Характерные черты сада парадиз

Персидский парадиз в Пасаргадах. Об особенностях садово-паркового искусства ахеменидского Ирана

Статья посвящена исследованию особенностей садово-паркового искусства ахеменидского Ирана VI-IV вв. до н. э. на материале царского сада эпохи Кира II в Пасаргадах. Сохранившиеся участки ирригационной системы Пасаргад позволяют подробно изучить планировочное решение сада-парадиза, а также понять его роль в общем замысле дворцового ансамбля. На основе археологических исследований дворцов и сообщений античных авторов была предложена типология памятников садово-паркового искусства Ахеменидов. Особое внимание уделен оэтимологии слова «парадиз» в древнеиранском языке, что предоставило дополнительный материал для исследования типов садов ахеменидского времени. В статье описаны основные особенности персидского парадиза в Пасаргадах, его типологии и планировки, а также выделены характерные черты и отличия двух других типов памятников садово-паркового искусства Ахеменидов V-IV вв. до н. э.

Ахемениды , иран , садово-парковое искусство , царский сад , парадиз , пасаргады , типология , «чахар баг»

Короткий адрес: https://sciup.org/14328297

Список литературы Персидский парадиз в Пасаргадах. Об особенностях садово-паркового искусства ахеменидского Ирана

  • Дандамаев М. А., 1985. Политическая История Ахеменидской державы. М.: Наука. 319 с.
  • Луконин В. Г., 1977. Искусство Древнего Ирана. М.: Искусство. 232 с.
  • Медведская И. Н., 2004. Ахеменидское искусство//История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй/Под ред. А. В. Седова. М.: Восточная литература. С. 656-697.
  • Boucharlat R., 2014. Achaemenid Estate(s) near Pasargadae? // Extraction and Control: Studies in Honor of Matthew W. Stolper // Eds: W. Henkelman, Ch. Jones, M. Kozuh, Ch. Woods. Chicago: Oriental Institute Press. P. 27-35. (Studies in Ancient Oriental Civilization; 68).
  • Fakour M., 2000. Garden I: Achaemenid//Encyclopaedia Iranica. Vol. X. Costa Mesa: Mazda. P. 297-298.
  • Francovich G. de, 1966. Problems of Achaemenid Architecture//East and West. Vol. 16. P. 201-260.
  • Herzfeld E., 1929. Bericht über die Ausgrabungen von Pasargadae 1928//Archäologische Mitteilungen aus Iran. Bd. 1. S. 4-16.
  • Hesse A., 2013. The geophysical survey of the Achaemenid foundations//The Palace of Darius at Susa: The Great Royal Residence of Achaemenid Persia, Eds: J. Perrot, J. Curtis. London: I. B. Tauris. P. 125-139.
  • Hirsch S. W., 1985. The Friendship of the Barbarians: Xenophon and the Persian Empire. Hanover. 216 p.
  • Knauss Fl., Gagošidse I., Babaev I., 2013. Karačamirli: Ein persisches Paradies//Achaemenid Research on Texts and Archaeology. 004. S. 1-24.
  • Pinder Wilson R., 1976. The Persian Garden: Bagh and Chahar Bagh//The Islamic Garden/Eds: Ε. B. Macdougall, R. Ettinghausen. Washington, D. C.: Dumbarton Oaks. P. 70-85.
  • Sami A., 1956. Pasargadae. The Oldest Imperial Capital of Iran. Shiraz: Learned Society of Pars. 160 p.
  • Stein A., 1936. An Archaeological Tour in Ancient Persis//Iraq. Vol. 3. P. 217-220.
  • Stronach D., 1978. Pasargadae: A Report on the Excavations Conducted by the British Institute of Persian Studies from 1961-1963. Oxford: Oxford University Press. 343 p.
  • Stronach D., 1989. The Royal Garden at Pasargadae: Evolution and Legacy//Archaeologia Iranica et Orientalis: Miscellanea in Honorem Louis Vanden Berghe. Vol. I/Eds: L. de Meyer, E. Haerinck. Ghent: Peeters Presse. P. 475-502.
  • Stronach D., 1990. The Garden as a Political Statement: Some Case Studies from the Near East in the First Millenium B. C.//Bulletin of the Asia Institute, New Series. Vol. IV: In honor of Richard Nelson Frye: Aspects of Iranian Culture. P. 171-180.
  • Tadjvidi A., 1973. Persepolis: Survey of excavations in Iran 1971-1972//Iran. Vol. 11. P. 200-201.
Читайте также:  Саду дома точка ком

Источник

1.2. Садово-парковое искусство Античного мира: Греция, Древний Рим, Персия.

Древняя Греция, ее садово-парковое искусство зародилось за тысячу лет до н.э. Становление садово-паркового искусства в Греции относятся к X—XIII вв. до н.э., а расцвет произошел в VI-IV вв. до н.э.

Сначала сады носили чисто ути­литарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника. Разбивку садов осуществляли в регулярном стиле и ограждали по периметру. Внутри сады огораживались живыми изгородями, в которых культивировались яблоня, груша, гра­нат, персик, маслина, апельсин, смоковница, виноград, овощи и цветочные растения: лилии, гладиолусы и др. Храмы, общественные и жилые постройки были окружены симметрично посаженными деревьями.

Позднее создавались священные рощи героев — герооны, засаженные вязами, платанами, дубами, каштанами, фисташками, маслинами. Они возникали с честь выдающихся людей и были украшены скульптурами, архитектурными сооружениями, искусственными водоемами. Постепенно священные рощи превращались в общественные сады и парки, служившие для занятий молодежи на открытом воздухе в окружении зелени. В греческих садах аллеи и дорожки были прямолинейными и украшались статуями, вазами, колоннами и пр.

Логика и математика как главные способы познания мира в античности нашли отражение в ландшафтной архитектуре. В садах проходили беседы, диспуты философов и обучение неофитов. В греческих парках устраивали бассейны и прямоугольные площадки, рассчитанные для занятия спортом. В этот период сооружались стадионы для олимпийских игр, гимнасии, ипподромы и амфитеатры, размеры и формы которых гармонично вписывались в окружающий ландшафт.

Греки имели обширные сведения о растительном мире. Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс извне. Бла­годаря завоевательным походам Алек­сандра Македонского вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. К влиянию Востока прибавилось еще одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового искусства в Греции,— это рост больших греческих городов и колоний.

Читайте также:  Быстрые рецепты в саду

В эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) парки Греции утрачивают свое общественно-воспитательное значение и превращаются в места для развлечения и отдыха.

Новым в садах Греции по сравнению с Египтом было: их более свободная композиция и декоративность, нагромождение зеленых масс и обилие украшений. На террасах — витые лестницы и посадки больших деревьев, скульптуры и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами. В композиции садов и парков непременно использовались следующие средства: правило золотого сечения, законы симметрии, ритма и равновесия.

Рим, его сады и парки начали развиваться под влиянием греческого садово-паркового искусства со II в. до н.э. Они располагались в живописных низовьях Апеннин или на морских побережьях средиземноморья. Регулярная планировка сада прекрасно гармонировала с классической архитектурой дворцов и вилл. Особенно ярко эстетика правильных геометрических форм проявилась в роскошных загородных дворцово-парковых ансамблях римских патрициев.

При сооружении ландшафтных композиций мастерски использовался сложный рельеф местности. Выбирались террасированные склоны, на уступах которых закладывались живописные лестницы и пандусы, а их площадки благоухали садами. Римский сад состоял в основном из плодовых и деко­ративных растений местной средиземноморской флоры: сосна, дуб, платан, лав­р, кипарис, маслина, земляничное дерево, бук, каштан. Он был окружен живой изгородью из кустарника и легко поддающимися стрижке деревьями: буксус, лавр, мирт. Поражало воображение изобилие цветов: лилий, левкоев, ирисов, тюльпанов, нарциссов и др. Обязательными элементами искусственного ландшафта были водные объекты: бассейны, каналы, каскады, фонтаны.

Республиканский Рим, в котором все еще господствовал рабовладельческий строй, главное свое богатство видел в земле, на которой создавались в основном сады. Сады располагались и в центре и на окраине Рима. Они расчленялись аллеями, пересекающимися под прямым углом, и украшались партерами, фонтанами, бассейнами, портиками, гротами.

Впоследствии вокруг города возникли виллы и великолепные сады с колоннадами, купальнями, ипподромами, музеями. Сад при вилле имел обычно три части: декоративный сад, огород, плодовый сад. Сохранившийся план дворцово-паркового ансамбля виллы Тускум свидетельствует о высоком мастерстве древнеримских создателей регулярных садов и парков. Такого рода ансамбли стали провозвестниками итальянских садов эпохи Возрождения и европейских регулярных парков XVII-XVIII веков.

Читайте также:  Температурный режим для сада

Из парков Древнего Рима следует отметить парк императора Нерона, созданный на месте пожарища, возник­шего в Риме в I в. н.э. Парк был удачно слит с сельской местностью, на ко­торой были выкопаны озера, большое место занимали луга и поля. После падения Римской империи началось строительство новых вилл по типу галло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доимперской эпохи и в то же время отдаленно походили на сады Древнего Востока.

Персия — сады в Древнем Иране создавались в основном при царских резиденциях. Их планировка имела геометрические формы. Аллеи пересекались под прямыми углами, а промежутки между ними засаживались деревья­ми или занимались прудами и цветниками. Знаменитые иранские ковры дают представление о персидских парках и садах. Рисун­ки ковров позволяют судить о планировке садов, основанных на создании двух перпендикулярных друг другу направлений, на пересечении которых стоит дворец.

В Древней Персии устраивали так называемые парадизы — дикие парки. Они служили для охоты на диких животных и занимали огромные пространства. Вдоль дорог сооружали сто­рожевые вышки, которые являлись защитой от нападения диких животных. Дороги по обе стороны обсаживали платанами — одним из самых любимых и распространенных деревьев Персии. Их вымащивали широкими плитами. Вдоль дорог выкапывали пру­ды и устраивали цветники. Примером такого парадиза можно назвать Сардский парадиз царя Кира. Иногда дикие парки и плодовые сады объединяли в единое целое.

Персию называют родиной царицы цветов — розы. Ее даже называли Гюлистан — «сад роз». Персия — родина не только роз, но и сирени, тюльпанов, лилий, нарциссов. Столица древней Персии называлась Су за — Лилия.

Персидское садовое искусство повлияло на создание садов всего Древнего Востока. Под влиянием древнего персидского садового искусства возникли арабские сады в Турции, мавританские сады в Испании, сады татарских ханов в Крыму.

Вывод: античная Греция породила герооны и гимнасии, которые стали впоследствии прототипами мемориальных и спортивных парков, а также образцами садов «просветительного досуга». Древний Рим привнес элементы топиарного искусства – стриженных из зелени скульптур, а садово-парковое строительство Персии дало жизнь садам на воде – прототипам современных гидро- и аквапарков.

Источник

Оцените статью