Проектно-исследовательская работа «Разработка клумбы на пришкольном участке»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Липецка
Проектная работа клумбы на пришкольном участке
Руководитель: Сотникова С.М.
1.1 Мотив выбора и значимость проекта
1.2 Цель и задачи проекта
2.1 Общие сведения о клумбах и цветниках
2.2 История традиций оформления цветников
2.3 Изучение экологического состояния школьного участка
2.4 Изучение видов цветущих растений. План реализации проекта
2.5 Планирование цветников, эскизная проработка
2.6 Правила работы и техника безопасности на приусадебном участке
2.7 Дизайн-анализ и самооценка полученных результатов
1.1 Мотив выбора и значимость проекта.
В жизни каждого ученика — школа – это второй дом. Здесь мы проводим всю первую половину дня, учимся, посещаем кружки, отдыхаем на переменах, гуляем во дворе школы. Ребята нашего ЭО «Трилистник» очень любят школу! Каждому из нас приятно находиться в красивом уютном здании, на благоустроенной пришкольной территории.
Первого сентября школа утопает в цветах… Яркими красками радуют не только букеты, которые принесли ученики, но и цветочные клумбы, разбитые вокруг.
В проекте «Липецк – дизайн – 2019» мы решили изучить историю возникновения традиций оформления цветников, виды цветущих растений, продумать и выполнить проект, согласно которому в этом году будет возможно благоустройство пришкольной территории.
1.2 Цель и задачи проекта
Озеленение и благоустройство пришкольного участка.
Обследовать состояние участка.
Разработать эскизное проектирование школьного двора.
Произвести расчеты и составить смету проекта.
Изучить ассортимент цветочно–декоративных растений и способов их использования для озеленения территории.
Улучшение экологического состояния школьного участка.
Сделать выводы исследования
2.1 Общие сведения о клумбах и цветниках
Цветни́к — участок (ограниченная территория), на котором выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистые цветковые растения , но могут присутствовать также кустарники и небольшие деревья . Среди растений могут быть как собственно цветковые (покрытосеменные) растения , так и представители других растительных отделов — хвойные , папоротниковидные и др.
Цветники используют для украшения садов , парков , а также пространства перед входом в здание. В качестве фона для красивоцветущих или других выделяющихся декоративных растений в цветниках нередко используют газон .
Растения для цветников подбирают таким образом, чтобы их цветки и вегетативные органы гармонировали друг с другом по окраске, форме и размерам, а сами растения — по срокам развития, времени и продолжительности цветения .
В зависимости от растительного состава, характера участка, его геометрии и других факторов выделяют несколько типов цветников.
К пейзажной композиции относятся цветники свободной формы и конфигурации. Их подразделяют на миксбордеры, группы, и массивы. Цветники, запроектированные в регулярном стиле, представляют собой различные геометрические формы и называются: партеры, клумбы, рабатки и бордюры.
2.2 История традиций оформления цветников
В Древнем Египте высоко ценили красоту цветов. Многие растения служили предметом религиозных культов. Ближе всего к нашему времени средневековые цветники в виде — прямоугольных грядок, разделенных полоской стриженого самшита. Часто в монастырских садах выращивали лекарственные растения, высаживая каждый на свою грядку. Такие цветники сохранились в Англии и до наших времен.
В эпоху регулярного стиля преобладали партеры. Французское слово «Parterre» дословно переводится как «цветник», хотя он мог быть и просто зеленым прямоугольником, усеянным травой. Однако зачастую партер заполнялся изысканным рисунком из цветов. Высаживали также цветы по периферии партера в виде широкой цветочной грядки (до 1,5 м шириной). А позже в составе партера появились пышные клумбы в виде отдельных цветников, в которых высота растений возрастала в центр. Клумба, приподнятая над плоскостью газона, завершала высокой и особо декоративным растением, зачастую экзотической — агавой, или пальмой.
В середине XIX в. европейцы ближе познакомились с садово-парковым искусством Востока и в Европу стали проникать идеи пейзажного стиля. Цветники имели более свободную живописную форму, отвечавших сочетанием растений в природе. Сначала яркие пятна цветов на партере оформляли в виде кругов, эллипсов, затем они становились произвольными. В цветники включались камней, водоемы и тому подобное. Композиции становились все выразительнее, острее, оригинальнее.
Дальнейшая история цветников связана с пополнением их новыми растениями. В XIX в. все больше путешественников привозили в Европу раньше неизвестные виды цветов, бурно развивалась селекция новых сортов. Часто виды, которые не выдерживали низких температур, выращивали в оранжереях. Отдельные растения успешно акклиматизировались и дали цветникам необычный экзотический характер.
В 60-х гг прошлого века широко применялись декоративные растения с серебристой листвой, что значительно смягчало цветовые контрасты. В 80-х гг появилась мода на яркую и оранжевую гамму цветников.
С ростом экологического движения получили распространение цветники нового типа – «экосады». Они включали виды растений и кустарников. Поэтому современный цветник — это «мини — сад», в котором совмещен богатый опыт садово-паркового искусства прошлых веков с настоящим.
2.3 Изучение экологического состояния школьного участка.
2.4 Изучение видов цветущих растений
Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу о том, что не все растения одинаково приспособлены к тем или иным условиям произрастания. Так, существует 2 группы цветущих растений светолюбивые и теневыносливые, которым необходимы различные условия освещения.
Светолюбивые растения нуждаются в длительном освещении в течение дня. Они подойдут для незатененной территории участка.
Теневыносливые растения составляют обширную группу. В неё входят и ранние цветы, и те, что цветут до самой поздней осени. Пришкольная территория включает участки, которые сильно затенёны высокими деревьями и постройками, тем не менее, мы смогли выбрать подходящие теневыносливые цветы для сада.
Учитывая необходимость выбора неприхотливых растений, а так же то, что на пришкольной территории есть как освещенные, так и затененные участки, мы остановились на следующих вариантах.
Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razrabotka_klumbi_na_prishkolnom_uchastke_203442.html
«Проект: Ландшафтный дизайн пришкольной клумбы»
Презентация «Проект: Ландшафтный дизайн пришкольной клумбы» Цель проекта:Создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания школьников через совместную деятельность детей, родителей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка.
Просмотр содержимого документа
«»Проект: Ландшафтный дизайн пришкольной клумбы»»
учащаяся 5 «б» класса
учитель МХК и ИЗО.
Земля смеется цветами. Ралф Уолдо Эмерсон
Искусство есть непрестанная попытка соперничать
с красотой цветов — и всегда безуспешно. Марк Шагал.
Лучшим украшением являются цветы, которые пробуждают воображение поэтов и художников, а также просто радуют нас своими яркими красками и приятным благоуханием.
Нефтекумский район- восточный район Ставропольского края,- крайне засушливая степь . Природа и климат не позволяет следовать общепринятым рекомендациям по благоустройству и озеленению территорий.
Но в результате усиленного внимания к этой проблеме, совместного труда жителей и растениеводов района накоплен большой опыт по созданию ассортимента растений и приемов озеленения, специфичных для нашего района.
Огромные усилия тратятся на благоустройство и придание эстетической привлекательности территорий общественных организаций, в частности школ.
Вид школы – не только «зеркало», отражающее социально-экономическое положение аула, но и источник эстетического отдыха, влияющий на настроение, здоровье человека, создающий благоприятный микроклимат.
Создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания школьников, используя коллективно-творческую деятельность детей, родителей и педагогов по улучшению эстетического вида фасадной части школы, за счёт организации многоколлерного цветника правильной геометрической формы.
Цель исследовательского проекта:
1.Изучить имеющийся опыт по созданию ландшафтного дизайна и на основе изученного разработать свой проект школьной клумбы.
2.Организовать работу по созданию школьной клумбы:
а. Обследовать состояние участка.
б. Изучить ассортимент цветочно–декоративных растений и способов их использования для озеленения территории.
в. Разработать эскизное проектирование цветочной клумбы.
г. Произвести расчеты и составить смету проекта.
д. Осуществить план на практике весной.
3.Привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы.
Поскольку услуги ландшафтного дизайнера стоят достаточно дорого, мы решили разработать и осуществить ландшафтный дизайн школьной клумбы силами учеников школы, Учащиеся предлагают выращивать рассаду из семян, из выращенной рассады можно сформировать клумбы, цветники, бордюры, а остаток продать населению аула, что помимо создания эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, будет способствовать воспитанию трудолюбия, любви к школе, бережного отношения к природе, а также может принести экономическую выгоду.
современные формы ландшафтного дизайна
возможности создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей
пришкольная территория МКОУ СОШ№15
- Анализ результатов социологического опроса учителей, учащихся, родителей.
- Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб, и т. д. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории.
- Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.
- Повышение социальной активности учащихся и родителей. Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности. Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
- Повышение социальной активности учащихся и родителей. Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности. Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
- Повышение социальной активности учащихся и родителей. Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности. Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
- Повышение социальной активности учащихся и родителей.
- Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.
- Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.
- Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия.
- Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Сроки реализации проекта:
с января 2017 года
по 30 сентября 2017года.
- социологический опрос;
- анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению;
- исследовательский (определение кислотности почв, ее плодородия и степени освещенности планируемых участков ландшафта);
- практическая деятельность .
1.Измерить школьную территорию, вычертить план клумбы
2.Определить площадь клумбы
3.На плане вычертить основные элементы клумбы
4.Подобрать растения для клумбы
5.Нарисовать эскиз клумбы
6.Разбить участок для клумбы
7.Подготовить почву к высадке растений
8.Высадить растения согласно эскизу
9.Разработать рекомендации по уходу за растениями
10.Оформить материалы в проектную папку
Этапы реализации проекта
II. Основная часть.
1 . Описание объекта исследования.
На территории нашей школы разбиты цветники. Высаживаемые цветы не смотря на уход, не имеют привлекательного вида. Чтобы исправить ситуацию, нужно определить, какой состав почвы.
Его подразделяют на: легкие (песчаные и супесчаные)
тяжелые (глинистые). Чтобы узнать, какая на участке почва, берем пригоршню земли, равномерно увлажняем ее, чтобы по консистенции она напоминала густую пасту, и скатываем «колбаску» толщиной около 3 мм. Затем пытаемся свернуть ее в кольцо и оцениваем, что из этого вышло: почва хорошо скатывается, пластична, кольцо легко сворачивается и держит форму — глинистая, тяжелая ;
почва скатывается в «колбаску», но трескается при попытке сложить ее кольцом — суглинистая ;
почва рассыпается, скатать из нее что-либо цельное не удается, сложить кольцо невозможно — песчаная или супесчаная, легкая .
По механическому составу почва на нашем участке тяжелая суглинистая , так как увлажненная почва хорошо скатывается, пластична ,но трескается при попытке сложить ее кольцом.
Тяжелые почвы богаче питанием, чем легкие. Но после дождя их поверхность схватывается коркой. На них часто застаивается вода, а из-за переувлажнения страдают корни растений. Ее следует улучшить известным способом:
внести песок, торф, опилки, а также навоз, перегной и компост для повышения ее плодородия. Таким образом улучшить механический состав почвы и она станет пригодной для выращивания культурных декоративных растений.
2. Литературный обзор
Что такое ландшафтный дизайн
и каково его назначение?
Ландшафтный дизайн это особый вид озеленения, который служит цели проектирования искусственной территории с использованием природных элементов: рельефа, воды, растительности.
Искусственные ландшафты, созданные по современным дизайн — проектам — это места, где красиво, уютно и ухоженно, ну, и конечно, здесь просто комфортно находиться.
Что такое ландшафтное проектирование?
Под ландшафтным проектированием в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.
Территория нашей школы небольшая, корпус школы в центре. Фасадная часть школы выходит на ул. Советская, которая является одной из центральных улиц аула. Для создания красивого облика школы необходимо ландшафтное проектирование территории.
Стили ландшафтного дизайна:
«Как превратить малопродуктивный пришкольный участок в комфортную экосистему?»
Что выбрать: цветник или клумбу?
Цветник и клумба являются близкими понятиями, но следует знать, что не всякую клумбу можно назвать цветником и, наоборот.
Под цветником понимают площадь, на которой расположены газоны, дорожки, однолетние и многолетние цветущие и декоративно-лиственные растения, а также малые архитектурные формы.
Под клумбой всегда понимается строгое соблюдение геометрической формы площадки, на которой будут высажены растения.
Такие виды ландшафтного дизайна бывают круглыми, прямоугольными либо другой, но обязательно правильной формы.
А вот для цветника форма не имеет никакого значения, и емкость может приобретать необычные очертания и самые причудливые формы.
Клумба – небольшой по площади участок, на котором высаживают все декоративные растения и цветущие однолетники или многолетники в соответствии с задуманным рисунком.
Клумба может быть круглой, овальной, прямоугольной, квадратной, многоугольной формы. Бывают и возвышенные и многоуровневые клумбы.
Клумбы разделяют на регулярные и нерегулярные.
Для регулярных цветников любого вида характерны строгие линии, геометрические формы, четкость рисунка. Важно, чтобы на такой клумбе все растения цвели одновременно.
Нерегулярная клумба засаживается растениями одного или разных видов, нередко цветущих в разное время. Она более естественна и непринужденна, и
Круглая нерегулярная клумба
именно такой вариант клумбы на нашем пришкольном участке
В миксбордер включают как однолетние, так и многолетние растения. Такой цветник располагают вдоль дорожек или строений; Если для рабатки выбирают обычно ограниченное количество видов растений и высаживают их упорядоченными группами, то миксбордер отличается большим видовым разнообразием, и по типу размещения растений это, скорее, цветник нерегулярного типа.
Рабаткой называют цветник в форме ленты, имеющей ширину от 40 — 50 до 100 — 150 см. Чаще всего для рабатки подбирают несколько видов растений, высаживая их полосами или в виде иных геометрических форм. Встречаются и рабатки, разделяющие надвое широкую аллею, например, вот так:
Миксбордер из трав
Как отдельный вид цветника нередко выделяют бордюры. Это узкая сплошная полоса растений одного вида, чаще невысоких.
Основная цель бордюра — придать всей композиции законченный вид. Бордюрами обрамляют и клумбы, и миксбордеры; их используют для оформления дорожек, ими окружают лужайки — словом, везде, где в саду нужно очертить контур какого-либо участка, подойдет цветочный бордюр.
Очень популярный вид цветника — рокарий. Его особенностью являются камни как неотъемлемая часть композиции. Рокарий может включать не только цветы, но и кустарники, и карликовые деревья (чаще всего хвойных пород). Рокарии могут располагаться на ровной поверхности или имитировать скалы, каменистые осыпи; они нередко включают небольшие водоемы, ручьи и даже миниатюрные водопады.
От рокариев следует отличать альпинарии — этот вид цветников подразумевает исключительно растения альпийских лугов и предгорий, и в чистом виде на садовых участках практически не встречается, поскольку создать необходимые для классического альпинария условия любителю чрезвычайно сложно.
Иногда выделяют в самостоятельный тип розарии — цветники, состоящие из одних лишь роз всевозможных видов и сортов.
При подборе растений для озеленения клумбы мы учитывали :
- продолжительность жизни растений (однолетние, двулетние, многолетние);
- декоративный вид, сроки и продолжительность цветения;
- устойчивость к неблагоприятным погодным условиям, болезням и вредителям;
- безопасность растений ( нежелательны посадки ядовитых и сильно душистых растений, при постоянном контакте с которыми возможны аллергические реакции у детей).
На клумбах нужно высаживать неприхотливые, долгоцветущие и засухоустойчивые цветы .
Для озеленения пришкольного цветника были выбраны следующие виды растений: юкка, бархатцы, петуния, ноготки, дубки, астра,, георгины, пионы. Среди названных растений есть однолетники и многолетники.
Выбор растений для клумбы
Уход за растениями на школьной клумбе
Уход за растениями осуществляется в своевременном рыхлении для сохранения влаги почвы, а также регулярном удалении сорняков. Подкормку растений проводили в два этапа минеральными и органическими удобрениями. Первая подкормка проводилась через 2-3 недели после посадки, а вторая – через месяц. Минеральные удобрения вносили в виде раствора: 25-30 г. аммиачной селитры, 50-60 г. суперфосфата и 20 г. калийного удобрения на 1 кв.м.
В ноябре 2016 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший мини — проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 5 – 9 классов.
Конкурс эскизов пришкольных клумб
В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольных клумб, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений.
Анкета социологического опроса жителей аула на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории
Приходилось ли вам посещать пришкольную территорию МБОУ СОШ №15?
Нравится ли вам состояние пришкольной территории МБОУ СОШ №15?
Считаете ли вы, что пришкольная территория нуждается в благоустройстве?
Способствует ли ландшафтный дизайн пришкольной территории экологическому воспитанию учащихся школы?
Готовы ли вы содействовать улучшению пришкольной территории?
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/proiekt-landshaftnyi-dizain-prishkol-noi-klumby.html