Смешанный лес осенью
Осень — это удивительное время года, когда листья деревьев превращаются в яркие пятна различных оттенков. В смешанном лесу осенью можно наблюдать удивительное сочетание разнообразных деревьев, таких как ели, сосны, березы, дубы и многие другие.
Красота природы
Осенний смешанный лес поражает своей красотой и множеством оттенков. Ярко-красные, оранжевые, желтые и золотистые листья создают неповторимую атмосферу и погружают вас в сказочный мир природы.
Источник
Осенние изменения в жизни хвойных и лиственных растений
— Сформировать понятие о способах приспособления деревьев к зимним условиям. Воспитывать потребность в общении с природой, бережное к ней отношение, желание любоваться окружающим миром.
Предметные: знать различия хвойных и лиственных деревьев, об осенних изменениях в жизни растений.
Умения: различать виды деревьев (по картинке, по листьям), характеризовать способы приспособления деревьев к зимним условиям.
— Развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи: состояние неживой природы — растительный мир.
— Самостоятельный поиск информации (даётся задание собрать информацию о различных деревьях, встречающихся в нашей местности)
Оборудование: листья березы, ветки сосны и ели, лиственницы, короны у учащихся, музыкальная композиция «Звуки леса», карточки со словами, картина леса.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок —
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Вступительная беседа.
— Ребята, а какое сейчас время года? (осень)
— Обратите внимание на небо. Какое оно?
— Ребята, нас сегодня Лесовичок пригласил отправиться в путешествие. А вот куда, вы должны угадать сами.
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
— О каком зеленом друге говорится в загадке? (Это лес.)
— Сейчас вам необходимо представить небольшую поляну в лесу, на которой собралось очень много разных деревьев.
(На доске появляется картина с изображением леса осенью.)
III. Сюжетно-ролевая игра.
Звучит музыка «Шум леса» и выходит ученица в роли березки с печальным видом.
Учитель: Почему милая березка ты стоишь такая грустная, не гуляешь по полянке?
Береза: Я лиственное растение, живу на одном месте, потому что часть моего тела (корни) находятся в почве и мой ствол, на котором осталось так мало листиков вы можете видеть.
Учитель: Все прекрасно, у березки есть дом, корни, но она замерла, опустила свои ветки. Что же за беда к ней пришла? В чем причина? Сможем ли мы ей помочь?
Первым беду заметила почва.
Почва: Что с тобой случилось?
Береза: Я, наверное, заболела. Я, почему-то стала такая некрасивая — все листья облетели.
Почва: Ты заболела, потому что я охладилась.
Береза: Кто же виноват в том, что ты охладилась?
Почва: Наверное, солнце. Давайте у него спросим.
Солнце: Я стало греть все меньше и меньше согревать землю. Вот все растения и завяли, листья с деревьев облетели.
Почва: Вместе со мною охладилась и вода.
Вода: А меня, охлажденную, твои корни березка не станут всасывать!
Учитель: Давайте же, ребята, спросим у Лесовичка — он же все про все на свете знает о жизни леса. Что же за явление в природе пришло в лес?
Лесовичок: Явление, когда опадают листья с деревьев, называется листопадом. Листопад нужен дереву в лечебных целях. Дело в том, что с водой дерево впитывает из почвы различные минеральные соли, но используют их неполностью. Излишки накапливаются в листьях как зола в печи. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
Учитель: А еще, ребята, листопад защищает тонкие хрупкие ветви дерева от тяжести выпавшего снега, тем самым, приспосабливая дерево к зиме.
Береза: Значит, мне теперь не страшны зимние морозы и снежные бури!
Учитель: Зима для березы и для других лиственных деревьев не только холодное, но и главное сухое время года. Почему, как вы думаете?
Береза: Теряя свои листья, я защищаюсь от зимней засухи. Нет у меня листьев — нет и обильного испарения воды.
Учитель: Посмотрите, ребята! Все ли деревья изменились с приходом осени? (Выходят ель, сосна с ветками ели, сосны в руках.)
Недаром про меня говорят:
Зимой и летом — одним цветом.
Учитель: А почему так говорят?
Ель и Сосна: Да потому что наши листья покрыты толстой кожицей, она пропитана пробковым веществом. Поэтому наши листья испаряют влаги меньше, чем широкие листья берез и наши корни будут доставать из охлажденной почвы слишком мало воды.
Ребята, отгадайте загадку:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
Учитель: Как называется это дерево? (лиственница) А почему назвали так? (Выходит лиственница.)
Лиственница: Мои хвоинки желтеют и опадают осенью так же как листья березы и других деревьев.
Учитель: Видите, ребята, как в природе все сложно. Что бы нам с вами хорошо все запомнилось, построим в лесу наших героев так, чтобы было видно, кто от кого зависит. (Из числа зрителей вызываются ученики и связываются руками друг с другом.)
IV. Подведение итога игры.
Вывешивается картина леса и на ней располагаются предметные картинки и слова на карточках.)
- солнце (протягивает руку к почве)
- почва (протягивает к воде) (она охладилась)
- вода корни
— Что такое листопад?- Какое значение имеет листопад в жизни растений?
VI. Рекомендации для занятий дома.
Дети дома могут выполнить задание на стр. Рабочей тетради — раскрасить деревья, так как они выглядят летом, осенью и зимой.
Источник