Характерные черты мусульманского сада

3. Мусульманские сады

Все в этих садах располагает к неге и томлению – тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, искрящиеся на солнце, благоухающие цветы, поющие птицы в золотых клетках, прекрасные наложницы, собранные со всех краев света… Человек, попадая в такой сад, чувствует себя как в раю. Сады в мусульманских странах, действительно, ассоциировались с раем. И, несмотря, на всё их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама.

Основу мусульманского сада, как правило, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад.

Такая форма сада видимо является отражением легенды о райском саде, из которого в четырех направлениях вытекают четыре реки. Таким образом, сад оказывается разделенным на четыре части. Возможно также, что прообразом такой планировки мусульманских садов стала древнейшая святыня, расположенная в Мекке. Она представляет собой черный камень, встроенный в стену здания кубической формы. Это здание считалось «божьим домом» и в нем еще до возникновения ислама поклонялись Аллаху. Таким образом, квадраты мусульманского сада должны были символизировать присутствие Аллаха и его благословение.

Наиболее законченно и полно идея райского сада – «чор-багх» – воплотилась в гробницах времен династии Великих Моголов. Примером могут служить мавзолей Хумаюна XVI века и Тадж-Махал XVII века .

В Испании, находившейся в течение семи веков (с VIII по XIV век) под влиянием арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип сада, который позднее стал называться мавританским . Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе. Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность.

Ярким примером мавританских садов могут служить сады Альгамры и Генералифа, расположенные в Гранаде и построенные между 1350 и 1500 годами

4. Пейзажные сады Китая

Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. У древних китайцев был распространен культ Неба, умерших предков и духов природы. Считалось, что стихийные бедствия (засуха, наводнение, голод, болезни) являлись отражением безнравственных поступков человека и плохого устройства государства.

Читайте также:  Строим свой маленький сад

Поклонение силам природы было свойственно большинству древних религий. Однако лишь в Китае основой гармоничного общества являлось подчинение законам вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока.

Начиная с V века до н.э. ведущей религией Китая становится конфуцианство, задачей которого является построение гармоничного общества с помощью добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это благородный рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга, готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы нравственности.

Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в основе которого лежит интуитивное познание бытия. Учение даосов призывало слиться с природой, избегать всего искусственного. Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже бессмертия.

Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний.

Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.

Сады в Древнем Китае традиционно устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах . Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача создателя парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый).

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука).

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

Читайте также:  Беседа цветы нашего сада цель

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

Источник

8.Мусульманское садово-парковое искусство

Мусульманские сады — одни из самых загадочных и неповторимых, можно сказать, даже сказочных. Пение птиц, журчание ручья, блеск водной глади, благоухание цветов — это все встречается в стилях многих садов, но только здесь создается ощущение сказки. Но при этом создание мусульманских садов строго контролировалась законами ислама.

Территорию разделяли тропинками и дорожками на двенадцать квадратов. В центре квадратов располагали фонтаны, бассейны, облицованные мрамором, цветными керамическими плитками, стеклом. Такие сооружения являлись главным украшением сада. Воде отводилось очень большое значение, она наделена религией священной ролью: вода является источником жизни, питает ее, дает очищение, символизирует рай — райский сад.

Идея райского сада наиболее ярко отразилась на строительстве Тажд-Махала в XVI веке.

В Испании, находившейся в течение семи веков (с VIII по XIV век) под влиянием арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип сада — мавританский . Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе. Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность.

Ярким примером мавританских садов могут служить сады Альгамры и Генералифа, расположенные в Гранаде и построенные между 1350 и 1500 годами

9. Первый период распространения буддизма в Индии началось строительство загородных дворцов и парков, предназначенных для созерцательного отдыха. Позже под влиянием магометанства назначение этих сооружений изменилось. Участок за городской чертой окружали стенами, и в центре воздвигали четырехугольное или восьмиугольное (в плане) здание, перекрытое куполом. Его строили на высокой террасе, от которой начинались широкие аллеи, окаймленные мраморными колоннами и рядами фонтанов. Прямоугольники сада были украшены вечнозелеными и плодовыми деревьями. При жизни владельца центральное здание использовали как летний дворец, в котором проводили шумные празднества. После смерти владельца назначение здания менялось. Тело владельца хоронили под центральным куполом, и с этого дня здание превращалось в мавзолей.

/ Мавзолей Тадж-Махал/

Выдающимся сооружением такого типа является мавзолей Тадж-Махал (1630 — 1 (552), названный «жемчужиной Индии». Это усыпальница жены Шах-Джахана (недалеко от города Агры). Мавзолей расположен не в центре, а в конце сада, на высокой террасе, на берегу реки. Перед фасадом здания расположен узкий канал, облицованный мрамором. Вдоль канала были цветники и ряды иссиня-черных кипарисов. Верхнюю террасу украшал цветочный партер. Зеленую оправу для «жемчужины» создавал садовник из Кашмира.

Читайте также:  Сад дюймовочка ханты мансийск

Индийские сады на воде очень напоминают плавающие сады Мексики, о садово-парковом искусстве которой имеется очень мало сведений. Эти сады, судя по сохранившимся сведениям, были хотя и маленькими, но весьма оригинальными по замыслу и исполнению. Плавающими садами-чинампасами любовались испанцы во время завоевания Мексики в XV в. Это были небольшие плавучие островки, созданные на плотах из ветвей и камыша. На плоты насыпали землю и выращивали различные растения, главным образом овощи и цветы. В исторических источниках упоминается о замечательном саде, находившемся близ города Тацкицинко, который по устройству несколько напоминает висячие сады Семирамиды. Он был без колонн, но расположен террасами на конусовидной горе, которая состояла в основном из порфира. По описанию Трескотто, террасы этого сада были соединены лестницами из 320 ступеней, вырезанных на гладко отполированном порфире. Воду подавали наверх мощными насосами, а затем в виде каскадов она ниспадала вниз. Этот сад существовал еще в XV веке. Корни развития садово-паркового искусства Китая уходят в XII в. до н.э. (первое упоминание о Пекине), то есть ко времени расцвета ассирийских городов. О старых китайских парках можно судить только по описаниям и рисункам, но устойчивость градостроительных традиций, контролируемых религиозно-философскими учениями (буддизмом, конфуцианством), дает возможность составить довольно полное представление о развитии этого древнего вида искусства. Китайский народ издавна любил природу и понимал ее красоту. В различных видах искусства, особенно в садово-парковом, китайцы стремились воспроизвести наиболее характерные пейзажи своей страны. Интересной формы холмы вулканического происхождения, многочисленные озера и речки, в которых, как в зеркале, отражаются холмы, горы, леса, — вот своеобразный, динамический пейзаж, ставший основой садово-паркового строительства Китая. Художники-садоводы, обобщая наблюдения явлений окружающего мира, с неиссякаемой фантазией создавали прекрасные реалистические пейзажи. Характерным для китайского садово-паркового творчества был глубокий символизм, являвшийся отражением религиозных учений.

Лотос у народов Индии всегда был символом чистоты. Этот цветок вырастает из грязи, но никогда не бывает испачкан. Лотос сравнивают с целомудренным человеком, к которому ие пристает никакая скверна. Таким целомудрием индийская мифология наделила богиню Шри, или Лакшми, супругу Вишны, которая считалась покровительницей плодородия и процветания. Ее называли «рожденная лотосом», «стоящая на лотосе», «окрашенная лотосом». В медальоне ступы в Санги богиня Шри изображена стоящей на лотосе, в окружении его листьев и цветов.

В эпоху арийцев для строительства домов и дворцов раджей широко использовалась древесина. Для удовлетворения огромного спроса на древесину проводились обширные работы по заготовке леса.

Однако спустя какое-то время расслабляющий климат Индии несколько поубавил пыл беспокойных арийцев.

Созерцательность, романтические грезы постепенно овладевали их сознанием. Именно это преломление характерно для их новых представлений о роли и назначении деревьев. Человеческое воображение родило бога Индру, сидящего вместе с прекрасной богиней в тени деревьев, с веток которых люди собирают драгоценные камни, украшения, красивую одежду и другие предметы роскоши.

Источник

Оцените статью