ВОССТАНОВЛЕННЫЕ И РАЗРУШЕННЫЕ ЦЕРКВИ УДМУРТИИ
Приход с. Сада открыт в 1767 г.. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Березовское и Елово; в 1831 г. в состав прихода входили: с. Сада, д. Князевская, д. Юсовская, поч. Михьчаковский, поч. Верх-Михаковский, поч. Вновьзаведенный, поч. Ушаковский, д.Блохинская, д. Вотскосадинскаяд. Ожгирская, д. Сибирская, поч.Горбуновский, поч. Сибирский, д. Тарасовская, д. Учиновская, поч. Малый Лумпач, д. Русскосадинская, д. Мильчаковская, поч.Поломский, поч. Багаевский, поч. Зверевский, поч. Комаровский, поч. Нижесадинский, поч. Корепановский, д. Нижесадинская, д. Лунпинская, д.Бачумовская, д. Юберевская, д. Шобоковская, поч. Верх-Садинский, поч, Верх-тымпальский, поч. Примельнице Бачумовской.
Вятской духовной консисторией 14 марта 1768 г. выдана храмозданная грамота N2 442 на строительство церкви. Деревянная церковь с двумя приделами построена в 1769 г. Первым освящен придел 8 ноября 1769 г. во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Главный престол освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы 29 января 1780 г., второй придел освящен во имя Святого Василия Великого 29 января 1791 г. Все эти престолы нарушены 8 ноября 1829 г. и церковь сломана.
В 1822 г. вместо ветхой деревянной церкви начато строительство каменного храма. Завершено строительство в 1829 г. Каменная церковь построена на средства прихожан с двумя приделами. Первым освящен правый придел теплой церкви во имя Покрова Пресвятой
Богородицы 9 ноября 1829 г., левый придел освящен во имя Святого Василия Великого 30 сентября 1833 г. Холодный храм освящен 11 ноября 1839 г. во имя Вознесения Господня.
В 1879 г. холодная церковь расширена двумя боковыми приделами:
престол освящен в честь Святого Великомученика Пантелеимона, на левой стороне, хотя и поставлен иконостас, но к 1913 г. еще не был освящен.
В 1906 г. теплая церковь сломана и упразднены оба престола — Покровский и Васильевский. Эта теплая церковь построена вновь и расширена, причем на северной стороне сооружен новый пещерный храм с одним престолом и освящен 3 ноября 1908 г. в честь Св. Мучеников Флора и Лавра.
В 1851 г. в селе построена кладбищенская часовня, 9 апреля 1868 г. при церкви открыто церковноприходское попечительство; в 1893 г. открыта церковноприходская школа.
Вознесенская церковь в 1940 г. прекратила свою деятельность. В апреле 1948 г. религиозная община была зарегистрирована вновь.
Здание церкви и имущество передано верующим. В начале 1953 г. вновь прекратила свою деятельность, возобновила ее в 1955 г. В 1959 г. здание передано для нужд детского дома. Решением Ярского райисполкома от 14 ноября 1975 г. здание церкви взято под охрану
государства как памятник истории и культуры XIX в.
В настоящее время храм и дома причта переданы Церкви. Вознесенский храм и дома причта хотя и были «законсервированы», однако с течением времени подвергаются разграблению и разрушению.
Источник
Сада. Церковь Вознесения Господня.
Церковь. Не действует.
Престолы: Вознесения Господня, Флора и Лавра, Пантелеимона Целителя
Архитектурный стиль: Барокко
Год постройки: Между 1822 и 1829. 1872-74 расширение М.С. Купинский, 1905-06 перестройка трапезной И.А. Чарушин.
Архитектор: Ф.М. Росляков
Ссылки:
Адрес: Россия, Удмуртская Республика, Ярский район, село Сада
Координаты: 58.279898, 51.819307
Северный неф — восток Пётр Иевлев.
29 мая 2022
Южная стена трапезной Пётр Иевлев.
29 мая 2022
Центральный неф — восток Пётр Иевлев.
29 мая 2022
Центральный неф с балкона Пётр Иевлев.
29 мая 2022
часовня в южной палатке Пётр Иевлев.
29 мая 2022
остаток амвона Пётр Иевлев.
29 мая 2022
оконный переплёт Пётр Иевлев.
29 мая 2022
Вид с юго-востока. Паспорт памятника архитектуры УАССР 1800199000 Пётр Иевлев.
01.06.1970 — 01.06.1978
(фото нач. ХХ в. Из собрания документов Садинской средней школы) С http://tehne.com/node/5839 Александр Качалин
1 января 1901
План И.А. Чарушина на перестройку теплого храма. Вновь видим второй свет, так полюбившийся архитектору. Дмитрий Лоптев
1 января 1905
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Сада. Вознесенская церковь (1829 – 1940, 1948 – 1959, 1992 …)
Приход в с. Сада открыт в 1767 г. Вятской духовной консисторией 14 марта 1768г. выдана храмозданная грамота №442 на строительство церкви. Деревянная церковь с двумя приделами построена в 1769 г. Первым освящен придел 8 ноября 1769 г. во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Главный престол освящен на имя Покрова Пресвятой Богородицы 29 января 1780г. Второй придел освящен во имя Святого Василия Великого 29 января 1791г. Все эти престолы нарушены 8 ноября 1829 г. и церковь разобрана.
В 1822 г. вместо ветхой деревянной церкви начато строительство каменного храма. Завершено строительство в 1829 г. Каменная церковь построена на средства прихожан с двумя приделами.
Первым освящен правый придел теплой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы 9 ноября 1829 г., левый придел освящен во имя Святого Василия Великого 30 сентября 1833г. Холодный храм освящен 11 ноября 1839г. во имя Вознесения Господне. В 1879 г. холодная церковь расширена двумя боковыми приделами: на правой стороне один освящен в честь Святого Великомученика Пантелеймона, на левой стороне, хотя и поставлен иконостас, но к 1913 г. еще не был освящен.
В 1906г. теплая церковь разобрана и упразднены оба престола – Покровский и Васильевский. Но теплая церковь была построена вновь и расширена, причем на северной стороне сооружен новый пещерный храм с одним престолом и освящен 3 ноября 1908г. в честь Святых Мучеников Феодора и Лавра.
В 1831 г. в состав прихода входили: с. Сада, деревни: Князевская, Юсовская, Болохинская, Вотскосадинская, Ожгярская, Сибирская, Тарасовская, Юдчинская, Русскосадинская, Мильчаковская, Нижесадинская, Лумпинская, Бачумовская, Юберовская, Шобоковская; починки: Мильчаковский, Вверх-Мильчаковский, Вновьзаведенный, Ушаковский, Горбуновский, Сибирский, Малый Лумпач, Зверевский, Комаровский, Нижесадинский, Корепановский, Верх-Садинский, Верхтымпальский и поч. при мельнице Бачумовской.
В 1851 г. в селе построена кладбищенская часовня, 9 апреля 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, в 1893 г. открыта церковно-приходская школа.
Вознесенская церковь в 1940 г. прекратила свою деятельность. В апреле 1948 г. религиозная община была зарегистрирована вновь. Здание церкви и имущество передано верующим.
В начале 1953 г. вновь прекратила свою деятельность, возобновила ее в 1955 г. В 1959 г. здание передано для нужд детского дома. Решением Ярского райисполкома от 14/XI 1975 г. здание церкви взято под охрану государства, как памятник истории и культуры 19 века.
Комментарии и обсуждение
В настоящее время храм и дома причта переданы Церкви. Вознесенский храм и дома причта хотя и были «законсервированы», однако с течением времени подвергаются разграблению и разрушению.
Источник
Начну я свой рассказ с дороги. До Яра можно спокойно доехать на любой машине, по асфальту, а вот дальше уже начинается гравийка. Тут уже нужно внимательнее подходить к выбору машины или погоды, следующие 18км могут стать довольно сложным испытанием. Скажу сразу, в первый раз я не смог проехать, была грязь, посыпанная сверху снегом, и в нескольких км от точки я уткнулся в колею выше колена. Вернувшись через какое-то время, когда уже подморозило, и на ниве, мы проехали без проблем.
Приход в с. Сада открыт в 1767 г. Вятской духовной консисторией 14 марта 1768г. выдана храмозданная грамота №442 на строительство церкви. Деревянная церковь с двумя приделами построена в 1769 г. Первым освящен придел 8 ноября 1769 г. во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Главный престол освящен на имя Покрова Пресвятой Богородицы 29 января 1780г. Второй придел освящен во имя Святого Василия Великого 29 января 1791г. Все эти престолы нарушены 8 ноября 1829 г. и церковь разобрана.
В 1822 г. вместо ветхой деревянной церкви начато строительство каменного храма. Завершено строительство в 1829 г. Каменная церковь построена на средства прихожан с двумя приделами.
Вознесенская церковь в 1940 г. прекратила свою деятельность. В апреле 1948 г. религиозная община была зарегистрирована вновь. Здание церкви и имущество передано верующим.
В начале 1953 г. вновь прекратила свою деятельность, возобновила ее в 1955 г. В 1959 г. здание передано для нужд детского дома. Решением Ярского райисполкома от 14/XI 1975 г. здание церкви взято под охрану государства, как памятник истории и культуры 19 века.
Если честно, меня сильно удивило состояние заброшенных храмов севера Удмуртии. Как будто их кто-то еще поддерживает, или люди все еще в них верят. Конечно есть и каракули какие-то на стенах, и где-то что-то сломано, пол пробит, крыша течет, но. Первое помещение в которое я попадаю, это паперть или внешний притвор. Уже тут начинаю удивляться, сохранились все двери. Входная дверь, большая деревянная дверь в основной притвор, дверь справа в комнату, дверка к лесенке на колокольню.
Сразу поднимусь наверх, на колокольню. Лестницы тоже сохранились неплохо, как будто по ним не ходили последние почти 200 лет.
А выше лестницы уже нет. Мне кажется она специально была разобрана, чтоб не лазали местная детвора, или еще кто. Если присмотреться, то на следующем ярусе видна старая деревянная лестница, хотя я бы по ней не рискнул идти.
На колокольне нет ничего интересного, так что пора идти вниз, в главный притвор. Вот тут есть на что посмотреть. Внимание сразу же привлекает размер помещения. Высокий потолок, с лева и права большие арки, ведущие в пристрой к основному зданию. На стенах видна старая советская краска, и арки видимо в это же время заложили.
Одну из арок уже разобрали, точнее разломали кирпич, которым эта арка была заложена. Такие доделки (закладка арок) были сделаны скорей всего, когда в храме располагался детский дом.
Пройдя в притвор, первым делом обращаешь внимание на балкончик, который расположился прямо над входом. Я так понимаю на нем располагался церковный хор во время служб, а также раньше были размещены иконы.
Еще одна особенность, которую я заметил в северных храмах Удмуртии, это отсутствие фресок. Арки в храме тоже заложены, оставлены лишь дверные проемы. С верха свисает цепь, когда-то на ней висела роскошная золоченная паникадило.
Алтарь расположившийся за храмом, тут тоже нет и намека на фрески. Одно окно зачем-то заложено кирпичом. Слева виднеется ниша, она плохо попала в кадр, так как ее я заметил лишь дома на фотографии. В этом месте принято хранить кадило.
Дальше я пошел в пристрой к основному зданию. Их тут два, симметрично с каждой стороны. Один используется местными жителями для своих нужд, все двери закрыты на замки. В другой можно попасть без проблем. Тут я увидел еще одну удивительную вещь, эта церковь меня не перестаёт удивлять. В окнах сохранились железные решетки и даже стекла!
Так же тут несколько комнат, одна пустая, в другой сохранились даже предметы интерьера. Мебель, двери, разные книги.
Поднимемся еще на балкон. Лестница туда идет деревянная, но на удивление неплохо сохранившаяся, может ее ремонтировали уже в советском союзе.
Тут меня ждет очередной сюрприз. Сохранившиеся железные перила, в очередной раз удивляюсь, что в этой церкви никто не позарился на метал, хотя места тут глухие, и с заработками наверняка плоховато.
Еще одна особенность на которую я обратил внимание лишь сверху. Барельеф в виде кисточек возле окон.
Еще хотел бы обратить внимания на окна, которые расположились под потолком. Есть что-то такое готическое в этих окнах.
Во многих церквях замечал пробитый пол, возможно таким образом ищут какие-то ценности в подполье. Тут тоже был пробит пол, только зачем не понятно совсем, так как подвал полноценный и имеет вход с улицы. Точнее подвалов тут два, под каждым из пристроив, в один мне удалось попасть.
Подвал небольшой, я ожидал что он будет под всей церковью. Тут несколько сводчатых окон, такой же потолок. Судя по верстаку, можно предположить, что тут располагалась мастерская, или комната рабочего, который обслуживал здание во времена школы интернат.
А вот тут можно увидеть провал в полу, точнее для нас он в потолке. Кто-то не поленился, и даже часть стены разломал. Слева в полу можно увидеть небольшую арку, я сначала подумал даже, что там еще один уровень подземелий, но к сожалению, там всего лишь маленькая забутовка.
На этом все, спасибо за внимание.
Заходите также на мой портал на Ютубе, там можно посмотреть видео обзор этой церкви и еще много интересного.
Источник