Иван цветник праздник это

Иван Купала в 2021 году

Дата в 2021 году: 7 июля , среда
Другие названия: Купальская ночь; Иванов день; Купайла
Церковное название: Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Рождество Иоанна Предтечи)
Значение: почтение памяти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа
Традиции: народные гуляния; хороводы; прыжки через костер; сжигание чучела из соломы, купальского деревца; плетение венков из трав и цветов и пускание их по воде; поиск папоротника; сбор целебных трав

Иван Купала в 2021 году отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Это народно-христианский праздник. В православии он называется Рождеством Иоанна Предтечи (полное название – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Это великий церковный праздник. Он посвящен памяти крестителя Иисуса Христа.

История праздника

В языческие времена Иван Купала отмечался в дни летнего солнцестояния. В этот день славяне прославляли бога солнца. После принятия на Руси христианства праздник стал сочетать в себе языческие и православные черты. Вместо бога солнца люди начали прославлять Иоанна Предтечу – крестителя Иисуса Христа.

Иоанн родился в скромной семье священника. До 30 лет он жил в пустыне, носил одежду из верблюжьей шерсти, питался диким медом и плодами пустынных растений. Иоанн предсказал приход Спасителя. На берегу Иордана пророк устраивал омовения, чтобы избавить людей от грехов и подготовить их к появлению Христа. Иисус пришел к нему и принял таинство Крещения. Правитель Галилеи и Переи Ирод Антипа казнил Иоанна за то, что он обличил его в незаконном сожительстве с женой брата.

У славянских народов Рождество Иоанна Предтечи именуется праздником Ивана Купалы из-за неверного перевода церковных текстов. После принятия на Руси христианства Креститель с греческого было переведено как «купать». Долгое время Ивана Купалу считали языческим божеством.

Традиции и обряды праздника

Иван Купала имеет церковные и народные традиции празднования. Накануне праздника в церквах служится всенощное бдение. На утрени читается канон Иоанну Предтече.

По народной традиции вечером 6 июля люди собираются на берегах водоемов, устраивают игры, поют народные песни и водят хороводы. Сжигают чучело из соломы, уничтожают купальское деревце. Символом праздника выступает костер. Девушки и парни прыгают через него. На Ивана Купалы принято сжигать в огне старые ненужные вещи.

Молодые девушки гадают на суженого. Они плетут венки из луговых трав и пускают их по воде с зажженной в центре лучиной и свечой. Девушка, чей венок проплывет дальше с горящем огнем, раньше всех выйдет замуж и будет счастлива в браке.

Народные целители в этот день собирают целебные травы.

Древние славяне верили, что в ночь на 7 июля водоемы покидает нечистая сила. Поэтому можно купаться, не опасаясь за свою жизнь.

Приметы и поверья

  • В купальскую ночь небо усеяно звездами – примета хорошего урожая овощей.
  • Если на Ивана Купалы пара прыгнет через костер, не разнимая рук, то их брак будет долгим и счастливым.
  • Тот, кто найдет в купальскую ночь цветок папоротника, обретет счастье, любовь и богатство.
  • Увидеть змею в этот день – к хлопотам.
  • Девушка, которая умоется на рассвете росой, будет красивой и молодой.

Поздравления

Я с праздником Ивана Купалы тебя поздравляю!
И в этот древний праздник я тебе желаю
Большой любви, здоровья и везения в делах,
Найти куст папоротника весь в цветах.
И птицу счастья этой ночью желаю я поймать,
И никогда ее из рук своих не выпускать.

Венок купальский унесет река,
А вместе с ним – печаль и невезение.
Пусть в пламени костра сгорит тоска.
Иван Купала – праздник очищения.

Читайте также:  Отделение огорода от зоны отдыха

И я тебе желаю в этот час,
Сбылось чтоб все задуманное скоро.
Чтобы костер любви твоей не гас,
И не было ненужных ссор и споров!

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/ivan-kupala

Иван Купала, или Иванов день

День Ивана Купалы связан с языческими поверьями и предрассудками. Церковь относится к нему неодобрительно, считая, что Рождество Иоанна Крестителя превращается в «празднество похоти». Нельзя не признать, что праздник Ивана Купала оказал влияние на народные традиции, нашел отражение в русской литературе и искусстве. Этот день отмечают славянские народы, празднуют его во многих европейских странах.

7 июля — день Ивана Купалы

Иван Купала (Иванов день — летний) является народным праздником языческого происхождения. Первоначально он был связан с летним солнцестоянием (21 — 22 июня). После принятия христианства праздник не потерял долю язычества, однако пропала привязка к дню солнцестояния. Празднование Ивана Купалы стало приурочено к Рождеству Иоанна Крестителя, которое отмечается 24 июня. Русская православная Церковь живет по старому стилю, поэтому дата Рождества Иоанна Крестителя у нас приходится на 7 июля. В этот же день происходит празднование Ивана Купалы. Правильнее было бы охарактеризовать данный праздник как фольклорный, который отнюдь не претендует на вытеснение христианского Рождества Иоанна Крестителя.

Обычаи и гадания в день Ивана Купалы

Иван Купала — это древнейший праздник благодарения Солнца, зрелости лета и сил природы. Иванов день насыщен обрядами, связанными с водой, огнем и растительным миром. Особое значение придается массовым купаниям. Вода наделяется живительной и очищающей силой. По народным поверьям, именно в этот день возможен союз воды и огня. Поэтому в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и прудов зажигались костры. Вокруг них плясали, через огонь прыгали. Загадывали: кто выше прыгнет, тот счастливее и здоровее будет. Иногда между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину, чтобы защитить ее от мора. Матери, у которых дети хворали, сжигали снятые с них сорочки, чтобы с бельем ушли все болезни. Растения тоже становились особенными. За сбором трав и цветов отправлялись перед самым рассветом. Их собирали и клали под Иванову росу. Затем сушили. От этого растения получали магическую силу, которая сохранялась весь год. Травы использовали в особых случаях: ими окуривали избу, кидали их в печь во время грозы, поили отварами и настоями больных, использовали для приворотов. В Иванов день надевали на голову венки из луговых цветов (старались вплести иван-да-марью), опоясывались поясами, которые тоже делали из трав. Водили хороводы и пели песни, а затем бежали к реке и пускали эти венки в плаванье по воде. Старшие в этот день заготавливали березовые веники. Считалось, что лучше всего срезать ветки именно в это время, тогда никакого «чеса» на теле не будет. В этот день примечали: «Сильная роса на Ивана Купалу — к урожаю огурцов. Иванова ночь звездная — много грибов будет».

Абрамцево, река Воря

Давняя традиция носить по деревни подожженные колеса от телег связана с солнцеворотом. Делали и так: в середину костра ставили шест с горящим колесом — символом солнца. Его сжигали или несли к реке. Иногда скатывали с горки, имитируя движение солнца по небосклону.

На Ивана Купалу было много всего забавного. Например, считалось, что если перелезть на Иванов день через заборы двенадцати огородов и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Распевали незатейливые песенки. Вот одна из них:

«Иван Марью звал на купальню.
Где Иван купался — берег колыхался.
Где Марья купалась — трава расстилалась.
Купался Иван, да в воду упал».

Ночь накануне Ивана Купалы

Цветок папоротника

Ночь на Ивана Купала — особенная. Грех ее проспать. Веселье, пляски, костры и купания иногда продолжались до самого утра. Верили, что в эту ночь нечисть не спит и плохими делами занимается. Ведьмы крали молоко и портили имущество. Путали упряжь и лошадей на Лысую гору уводили. А с Лысой горы кони никогда не возвращались. Для того, чтобы уберечь скотину, ее крепко привязывали и запирали все входы и выходы во двор. К воротам и дверям крапиву или полынь привязывали. На полях разжигали купальские костры, чтобы ведьмы хлеб не портили. И, конечно, отправлялись на поиски зацветающего папоротника. Найти его мечтали все. Свято верили, что именно в ночь на Ивана Купалу папоротник на один миг расцветает. И случается это около полуночи. Рассказывали о том, как выглядит цветок, где его стоит искать и о счастливчиках, видевших цветущий папоротник. Нашедшие его начинали понимать язык зверей и деревьев, клады легко находили, заговорное слово узнавали. Отправляться на поиски цветка папоротника можно лишь с чистым сердцем, иначе много бед будет: накинутся на человека все темные силы

Читайте также:  Что такое огород городить

В ночь на Ивана Купалу девушки по речке гадальные венки с зажженными лучинками пускали. Венки эти плели специально, травы особенные подбирали. С иван-да-марьей, листом лопуха и богородской травой (тимьяном, чабрецом). Потонет венок сразу — суженный разлюбит. Дольше всех на воде продержится — счастье будет. Лучинка долго горит — жизнь долгую сулит. А еще в ночь на Купалу одолень-траву (нимфею, кувшинку) сорвать пытались. Кто ее получит и носить с собой будет, тому никакие враги не страшны. И в лесу такой человек не заблудится.

Ночь на Ивана Купалу непростая, много волшебства кругом творится. Деревья с места на место переходят и листьями шелестят, разговаривают друг с другом. Тихо беседуют между собой и травы. Считалось, что если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и отнести его в избу, то вору будет казаться, что в доме люди разговаривают, и он туда не полезет. Девушки ближе к утру спать ложились и клали под подушку подорожник. Приговаривали: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

Горелки

Молодежь на день Ивана Купалы обязательно играла в горелки. В это время не только веселилась, но и знакомилась. Молодые люди иногда выбирали себе невесту. В горелки чаще играли там, где собиралось много людей. Эта забава была очень популярной. В ней принимали участие девушки и холостые парни. Один из парней вытягивал жребий (или выбирался) и становился «горящим», или «горельщиком». Остальные разбивались на пары и выстраивались в ряд. «Горящий» вставал впереди и произносил: «Горю, горю (пень)!». Ему отвечала одна из девушек: «Чего ты горишь?» Далее продолжали: «Красной девицы хочу». «Какой?». «Тебя, молодой!». При этих словах одна из пар разбегалась, стараясь пробежать вдоль ряда и снова схватиться руками. «Горящий» бросался ловить девушку. Иногда ему удавалось поймать ее до того, как она добежит до своего партнера. Тогда образовывалась новая пара, которая занимала свое место в ряду. Хлопец, оставшийся без пары, становился следующим «горящим». Играли на открытом месте: на поляне, лужайке или широкой улице. Во время игры звучали припевки:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле,
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо: звезды горят,
Журавли кричат: «Гу, гу, убегу».
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!»

Были и другие припевки. Вот более короткий вариант:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо — птички летят,
Колокольчики звенят,
Гляди — не воронь, беги, как огонь!»

Очарование этого праздника с его мистикой и колоритом не должны раздражать православных верующих. Игнорировать традиции дня Ивана Купалы, которые живы в народе, нельзя. Это часть нашей великой культуры, которую так легко забыть и потерять.

Источник статьи: http://www.podmoskovje.com/ivan-kupala-ili-ivanov-den/

Иван Купала – обливай кого попало

7 июля в России традиционно отмечают день Ивана Купала. История этого праздника уходит в праславянские времена, когда люди ежегодно встречали момент природного пика, «макушки лета», день летнего солнцестояния. После распространения на Руси христианства этот праздник совпал с рождеством Иоанна Крестителя и получил имя Ивана Купалы, с которым и дошел до наших дней.

7 июля в России традиционно отмечают день Ивана Купала. История этого праздника уходит в праславянские времена, когда люди ежегодно встречали момент природного пика, «макушки лета», день летнего солнцестояния. После распространения на Руси христианства этот праздник совпал с рождеством Иоанна Крестителя и получил имя Ивана Купалы, с которым и дошел до наших дней.

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых разгульных праздников в году, поэтому он подразумевал активное включение каждого члена общества во все обряды и действа. Народная традиция требовала от участников особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев, о которых мы сейчас и расскажем. Проводником ТАЙГИ.info в мир народных преданий стала доктор исторических наук, профессор института археологии и этнографии СО РАН Елена Федоровна Фурсова.

Читайте также:  Домик для сада с верандой

Ворожба дождя
Н
епременным атрибутом праздника Ивана Купалы в Сибири являлась вода. Традиционно в этот день открывали купальный сезон. Один из довольно распространённых купальских обрядов в Сибири — обливание водой всякого встречного и поперечного.
«Праздник приурочен ко дню Иоанна Крестителя. Христианская основа здесь очевидна и понятна. Это притом, что она не противоречит целому ряду обычаев, обрядов, песен, запретов, уходящих в древнее дохристианское прошлое. Надо понимать, что в культуре все синкретично, очень органично, и никакого двоеверия здесь нет. В этот день в Сибири обязательно обливались. Причем обливать могли кого угодно, даже священников! И, главное, никто не сердился. Некоторые информанты говорят, что «Иоанн крестил Христа водой, в память об этом мы и обливаемся, — Но тут же добавляют, — чтобы дождь был». Таким образом люди ворожили дождь», — рассказывает Елена Федоровна.
Интересно, что этот веселый и немного хулиганский обычай был распространен в большей степени в Сибири. По наблюдениям Елены Федоровны, в деревнях Европейской России и Поволжья в конце XX века о нем мало кто имел представление. А в Белоруссии и на Украине к этому дню приурочены больше обычаи, связанные с солярным культом: разжигание и прыжки через костер, катание горящих колес с гор.

В ожидании восхода солнца

Солярный культ в Сибири проявлялся в запрете на купание до Ивана Купалы. Вероятно, табу на купание в открытых водоемах связано с поверьем о том, что до этого дня вода считается нечистой. И только на Ивана Купалу, когда солнце находится в зените, когда его лучи пронизывают водное пространство, вода становится ритуально чистой. Купальный сезон продолжался до Ильи Пророка 2 августа.
«В эту ночь шла борьба света и тьмы, поэтому люди не спали, боялись пропустить восход солнца. Юноши, девушки, даже пожилые люди сидели на берегу реки и караулили солнце. Причем, по воспоминаниям информантов, когда солнце всходило, оно обязательно «играло», выписывало круги, хороводы, дышало, переливалось всеми цветами радуги», — рассказывает моя собеседница.

Расташиха, или Ночь Творила

В купальскую ночь ожидали разгула нечистой силы: ведьм, колдунов, русалок. Что интересно, молодые парни нередко брали на себя функцию олицетворения этих сил и устраивали ночь творения, творила. По наблюдениям Елены Федоровны, в среде левобережных сибиряков этот обычай получил название Расташиха. «Так, ночью могли поставить на дорогу козлы или растащить поленницу. И обливание, и Расташиха – чисто сибирский бренд, — уточняет Елена Федоровна, — поэтому более поздние сибирские переселенцы с Украины и Белоруссии бывают этим недовольны и даже обращаются за помощью в милицию».


Сбор трав, или Когда косить волшебную траву?

В ночь на Ивана начинался массовый сбор трав и цветов, заготовка первых веников. Считалось, что все травы, собранные в эту ночь, открывают людям свои тайны, становятся целебными. Из чудесных трав можно назвать плакун-траву, чернобыльник, пастушью сумку, крапиву, мать-мачеху, душицу, багульник, полынь. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, употребляли для разжигания любви или для ее «отсушки». Особой популярностью пользовался папоротник. Рассказы о караулении и добывании цветка известны в фольклоре большинства европейских народов. Верили, что это растение придает человеку чудесные свойства, дар предвидения или понимание языка животных, птиц и растений, делает человека ведающим.

Каждому – по Ивану

В заключение стоит сказать, что праздник Ивана Купалы был присущ не только русскому народу. Например, в Белоруссии – это Иван Травник, Иван Цветник, на Украине – Iван Цветошин, Йван Лопушник, в Болгарии – Еньо Бильобер, в Восточной Сербии – Jован Метлар. Народ издавна отмечал этот загадочный, разгульный и весёлый праздник Ивана Купала.

Алина Хабирова специально для ТАЙГИ.info

На фото: Православные военно-полевые сборы «Восточный рубеж» , сезон 2007, село Мотково Новосибирской области.Фотографии предоставлены отцом Дмитрием (Полушиным).

Источник статьи: http://tayga.info/90049

Оцените статью