Исследовательская работа «Мой огород»
Презентация с описанием. Освещается процесс выращивания одной из овощных культур: кабачка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание процесса выращивания кабачка. | 17.54 КБ |
Презентация «Кабачок» | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте. Меня зову Осипов Матвей. Я учусь в Киришском лицее во 2 А классе.
Сегодня хочу рассказать вам о своём первом опыте выращивания вкусного и полезного овоща на своём огороде.
Отгадайте из загадки, какой овощ вырос на моём огороде прошлым летом:
Вырос он на грядке,
Крупный, светлый, гладкий!
Из него вкусны котлеты,
Можно есть зимой и летом.
И подумал я спросонок —
Это — милый поросёнок!
Хвостик есть . А пятачок?!
Да ведь это — . !
Что такое кабачок?
Это вкусный и полезный овощ, который полюбился многим. Но что мы знаем о кабачках, кроме того, как их приготовить? А ведь кабачок имеет интересную историю и обладает удивительными свойствами.
Согласно фактам, кабачок попал в Европу из Америки еще в 16 веке, однако в пищу не употреблялся. Его выращивали исключительно как декоративное растение из-за красивых, больших и ярких цветов. В пищу же употреблять стали лишь семена кабачков.
Первыми употреблять в пищу плоды кабачка стали итальянцы. Итальянское название кабачка – цукини. Поскольку в Италии в декоративных целях, были выведены зеленые и желтые разных оттенков, пестрые и полосатые кабачки, то все темнокожие и цветные сорта у нас стали называть итальянским словом «цукини».
Кабачки не только вкусны, но и весьма полезны. В кабачках содержится множество витаминов, микроэлементов и минеральных солей. К тому же этот овощ один из самых низкакалорийных, поэтому используют его и в диетическом питании. Кабачок способствует нормализации водно-солевого баланса в организме, он очищает кровь и улучшает обмен веществ.
Из интернета я узнал, что есть 2 способа выращивания кабачков:
- Посадка семян в грунт.
- Выращивание рассады.
Мама посоветовала мне сначала вырастить рассаду дома на подоконнике. В начале мая, в емкости, сделанные из молочных бутылок, я высадил семена. По одной семечки в каждую емкость. Полил тёпленькой водичкой и стал ждать всходы. Примерно через 5 дней появились всходы моих кабачков. Росли кабачки довольно быстро и мне было интересно наблюдать за их ростом.
В конце мая, когда кабачки подросли, настала пора их высадить в грунт.
Кабачок — светолюбивое растение, поэтому для его посадки было выбрано солнечное место.
Кабачок – любит влагу, но поливать его нужно, когда земля немного подсохнет. Окрепнувшие после посадки кабачки, я поливал каждые 2 дня.
Вскоре у моих кабачков появились очень красивые ярко-жёлтые цветы.
Когда растение цветет, ему необходимы дополнительные силы. Для этого я подсыпал землю с удобрениями.
Всё лето я ухаживал за кабачками.
Рыхлил землю, чтобы почва в которой растет кабачок насыщалась кислородом. Удалял сорняки, так как сорная трава забирает влагу и полезные вещества из почвы.
Не зря я старался и ухаживал за растениями. Вот и появился первый кабачок. Мой кабачок!
Кабачки подросли. Пора снимать урожай.
Известно, что кабачок — очень полезная культура. Однако кроме плодов и семечек кабачка, в пищу употребляют и цветы этого растения. Съедобные цветы добавляют в салаты, их жарят, с ними варят супы, запекают в пирогах и пицце. К примеру, в Греции популярно блюдо из запеченных в томатном соусе или жареных во фритюре цветов кабачка. Предварительно цветы начиняют сыром и рисом с ароматными травами.
Научно доказано, что употребление кабачка помогает волосам оказывать сопротивление появлению седины.
А кабачковые маски омолаживают и осветляют кожу.
Очень любят кабачок в Великобритании. Вот уже более 40 лет подряд английские фермеры создают оригинальные и яркие композиции из этих овощей на фестивале кабачков и тыквы.
Кабачок в литературе.
Всемирно известная Агата Кристи своего знаменитого сыщика Эркюля Пуаро после завершения деятельности собиралась отправить выращивать кабачки. Выдающийся сыщик мечтал вырастить кабачки с особенным, неповторимым вкусом.
Может быть я тоже когда-нибудь стану знаменитым сыщиком, но свой кабачок с особенным, неповторимым вкусом, я уже вырастил!
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/10/10/issledovatelskaya-rabota-moy-ogorod
Исследовательский проект «Посадили огород — посмотрите, что растёт»
Киселева Наталья
Исследовательский проект «Посадили огород — посмотрите, что растёт»
Как то на прогулке мы с ребятами наблюдали, как взрослые готовят огороды к посадке, сажают и сеют первые семена. И я увидела, с каким интересом ребята смотрят,как часто слышится: «Вот бы и нам так…», «Давайте и мы что-нибудь сделаем или посадим…»
А можно ли вырастить растения в домашних условиях? Как устроить огород на подоконнике? Что для этого может потребоваться? Этому и посвящено наше исследование.
Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Гипотеза нашего исследования: если правильно ухаживать за растениями, то в домашних условиях можно вырастить рассаду на подоконнике.
Цель проекта:
Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.
• Формировать представления о росте и развитии растений, необходимых для этого условиях (вода, земля, свет, тепло).
• Развивать практические навыки посева семян.
• Учить выявлять изменения, которые происходят во время роста.
• Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам.
Объект исследования – семена растений.
Предмет исследования – условия роста растений.
Методы и приемы исследования: практическая работа, наблюдение, беседа, работа с литературными источниками и интернет – ресурсами, анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут детям выращивать растения в дальнейшем самостоятельно.
Возраст детей 5-6 лет
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Вид проекта: краткосрочный (март — апрель 2017 г.).
Формы работы: исследование, наблюдение, уход.
Данный проект проходил в три этапа.
Вот я и предложила детям посадить свой маленький огородик и назвать его «Огород на окошке». Дети откликнулись с энтузиазмом. И работа у нас закипела. Мы попросили родителей приобрести для нашего огорода семена растений, горшочки для посадки, землю.
Скоро сказка сказывается, но в нашей группе и дело быстро делается. Вот уже на столе и горшочки, и семена, и садовый инвентарь.
С ребятами изготовили таблицы-указатели с названиями растений, атрибуты для нашего огорода.Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах (Приложение№1). Во время проекта провели занятия: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян».
Подобрали дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» (Приложение № 2).
Рассматривали иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнивали их по цвету, форме, размеру). Вместе с воспитателем вели дневник наблюдений за ростом растений. (Приложение №3).
Побеседовали о том, как выращивают овощи на огороде. А также совместно с родителями оформили выставку поделок из овощей.
2-этап исследовательский
Для начала мы с ребятами и воспитателем исследовали землю и узнали, что она имеет вес, чёрного цвета, сыпется. Отобрали семена для посадки. Исследовали семена и узнали, что они разные имеют характерный цвет, запах, размер для каждой культуры. Луковицы круглые имеют корешок и макушку, что их нужно сажать корешком в землю.
Семена огурца мы замочили для прорастания и через три дня у них появились ростки, после чего мы их посадили в землю.
А где же мы расположим свой огород? Наталья Анатольевна сказала, что нужно светлое и тёплое место. Но так ли это? И мы решили с ребятами провести эксперимент.
Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал,оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками.
Мы взяли две баночки с проросшими ростками один поливали регулярно, второй не поливали совсем. Через несколько дней ростки во второй баночки погибли, а в первой баночке ростки росли и развивались.Значит: вода действительно нужна для роста растений.
Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал,оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками.
Первую баночку с проросшим луком мы поставили на солнечное место, а вторую баночку закрыли ведёрком. Через несколько дней мы открыли баночку и увидели, что перо у луковицы стало светлым и бледным, а в первой баночке перо было зелёным. Теперь мы точно знаем, что растению необходим свет.
Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал,оборудование: 2 контейнера с землей и ростками.
Взяли две баночки с растениями один мы поливали, рыхлили землю, выбирали солнечное место, другой не поливали, не рыхлили землю, поставили в темное место.
Прошло несколько дней, и мы увидели, что растения во второй баночке стало гибнуть и поэтому мы поставили его на солнышко и стали за ним ухаживать.
Теперь мы знаем, что для хорошего роста растения необходимы влага, тепло и солнечный свет. А вот и первые ростки.
3 этап – заключительный.
В процессе исследований мы вместе с детьми наблюдали и фиксировали в дневнике наблюдения все фазы роста растений:
• прорастание;
• рост растений
В результате, проделанной нами исследовательской деятельности мы выяснили,что:
• Растения требуют регулярного, хорошего полива.
• Растения любят солнышко.
• Растения можно вырастить в домашних условиях.
В результате данного проекта мы узнали:
1. Мы научились сажать растения и ухаживать за ним, познакомились с условиями роста.
2.Познакомились с художественной литературой: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
3. У нас развился познавательный интерес к объектам живой природы ближайшего окружения.
В процессе данного проекта мы приобрели практический опыт познавательно — исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Благодаря проделанной работе,мы с детьми можем ответить на вопрос: «А можно ли вырастить «Огород» в домашних условиях?». А когда на улице станет тепло, наша рассада подрастёт, мы её высадим на нашем участке.
Список использованных источников и литературы
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М. : Просвещение, 2006
2. Благинина Е. «Приходите в огород», Москва «Детская литература»,1983
3. Носов Н. «Огородники», «Огурцы», Москва «Детская литература»,1983
4. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» — М. :Просвещение, 2001
5. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой и др. М. : Воспитание дошкольника, 2004
6. Родари Д. «Чипполино», Москва «Детская литература»,1981
7. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М. : Просвещение, 2008
8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» М. : Просвещение, 1995
9. biologis.ru/usloviya-prorastaniya-semyan ru.wikipedia.org/wiki/
Развивающие игры на развитие речи:
«Узнай по описанию»,
«Культурные и дикорастущие»,
«Во саду ли, в огороде»,
Д. Родари «Чипполино»,
Н. Носов «Огородники», «Огурцы»,
Потешки об овощах,
Е. Благинина «Приходите в огород»,
В. Волина «Наша грядка»,
Е. Надёжкина «Огуречное семечко»,
Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали»
Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?»
Русские народные сказки:
«Вершки и корешки».
Г. Сапгир «Садовник».
«Наши овощи созрели. Редис»
«Что растёт в огороде?»
«Зарисовка этапов роста растений»
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskii-proekt-posadili-ogorod-posmotrite-chto-rastyot.html
Познавательно-исследовательский проект «Веселый огород»
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!
Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Огорода на окне».
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: февраль, март, апрель (краткосрочный).
Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
- У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
- Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
- Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
- Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
- Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
- Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
Взаимодействие с родителями.
Цель: Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
Ход проекта
I этап – Подготовительный
1) Выбор темы
Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на окне».
Были заданы вопросы:
Что знаем? | Что хотим узнать? | Как можем найти ответы? |
|
|
|
На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.
Возможные проекты
- Создание коллекции семян.
- Посев семян.
- Фотовыставка «Здравствуйте, дети я лучок!».
- Опыты, эксперименты «Лаборатория огородных наук».
- Создание книжек – малышек.
- Выращивание растений.
Изучив интересы детей, был проведен ряд мероприятий.
2) Мероприятия
- Разработан перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.
- Изготовление театра на фланелеграфе «Пых».
- Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за луком.
- Изготовить героев инсценировки «Хороводная — Огородная».
- Оформление уголка с дидактическими играми, коллекцией семян, книжками-самоделками, картотекой потешек. Сделать подборку стихов и загадок об овощах.
- Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
- Разбивка огорода на подоконнике.
- Изготовление табличек — указателей с названиями растений.
Работа с родителями
- Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
- Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
- С помощью родителей собрать коллекцию семян.
- Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.
- С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек.
- Изготовить страничку для книжки-малышки « Наш весёлый огород»
- Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
II этап – Исследовательский
- Проведение мероприятий перспективного плана проекта (элементарные научные сведения) НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы, беседы, игровые обучающие ситуации, ситуативные разговоры, рассказы, образовательные ситуации, рассматривание репродукций, составление рассказов, пересказы). Приложение 1.
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Дети наблюдали за ростом растений, проводили эксперименты и опыты с последующим фиксированием результатов.
- Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей. Приложение 2. фото
- В процессе реализации проекта были использованы разные виды игр с детьми: дидактические, настольные, строительные, театрализованные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, игры драматизации.Приложение 3. фото
1) Реализация проекта
Мини-проект «Все начинается с семечка»
Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.
Конечный продукт: Создание коллекции семян.
Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.
Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»
Роли: огородники, садоводы, исследователи.
Конечный продукт: Посев семян.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.
Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару)
Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дезайнеры, исследователи.
Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.
Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.
Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта)
Роли: лаборанты, исследователи
Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.
Действия вне детского сада: порекомендовать родителям дома посадить семечко для дальнейшего наблюдения за ним. Привлекать детей к ухаживанию за комнатными растениями.
Мини-проект «Создание книжек малышек» совместно с родителями (создать дома одну страничку с любимым овощем или фруктом)
Роли: создатели, исследователи, оформители, рассказчики, слушатели.
Конечный продукт: создание книжек-малышек «Что растет у нас на грядке», «Стихи про фрукты и овощи», «Загадки на грядках», Сказка репка.
Действия вне детского сада: предложить родителям дома рассмотреть дома книги, рассказав об их разнообразии (бывают книги со сказками, стихами, загадками).
Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
Роли: садоводы, огородники, исследователи.
Конечный результат: Выращенные растения.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
2) Презентация проекта
- Фотовыставка « Наш весёлый огород»
- Развлечение «В огород мы пойдем» Приложение 4.
- Просмотр созданного видеоролика «Наш весёлый огород» Приложение 5.
- Вручение дипломов за участие в проекте.
III этап – Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Результаты мониторинга по проекту «Наш весёлый огород»
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Интереса нет или он ситуативен. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания ухаживать за растениями нет.
Первичная диагностика:
- Высокий уровень – 7 детей (31%)
- Средний уровень – 13 детей (56%)
- Низкий уровень – 3 детей (13%)
Повторная диагностика:
- Высокий уровень – 14 детей (61%)
- Средний уровень – 8 детей (35%)
- Низкий уровень – 1 ребенок (4 %)
Выводы: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Использованная литература:
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
- Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
- Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
- Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
- Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
- Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
- Сигимова М.Н. Познание мира растений.
- Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
- Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
- «Дошкольное образование» №16, 2001.
- Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
- Азбука общения развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
- Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
- Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/649718