Итальянские сады эпохи ренессанса

Итальянские сады эпохи Возрождения

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально — в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню — площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов.

Вилла Ланте. Villa Lante

Вилла Ланте. Villa Lante

Строительство виллы Ланте (Villa Lante) осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто, Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса — входная часть сада — решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль.

Читайте также:  Спортивная школа ботанический сад

Вилла д’Эсте. Вилла Тиволи. Villa d’Este

Вилла д'Эсте. Вилла Тиволи. Villa d'Este

Вилла д’Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d’Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д’Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор — арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов — на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты.

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) — знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город.

Источник

террасные итальянские сады

вилла ланте

Террасные итальянские сады в эпоху Ренессанса

Эпоха Ренессанса (возрождения) – период расцвета художественной культуры в Европе. Созданные в период великого двухсотлетия (1340-1540 гг.) шедевры искусства и литературы до сих пор остаются непревзойденными.

вилла ланте италия

На рубеже XIV-XV вв. в Италии бурно развивалась торговля, ремесла, что послужило экономической базой развития городов. В конце XIV в. население Милана, Венеции, Флоренции, Палермо составляло по 100 тыс. жителей и более, в то время как население Лондона, Кëльна, Барселоны не превышало 50 тыс. жителей. Развитие городов повлияло на развитие культуры. Светская и церковная аристократия, богатые купцы и банкиры вкладывали крупные средства в строительство дворцов, загородных вилл, в благоустройство и украшение городов. Наступил период относительного спокойствия и порядка, поэтому дворцы и виллы строились для удобства и наслаждения, а не для защиты от нападения.

Читайте также:  Рейтинг садов советского района

Эпоха Ренессанса прославлена именами таких великих художников, как Микеланджело (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), Тициан (1477-1576), Корреджо (1494-1534), Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594) и Караваджо (1565-1609).

сады и парки италии

Эпоха Ренессанса оставила значимый след и в садово-парковом ландшафтном искусстве. Сады при дворцах и виллах возрождали и развивали традиции садово-паркового ландшафтного искусства, сформировавшегося в эпоху Древнего Рима. Итальянские архитекторы (Виньола, Лигорио и др.) разработали приемы разбивки регулярного сада, являвшегося органичным элементом архитектурного ансамбля. В трактате Альберти «10 книг о зодчестве» серьезное внимание уделено вопросам разбивки садов.

Наиболее интересные сады итальянского Ренессанса сосредоточены в районах Флоренции и Рима – в провинциях Тоскана и Лацио. Характерным примером является сад виллы Ланте в окрестностях Рима. Сад занимает 1,4 га и расположен на 5 террасах с разницей отметок до 16 м. Сад имеет четкое осевое построение плана. Здание виллы находится на четвертой террасе и представляет собой два одинаковых, квадратных в плане павильона, расположенных симметрично главной оси сада. Водные устройства дополняются фигурно подстриженными деревьями, газонами. Цветочное оформление скромное – небольшое количество померанцевых деревьев в кадках и цветов в горшках. Сад окружен большим парком.

Простота и строгость садов раннего Возрождения постепенно вытиснилась богатой пластикой позднего Возрождения и барокко.

италия возрождение костюм

Самыми известными произведениями садово-паркового ландшафтного искусства итальянского Ренессанса являются сад виллы д’Эсте в городке Тиволи, в 6 км от древнеримской виллы Адриана и сады Боболи во Флоренции.

Сад виллы д’Эсте, спроектированный Пирро Лигорио в 1575 г. для кардинала д’Эсте – это террасный сад площадью 3,5 га с перепадом отметок около 50 м. Здание виллы расположено на верхней террасе, откуда открывается панорама сада. Сад имеет осевое композиционно-пространственное построение, с ориентацией оси на центр виллы.

Читайте также:  Белокрылка на цветах в саду

Украшением ландшафта сада являются водные устройства: аллея ста фонтанов; овальный фонтан с каскадом, падающим полукруглой стеной в бассейн; органный фонтан, в котором благодаря сложному гидравлическому устройству создается уникальный звуковой эффект; фонтан Драконов с мощными вертикально бьющими струями воды.

Сады виллы д

Вся гидравлическая система сада работает под естественным напором воды. На территории сада много прекрасных скульптур и парковых сооружений, возводившихся на протяжении двух столетий.

сады боболи

Сады Боболи, созданные при палаццо Питти во Флоренции были начаты архитекторами Броччини и Амманати в 1549 г., продолжены Буонталенти и окончены Джулио и Альфонсо Париджи только в XVIII в. Сады имеют две композиционные оси, расположенные под углом одна к другой. Главная композиционная ось ориентирована на центральную часть палаццо Питти. Вдоль нее амфитеатром по склону холма устроены террасы, с которых открывается панорамный вид на Флоренцию. Вторая композиционная ось начинается в дальнем конце участка и ориентирована на партер перед зданием палаццо Питти, где обе оси пересекаются. Она в несколько раз длиннее главной композиционной оси. Вдоль нее симметрично расположены визуально изолированные друг от друга малые сады, каждый из которых имеет индивидуальное композиционно-пространственное решение.

Особенностью садов Италии эпохи Ренессанса является их террасное расположение на рельефе. Террасы с подпорными стенками, украшенные скульптурами, соединены широкими лестницами, ограждены зелеными стенами из подстриженных вечнозеленых растений. Сады имею осевое построение плана с регулярными партерами и боскетами на террасах. В садах много фонтанов, каскадов и других водных устройств, широко использовались декоративная стрижка растений.

Во второй половине XV в. идеи Ренессанса из Северной Италии распространились во Францию, Испанию, Германию, Нидерланды и Англию.

Источник

Оцените статью