Использование_лесов_является_платным

Платность использования лесов.

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Плата за пользование лесными ресурсами устанавливается в виде лесных податей за определенный вид лесопользования или арендной платы за участок лесного фонда, передаваемый в пользовании на определенных срок. Для целей взимания платы за пользование лесными ресурсами Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню. Субъекты Российской Федерации на основании минимальных ставок платы устанавливают свои региональные ставки платы, которые представляют собой нормативную или назначенную государством цену леса на корню при его продаже лесопользователям.

В литературе цена леса, который еще не срублен, но продается для целей вырубки, называется корневой стоимостью леса, а плата за лес на корню — попенной платой. До введения в нормативные документы термина «лесная подать» у нас в стране плата за лес, продаваемый на корню, называлась «попенной» платой.

Для выявления рыночных цен на лес разрешена продажа леса на корню на лесных аукционах. Цены на лес, складывающиеся на лесных аукционах называются аукционными. Они представляют собой рыночную стоимость древесины, продаваемой на корню. Их уровень существенно превосходит уровень цен на лес, установленных на основании минимальных ставок лесных податей. Так в 2001 году уровень аукционных цен в среднем превысил стоимость леса, проданного по минимальным ставкам в 4-4,7 раза. При средней аукционной цене древесины 80 руб. за м3 в 2001 году, ее величина достигать в отдельных регионах 250-360 руб. за м3.

Оценка стоимости лесных ресурсов может проводиться в разных целях. Основными целями оценки лесных ресурсов является:

— определение платы за использование лесных ресурсов;

— определение цены сделки по продаже в собственность лесных земель (сейчас такая процедура не предусмотрена, но возможно в скором времени продажа леса в частную собственность станет возможной;

— установление платы за получение права аренды или концессии участков лесного фонда;

— определение эффективности проектов использования лесных земель и эффективности систем ведения лесного хозяйства;

— определение эффективности проектов заготовки и переработки леса;

— оценка экологического ущерба и эффективности природоохранных проектов;

— определение оборота рубки.

В силу многоцелевого характера использования лесных земель количество целей и задач определения стоимости лесных ресурсов и лесных земель может быть значительно больше, чем в приведенном перечне.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Читайте также:  Ягодный_смузи_со_сливками

Источник

Комментарий к СТ 94 ЛК РФ

1. Согласно ЛК РФ использование лесов является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

———————————
Об арендной плате см. подробнее: Ялбулганов А.А. Лесопользование в России: регулирование арендных отношений // Гражданин и право. 2010. N 7. С. 50 — 55; Лесопользование в России: регулирование имущественных отношений / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2010.

2. Последовательность установления платы по договору купли-продажи лесных насаждений связана с требованиями лесного и гражданского законодательства, и процедура определения ее итогового размера зависит от многих факторов.

Во-первых, основанием возникновения данной платы является договор купли-продажи лесных насаждений. По указанному договору в соответствии с ЛК РФ и ГК РФ осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать одного года.

Во-вторых, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начальной цены заготавливаемой древесины). Победители аукциона получают право на заключение такого договора.

В-третьих, при заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Все вышеизложенные положения распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. При этом особенность заключается в том, что граждане имеют право пользования лесами, включая заготовку древесины и другие виды использования, также на основании договора аренды лесных участков. Граждане не могут получать в частную собственность лесные участки, по крайней мере это следует из витиеватых и порой противоречивых норм ЛК РФ. В частной собственности может оказаться только заготовленная древесина — как по договору аренды лесного участка, так и по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

3. Статья 76 ЛК РФ устанавливает, что плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы. Таким образом, до определения итоговой суммы платы с учетом всех поправочных и иных коэффициентов необходимо установить минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины (ч. 2 ст. 76 ЛК РФ). Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Читайте также:  Какого_цвета_гриб_рыжик

Возникает естественный вопрос: как соотносятся начальная цена предмета аукциона (заготавливаемой древесины) и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений? Этим вопросом озаботилось и Министерство природных ресурсов РФ .

———————————
См.: письмо МПР России от 19.06.2007 N 01-09-29/5934 «О начальной ставке платы за древесину на аукционе».

В своих разъяснениях МПР России отмечает, что положения ст. ст. 73, 76 и 79 ЛК РФ не содержат однозначного ответа на вопрос о том, должна ли начальная цена предмета аукциона определяться по ставкам платы, утверждаемым Правительством РФ, либо субъект РФ имеет право самостоятельно установить начальную цену путем применения повышающих коэффициентов к указанным ставкам платы.

С соответствующим запросом МПР России обратилось в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

В ответе на запрос отмечается, что начальная цена предмета аукциона не может быть меньше определяемой на основании минимального размера платы.

С учетом ответа на запрос МПР России высказало позицию, согласно которой субъект РФ вправе самостоятельно определять начальную цену предмета аукциона, имея в виду, что в соответствии с положениями ст. ст. 73, 76 и 79 ЛК РФ эта цена не может быть ниже минимальной, рассчитанной на основании Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.

Таким образом, по мнению МПР России, начальная цена предмета аукциона не может быть ниже минимальной цены, однако, как нам представляется, она может быть выше минимальной цены, установленной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 .

———————————
До принятия Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 начальная цена предмета аукциона устанавливалась организаторами, что часто вызывало недовольство участников аукционов и, как следствие, приводило к судебным разбирательствам. См., например: Постановление ФАС Центрального округа от 22.04.2008 N Ф10-1021/08 по делу N А09-4312/07-10.

Данная схема применима в случае, если органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (как организаторы аукциона) не определили начальную цену предмета аукциона и минимальные ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся соответственно в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности.

Однако субъекты РФ не торопятся реализовывать свои полномочия по установлению минимальных ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в их собственности. Некоторые субъекты РФ предусматривают в своих законах только порядок установления минимальных ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в их собственности .

Читайте также:  Едим_дома_печенье_с_клюквой

———————————
См.: Закон Тульской области от 05.12.2007 N 917-ЗТО «О лесах Тульской области»; Закон Республики Башкортостан от 20.11.2007 N 486-з «О регулировании лесных отношений в Республике Башкортостан».

Вместе с тем не допускается установление органами государственной власти субъектов РФ региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ .

———————————
См., например: Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2010 N 11-Г10-16 «Об отмене решения Верховного суда Республики Татарстан от 31.05.2010 и признании недействующим Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2009 N 815 «Об утверждении порядка установления региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Татарстан».

4. Согласно ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений, а размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со ст. ст. 73 и 76 ЛК РФ (см. комментарий к ст. ст. 73 и 76 ЛК РФ).

Источник

Статья 94 ЛК РФ. Платность использования лесов (действующая редакция)

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Судебная практика по статье 94 Лесной кодекс РФ:

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды с учетом статей 71, 72 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации статей 309, 310, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установив отсутствие доказательств внесения арендатором платы за пользование лесным участком в размере, согласованном условиями заключенного между сторонами договора, взыскали долг и пени.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 424, 450, 452, 614, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 71, 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что приняв обязательства по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 № 528, общество «Мошинское лесное хозяйство» выразило свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями, в том числе повышающими коэффициентами.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения статей 9, 21, 24, 45, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что использование земельных участков для эксплуатации линейных объектов без их представления не допускается.

Источник

Оцените статью