Экваториальные леса Южной Америки
Задачи урока: познакомить учащихся с условиями жизни в экваториальных лесах Южной Америки; показать особенности растительного и животного мира экваториальных лесов; показать значение экваториальных лесов для планеты и необходимость их охраны.
Планируемые результаты:
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о географическом положении и климате экваториальных лесах Южной Америки, растениях и животных этой зоны, познакомить с экологическими проблемами.
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника, развивать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; развивать этические качества, навыки сотрудничества, формировать уровень рефлексии и адекватной самооценки.
Регулятивные: формулировать самостоятельно цель урока, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план решения проблемы (задачи), в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы.
Познавательные: познакомить с разными источниками для самостоятельного поиска информации, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем, перерабатывать полученную информацию, работать над формированием логических умений: анализ, синтез, сравнение.
Коммуникативные действия: планировать учебное сотрудничество, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник «Окружающий мир»
Г. Г. Ивченкова , И.В. Потапов, 4 класс часть , карта полушарий,
Настрой класса на урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок наш пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!
Ребята, сегодня у вас будет необычный урок, Мы с вами совершим виртуальное путешествие к удивительному материку, который полная противоположность территории нашей страны. Один знакомый исследователь, вернувшись из очередного путешествия прислал мне необычную посылку с запиской внутри.
Давайте ознакомимся с сообщением:
« Здравствуйте, будущие потомки! К вам обращается Христофор Колумб
Хочу загадать вам загадку, отгадайте её и вы сможете отправиться в путешествие на удивительный материк!
Определите о каком материке идет речь?»
« Вытянутый материк, часть которого лежит как в Южном, так и Северном полушарии. Северные берега материка, омываются морем. Береговая линия материка очень мало изрезана, связана с соседним материком узким перешейком, через который прорыт судоходный канал. Материк омывается двумя океанами» .
Учитель : Да. Я с вами согласна, это Южная Америка. Покажите на карте.
А кто мне скажет : кто такой Христофор Колумб?
ответы детей ( великий мореплаватель, купец)
— Природа нашей планеты очень разнообразна. Чтобы познакомиться с особенностями природы материков мы отправимся к берегам Южной Америки, который расположен в западном полушарии, большая часть его лежит к югу от экватора.(Карта полушарий)
Работа с презентацией
-Итак, мы будем говорить про лес, а именно про экваториальные лес.
В Южной Америке экваториальные леса труднопроходимые, влажные вечнозеленые с огромным разнообразием видов растений и животных. Южная Америка — самый влажный материк Земли. Здесь в течение всего года Солнце поднимается высоко над горизонтом. Благодаря этому происходит постоянное и равномерное нагревание воздуха. Его средняя температура круглый год составляет + 25 С.
Почти каждый день в экваториальных лесах идут ливневые дожди. Отмирающие части растений быстро разлагаются, поэтому в почву попадает много питательных веществ. Обилие тепла и влаги способствует бурному развитию растений. Экваториальные леса – источник кислорода на Земле.
Прежде, чем мы приступим к практической части, давайте проведём небольшую физминутку:
Пальчиковая гимнастика
Сжимать-разжимать кулачки
Разжимать пальцы правой руки, начиная с большого
Разжимать пальцы на левой руке, начиная с большого.
Хлопнуть в ладошки, развести руки в стороны.
Сейчас мы проведём практическую работу.
У вас на столах лежит карта Южной Америки. Рассмотрите её.
1 .Первое задание у вас есть на карточках, прочитайте и выполните его в команде
Не забываем правила работы в группах: совещаться тихо, уважать мнение собеседника
— Какие океаны и моря омывают берега Южной Америки?
Найди в Южной Америке реку Амазонку.
— Как я уже сказала раннее что природа Южной Америки очень разнообразна.
_Второе ваше задание: вам необходимо из своей команды выбрать по одному представителю и он подойдёт ко мне за конвертом с очередным заданием
Определились, выбираем для команды конверт. Эта работа будет связана с поиском информации по учебнику и энциклопедии. У каждого из вас есть специальная задача, найти информацию именно по заданию.
1 группа: «Географы», они раскроют нам природные и климатические особенности экваториальных лесов Южной Америки.
2 группа: «Ботаники» откроют нам тайны царства растений экваториальных лесов .
3 группа: «Зоологи» расскажут о многообразии животного мира .
4 группа: «Экологи» познакомят с экологическими проблемами экваториальных лесов.
5 группа: Энтомологи – расскажут о насекомых , проживающих на материке
6 группа : Орнитологи – поведают о птицах
Посмотрите ,ребята, в белых конвертах есть очередное задание для вас. Игра « Кто или что лишнее». Вам необходимо определить какое животное или птица лишние.
Итог: вспомните что нового вы узнали на уроке? Какие открытия вы для себя сделали
Источник
Интересные факты об экваториальных лесах
Факт 1. Экваториальные леса также именуются влажными или дождевыми, а другое их название – гилея. Джунгли начинают именоваться таковыми в том случае, если получают большое количество осадков ежегодно, в среднем от 2000 до 7000 миллиметров. Для сравнения, в Москве в среднем за год выпадает около 700 мм осадков, а в индийском городе Черапунджи, который, возможно, является самым влажным населённым пунктом в мире – около 11.700 миллиметров.
Факт 2. Во влажных экваториальных лесах Южной Америки обитает около 65% всех видов живых существ, какие только есть на Земле. Несмотря на то, что их изучение идёт уже не первое столетие, учёные утверждают, что в дождевых лесах скрываются миллионы видов растений, насекомых и животных, которые до сих пор не описаны наукой.
Факт 3. Основное отличие экваториальных лесов от обычных джунглей заключается в практически полном отсутствии подлеска. Именно поэтому по более сухим джунглям, заросшим лианами и кустарниками, передвигаться крайне сложно. А в дождевых лесах нижний ярус практически не получает солнечного света, поэтому подлесок тут почти отсутствует.
Факт 4. Экваториальные леса распространены на всех материках Земли, кроме Антарктиды. Больше всего их в Южной Америке, а меньше всего – в Австралии, где они занимают узкую полосу вдоль восточного побережья континента. Встречаются они на высоте не более 750-800 метров над уровнем моря.
Факт 5. Произрастающие во влажных экваториальных лесах деревья заметно отличаются от своих собратьев из других биомов. Почти все они относятся к вечнозелёным породам, а цветки и плоды у них обычно вырастают не на черенках и тонких веточках, а прямо на стволах и крупных ветвях.
Факт 6. Именно благодаря дождевым лесам в мире появилось множество новых лекарственных средств, способных справиться с самыми разнообразными болезнями. Около 70% всех лекарств мира изготавливается из растений, произрастающих в бассейне Амазонки, самой могучей и полноводной реки мира.
Факт 7. Разнообразие жизни в экваториальных лесах невероятно. В местных водоёмах водится около 2000 видов пресноводных рыб (что составляет около 35% от общего числа их видов в мире), сотни тысяч видов насекомых, сотни видов млекопитающих и тысячи видов земноводных с пресмыкающимися.
Факт 8. Так как деревья в таких условиях обычно растут очень плотно, солнечный свет до поверхности практически не доходит. В некоторых участках экваториальных лесов замеры показали, что освещённость на уровне Земли колеблется от 0,1% до 1%! Травы и кустарники в таких условиях расти не могут – только мхи.
Факт 9. Столь суровые условия обитания стали причиной широкого распространения в экваториальных лесах растений-паразитов, не способных самостоятельно пробиться к солнечному свету и использующих для этой цели различные деревья. В дождевых джунглях Южной Америки, например, одних лишь вьющихся лиан произрастает около 2000 видов.
Факт 10. В бассейне Амазонки встречаются удивительные области, называемые садами дьявола. Это участки влажного экваториального леса, на 100% занятые деревьями одного-единственного вида, Duroia hirsuta. Они существуют в симбиозе с муравьями, поставляя им нужные питательные вещества, а муравьи взамен уничтожают ростки любой другой растительности, пытающейся прорасти. Самый крупный из открытых “садов дьявола”, которому уже около 800 лет, состоит почти из 330 деревьев.
Источник