Идем в сад советы психолога

В детский сад – в два года. Советы психолога родителям

Есть, однако, еще одна категория ребятишек, которых осенью ждут большие перемены. В июле-августе проходит комплектование групп в дошкольных учреждениях, и 1 сентября многие малыши впервые переступят порог детского сада.

Среди них будут и совсем маленькие дети – двухлетки. Раньше их принимали в ясли, потом в связи с демографическим спадом в большинстве дошкольных учреждений ясельные группы закрылись. Сегодня, спасибо материнскому капиталу, детишек народилось много, и тенденция такова, что их матери хотят выйти на работу пораньше.

Причем далеко не всегда по причинам материальным. Многие молодые женщины жалуются на однообразие домашней работы, усталость от ухода за ребенком, страх потерять профессиональную идентичность, отстать от коллег.

Своих детей они стремятся определить в дошкольное учреждение к двум годам. Новые современные здания детских садов теперь сдаются в эксплуатацию непременно с помещениями для ясельных групп, но дефицита мест для двухлеток они пока не покрывают. Так что первая проблема для семьи – это место получить.

Но вот она решена, направление в детсад на руках. И тут счастливые родители осознают, что их кровиночку придется вырвать из привычной домашней обстановки, а ребенок совсем еще маленький, даже не говорит толком.

Как считает заместитель директора психологического центра г. Михайловска, педагог-психолог Виталия Березуева, чем раньше семья задумается над тем, готов ли ребенок посещать детское учреждение, тем лучше. Причем готовность эта определяется не умением малыша держать ложку в руке – в конце концов, в саду покормят (и пуговицу застегнут). Важнее другое. Многие дети в два года еще находятся в неразрывной связи с матерью, процесс сепарации (эмоционального отделения) от нее у них еще не завершился. Если мать уходит из дому и ребенок, ее поискав и даже, может быть, немного покапризничав, успокаивается и проводит время с другими членами семьи, это говорит о том, что, скорее всего, опыт посещения детского учреждения будет для него позитивным. Если же любая разлука с матерью вызывает у малыша стресс, он кричит, его нельзя успокоить до ее прихода, отдавать его в дошкольное учреждение рано. То, что многих таких («несепарированных», как говорят психологи) ребятишек все равно волокут в детский сад, может быть чревато для них травмой, которая будет сказываться в дальнейшей жизни. Малыш ведь не понимает, что мама хочет выйти на работу, чаще всего он думает, что детсадом его за что-то наказали, ощущает себя брошенным, испытывает и чувство вины, и отчаяние. Рассказы о том, что «в садике много деток» и он будет с ними играть, вряд ли его заинтересуют. Кстати, умеет ли малыш общаться со сверстниками, тоже определяет степень его готовности посещать детский коллектив. Хорошо, когда в гости к родителям приходят друзья с детьми или у малыша есть какие-то навыки общения во дворе, на детской площадке.

Читайте также:  Цветочная зона в саду

Вообще-то, говорит В. Березуева, хорошо бы, чтобы ребенок до трех лет мог находиться дома с мамой. Трехлетний декретный отпуск обеспечен матери российским законодательством (правда, оплачивается он только первые полтора года).

Что все-таки заставляет молодых мам отрывать от себя детей раньше? Большинство выходит на работу. А некоторые и не идут – просто сбрасывают с себя заботы о маленьком ребенке, которые кажутся им рутинными.

По мнению психолога, не все причины такого поведения на поверхности, есть и более глубокие. Например, неумение женщины получать удовольствие от общения со своим ребенком, от того, как он на ее глазах растет, развивается. Нынешним матерям чаще всего неоткуда взять подобный опыт. Рожденные в восьмидесятые-девяностые, они сами были отправлены в ясли в полтора-два года – семьи выживали как могли. Их собственное общение с матерями не дало им такого примера, когда женщина и ее ребенок счастливы вместе.

Если копнуть глубже, то и сегодняшние бабушки подобного опыта лишены: они родились в эпоху, когда отпуск по уходу за ребенком составлял полгода. Этот самый уход ни в советские, ни в постсоветские времена не считался у нас значимым делом.

Есть и другая сторона вопроса: рядом с матерью и ребенком должен находиться его отец, другие члены семьи. Вечно недосыпающей, не имеющей времени на себя толком в зеркало посмотреть усталой женщине трудно излучать любовь. Далеко не всегда мужчина это понимает: она же дома сидит, на работу не ходит – какая, мол, ей нужна помощь! Получается, что на работе лучше.

Итак, советы от психолога Виталии Березуевой тем родителям, кто все-таки решился отдать своего двухлетнего малыша в детское учреждение.

1. Посетите детский сад до того, как ребенок туда пойдет. Посмотрите на обстановку, узнайте, как организован день. А главное, познакомьтесь с будущей воспитательницей вашей дочки или сына. От нее будет зависеть жизнь, здоровье, настроение ребенка несколько лет. Очень важно, чтобы она была доброжелательной, отзывчивой. Постарайтесь наладить с ней контакт. Многие родители считают, что все решают подарки или «конверты». Увы, гарантий нет. Если воспитательница детей и работу свою не любит, то «за подарки» она разве что на вашего малыша будет кричать меньше, чем на других. Если вы увидите, что ребенку с ней плохо, не миритесь с этим. В крайнем случае, поменяйте группу.

2. Разговаривайте с ребенком о том, что он будет посещать детское учреждение. Обязательно объясняйте ему, что любите его, что все члены семьи будут продолжать о нем заботиться, в свободное время гулять, играть. Говорите с ним спокойно, уверенно – если вы встревожены, напуганы грядущими переменами, то и малышу эти чувства передадутся.

3. Поначалу забирайте ребенка из дошкольного учреждения пораньше, двух часов пребывания на первых порах достаточно.

4. Если вы видите, что малыш не готов посещать детсад, каждый поход туда сопровождается криком, бурным сопротивлением, подумайте, стоит ли платить такую цену. Возможно, у семьи имеются ресурсы, чтобы он мог в домашней обстановке созреть для сепарации. Кстати, если он не кричит, но идет в группу с покорным, обреченным видом и проводит день ни с кем не общаясь и не играя, – это для него еще хуже.

Читайте также:  Сад 1584 рублевское шоссе

И удачи вам и вашему ребенку!

В детский сад – в два года / Газета «Ставропольская правда» / 12 августа 2015 г.

Источник

Идем в сад советы психолога

В первой части статьи про адаптацию детей к детскому саду психолог Нина Ливенцова объяснила, как минимизировать стресс для ребенка и правильно подготовиться к новому укладу жизни. Сегодня Нина расскажет о самых распространенных ошибках родителей и даст маркеры, по которым легко понять, насколько успешно проходит адаптация.

Самые распространенные ошибки

Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять.

1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.

2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).

3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.

4. Неподготовленность ребенка к режиму.

5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.

6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).

7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.

8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.

9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.

10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.

11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.

  1. Можно дать с собой в садик игрушку. Источник

12. Незаинтересованность в адаптации (выгодно взрослым).

13. Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).

14. Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.

15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.

16. Какие-то негативные родительские установки о садике.

Как понять, что адаптация закончилась благополучно

Адаптация занимает от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.

Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке.

Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.

Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит. При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю, общается.

Как понять, что ребенок не может адаптироваться

  • Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
  • Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.
  • Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
  • Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).
Читайте также:  Сад был завален гнилыми ветками сбитыми ветром

Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги.

  1. Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.
  2. Проективная диагностика. Игра в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
  3. Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).

Также обратите внимание на свои тревоги.

К чему нужно быть готовым

Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.

  • Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.

В период адаптации проводите с ребенком больше времени. Источник

  • Короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.
  • Страхи, агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись.

Это все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия.

Резюме

Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.

Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.

Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.

Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.

И все сложится наилучшим образом! Чего я вам всем и желаю!

На основе материалов от психолога Нины Ливенцовой мы подготовили чек-листы по адаптации к детскому саду. Скачать их можно здесь→

Источник

Оцените статью