- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2020 г. N 564 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов»
- Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов
- I. Общие положения
- II. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов
- Как защитить городской лес
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2020 г. N 564 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов»
В соответствии с частью 3 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 31, ст. 5028) и подпунктом 5.2.102 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635) приказываю:
1. Утвердить Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, согласно приложению к настоящему приказу.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов
I. Общие положения
1. На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса 1 .
2. Защитные леса, расположенные на землях населенных пунктов, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации 2 .
3. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами 3 .
4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях населенных пунктов, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами 4 .
II. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов
5. В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и выполняемыми ими полезными функциями.
6. В защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается проведение сплошных рубок, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации 5 .
7. При выборочных рубках лесных насаждений, расположенных на землях населенных пунктов, за исключением выборочных санитарных рубок, осуществляются рубки очень слабой, слабой и умеренной интенсивности 6 , обеспечивающие формирование и сохранение сложных и разновозрастных лесных насаждений.
При проведении мероприятий по уходу за лесами, расположенными на землях населенных пунктов 7 , не допускается проведение чересполосных постепенных рубок и реконструкция малоценных лесных насаждений путем сплошной рубки.
В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, очистка лесосек при всех видах рубок должна осуществляться способами разбрасывания измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий или вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки 8 .
8. Требования к рубке лесных насаждений в городских лесах устанавливаются Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничествах, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
9. В защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается использование токсичных химических препаратов.
10. При определении видов использования лесов, допустимых к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, учитываются правовые режимы защитных лесов, установленные статьями 111-116 Лесного кодекса Российской Федерации.
11. Предотвращение распространения на земли населенных пунктов, на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999) и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2019, N 52, ст. 7805) 9 .
12. Основными мерами предупреждения и ограничения распространения пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, являются проведение противопожарных мероприятий (устройство противопожарных минерализованных полос, прочистка просек, содержание противопожарных заслонов, устройство лиственных опушек, регулирование породного состава лесных насаждений, благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации), установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях населенных пунктов 10 .
В целях предупреждения пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются проведение выборочных санитарных рубок, уборка неликвидной древесины (древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий), проведение пропаганды в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
13. Защита лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено другими федеральными законами 11 .
14. В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление авиационных работ по борьбе с вредными организмами.
15. Уборка неликвидной древесины не проводится в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, в которых сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины является необходимым для выполнения полезных функций лесов, если при этом не создается угроза возникновения очагов вредителей или болезней и не нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные в соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации.
16. Воспроизводство лесов и лесоразведение на землях населенных пунктов осуществляются путем лесовосстановления в соответствии с Правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, ухода за лесами в соответствии с Правилами ухода за лесами, установленными в соответствии с частью 3 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации, и лесоразведения в соответствии с Правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации.
17. Работы по лесовосстановлению или лесоразведению в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, включают в себя создание лесных культур с применением сеянцев, саженцев с закрытой корневой системой.
В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, целевыми породами являются местные древесные породы, соответствующие и учитывающие лесорастительные условия, которые указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества.
18. Лесовосстановление, уход за лесами и лесоразведение на землях населенных пунктов осуществляются в объемах и на площадях, определенных в лесохозяйственных регламентах лесничеств.
1 Часть 1 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).
Источник
Как защитить городской лес
Во многих городах расположены земельные участки с густо произрастающими на них деревьями и иными зелеными насаждениями. Жители привыкли считать такие земельные участки лесом, но при этом официального статуса городского леса у земельного участка нет, а следовательно, вырубка под последующее ведение хозяйственной деятельности вполне возможна. Более того, случаи сплошной вырубки зеленых насаждений на землях населенных пунктов, которые предназначены для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации) являются обычным явлением. Довольно часто борьба с начавшимися сплошными вырубками на указанных землях не дает результатов, кроме компенсационного озеленения. Поэтому если в вашем городе имеется скопление зеленых насаждений, не имеющих статуса городского леса (согласно ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам), то для защиты зеленых насаждений от сплошной вырубки можно добиться придания соответствующему земельному участку статуса городского леса. В действующем законодательстве Российской Федерации нет четких критериев, какому количеству растущих рядом зеленых насаждений можно присвоить статус городского леса, за исключением определения ГОСТ 18486-87 «Лесоводство. Термины и определения», в котором «Лес – это элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности деревьев, занимающих доминирующее положение, кустарников, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду». Поэтому при обращении внимания соответствующих органов на необходимость придания земельному участку статуса городского леса необходимо сначала убедиться, соответствует ли указанный участок определению, данному в ГОСТ. Исходя из норм федерального законодательства, указанных ниже, для придания земельному участку статуса городского леса необходимо обращаться в органы местного самоуправления. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Положениями ст. 84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В соответствии с ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса, лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Таким образом, необходимо направить администрации города, в котором находится земельный участок, предложение провести в отношении земельного участка, обладающего признаками леса, лесоустройство, разработать, принять и утвердить лесохозяйственный регламент, обеспечить ведение лесного реестра, обеспечить осуществление муниципального лесного контроля и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации по созданию и охране городских лесов. В случае получения отрицательного ответа необходимо обратиться в местную (межрайонную) природоохранную прокуратуру с просьбой о проверке соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. И в случае, если в ходе прокурорской проверки будет установлено, что администрацией города не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении городских лесов, отсутствуют материалы лесоустройства, не оформлено право собственности, не установлены границы земельных участков, занятых городскими лесами, то природоохранный прокурор вправе обратиться в суд для возложения обязанности на администрацию города произвести необходимые действия по приданию статуса городского леса соответствующему земельному участку.
Подготовила Юлия Ключкина
Источник