Исследовательская работа аптекарский огород

Исследовательская работа «Аптекарский огород»

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор: Журавлева Наталья Геннадьевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 15.68 Mb

МБОУ «Камызякская СОШ №4»

Выполнил: Подымов Александр,

учащийся 4 «Б» МБОУ «Камызякская СОШ №4»

Руководитель: Журавлева Н.Г.,

учитель начальных классов

100 лет… Вековой юбилей отметил Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства в 2011 году.

Сколько знаменитых учёных провели свои исследования в стенах этого заведения! Сколько новых сортов бахчевых культур было выведено нашими земляками! И даже единственный в мире музей «Российский арбуз» находится именно здесь!

Я знаком со многими интересными людьми, работающими во ВНИИОБе, но самое главное, конечно, то, что здесь работает моя бабушка – Зеленцова Мария Михайловна. Когда я спрашивал, чем она занимается, она отвечала просто: «Работаю на огороде».

Однажды я уговорил бабушку взять меня с собой в институт. Очень хотелось посмотреть на бабушкин огород. Каково же было моё удивление, когда вместо привычных на огороде овощей я увидел грядки с разноцветными кустиками, от которых исходил приятный пряный аромат. Оказалось, что это не простой огород, а «аптекарский». Мне стало интересно, почему у огорода такое необычное название, и какие растения там выращивают. Я решил подробнее исследовать историю «аптекарских» огородов.

получить представление об истории возникновения и развития «аптекарских» огородов.

собрать сведения о появлении первых «аптекарских» огородов в России;

исследовать историю «аптекарского» огорода во ВНИИОБе;

выяснить названия некоторых лекарственных трав, изучить их полезные свойства.

Если «аптекарские» огороды появились сотни лет назад,

то, вероятно, все лекарственные растения уже изучены,

и «аптекарские» огороды потеряли свою актуальность.

беседы с работниками ГНУ ВНИИОБа;

сбор информации из Интернета.

  1. Сведения о первых «аптекарских» огородах

На Руси первые «аптекарские» огороды появились в 11 веке. Устраивались они в основном при монастырях. Разводили в таких огородах лекарственные и пряные травы.

В Москве первый «аптекарский» огород появился в 16 веке по приказу Ивана Грозного под стенами Кремля.

В 17 веке царь Алексей Михайлович Романов учредил Аптекарский приказ, который занимался сбором дикорастущих лекарственных трав при посредстве особых сборщиков, так называемых «травников», выезжающих партиями на всё лето для организации сбора трав под наблюдением приказных людей или местных воевод.

В 1706 году на северной окраине Москвы за Сухаревой башней царём Петром 1 был основан новый «аптекарский» огород. Сюда из-под стен Кремля были перенесены лекарственные растения. Позже огород был приобретён Московским университетом и превращён в ботанический сад. В саду сохранились отдельные черты планировки 18 века. Некоторым деревьям по 250-300 лет. Особенно выделяется ива белая, которая считается старейшим деревом в Москве и лиственница, посаженная Петром 1 (см. приложение 1).

В г. Санкт-Петербурге тоже есть Ботанический сад, основанный на месте «аптекарского» огорода, учреждённого Петром 1 в 1714 году для выращивания лекарственных трав и редких и интересных «заморских растений».

Кипучая деятельность Петра 1 затронула и другие города. По его приказу «аптекарские» огороды были созданы во всех крупных городах при воинских госпиталях.

«Завесть в Астрахани аптекарский огород, также сделать оранжерею и держать вывозные из Персии деревья и травы», — так звучал новый указ Петра 1. И в 1720 году в Астрахани появляется свой «аптекарский» огород, который находится в ведении медицинского ведомства.

В дальнейшем возделывание лекарственных и пряно-ароматических растений на Руси стало распространяться, а петровские «Аптекарские огороды» послужили основой для создания аптекарского дела по всей России.

  1. История «аптекарского» огорода во ВНИИОБе г. Камызяка

Первые попытки по созданию «аптекарского» огорода во ВНИИОБе были предприняты в 1969 году. Идея заложить такой огород принадлежала молодому учёному Бочарову Владимиру Никитичу. Владимир Никитич в 1966г. закончил Тимирязевскую Академию и по распределению приехал работать в город Камызяк.

В архивах института сохранилась тетрадь с фотографиями растений первого «аптекарского» огорода.

В 1969 году это были лишь две грядки, на которых росли пряные культуры.

Почему именно пряные? В опытном хозяйстве ВНИИОБа был консервный цех, который занимался переработкой овощей. Для того чтобы улучшить качество консервированной продукции, решили выращивать свои пряные культуры.

В 70-е годы на огороде рос тмин, горчица, любисток, кориандр, базилик, петрушка, хрен, различные виды укропа (см. приложение 2). Консервированная продукция, выпускаемая опытным хозяйством ВНИИОБа, славилась на всю страну.

Но В.Н.Бочаров мечтал создать в г. Камызяке «аптекарский» огород, который был бы известен разнообразием видов растущих в нём растений не только в нашем районе, но и за его пределами. В 80-х годах учёный предпринял следующую попытку.

Читайте также:  Простые проекты садовых беседок

На полях опытного хозяйства отдел, возглавляемый Бочаровым В.Н., расширяет ассортимент изучаемых культур. Они начинают выращивать пустырник, щавель, мелиссу, валериану, тысячелистник, эстрагон, душицу, шпинат (см. приложение 3). Увеличивается площадь посева. Владимир Никитич создал вокруг себя команду единомышленников. В 1985 году учёный расширяет свою исследовательскую деятельность, заведующей «аптекарским» огородом становится Ткачёва Алевтина Ивановна – старший научный сотрудник.

90-е годы для нашей страны – годы экономического кризиса. Многие исследования учёных были прекращены из-за нехватки денежных средств. «Аптекарский» огород во ВНИИОБе находится на грани закрытия. Но В.Н.Бочарову удаётся отстоять своё детище. «Аптекарский» огород переносят на территорию ВНИИОБа (см. приложение 5). С 2000 года им заведует моя бабушка. За прошедшие годы количество видов растений увеличилось. Сейчас на огороде растут 54 вида растений, каждому из которых отведена своя грядка. О некоторых из них я хочу рассказать.

Артишок посевной начали выращивать более 500 лет назад. Родиной его считают Эфиопию, откуда он попал в Египет, а затем в Европу.

Римляне заметили благоприятное влияние этого растения на пищеварение.

Древние арабы принимали сок из листьев артишока для улучшения работы печени, для лечения воспаления лёгких.

В средние века растение применяли как противоревматическое средство. В Россию артишок был завезён по указанию Петр 1, его начали использовать как средство, способное «излечить желтуху, отёки, боль в суставах, очистить засорённые печень и почки».

В современной медицине из листьев этого растения получены лекарственные препараты. Которые применяют для лечения желтухи, желчекаменной болезни, гепатита, аллергических заболеваний.

Одним из самых загадочных растений на «бабушкином» огороде является лафант. На огороде он появился совсем недавно, в 2006 году.

Первым узнал и предложил выращивать это растение доктор сельскохозяйственных наук, профессор биологии Фурсов Виктор Николаевич (см. приложение 4).

Учёный много сделал по изучению полезных свойств лафанта.

Лафант – многолетнее травянистое растение. Во многих странах применяют его в медицинских целях.Одно из главных свойств этого уникального растения – защита всей иммунно-биологической системы человека за счет наличия в нем антиоксидантов и целебного эфирного масла, обладающего способностью связывать токсины и выводить их из организма, очищая и омолаживая его. Лафант улучшает пищеварение, обладает бактерицидным и успокаивающим свойствами. Изучение лафанта анисового в Астраханской области является актуальным и своевременным исследованием.

Моя гипотеза оказалась ошибочной. Развитие «аптекарских огородов» в нашей стране не утратило своей актуальности и сегодня. Полезные свойства многих растений полностью не изучены, поэтому учёные работают над их исследованием. Мне кажется, в недалёком будущем человечество полностью перейдёт на препараты растительного происхождения, так как они, в отличии от химических лекарств, не наносят никакого вреда организму человека. Поэтому нужно беречь, изучать лекарственные растения, разводить их в садах и огородах, и, может быть, они «откликнутся» на нашу заботу и помогут людям избавиться от всех болезней.

1. История Астраханского края: Монография. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000г.

2. Крейер Г.К. Культура лекарственных растений/Г.К. Крейер, В.В. Пашкевич.-Л-М.:Огиз,1934.

3. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высш. школа, 1992.

Источник статьи: http://www.infouroki.net/issledovatelskaya-rabota-aptekarskiy-ogorod.html

Аптекарский огород
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект создан на Актуальную тему по здоровьесбережению,реализовывался на базе сельского ДОУ в Алтайском крае.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_podgotovitelnaya_gruppa_-_kopiya_-_kopiya.docx 2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей. Проект «Огород на окне».

Данный материал — это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления.

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско.

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск.

Конспект занятия используемого вместе с мультимедийной программой power point с анимацией Зайки и с воспроизведением вставленного звука.

Презентация: обьект на экологической тропинке дошкольного учреждения ГБОУ Школа №2009, СП№6.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/09/21/aptekarskiy-ogorod

Проект «Аптекарский огород»

Актуальность

Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Поэтому на территории нашего детского сада был разбит огород аптекарских трав.

Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для человека. Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.

Цель: расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.

Задачи:

Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе)

Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по теме

Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)

«Чтение художественной литературы»

Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности

Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения. Познакомить с технологией изготовления народной куклы Травницы-Кубышки

Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца)

Формировать умения и навыки по уходу за растениями

Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав — не употреблять в пищу неизвестные растения.

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/proiekt-aptiekarskii-oghorod.html

Проектная деятельность «Аптекарская грядка»

Мария Артамонова
Проектная деятельность «Аптекарская грядка»

Паспорт проекта

Автор проекта: Артамонова М. А.

Название проекта: «Аптекарская грядка»

Продолжительность проекта: Один месяц

Тип проекта: Познавательно – исследовательский, творческий

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 5- 6 лет

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей

недостаточно знаний о лекарственных растениях.

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Цель проекта Создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта • Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Итоговое мероприятие проекта Викторины «Знатоки лекарственных трав»

Продукт проекта Создание «Именной книги о лекарственных растениях»

Ожидаемые результаты по проекту — Расширились знания о лекарственных растениях.

— У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе, о бережном отношении к ней.

— Обогатился словарный запас детей

— Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед, опросов.

— составление перспективного плана мероприятий проекта на месяц;

— подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

— подборка иллюстраций лекарственных растений;

подготовка материала и оборудования: тетради и альбом для оформления результатов наблюдения;

— дать рекомендации родителям.

Рассматривают иллюстрации, энциклопедии, книги.

Обсуждают,Высказываются по данной теме. Наблюдают за аптекарской грядкой на прогулке и в выходные дни за лекарственными растениями вместе с родителями.

Вместе с детьми рассматривают иллюстративный материал и наблюдают за объектом исследований – лекарственными растениями. Читают предложенную художественную литературу.

Сбор фотографий и иллюстраций о лекарственных растениях

Беседа «Лекарственные растения».

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями (презентация).

чтение и отгадывание загадок о лекарственных цветах и травах, составление своих загадок по данной теме.

Чтение: «Сказка про лекарственные растения» (автор: П. А. Синявский), а также рисование иллюстраций к данной сказке.

Беседа «Солнце. Воздух и вода – наши лучшие друзья».Цель: закрепить представления об основах безопасности собственной жизнедеятельности в летний период.

Ситуативные беседы об осторожности и правилах безопасности при работе с землёй, с водой и лейкой.

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

Ю. Чичков «Волшебный цветок» и «Это называется природа»

Ю. Антонов «Не рвите цветы»

П. И. Чайковский «Цикл времена года» «Вальс цветов»

М. Протасов «Одуванчики»

Посадка лекарственных цветов и трав в заранее подготовленную землю.Закрепление понятий: семена, ростки, всходы, саженцы…

Беседа-рассуждение «Как и зачем надо ухаживать за растениями на улице».

Полив клумбы с лекарственными травами.

Дидактическая игра «Сложи картинку» — предложить для складывания изображения лекарственных трав и цветов.

Подвижные игры на улице: «На одной ножке вдоль дорожки», «Ловишки на одной ножке», «Ловишки с ленточкой» и другие по желанию детей.

Изготовление для игры «Аптека» коробочек с лекарственными растениями.

По мере ознакомления детей с разными лекарственными растениями наклеить на коробочки-муляжи картинки с изображением и названием лекарственных трав и цветов.

• А. Онегова «Тропинка полевая»

• В. Бианки главы из книги «Лесная газета»

• М. Пришвин «Кладовая солнца», «Этажи леса»,

Цель: продолжать развивать интерес к рассказам и стихам о природе, воспитывать любовь к природе и родному краю.

Познавательные беседы о лекарственных травах и цветах

(«Ромашка аптечная», «Подорожник», «Одуванчик», «Зверобой трава от ста недуг», «Мать-и-мачеха»,

«Календула наш друг», «Крапива друг или враг», «Мелиса», «Мята» и другие) с использованием презентации «Лекарственные растения».Цель: знакомить детей с разнообразием лекарственных растений, расширять знания о пользе лекарственных растений.

«Друг или враг?» беседа о съедобных и несъедобных растениях.

Цель: Научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать по внешним признакам, по запаху, строению одно лекарственное растение от другого

Познавательно-практическое занятие «Зелёная аптека».Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение):

«Я-крапива…» т. д.Цель: развивать речь детей, мышление, сознательное и бережное отношение ко всему живому.

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

«На участке ищем полезные растения»

«Где лучше растут растения?»

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Дидактическая игра «Узнай по описанию» с целью закрепить умения различать растения по их внешнему признаку.

Дидактическое упражнение «Определи по запаху»

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Дидактическое упражнение «Помоги себе и другу».Цель: упражнять в оказании элементарной медицинской помощи, воспитывать бережное отношение к здоровью.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

Игра «Съедобное — несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Рисование «Лекарственные цветы и травы» (по желанию детей)Цель: учить передавать в рисунке впечатления после беседы о том или ином растении.

Рисование «Подорожник – наш друг».Цель:учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями.

«Одуванчик» — объёмная аппликация.

Цель:учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях совместно с детьми.

Подведение итогов проекта.

Проведение викторины «Знатоки лекарственных трав»

Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).

Создание «Именной книги»

Цель: составить копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

Прикреплённые файлы:

prezentacija-aptekarskaja-grjadka_02dhv.pptx | 22058,05 Кб

Проектная деятельность в ДОУ Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации.

Фотоотчет «Проектная деятельность» Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в.

Проектная деятельность «Игрушки» МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 8 «Лебёдушка» Воспитатель: Шаблий Лидия Игоревна Дата реализации проекта: 21.03.2016-25.04.2016.

Проектная деятельность «Я садовником родился» Задачи: 1. Сформировать мотив участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта. 2. Расширять и обобщить знания детей о садовых.

Проектная деятельность «Широкая Масленица» Проектная деятельность на тему: «Широкая масленица». Тип проекта: творческий, информационно-познавательный. Продолжительность проекта:.

Проектная деятельность «Пуговица-чудесница» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Проект «Пуговица-Чудесница» Выполнила: воспитатель.

Проектная деятельность «Сказки» Сценарий спектакля по сказке В. Сутеева «Мешок яблок» (средняя группа 4 – 5 лет) Воспитатель Хайруллина МВ Цель: воспитание ценностных.

Проектная деятельность «Снеговик» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Проект ТЕМА: «Снеговик» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЕ РАЗВИТИЕ СРЕДНЯЯ.

Проектная деятельность в ДОУ Проектный метод в деятельности ДОУ Актуальность: Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

Проектная деятельность «Волшебница соль» Технологическая карта проекта: Название проекта «Волшебница соль» Тип: Познавательный, исследовательский Вид: Индивидуальный Срок реализации:.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-aptekarskaja-grjadka.html

Читайте также:  Оборудование клумб для цветов
Оцените статью