Тема 1. Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности
Социальные условия, природные условия, растительность, строительный материал, архитектура.
Типы садов Древнего Египта:
- священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов (храмовые комплексы бога Амона в Карнаке и Луксоре);
- озеленение улиц (аллея Сфинксов);
- сады при загородных дворцах фараонов (Мару-Атон);
- сады при жилых домах знати.
Садово-парковое искусство Древнего Египта было сформулировано четкими планировочно — композиционными канонами:
— регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции;
— наличие водоемов как неотъемлемой части сада;
— использование ритма как композиционного приема;
— применение рядовых посадок;
— использование интродуцентов в ассортименте древесных насаждений;
— сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтное в оформлении ансамблей;
— формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями.
2.Ассирия-Вавилония
Социальные политические условия, географическое положение и природные условия, растительность и развитие парков, основные строительные материалы, градостроительство и архитектура.
Зиккураты, «Висячие сады» Семирамиды.
Садово-парковое искусство Ассирии – Вавилонии имеет характерные особенности:
— развитие композиции проходило не по продольной оси, а применялось поперечное развертывание пространства;
— тип храма – «зиккурат» – ступенчатая башня, где верхнюю часть – платформу завершало архитектурное сооружение – храм;
— создание «висячих садов» на искусственных террасах;
— первые коллекции растительного и животного мира – прообразы ботанических садов и зоопарков;
— создание лесов для прогулок и охоты (прототипы современных лесопарков).
3. Античная Греция
Социальные условия. Природные условия, растительность, строительный материал, градостроительство и архитектура.
Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения:
- священные рощи (нимфей и герооны);
- гимнасии;
- озелененные территории общественного значения;
- филосовские сады;
- частновладельческие сады.
Принципы «золотого сечения» – система пропорций – соотношение частей и целого, а так же принципы равновесия, ритма и симметрии. Классический пример гармонии рельефа и ансамбля является афинский Акрополь. Это комплекс храмов – исторический прообраз пейзажного пространственного решения.
Характерные особенности ландшафтного строительства Древней Греции:
— использование горной местности для устройства террас;
— создание искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов;
— применение в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам.
4. Древний Рим
Природные условия, растительность, строительный материал, архитектура.
2) городские общественные сады;
3) сады при дворцах и виллах;
4)частновладельческие городские сады.
Жилые дома Помпеи: Фавна, Веттиев, Саллюстия.
- «рустика» — сельскохозяйственная вилла;
- «урбана» — дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений (вилла Плиния Младшего Туски, Лаурентина);
- «фруктуария» — вилла, где основой явился плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.
Основные характерные черты, присущие садово-парковому искусству Древнего Рима:
— появились новые планировочные элементы (ксист, ипподром);
— впервые появляется «топиарное искусство»
— разработана композиция, подчеркивающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов;
— совершенствование древнегреческих приемов и создание новых (использование скульптуры, пергол в убранстве сада, аллей для пешеходов и экипажей или прогулок на носилках);
— отсутствие композиционного единства в садах и парках.
Задание: студенты должны вычертить на формате А4 один из ансамблей садово-паркового искусства Древнего мира и античности. Создать презентацию на заданную преподавателем тему. В результате изучения темы студент должен уметь читать, копировать и анализировать исторические и современные планы различных объектов ландшафтной архитектуры. Пользоваться архивными материалами, планово-картографическими подосновами.
- Определение «История садово-паркового искусства» и период его возникновения.
- Связь садово-паркового искусства с другими науками и искусствами.
- Организации, занимающиеся вопросами садово-паркового искусства.
- Понятие о стиле в садово-парковом искусстве. Регулярные и пейзажные стилевые направления и их особенности.
- Сады Древнего Египта и их планировочная структура.
- План египетского сада и его описание.
- Флора, характерная для египетских садов, и ее особенности.
- Южный дворец Маару-Атон.
- «Висячие сады» и их значение для современного садово-паркового искусства.
- Устройство «висячих садов», по Стробону и Диодору, по Рюттену и Лакану.
- Роль Александра Македонского в садово-парковом искусстве.
- Типы озеленения территорий Античной Греции и их характеристики.
- Древнегреческие гимнасии и их значение для развития паркостроения.
- Ансамбль афинского Акрополя и его композиционные особенности.
- Главная площадь Афин Агора – и ее облик.
- Характеные черты садово-паркового искусства Античной Греции.
- Принципы, разработанные в Античной Греции.
- Типы садов Древнего Рима и их сходства и различия.
- Дома Фавна и Веттии, их сходства и различия.
- Общественные сады Древнего Рима и их описание.
- Вилла Тибуртина и ее облик.
- Типы вилл Древнего Рима.
- Топиарное искусство и его значение.
- Принципы и приемы, разработанные в Древнем Риме.
- Схема плана городского сада около театра в Риме.
- Характерные черты садово-паркового искусства Древнего Рима.
- Термины и понятия: пергола, героон, ксист, атриум, нимфей, грот, ансамбль, роща и ее виды.
Источник
1.2. Садово-парковое искусство Античного мира: Греция, Древний Рим, Персия.
Древняя Греция, ее садово-парковое искусство зародилось за тысячу лет до н.э. Становление садово-паркового искусства в Греции относятся к X—XIII вв. до н.э., а расцвет произошел в VI-IV вв. до н.э.
Сначала сады носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника. Разбивку садов осуществляли в регулярном стиле и ограждали по периметру. Внутри сады огораживались живыми изгородями, в которых культивировались яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, смоковница, виноград, овощи и цветочные растения: лилии, гладиолусы и др. Храмы, общественные и жилые постройки были окружены симметрично посаженными деревьями.
Позднее создавались священные рощи героев — герооны, засаженные вязами, платанами, дубами, каштанами, фисташками, маслинами. Они возникали с честь выдающихся людей и были украшены скульптурами, архитектурными сооружениями, искусственными водоемами. Постепенно священные рощи превращались в общественные сады и парки, служившие для занятий молодежи на открытом воздухе в окружении зелени. В греческих садах аллеи и дорожки были прямолинейными и украшались статуями, вазами, колоннами и пр.
Логика и математика как главные способы познания мира в античности нашли отражение в ландшафтной архитектуре. В садах проходили беседы, диспуты философов и обучение неофитов. В греческих парках устраивали бассейны и прямоугольные площадки, рассчитанные для занятия спортом. В этот период сооружались стадионы для олимпийских игр, гимнасии, ипподромы и амфитеатры, размеры и формы которых гармонично вписывались в окружающий ландшафт.
Греки имели обширные сведения о растительном мире. Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс извне. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. К влиянию Востока прибавилось еще одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового искусства в Греции,— это рост больших греческих городов и колоний.
В эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) парки Греции утрачивают свое общественно-воспитательное значение и превращаются в места для развлечения и отдыха.
Новым в садах Греции по сравнению с Египтом было: их более свободная композиция и декоративность, нагромождение зеленых масс и обилие украшений. На террасах — витые лестницы и посадки больших деревьев, скульптуры и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами. В композиции садов и парков непременно использовались следующие средства: правило золотого сечения, законы симметрии, ритма и равновесия.
Рим, его сады и парки начали развиваться под влиянием греческого садово-паркового искусства со II в. до н.э. Они располагались в живописных низовьях Апеннин или на морских побережьях средиземноморья. Регулярная планировка сада прекрасно гармонировала с классической архитектурой дворцов и вилл. Особенно ярко эстетика правильных геометрических форм проявилась в роскошных загородных дворцово-парковых ансамблях римских патрициев.
При сооружении ландшафтных композиций мастерски использовался сложный рельеф местности. Выбирались террасированные склоны, на уступах которых закладывались живописные лестницы и пандусы, а их площадки благоухали садами. Римский сад состоял в основном из плодовых и декоративных растений местной средиземноморской флоры: сосна, дуб, платан, лавр, кипарис, маслина, земляничное дерево, бук, каштан. Он был окружен живой изгородью из кустарника и легко поддающимися стрижке деревьями: буксус, лавр, мирт. Поражало воображение изобилие цветов: лилий, левкоев, ирисов, тюльпанов, нарциссов и др. Обязательными элементами искусственного ландшафта были водные объекты: бассейны, каналы, каскады, фонтаны.
Республиканский Рим, в котором все еще господствовал рабовладельческий строй, главное свое богатство видел в земле, на которой создавались в основном сады. Сады располагались и в центре и на окраине Рима. Они расчленялись аллеями, пересекающимися под прямым углом, и украшались партерами, фонтанами, бассейнами, портиками, гротами.
Впоследствии вокруг города возникли виллы и великолепные сады с колоннадами, купальнями, ипподромами, музеями. Сад при вилле имел обычно три части: декоративный сад, огород, плодовый сад. Сохранившийся план дворцово-паркового ансамбля виллы Тускум свидетельствует о высоком мастерстве древнеримских создателей регулярных садов и парков. Такого рода ансамбли стали провозвестниками итальянских садов эпохи Возрождения и европейских регулярных парков XVII-XVIII веков.
Из парков Древнего Рима следует отметить парк императора Нерона, созданный на месте пожарища, возникшего в Риме в I в. н.э. Парк был удачно слит с сельской местностью, на которой были выкопаны озера, большое место занимали луга и поля. После падения Римской империи началось строительство новых вилл по типу галло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доимперской эпохи и в то же время отдаленно походили на сады Древнего Востока.
Персия — сады в Древнем Иране создавались в основном при царских резиденциях. Их планировка имела геометрические формы. Аллеи пересекались под прямыми углами, а промежутки между ними засаживались деревьями или занимались прудами и цветниками. Знаменитые иранские ковры дают представление о персидских парках и садах. Рисунки ковров позволяют судить о планировке садов, основанных на создании двух перпендикулярных друг другу направлений, на пересечении которых стоит дворец.
В Древней Персии устраивали так называемые парадизы — дикие парки. Они служили для охоты на диких животных и занимали огромные пространства. Вдоль дорог сооружали сторожевые вышки, которые являлись защитой от нападения диких животных. Дороги по обе стороны обсаживали платанами — одним из самых любимых и распространенных деревьев Персии. Их вымащивали широкими плитами. Вдоль дорог выкапывали пруды и устраивали цветники. Примером такого парадиза можно назвать Сардский парадиз царя Кира. Иногда дикие парки и плодовые сады объединяли в единое целое.
Персию называют родиной царицы цветов — розы. Ее даже называли Гюлистан — «сад роз». Персия — родина не только роз, но и сирени, тюльпанов, лилий, нарциссов. Столица древней Персии называлась Су за — Лилия.
Персидское садовое искусство повлияло на создание садов всего Древнего Востока. Под влиянием древнего персидского садового искусства возникли арабские сады в Турции, мавританские сады в Испании, сады татарских ханов в Крыму.
Вывод: античная Греция породила герооны и гимнасии, которые стали впоследствии прототипами мемориальных и спортивных парков, а также образцами садов «просветительного досуга». Древний Рим привнес элементы топиарного искусства – стриженных из зелени скульптур, а садово-парковое строительство Персии дало жизнь садам на воде – прототипам современных гидро- и аквапарков.
Источник