкая специализация этого дать не может, а при нынешней смене технологических укладов рассчитывать на то, что хватит одной специальности на всю жизнь, социально опасно.
Для отраслевых вузов есть три пути: достраивать себе недостающие компетенции, объединяться с другими отраслевыми вузами, входить в состав многопрофильных университетов. Есть еще четвертый путь, конечно: делать вид, что ничего не происходит, и тихо исчезать.
Продолжение статьи читайте на сайте Ъ.
Источник статьи: http://trends.skolkovo.ru/2018/06/sovremennyiy-universitetskiy-registr-kak-izmenit-dizayn-sistemyi-vyisshego-obrazovaniya-v-rossii/