Интегрированная группа в дошкольном учреждении: быть или не быть?!
коледюк марина
Интегрированная группа в дошкольном учреждении: быть или не быть?!
В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становится все более востребованным родителями для детей дошкольного возраста. Поэтому с каждым годом увеличивается количество интегрированных групп в учреждениях дошкольного образования, что позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью. В 2020/2021 учебном году в ГУО «Ясли-сад № 10 г. Новогрудка» начала работу старшая интегрированная группа.
Публикация «Интегрированная группа в дошкольном учреждении: быть или не быть?!» размещена в разделах
Далеко не все родители согласились оставить своих детей в этой группе. Одни не знали что это такое, другие боялись детей с «особенностями». Это еще лишний раз говорит о том, что не все в нашем обществе готовы принимать «особенных» детей. Но это выбор каждого. Некоторых привлекло меньшее количество детей в группе. Первые время настораживало то, как поведут себя дети и родители разных детей, как произойдет их встреча, общение. Поначалу воспитанникам было трудно найти контакт. Мы, воспитатели, всячески старались помочь, выступая проводниками между детьми, вовлекая их в совместную деятельность, привлекая всех ребят к помощи и обучению деток с ОПФР. И это дало свой результат: со временем дети сами стали проявлять внимание к особенным малышам, и общение наладилось. Ребята посещали кружок по декоративно-прикладному искусству, где с удовольствием рисовали, лепили, клеили. Большой интерес вызывали занятия физической культурой и музыкальное искусство. Воспитанники с особенностями в развитии к концу года пытались вместе со всеми петь песни, танцевать. Много радости доставляли их ответы во время специально организованной деятельности.
Основной целью работы нашей группы интегрированного воспитания и обучения являлась реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями. На протяжении учебного года работники учреждения стремились развивать потенциальные возможности детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; речевые, моторные, социальные способности, позволяющие снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию; формировали позитивное отношение к детям с особенностями развития, создавали психологически комфортную среду в учреждении. Специалисты оказывали консультативную помощь семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития.
Проанализировав работу в интегрированной группы — веришь в успешность адаптации особенных ребят, в то, что каждый день «особенного» ребенка мы делали лучше предыдущего. И у нас это получилось!
воспитатель дошкольного образования
яслей-сада №10 города Новогрудка Гродненской области,Беларусь
Физкультурный досуг «Чтоб здоровым и сильным быть — нужно со спортом дружить!» (средняя группа) Мы очень рады не только тому,что наступило долгожданное ЛЕТО,но еще и тому,что стали чуточку взрослее,умнее,сильнее!Вот поэтому,совместно.
Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт » Окна Победы» в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.
Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.
Конспект НОД по формированию гендерной принадлежности «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» в старшей группе Цель: выявить и закрепить понятия ребёнка о себе, как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков.
Лэпбук «Если хочешь быть здоров…» (средняя группа) Уважаемые коллеги, доброго всем времени суток! Представляю вашему вниманию лэпбук о здоровье. Ранее я уже писала, что лэпбук является отличным.
Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.
Песочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.
Развивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.
Секреты оформления окон к праздникам в дошкольном учреждении Воспитатель всегда ищет новые, нестандартные подходы, средства и методы, чтобы заинтересовать ребёнка, расширить границы его возможностей,.
Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.
Источник
Интегрированные группы в детском саду
Модели интегрированного обучения и воспитания, при которой все дети с особыми потребностями (не только с особенностями психофизического развития) включены в общую систему образования и развиваются, обучаются в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях вместе со своими сверстниками, раньше не было. Ребенок с ОПФР (особенностями психофизического развития) не имел никаких шансов обучаться со своими ровесниками в детском саду или школе. Как же процесс интеграции проходит на практике?
— Что значит «интегрированная группа»?
— Группа, где дети с ОПФР прибывают совместно с другими ребятами. Детки с особенностями в развитии учатся жить в обычной социальной среде, развиваться вместе со своими сверстниками.
— Есть ли какие-то отличия интегрированной группы от обычной?
— Общее количество детей меньше, чем в массовой группе. Если, к примеру, в обычной группе 20 малышей, то в интегрированной – 12. Из них деток с ОПФР – 3-4. С особенными ребятами дополнительно занимается дефектолог.
Все режимные моменты, занятия с ребятами проходят в обычном распорядке.
-Если поподробнее, в чем же особенности интегрированной группы с практической стороны?
— Малыши с ОПФР требуют внимания в разы больше, чем остальные дети. Им необходимо полное сопровождение во всех режимных моментах (особенно первый год пребывания в детском саду). На занятиях (рисование, лепка и т.д.), которые проходят в групповой форме, чтобы добиться результата, с особыми детками все действия выполняются за руку. Параллельно нужно удерживать внимание и помогать остальным ребятам. И не в том дело, что тяжело педагогу, а печально, что ни те, ни другие ребята не могут полноценно научиться, понять, освоить.
— А если говорить про внешние условия, обстановку (мебель, оборудование, игрушки) есть какие-то особенности?
— Чем точно не отличается интегрированная группа, так это обстановкой. С одной стороны, вроде так и должно быть, ведь мы особенных детей адаптируем к повседневной социальной среде, но с другой стороны никуда не уйдешь от того, что особенным детям нужно особое развитие, обучение, которое проходит по специальным программам, а значит обстановка и оборудование в группе должно быть соответствующими.
То же самое можно сказать и о методическом обеспечении для педагогов, и о материале и оборудовании для специализированных занятий.
Для особенных детей необходим специальный материал для занятий, чтоб максимально задействовать их восприятие. Для них важна наглядность, тактильность, звук у предложенного материала (т. к. внимание у них неустойчивое).
— Все находящиеся дети в группе с ОПФР имеют одинаковые особенности в развитии?
— Особенности развития у детей могут быть разные. И в этом тоже своя сложность, как для самих малышей, так и для педагога. Поясню: получается так, что, имея разный вид особого развития, они друг у друга могут перенимать неправильное поведение (например, детки с синдромом Дауна, у которых развито подражание, повторяют за детьми с расстройством аутистического спектра, однотипные ритуальные движения). С точки зрения образовательного процесса, если в группе малыши с разными диагнозами, их развитие и обучение проходит соответственно по разным программам. Педагогу приходится работать по 3 программам (включая программу для массовой группы) одновременно. Даже если не касаться программ, каждая особенность в развитии требует своего подхода для освоения одного и того же навыка разными малышами.
-А как дети взаимодействуют между собой?
— Поначалу ребятам трудно найти контакт. Взрослые, конечно, всячески стараются помочь, выступая проводниками между детьми, вовлекая их в совместную деятельность, привлекая всех ребят к помощи и обучению деток с ОПФР. И это дает свой результат: со временем дети сами проявляют внимание к особенным малышам, и общение налаживается.
— А как родители обычных детей относятся к интегрированным группам?
— Далеко не все родители охотно отдают своих детей в такую группу. В основном их привлекает меньшее количество детей в группе. Многие по истечению какого-то времени, переводятся в массовые группы. Это свидетельствует о том, что еще не все в нашем обществе готовы принимать разных людей, детей. Но это выбор каждого. Детская психика еще очень уязвима. Если вокруг находится больше деток с особенностями в поведении, то дети, склонные во всем к подражанию, могут перенимать некоторые манеры неправильного поведения.
В результате получается, что обычных детей столько же, сколько и особенных малышей, а то и меньше. Хотя по правилам комплектации группы, количество детей без особенностей должно преобладать над количеством детей с ОПФР, чтобы особые ребята могли социализироваться в обычную среду, а не наоборот.
В любом случае у обычных деток и их родителей есть выбор, посещать интегрированную группу или нет. У особенных детей — выбора нет.
— То есть дети с ОПФР могут посещать только интегрированную группу, получая дошкольное образование в учреждении общего типа?
— Да. Но количество таких групп ограничено и найти что-то возле дома непросто, поэтому многим родителям приходится возить детей через весь город.
— Обучение и развитие детей с ОПФР в интегрированной группе идет по отдельным программам?
Для каждой категории — специальные образовательные программы. Сложность пока только в том, что нет такой программы для детей с расстройствами аутистического спектра, в принципе ее и не может быть общей. Дети с аутизмом все разные и для каждого должен быть отдельный алгоритм развития и научения.
— Как организовывается работа в группе с такими ребятами?
— Эти ребята требуют индивидуального подхода во всем. Им сложно заниматься в группе с другими детьми, для них в основном эффективно только индивидуальное обучение и развитие. Не так давно в интегрированные группы стали вводить тьютора (воспитатель-сопроводитель) для малышей с аутизмом.
Также для таких ребят нужно создавать специальную среду. Какие-то отдельные фрагменты комфортной среды в интегрированной группе для детей с аутизмом создать можно, и они посильно создаются. Но идеальные условия для их обучения сложно организовать (отдельная пустая комната с белыми стенами, например).
Общие режимные моменты не всегда подходят деткам с аутизмом. Зачастую у них нарушен сон, а другим детям дневной сон необходим. Также они избирательны в еде: общую пищу детского сада не кушают. То есть, нахождение весь день в общем детском учреждении для малышей с аутизмом проблематично, но с другой стороны родителям ведь тоже нужно работать.
— Подводя итог, получается, что на практике интеграция деток с ОПФР проходит непросто…
— Интегрированное образование в первую очередь должно помочь деткам, которые имеют особенные потребности, научиться максимально самостоятельно жить в социуме. Но пока даже отдельная помощь в их адаптации есть не всегда. Поэтому, создавая инклюзивное образование, нельзя забывать о грамотном подходе с практической стороны, начиная от комплектации групп детьми и организации работы в таких группах как интегрированная, оснащение групп необходимым оборудованием и материалом, и заканчивая повышением квалификации специалистов, открытием образовательных и развивающих центров, информационной поддержкой родителей и общества в целом.
А это под силу только государству, впоследствии сделать так, чтобы красивое слово «инклюзив» было не просто словом на бумаге, а реализовалось в жизнь, тогда, возможно, и общество будет на равных принимать всех с любыми особенностями.
А пока, успешность в адаптации особенных ребят – это в основном заслуга их родителей, которые, не рассчитывая на помощь государства, несмотря на все сложности, находят пути развития своих деток, чтобы каждый день своего ребенка сделать лучше предыдущего!
Источник