Итальянские сады эпохи возрождения

5 Вопрос: Сады эпохи Возрождения в Италии.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно планировочное композиционное единство архитектурных ансамблей.

Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство.

Планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

— на террасированном склоне, в его различных частях — на вершине, в средней части или у подножия — размещался дом.;

-сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси;

— основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень;

— партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад. Оформлялся цветниками или арабесками из стриженого самшита, украшался фонтанами и скульптурой. Такой прием получил название амфитеатра.

В итальянских садах было много водных устройств, которые становятся композиционными центрами, располагаются по осям, на них фокусируются видовые лучи.

Ассортимент растений разнообразен. В аллеях росли платаны, дубы, кипарисы. Для создания зеленых стен применялись: лавр, мирт, самшит; в боскетах — ильм, тополь, каштан съедобный, плодовые, маслины, цитрусовые, виноград, розы, плющи.

Вилла Капрарола (рис. 16). В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, архитектор Бароцци да Виньола в 1547 — 1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Площадь сада около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню — площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее — на третий уровень — открытое пространство перед домом — сад кариатид. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами.

Читайте также:  На дому десткий сад

Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально — в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла Ланте (рис. 17). Строительство виллы осуществлялось по проекту архитектора Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяя в 84 км от Рима. Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Нижняя терраса — входная часть сада — решена в виде плоского партера, разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальо (владельца виллы), дает монументальную вертикаль.

Вилла д’Эсте (рис. 18). Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д’Эсте. Она построена в 40-х годах XVT в. Автор — архитектор Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м.

Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован. Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. На этой оси важнейшим композиционным узлом является фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов — на партере, у водоемов поперечной оси и фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада — две поперечные оси. Верхняя — Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов.

Читайте также:  Жк ботанический сад life вторичка

В целом итальянские сады оказали глубокое влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции.

Источник

Итальянские сады эпохи Возрождения

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально — в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню — площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов.

Вилла Ланте. Villa Lante

Вилла Ланте. Villa Lante

Строительство виллы Ланте (Villa Lante) осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто, Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса — входная часть сада — решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль.

Читайте также:  Сад огород ограждение грядок

Вилла д’Эсте. Вилла Тиволи. Villa d’Este

Вилла д'Эсте. Вилла Тиволи. Villa d'Este

Вилла д’Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d’Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д’Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор — арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов — на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты.

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) — знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город.

Источник

Оцените статью