- Разборный мангал своими руками
- Каким должен быть разборный мангал?
- Инструменты для изготовления разборного мангала своими руками
- Размеры разборного мангала своими руками
- Чертежи разборного мангала
- Комплектация разборного мангала
- Изготовление элементов конструкции разборного мангала
- I. Делаем подставку (раму) для мангала
- II. Делаем ножки мангала
- III. Делаем основание (дно) мангала
- IV. Делаем бортики мангала
- V. Делаем колосники для разборного мангала своими руками
- Сборка мангала разборного мангала своими руками
- Видео
- Разборный мангал: разбираем и собираем своими руками
- Виды разборных мангалов и особенности их конструкции
- Cамые простые
- C разбирающейся жаровней
- Складные варианты
- Чемоданы, чемоданчики, дипломаты, кейсы, книжки
- Модель три икса
- Как сделать складной мангал
- Подготовка инструментов и материала
- Выбор металла
- Простой походный мангал своими руками
- Чертежи с размерами
- Алгоритм изготовления
- Мангал дипломат своими руками
- Чертеж с размерами
- Схема изготовления складного мангала из нержавейки
- Приспособления для переноски
Разборный мангал своими руками
Приготовление шашлыка – любимое кулинарное развлечение россиян, зимой и летом. Зимний вариант, ароматного, сочной мясного блюда, из баранины или свинины, больше подходит для приготовления на стационарном или неразборном мангале. Его устанавливают на расчищенной от снега площадке, возле теплого загородного дома. Другое дело лето – пора отпусков и путешествий. Нет ничего лучше, после купания в речке или на привале в автомобильном путешествии, организовать пахнущий дымком шашлычок. Для любителей летнего отдыха на природе полезно иметь свой собственный переносной, удобный мангал.
Сделаем разборный мангал своими руками. Все, что изготовлено для себя и с душой, становится предметом гордости. С другой стороны, если выезжать за город случается редко лучше не заморачиваться. На одну-две, за лето, вылазки на природу вполне подойдет магазинный, одноразовый мангал. Как вариант, можно приобрести добротный разборный мангал, заводского изготовления, как на рисунке 1. В магазинах имеется большой выбор. Но если вам нужен недорогой и оригинальный мангал, тогда приступим к работе.
Рисунок 1. Мангал в собранном виде
Каким должен быть разборный мангал?
Хороший разборный мангал, сделанный своими руками, должен соответствовать следующим требованиям. Он должен быть:
- компактным, оптимально подходить под габариты багажника Вашего автомобиля;
- простым в изготовлении, без использования дорогого листогибного оборудования и гильотины;
- долговечным, изготовленным из стойких к воздействию высоких температур материалов;
- легко собираться и разбираться в походных условиях с минимальным использованием инструментов;
- надежным в плане пожарной безопасности и эксплуатации.
Инструменты для изготовления разборного мангала своими руками
Для мангала потребуется стандартный набор инструментов, имеющийся в домашней или гаражной мастерской любого мастера. Не беда, если каких-то инструментов нет, их можно взять напрокат. Для работы потребуется:
- электролобзик с полотнами по металлу марки HSS;
- болгарка и отрезные круги по металлу к нему;
- усиленные ножницы по металлу;
- сверлильный станок с набором сверл по металлу;
- рулетка, иной измерительный инструмент;
- линейка и угольник металлические;
- стилет, для разметки по металлическому листу;
- набор плашек для нарезки резьбы;
- сварочный аппарат;
Размеры разборного мангала своими руками
Размеры необходимо рассчитать индивидуально. За основу расчетов берется:
- количество порций шашлыка, которое предполагается готовить одномоментно;
- габариты багажника автомобиля, которые должны совпадать с габаритами мангала в разобранном виде.
Однако рекомендуется не экспериментировать с размерами. Например, ширина рассчитана исходя из размеров шампура. Высота борта 130 мм оптимальна для экономии угля и создания тепла, достаточного для прожарки.
Предлагаемый нами мангал имеет следующие размеры:
- 300 мм в ширину, длина шампура обычно – 400 мм;
- 600 мм в длину (рассчитано на 6 шампуров) расстояние между шампурами 100 мм;
- 150 мм – высота бортов мангала (с учетом колосников 20 мм), оптимальная высота борта 130 мм (для переносного мангала), при меньшей высоте мясо может подгореть, при более высоком бортике потребуется больше угля;
- 600 мм – высота ножек (в нашем случае совпадает с длиной мангала) не забывайте о габаритах багажника.
Чертежи разборного мангала
Простейшая конструкция мангала представлена на рисунке ниже.
Приведем несколько вариантов чертежей разборного мангала с разными размерами. Вы сможете выбрать себе один наиболее подходящий Вам по размерам.
Комплектация разборного мангала
Разборный мангал своими руками состоит из шести основных элементов.
- Подставка (рама) из уголков с четырьмя фиксирующими трубками диаметром 17 мм – 1 шт.
- Ножки, диаметр 20 мм – 4 штуки.
- Основание (дно) мангала из стального листа – 1 шт.
- Борт продольный с тремя выступами – 2 штуки.
- Борт боковой с двумя выступами – 2 штуки.
- Колосник – 1 штука.
- Элементы крепления барашковые гайки, шайбы простые и гравера по – 8 штук.
- Болты с гайками и простыми шайбами – 10 штука.
Компактно сложить такой мангал не представляет сложности. Его габариты в сложенном состоянии составят в ширину – 300 мм, в длину не выше 600 мм, в высоту не более 60 мм.
Рисунок 2. Пример компактной укладки разборного мангала
Изготовление элементов конструкции разборного мангала
Ниже приведем поэтапное описание изготовление элементов конструкции разборного мангала своими руками.
I. Делаем подставку (раму) для мангала
Предлагаю для разборного мангала своими руками сделать подставку. Делается она в виде рамы. Рама необходима для придания устойчивости конструкции мангала и крепления ножек. Кроме того, подставка на ножках, может использоваться отдельно, для других утилитарных нужд, например для сушки обуви и одежды и так далее.
Рама – это обычный прямоугольник, сваренный из уголков. Для изготовления рамы потребуются стальные уголки. Использовать можно некондиционные изделия. Такие всегда имеются на металлобазах, стоят они значительно дешевле сортового металлопроката.
Обратите внимание. Размер рамы должен быть чуть меньше размера основания. Это необходимо для того, чтобы при сварке ширина её не вышла за габариты основания мангала. Отмеренные и распиленные уголки необходимо сварить в прямоугольник с габаритами:
С внутренней стороны уголка, по краям рамы приварить четыре отрезка водопроводной трубы длиной 50 мм, с внутренним диаметром 10 мм, наружный диаметр – 17 мм. Эти четыре трубки будут служить основой для опоры ножек мангала.
II. Делаем ножки мангала
В качестве ножек для мангала использовать водопроводные трубы с внутренним диаметром (20 мм). Водопроводные трубы, можно использовать некондиционные или бывшие в употреблении. Такие ножки легко войдут в опорные трубки, закрепленные на раме мангала. Длина ножек, в данном проекте, не более 600 мм. На конец, который будет упираться в почву, можно приварить заглушку и площадку для устойчивости. Для того чтобы ножка не выпадала можно сделать сквозное отверстие и в собранном состоянии закреплять ножку к опоре с помощью шпильки. Ножки можно сделать выше.
III. Делаем основание (дно) мангала
Рисунок 3. Стальной лист – основа для изготовления разборного мангала своими руками
Дно мангала в готовом виде представляет собой прямоугольный стальной лист с отверстиями для циркуляции воздуха, пазами для фиксации бортов, отверстиями для крепления к каркасу.
Для изготовления основания разборного мангала своими руками подойдет стальной лист толщиной не более 3,0 мм. Для повышения долговечности ,подверженного сильным температурным нагрузкам, дна мангала использовать лист нержавеющей или жаростойкой стали.
Если возможность использования такого материала отсутствует, лучший выход:
- сделать колосники из металлических прутков сваренных между собой в решетку под размеры основания или;
- подобрать под размеры основания мангала чугунные колосники, которые используют в домашних печах. Последний вариант сильно утяжеляет конструкцию.
Собственно изготовление основания делается в четыре этапа.
- Болгаркой, электролобзиком, иным инструментов вырезаем прямоугольник размером 300 мм на 600 мм.
- Для циркуляции воздуха, на равном расстоянии друг от друга, высверливаем сквозные отверстия, диаметром 20 мм. Они необходимы для доступа воздуха при горении древесного угля. Количество высверленных отверстий регулируйте, слишком много отверстий – снизит прочность конструкции, слишком мало отверстий – не обеспечит хорошее горение древесного угля. Отверстия не должны быть закрыты колосниками.
- Делаем сквозные пазы в дне мангала. Пазы необходимы для фиксации нижних краев бортов мангала. Для этого по периметру основания отмеряем расстояние 7,0 мм от наружного края. Вычерчиваем линию по всему периметру. На равных расстояниях от краев и в центре намечаем будущие пазы. Высверливаем близко друг к другу отверстия диаметром 2,0 мм. Электролобзиком соединяем их, круглым напильником выравниваем внутренние края. Получаем по три паза, с продольной и по два с боковой стороны. Размеры пазов в длину 20,0 мм и в ширину 2,0 мм.
- Делаем отверстия для фиксации листа дна мангала к раме. Укладываем раму на днище мангала. Высверливаем по три отверстия с продольной и по 2 отверстия с боковой стороны. Скрепляем дно и раму болтами. Гайка обязательно должна быть снизу, под днищем мангала. Это сбережет резьбу от спекания при высокой температуре.
IV. Делаем бортики мангала
- Для изготовления бортов потребуется листовой металл. Толщина стенок от 1,5 до 2 мм. Потребуются два продольных и два боковых бортика. Размер боковых, длина 286,0 мм, продольных – 586,0 мм, по две детали на каждую сторону. Размер, по отношению к основанию, уменьшили на 14,0 мм. Высота бортов – 170,0 мм, предусматриваем 20,0 мм для фиксирующих выступов.
- Делаем разметку бортов по нижнему краю. Прикладываем борт к соответствующему краю основания. Делаем метки напротив пазов. Таким образом получаем по три выступа с продольной и по два с боковой стороны.
- Электролобзиком с пилками по металлу марки HSS (пилки предназначенные резать металл до 2 мм) вырезаем контуры бортов. Снизу не забываем вырезать фиксирующие выступы, отмеренные в п. 2.
- На равном друг от друга расстоянии, делаем сквозные отверстия в бортиках для доступа воздуха.
Как закрепить бортики?
От прочности соединения бортиков зависит устойчивость и безопасность конструкции мангала. Из множества вариантов крепления выбираем, на наш взгляд, самый надежный. Суть, предложенного крепления, заключается в фиксации бортов на продольные спицы и стягивание их между собой барашковыми гайками.
- Прутки (спицы) круглого сечения желательно сделать из жаростойкого металла. Всего необходимо четыре спицы, длиной 300 мм. Диаметр их выбираем произвольно. На обоих концах спицы делаем резьбу. Подбираем под диаметр спицы барашковые гайки.
- Спицы намертво крепим на боковых бортах. Так проще впоследствии собирать конструкцию мангала. Для этого вымеряем нужные расстояния для крепления спиц. Если толщина металла их которого сделаны бортики позволяет сварку, то лучше приварить спицы к боковине. Если сварить невозможно, то с двух сторон прутка делаем парные отверстия. Всего будет четыре отверстия для крепления спицы. В парные отверстия вставляют подковообразный болт с резьбой на обоих концах. Выступающие концы подковы затягиваем прочно гайками.
- В продольном борте делаем по два отверстия совпадающие с выступающими частями спиц. Они необходимы для соединения и фиксации бортов. Все конструкция изготовлена.
V. Делаем колосники для разборного мангала своими руками
Не сложно сделать колосники просто, имея сварочный аппарат. Для изготовления потребуются арматурные прутья или иной материал. Болгаркой нарезаем отрезки прутков 584 мм и поперечины 284 мм. Количество прутков для колосников подбираем индивидуально. Далее свариваем в виде решетки. Предусматриваем ножки 15 мм.
Сборка мангала разборного мангала своими руками
Приступаем к финальной части работы. Этот этап работы необходимо провести особенно тщательно с целью подгонки деталей мангала.
- Каркас мангала соединяем с основанием. Болты, продеть сквозь отверстия в основании и уголке каркаса. Для надежности фиксации болтов использовать шайбы обычные и гравера. Окончательную фиксацию осуществить гайкой и контргайкой. В принципе это соединение лучше сделать неразборным.
- Присоединяем ножки. На опоры ножек наружным диаметром 17 мм надеваем ножки внутренним диаметром 20 мм. Если люфт 3 мм между опорой и ножкой будет мешать устойчивости мангала ножки можно углубить в грунт. Как вариант, для крепления ножек, можно предусмотреть резьбовое крепление.
- Присоединяем борта. Выступы нижней части бортиков вставляем в пазы основания мангала. Нижняя часть бортиков предварительно зафиксирована. В отверстия, высверленные в нижней части выступов, вставляем металлические шпильки, препятствующие выпадению бортиков. Возможно вам такой способ крепления покажется слишком громоздким. Попробуйте свой вариант крепления, например шарнирное соединение основания и бортиков.
Рисунок 4. Шарнирное крепление бортиков мангала
Итак мы осуществили задуманное и самостоятельно сделали разборный мангал своими руками. Если вы найдете конструктивные недостатки в схеме мангала, давайте свои предложения в комментариях.
Стоит добавить, что после изготовления всех частей разборного мангала необходимо произвести их обработку специальными средствами, которые будут защищать металл от коррозии и придавать влагоустойчивые свойства. Самым простым способом обработки поверхности деталей мангала является покраска балончиком специальной краски, который можно приобрести в любом автомобильном магазине.
Видео
На представленном ниже видеоролике Вы увидете процесс изготовления мангала своими руками, а также его покраску.
Источник статьи: http://vse-postroim-sami.ru/materials/metal/870_razbornyj-mangal-svoimi-rukami/
Разборный мангал: разбираем и собираем своими руками
Складной или разборный мангал пригодится любителям пикников, тем, кто готовит на выездных мероприятиях, дачникам, убирающим свое имущество в подсобку на зиму.
Виды разборных мангалов и особенности их конструкции
Cамые простые
Самый простой переносной мангал имеет цельную, не разборную жаровню и съемные ножки. Они могут вставляться или вкручиваться в ответные элементы в нижней части корпуса.
Съемными также могут быть решетки, подставки и столики, используемые при готовке.
Крупногабаритный или среднего размера жаровник весь сезон можно использовать на приусадебном участке, а в межсезонье разбирать и заносить в подсобное помещение.
Небольшой по размеру — перевозить в багажнике автомобиля, сняв ножки и установив их на месте приготовления шашлыка.
О переносной вертикальной конструкции, которая разбирается на жаровню и подставки для шампуров, читайте в статье «Вертикальный мангал».
А вот разборный мангал из старого автомобильного диска, который еще послужит.
Преимущества переносных простых мангалов:
- минимум времени на подготовку к работе и разборку,
- простота конструкции.
Минусом является занимаемый объем, затрудняющий транспортировку: размер багажника ограничен, неудобно транспортировать на велосипеде или переносить на большие расстояния в руках.
C разбирающейся жаровней
Более портативный вариант — приспособление, у которого разбирается еще и основная часть – жаровня. Ее корпус выполняется из боковых стенок и днища, соединяемых при помощи системы пазов, скоб или крепежа.
К достоинствам такой конструкции относятся:
- компактность,
- удобство транспортировки.
- сборка приспособления занимает больше времени,
- отдельные части конструкции и крепеж в полевых условиях и при хранении могут теряться.
Складные варианты
Складывающимися могут быть как отдельные элементы, так и вся конструкция. Складным чаще всего делают походный мангал. Однако мангалы переносные складные нашли свое применение не только на берегу реки, а и на даче, например раскладной мангал с убирающимися ножками.
В достаточно габаритных моделях с неразборными жаровнями ножки крепятся шарнирно в нижней части корпуса и, складываясь, располагаются по длине мангала, не выходя за его габариты. За счет этого конструкция становится более компактной, занимая меньше места при хранении. Дополнительные достоинства этого технического решения – откидные ножки ускоряют сборку, запчасти не теряются.
Две основные, испытанные в деле модели мангалов походных складных это:
- переносной мангал чемодан,
- три икса.
Чемоданы, чемоданчики, дипломаты, кейсы, книжки
Разнообразные модели в виде аккуратных чемоданчиков популярны благодаря компактности, удобству хранения и транспортировки. Большинство раскладных мангалов складываются именно так.
В металлический чемодан, состоящий из шарнирно соединенных элементов корпуса, упакованы остальные части и принадлежности. В него помещаются боковины, ножки, решетка, шампуры, решетка.
Мангал раскладной в чемодане или дипломате, по сути, представляет собой трансформер. При переводе из походного положения в рабочее образуется жаровня, к которой нужно прикрепить подставки.
А вот необычная переносная модель — смотрите минутное видео:
Преимущества мангалов чемоданов – портативность. Недостаток – присутствие в конструкции петель или других шарнирных элементов, которые могут ржаветь при хранении в условиях повышенной влажности.
Материал выбирают исходя из наиболее приоритетных для себя критериев, например:
- долговечность;
- качество и скорость жарки;
- стоимость;
- вес;
- внешний вид.
Наиболее распространенный вариант – из листовой стали. Если брать сталь толщиной 1,5 — 2 мм, получится самая легкая конструкция весом от 3 кг, которую легко переносить в руках. Специалисты же рекомендуют сталь толщиной 3 – 5 мм, потому что такая конструкция прослужит намного дольше.
Те, кто хочет получить добротную вещь, делают разборный мангал своими руками из нержавейки. Она подходит по всем критериям: долговечна, держит тепло, хорошо выглядит.
Известны и чугунные конструкции. Их, конечно, не получится переносить в руках, зато они самые долговечные, выглядят добротно, обладают высокой теплоемкостью и помещаются в багажник автомобиля.
Модель три икса
Мангал походный складной три икса получил название от перекрещивающейся конструкции ножек, похожей на букву Х. Достоинство модели – ножки и корпус совмещены в единой конструкции, все разворачивается в готовое к работе приспособление.
- достаточно большие габаритные размеры в сложенном виде;
- жаровня в сечении имеет форму трапеции, из-за чего подходят только длинные шампуры;
- мясо по длине шампура прожаривается неравномерно из-за разного прогревания.
Характеристики самой большой модели:
Характеристика | Величина |
Вес, кг | 6 |
Толщина листа, мм | 3 |
Размер в сложенном виде, м | 500х600 |
Размер жаровни, мм | 500х400 |
Объем жаровни, л | 23 |
Количество шампуров, шт. | 6 |
Особенности конструкции смотрите в 6 — минутном видео.
В комплект к переносному приспособлению пригодится складная решетка мангала. Например, решетка со складными деревянными ручками из нержавеющего прута диаметром 6 мм.
Как сделать складной мангал
Мангал походный складной должен быть надёжным, компактным, долговечным. Для самостоятельного изготовления мы рассмотрим две популярные модели:
- Простая модель, разбирающаяся на 5 отдельных элементов.
- Складной мангал чемодан.
Подготовка инструментов и материала
Подготовительные работы для обоих вариантов аналогичны. Для изготовления и сборки понадобятся следующие инструменты и материалы:
- болгарка и круги;
- дрель со сверлами по металлу;
- ножницы по металлу;
- линейки, рулетка;
- чертежи;
- листовой металл.
Кроме того, для второго варианта дополнительно нужны:
- сварочный аппарат с электродами;
- приспособления для нарезки резьбы;
- пруты арматуры, труба круглого сечения.
Выбор металла
За основу складного мангала в обоих случаях можно взять лист нержавейки или жароупорной стали толщиной от 2 до 5 мм. Сталь толщиной 2 мм может подойти для первого варианта, однако конструкция долго не прослужит, особенно если в нее загружать не уголь, а дрова. Рациональнее взять лист 3 мм.
Для второго варианта двухмиллиметровый лист не рекомендуется, так как при сварке и эксплуатации его может повести, что затруднит сборку и складывание. Чтобы мангал походный складной прослужил долго, используем листовую жаропрочную сталь толщиной не менее 3 мм, а еще лучше — нержавеющую сталь: для днища толщиной 5 мм, для боковин – 3 мм. Нержавейка благодаря своим антикоррозионным и прочностным свойствам будет держать форму при высоких температурах, не покрываться ржавчиной, хорошо удерживать тепло, передавая его готовящимся блюдам.
Простой походный мангал своими руками
Первая предлагаемая самодельная конструкция подойдёт для 6-12 шампуров. Она собирается за счет системы пазов и не требует применения сварочных работ и крепежа.
- ширина – 280 мм;
- длина – 350 мм;
- высота изделия – 240 мм;
- глубина жаровни – 150 мм.
Если предстоит много готовить и угля понадобится больше, глубину жаровни можно увеличить до 180 мм, установив дно в нижнее положение.
Чертежи с размерами
Чтобы сделать самодельную жаровню необходимо перенести чертёжи на лист металла, разметить места пазов и отверстий. Ниже представлен чертеж одного из вариантов изделия.
Алгоритм изготовления
- Из листа металла болгаркой вырезают 2 продольные и 2 боковые стенки с фиксирующими выступами. В них прорезают вертикальные пазы шириной, равной толщине листа, глубиной 90 мм.
- Вырезают днище изделия. В нем сверлят отверстия для доступа воздуха диаметром 10 мм, расстояние между осями до 50 мм.
- Детали шлифуют.
- Собирают мангал из железа в единую конструкцию, проверяют ее функциональность. Это поможет отыскать недостатки, и, если они обнаружатся, практически сразу убрать их, подогнав конструкцию.
- При желании можно окрасить изделие огнеупорной краской из баллона.
Для изготовления составных частей также можно заказать алмазную резку, которая обеспечивает высокую точность изготовления деталей и упрощает сборку. В этом случае можно получить модели, у которой отверстия для поддува воздуха — фигурные прорези и оригинальные надписи.
Мангал дипломат своими руками
Описание изготовления вот такой тонкой модели:
Рекомендуемые габаритные размеры мангала чемодана:
Характеристика | В сложенном виде | В рабочем положении |
Длина, мм | 590 | 590 |
Высота, мм | — | 320 |
Ширина, мм | 300 | 300 |
Глубина, мм | 14 | 168 |
Высота ножек, мм | — | 280 |
Чертеж с размерами
Чертеж с размерами для изготовления своими руками:
Схема изготовления складного мангала из нержавейки
- Переносим чертеж с размерами на лист нержавейки. Размечаем габаритные размеры деталей, центры отверстий, линии сгиба.
- Сверлим отверстия.
- Намечаем болгаркой линии сгиба.
- Раскраиваем металл.
- Зажимаем длинные боковые стенки в тиски и отгибаем бортики по линиям сгиба.
- Изготавливаем оси для поворотных частей:
— отрезаем болгаркой куски трубы и прута;
— вставляем заглушки в верхнюю часть трубы и через отверстия привариваем;
— зачищаем места сварки болгаркой. - Привариваем трубу ко дну.
- Надеваем на оси с 2-х сторон трубы боковые стенки с отверстием и свариваем конструкцию откидной створки чемодана.
- Также изготавливаем вторую створку.
- Устанавливаем короткие боковые стенки, с внутренних сторон привариваем упоры.
- По двум длинным боковинам с внутренней стороны привариваем две планки для прочности.
- Болгаркой прорезаем пазы для шампуров.
- На лицевой стороне размечаем и прорезаем 4 паза под ручку-фиксатор.
- Изготавливаем н-образную конструкцию съемных ножек из круглого прута.
Приспособления для переноски
Для переноски и хранения складных приспособлений используют сумки. Конечно, можно обойтись и без них, но стильное и удобное приспособление для переноски дает свои преимущества:
- мангал складной в сумке не царапается, не пачкается и не пылится;
- выступающие части изделия (замки, ручки, скобы) не портят обшивку багажника и лежащие рядом вещи;
- все запчасти хранятся вместе, не теряются;
- яркая сумка или чехол укажет свое местоположение.
Сумки делают из брезента или другой плотной ткани, которая не пропускает пыль, хорошо стирается или чистится. Есть самодельные модели из плотной ворсистой ткани.
Чаще всего для складных походных мангалов используют две разновидности сумок-чехлов:
- объемная, аналогичная обычной спортивной сумке — для мангала с неразборной жаровней,
- плоская модель — для мангалов чемоданов.
Источник статьи: http://okmangal.ru/mangaly-barbekyu/razbornyj-mangal/