Ингушские дома с навесом

Ингушские дома с навесом

1 Маленькая Республика Ингушетия находится на юге России.

Этот удивительный край славится не только красивой природой, но и гордыми жителями.

2.Ингуши до сих пор с почтением относятся к своим древним обычаям и традициям, бережно их сохраняя.

3.Русское название республики происходит от наименования народа ингушей, который русские так назвали, в свою очередь, из-за села Ангушт, которое к тому же находится на территории современной Грузии.

4.Самоназвание народа ингушей звучит примерно так: галгай или халхай.

5.Из всех республик в составе России Ингушетия — самая маленькая. На неё приходится всего 0,02% российской территории.

ГОРОД МАГАС — СТОЛИЦА ИНГУШЕТИИ

6.Столица Республики Ингушетия, город Магас, был специально построен для того, чтобы взять на себя эту роль. В нём проживает около 9 тысяч человек, то есть примерно 2% всего населения республики.

7. Современная ингушская столица, Магас, является самым малонаселённым, маленьким и молодым административным центром в России.

8.Ингушский язык в Ингушетии имеет официальный статус наряду с русским.

9. Письменная форма ингушского языка появилась только в прошлом веке.

10. В ингушском языке есть слово обозначающее море, хотя выхода к нему Ингушетия сегодня не имеет. Также есть названия таких рек, как Волга, Дон и Нил.

11.Географически Ингушетия располагается в самом центре Кавказа.

ГОРНЫЕ РАЙОНЫ ИНГУШЕТИИ

12. Многие горные районы республики очень труднодоступны. Какая-никакая связь с ними появилась лишь в конце XX века.

13. Самое большое сельское поселение в мире — станица Орджоникидзевская Республики Ингушетия. Население 70 тысяч человек.

14. На территории современной Ингушетии в XIII-XIV веках находилась ставка ханов Золотой Орды.

15. Из всех субъектов Российской Федерации доля русского населения ниже всего именно в Ингушетии. Русских тут менее 1% населения.

ХРАМ ТХАБА-ЕРДЫ В ИНГУШЕТИИ

16. Расположенный в Ингушетии храм Тхаба-Ерды, построенный более 1100 лет назад, является самым древним христианским храмом на территории России.

17. 98,5% ингушей мусульмане. Ингуши-христиане (бацбийцы) живут в Грузии.

18. На всю Ингушетию приходится всего четыре города. Но есть ещё и деревни с посёлками.

19. Здесь нет ни детских домов, ни домов престарелых, потому что ни дети-сироты, ни старики тут никогда не останутся без заботы и опеки родственников.

20. Все школы в Ингушетии — русские.

21. Транспортная связь с горными районами Ингушетии была установлена лишь в 90-х годах прошлого века. Но многие люди тут и по сей день живут так же, как и века назад.

22. Первая пьеса Булгаковым поставлена в Ингушском драматическом театре, посвящена она жизни ингушей.

23. У ингушей не было князей, но есть слово означающее князь (аьл). Так называли достойных людей.

24.Отец ЗДЕСЬ не может ласкать детей на людях, мать может.

25. В Ингушетии есть свой собственный кодекс поведения под названием «Эздел». Он очень, очень древний.

26.Местный кодекс поведения запрещает мужчинам даже прикасаться к собственной жене публике..

ФАМИЛЬНЫЕ ИНГУШСКИЕ БАШНИ

27.Большинство населения Ингушетии никогда не были в горах, где стоят знаменитые на весь мир фамильные ингушские башни и замки.

28. В 1892 году в Назрани Максим Горький работал наемным рабочим на прокладке железной дороги. Тогда написан рассказ «В ущелье» — его первое произведение.

29. Именно в Республике Ингушетия добывается самая чистая в мире сырая нефть.

30. Разведанные запасы нефти в недрах Ингушетии составляют 11 миллионов тонн, но, по прогнозам, на самом деле «чёрного золота» там раз в 5-6 больше.

Читайте также:  Навес с гаражом для автомобиля своими руками

ЗАМОК ВОВНУШКИ

31. Замок Вовнушки, принадлежащий тейпу Оздой, считается одним из Чудес России.

32. Свадьбы в Ингушетии играют в воскресенье. Это единственный официальный выходной в неделю.

33. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается.

СЕЛО ДЖЕЙРАХ В ИНГУШЕТИИ

34. Большинство ингушских свадеб происходит в результате организованных родителями сватовства и смотрин.

35.В Кавказской войне ингуши три раза разбили войско имама Шамиля.

36. Неумеренное употребление алкоголя тут не в чести. Увидеть на улице нетрезвого человека в этой республике, кажется, вообще невозможно.

ГОРА КАЗБЕК

37. Казбек (инг. Баш-лоам, перевод «тающая гора») — священная гора у ингушей. Первым ее покорителем является ингуш Иосиф Бузуртанов.

38. Ингушкой была жена первого царя Грузии Фарнаваза.

39.В Ингушетии есть свой «мужской» день. 1 марта — официальный праздник День Джигита.

40.А 23 февраля 1944 года ингушский народ был подвергнут геноциду, поэтому в этот день ингушских мужчин поздравлять не рекомендуется.

МАГОМНТ САГОВ — УЧЁНЫЙ-ИНГУШ

41. В Ингушетии много одаренных людей. Например, ученый Магомет Сагов, переехав в Норвегию, благодаря своим открытиям стал одним из самых богатых людей этой страны.

42. Более 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, но готовившаяся задолго до того депортация 1944 года сделала невозможным их присуждение. Причем представление происходило в начале войны.

43. Во всей республике здесь нет ни одного ресторана быстрого питания «Макдональдс».

44. В Ингушетии нельзя ходить в шортах по улице.

ДОРОГА В АССИНСКОМ УЩЕЛЬЕ

45. Дорога в Ассинском ущелье Ингушетии считается одной из самых живописных высокогорных дорог мира.

46. Горную Ингушетию называют страной башен.

47.Знаменитые ингушские башни строились для защиты друг от друга, а не от внешних врагов.

48.Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра. Это высота 12-этажного жилого дома.

49. В первой трети прошлого века город Владикавказ считался столицей Ингушетии, будучи при этом в то же время и столицей Северной Осетии.

50. Путешественники, которые побывали в Ингушетии, с восхищением рассказывают об увиденных красотах и гостеприимном населении.

Источник статьи: http://obshe.net/posts/id2571.html

Жилищно-бытовой уклад ингушей в XIX — в начале ХХ века

Интерес вызывает жилища ингушей прошлого столетия, а если быть точнее, то жилища и уклад быта ингушей в XIX — в начале ХХ века. Из книги «Вековые устои ингушской семьи» этнографа, доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой.

Исследователи — о жилище и быте ингушей

В первой четверти ХХ века часть горцев жила ещё в жилых башнях. Они были двух видов: квадратные и продолговато-прямоугольные. Более старые из них были сложены гораздо лучше и отличались тщательной отделкой и точной пригонкой камней, пишет И. П. Щеблыкин. Дверь в жилище обычно вела со второго этажа (днём для этого приставлялась лестница), был вход и с первого этажа — хозяйского помещения.

«Междуэтажные перекрытия делались из толстых балок, — отмечает Л. Семёнов, — поддерживаемых искусно сложенным центральным столбом, строившимся в высоту всей башни, имевшей 2-3 яруса. На первом этаже содержался скот, хранились запасы зерна. В нижнем этаже, в одном из углов, устраивался каменный «мешок» для хранения зерна; этот «мешок» иногда замаскировывался каменной лестницей, ведущей во второй этаж, или иначе».

Л. Семёнов: «Аулы расположены на очень крутых, возвышенных местах или на дне глубоких замкнутых ущелий. Узкие тропинки, ведущие к ним, доступны лишь для всадника или пешехода, но не для арбы. Жилища сложены из камня. Башни, как более давние постройки, отличаются мощностью, прочностью и разнообразием форм. Приземистые сакли с плоской земляной кровлей, выстроенные в несколько ярусов, сооружены очень незатейливо. Они низки, невелики по размеру; свет слабо проникает в них сквозь окошки. Под жилыми помещениями имеются тесные загоны для скота. Улицы узки и круты. Некоторые аулы, расположенные на террасах скал, чрезвычайно живописны (Эрзи, Цори). Величественное, редкой красоты зрелище представляет башенный аул Вовнушки, расположенный на двух обрывистых утёсах. Полутёмные сакли постепенно заменяются более просторными и светлыми постройками (Фуртоуг, Салги)».

Читайте также:  Навес кухонный gtv strong

Н. Грабовский: «По недостатку места к просторной постройке, сакли лепятся одна на другую амфитеатром и образуют вид ступней, устроенных на горе Арж-лам (Черная гора)».

Х. Эсмурзиев, житель селения Ольгети (2002)

По словам долгожителя Х. Эсмурзиева из селения Ольгети, долгое время по разным поверьям стены дома ингуши не белили, а мазали белой глиной. В центре башни находился столб для опоры перекрытий и очаг. Окна были небольших размеров. Пол покрывали обожженной глиной, нередко поверх глины — деревянными досками. Вдоль стен были расположены нары. Они представляли собой земляные возвышения, огороженные досками, или же просто сбитые из досок и бревен топчаны, покрытые овечьими и козьими шкурами. Свободное место у стен занимали разного рода сундуки. В стенах были ниши для хранения домашней и кухонной утвари. Это могли быть узкогорлые медные кувшины, неглубокие деревянные чашки и другие изделия.

Ч. Ахриев: «В некоторых жилых помещениях по стенам сакли тянутся в два-три яруса полки, уставленные самой разнообразной и оригинальной по форме посудой. На первом плане обыкновенно рисуются молодцеватые фигуры кувшинов с толстыми туловищами и длинными горлышками; некоторые из них своею формою сильно напоминают карикатурные, подбоченившиеся фигуры людей; чем больше таких кувшинов и чем фигурнее, разнообразнее их формы, тем больше хозяйка тщеславится приличием своей домашней обстановки. В задних уголках, на менее видных местах, плотной массой стоят скромные закоптелые котелки, чашки, а под ними, на самом полу — кадушки с кислым молоком, сыром или кожаные мешки с кукурузой. Рядом с кувшинами лежали широкие повязки, с помощью которых женщины носили воду.

Кроме общей, семейной сакли, состоятельные ингуши имеют женские сакли и кунацкие. Женские сакли бывают самыми чистыми, в них помещаются лучшие домашние вещи: две-три перины, покрытые полосатой парусиной, столько же тюфяков, одеял, циновок и т. п. Все эти вещи скатываются в форме цилиндров и располагаются на двух-трех полках, тянущихся по стене; на самом видном месте помещаются два-три сундука туземной работы, с пестрой металлической обивкой. В таком виде семейная сакля сильно походит на лавку с красным товаром, так как тюфяки, одеяла и т. п. вещи покрываются ситцами самых пестрых и ярких цветов.

На третьем этаже располагалась гостиная комната — кунацкая, которую старались оформить красочно, используя изделия декоративно-прикладного искусства: истинги (войлочные ковры), красивую посуду, шкуры убитых животных, резные кровати, изготовленные собственноручно, столик на трёх ножках и стулья. Неизменным украшением комнаты являлось холодное оружие».

Исследователь под псевдонимом Вл. К-нь: «В сакле (в горном селении Гвилети) были три отделения: одно длинное, для скота; другое, несколько поменьше — для жилья людей (домашних) и третье, еще меньше — для приема гостей. Среднее отделение, где помещалась вся семья, было довольно просторное и напоминало собою русскую курную избу, с той только разницей, что пол в нем был земляной и огонь разводился посреди пола. В одном углу стоял стол, накрытый чистой холщовой скатертью с вышитыми по краям красными петушками. На стене, против стола, висело зеркало в ярко красной раме с закинутым за него полотенцем тоже с вышитыми концами. Вдоль стен стояли скамьи. В другом, противоположном первому, углу стояла простая деревянная кровать, застланная ситцевым одеялом. На вымазанной белою глиною стене, на вбитых крючках и гвоздях висели. седло, уздечка, ременный треног, ружье-кремневка и старый потертый саквояж. Две простых табуретки и расшатанный соломенный стул дополняли обстановку. Комната освещалась двумя крошечными окошками. В противоположной входу стене был сделан камин, чисто выметенное дно которого освещалось лучом света, падавшего сквозь прямую трубу.

Читайте также:  Чем накрывают навес дома

Дома из саманных блоков (жёлтая глина с добавлением соломы) стали строить уже в ХIХ веке. Крыши турлучных домов могли быть земляными, соломенными. Использовалась в качестве покрытий и черепица».

Дома на плоскости строили иначе

Сказывалось влияние города. В планировке жилья учитывались особенности ингушской культуры, имелись изолированные комнаты для стариков, молодой семьи, юношей и девушек. Комнаты имели свои предназначения. «Наьна ц1а» (букв. перевод: материнская комната), где находилась печка и готовилась пища, стала в доме как бы комнатой «очага». В ней находились бытовая утварь, посуда, стол на трёх ножках, деревянные скамейки. Имелась детская комната «берий ц1а», которая по мере взросления детей становилась девичьей комнатой или комнатой братьев. Обязательной была и остаётся в ингушских домах комната «хьаьша цIа» (гостиная). Она обычно обставляется богаче других. Как правило, все комнаты соединялись длинным коридором — «ийче», имелась веранда на длину всего дома. Наиболее состоятельные семьи могли гостиную строить отдельно во дворе. Рядом с «хьаьша цIа» имелась коновязь.

Н. Яковлев: «Дом обращен фасадом вовнутрь двора и производит приятное впечатление чистотой своих выбеленных стен и опрятностью красной черепичной крыши. Фасад украшен во всю длину узкой крытой терраской с перилами и деревянными столбами».

Усадьбы и дворы стали больше по размерам. Заборы строили из камня, «з1ар» — изгороди плели из длинных деревянных веток. Помещения для домашнего скота в аулах, находящихся на плоскости, находились на заднем дворе. Задний двор состоял из огорода, небольшого дворика для домашних животных и птиц, где располагались «кхий» (хлев), «горинг» (птичник), хранились кукурузные початки в специальном устройстве — «доа» (сапетка), хранились сено и стебли кукурузы для скота.

В начале ХХ века, с появлением широкого ассортимента стройматериалов стали строить повсеместно дома нового типа. Сказывалось влияние и соседних народов на домостроительную культуру ингушей. Окончательное вытеснение традиционного интерьера горского жилища можно отнести к 40-50 годам ХХ века.

Террасированные пашни, общественные покосы и пастбища для выгона располагались рядом с селениями. Пастбище принадлежало селу или группе сёл, а сенокосные луга в большей части составляли семейную собственность. Семья, которая имела примерно две-три лошади, пару ишаков, две пары быков, десять-двенадцать коров, телят и 200 баранов, считалась зажиточной. Но таковых было не так много. В основном семья имела одну лошадь, быка, пару коров и 10-12 баранов. Было немало семей, которые имели просто одну корову.

Практически не было мужчины, который не умел строить, изготовлять предметы из дерева и камня. Не было женщины, не умеющей обрабатывать шерсть, изготовлять одежду, вышивать. На окраине каждого селения были мельницы и помещения-кузницы. Кузнец (аьшк пхьар) изготавливал все виды и типы орудий труда.

В народе ценили «знающих, хитрости камня»

Стоит коротко сказать о том, что ингуши были издревле известны как хорошие строители башен. Мастеров по камню называли «т1оговзанче», что в буквальном переводе означает «знающий хитрости камня». Талант и умение строить каменные сооружения давали им особый статус в обществе.

Этнограф С. Мерешков пишет, что ингуши говорили: «Т1оговзанче, лореи, аьшка пхьареи — пхьена вужац», что означает, что строитель башен, лекарь и кузнец по обработке металла не попадали у ингушей даже под кровную месть. Они считались значимыми для общества людьми — мехк нах (букв. перевод: люди Отечества).

Источник статьи: http://www.gazetaingush.ru/kultura/zhilishchno-bytovoy-uklad-ingushey-v-xix-v-nachale-hh-veka

Оцените статью