Характерные черты китайских садов

Отличия Китайского и Японского садов

Довольно сложно сравнивать два стиля сада, относящихся к одному направлению Восточных садов, тем более что начало этих стилей положил Китайский сад. Именно с древнего Китайского сада началось становление Японского, который за сотни лет приобрёл свою индивидуальность и сформировал собственную философию. Осложняет задачу то, что и Китайский и Японский сады видоизменялись в зависимости от эпохи правления династий. Более того, каждый из этих садов можно разделить на 4 основные категории:

  1. Императорские сады
  2. Частные сады
  3. Религиозные сады (сады при храмах и монастырях)
  4. Городские сады и парки

Каждая из этих категорий имеет свои подкатегории. Например, частные японские сады условно подразделяются на 3 вида:

  • хозяйственные (предназначены для хозяйственных нужд);
  • эстетические (несут эстетическую функцию, предназначены для созерцания и медитации);
  • церемониальные (служат для проведения традиционных церемоний, например, чайных).

Понятно, что сравнивать частный Японский сад с Императорским Китайским совершенно некорректно. Но всё же есть ключевые элементы, зная которые можно отличить Японский сад от Китайского.

Центральное место отводится водоёмам, архитектурные сооружения тяготеют к периферии сада.

Присутствуют элементы осевой симметрии. Особенно ярко это выражено в Императорских садах, где симметрично возведенные здания вписаны в ландшафт, а у различных входов зеркально расположены деревья или архитектурные элементы.

Интересно что императорский сад не предназначался для отдыха, он должен был направлять мысли императора на дела управления государством.

Сад состоит из целого комплекса обособленных пространств, двориков и «зелёных комнат». Их границы строго определены галереями, павильонами, внутренними садовыми стенами.

И для Китая и для Японии характерна имитация реально существующих ландшафтов.

С 1392 года проявляться независимые от китайского сада национальные черты японского сада:

Посетитель и сад из статичного отношения переходят в динамичное. Прослеживается китайская идея пространственного разделения сада, однако используется более лёгкий и дешёвый материал (бамбук).

Японский сад более однороден, несмотря на садовые изгороди и калитки.

Архитектура играет почти ключевую роль. Китайский сад содержит гораздо большее количество архитектурных элементов, нежели Японский сад. Отличительной особенностью является форма крыш зданий – она словно вздёрнута вверх.

Основной материал, из которого возводились изящные здания – дерево. По сравнению с каменными постройками деревянные быстрее возводились, были более сейсмоустойчивы и дольше сохраняли тепло.

В Японском саду архитектура уходит на второй план, уступая место природным компонентам и символичным образам.

Для японских павильонов и зданий характерны раздвижные двери и окна. Примечательна более низкая высота зданий по сравнению с Китайскими.

Вообще для Японских архитектурных элементов характерно использование дешевых материалов. Например до эпохи правления Эдо (1603-1867 г.г.) Японские павильоны зачастую имели травяную крышу.

«Лунный» мост – мост полукруглой формы, который вместе со своим отражением образует круг. А круг в Китае символизирует небо

Читайте также:  Домики для сада фей

Парковые павильоны и беседки с «вздёрнутыми» к верху крышами

Смотровая площадка с перспективой на сад (символично приближает зрителя к облакам, олицетворяющим вечность)

«Зелёная комната» — маленький сад внутри сада, из «окон» которой можно наблюдать виды «большого» сада

Сухой пейзаж-сад, созданный без реального присутствия воды, но гравий и песок символизируют воду, а крупные камни – острова

Таблички с афоризмами императоров и древних философов — устанавливаются над входами в павильоны

Крытая галерея – необходимый атрибут китайского сада. Окна этой галереи часто делались в виде рисунка веера, цветка сливы и плода персика. Они служили рамками для открывающихся из галереи видов

Природные камни причудливой формы — относятся к малой архитектуре

— Популярны скульптурные изображения животных, обитающих в Китае, таких как:

Помимо реально существующих в Китае животных изображались и мифологические животные:

А так же животные, никогда не обитавшие в Китае, – лев и верблюд

Малые архитектурные формы (МАФ) в традиционном японском саду миниатюрны. Наиболее часто встречаемые из них:

— Каменные и металлические фонари

Цукубай — каменная чаша с родниковой водой для чайных церемоний, также используемая для омовения рук

Пагоды — каменные башни, место поклонения с изречениями, символизирует храм

Зигзагообразные деревянные мосты

Шиши-одоши – аналог нашему чучелу, только изящное. Выглядит как одна или несколько бамбуковых труб, которые при наполнении водой опрокидываются и ударяются о камень, издавая мелодичный звук, который отпугивает птиц и оленей

Легче всего отличить Китайский сад от японского, посмотрев на камни. В Китайском саду они всегда имеют сложную форму, причём особенно ценятся камни по внешнему виду напоминающие животных, иероглифы или мифических персонажей. Были случаи, когда на целый год провинция освобождалась от налогов за найденный камень причудливой формы.

Интересно и расположение камней, в зависимости от формы камень могут поставить вертикально на постамент, как скульптуру.

По своей природе это в основном серо-голубой известняк, порой встречается гранит.

«Камни – это кости сада, так как растения приходят и уходят, в то время как камни продолжают раскрывать структуру и форму пространства».

Источник

Уроки китайского. Урок первый: китайская философия сада

После того, как мне довелось несколько раз побывать в Китае в разные времена года, посетить различные парки, сады, природные резервации, возникло желание поделиться с вами своими впечатлениями от увиденного там и размышлениями по поводу китайского садоводства. Думаю, что идеи, которые так щедро дарит Китай, пригодятся тем, кто стремится достичь высокого уровня в ландшафтном дизайне, в проектировании своего сада.

Заглянем в китайский сад и попробуем понять его философию

Заглянем в китайский сад и попробуем понять его философию

Однако без специальной подготовки, без помощи местных специалистов понять, разобраться во множестве стилей и форм, подходов к созданию сада – это ой как не просто. И делать это нужно не в раз, не с наскока. Нужно проникнуться китайской философией сада. И мы будем проникаться долго, вдумчиво, терпеливо. Ибо без терпения, проникновения в суть вещей, без ощущения гармонии не создавался в Китае ни один сад.

Читайте также:  Питомник саженцев сады эдема

Философия китайского сада

Давайте же попытаемся понять, что такое китайский сад. Садовое и парковое искусство Китая занимает выдающееся место в истории ландшафтной архитектуры. Его значение не ограничивается Великой Китайской стеной.

Немного истории

Мы часто упускаем из виду или не знаем, что именно китайская традиция создания пейзажного стиля сада оказала существенное влияние на развитие и формирование европейского (прежде всего — английского, начиная с XVIII века) ландшафтного проектирования. Она привела к изменению основных ориентиров при проектировании, общих взглядов и частных пристрастий при создании «английских» садов и парков. В конечном счете, все это отразилось и на самых известных российских парковых ансамблях.

История садов в Китае насчитывает более 3 тысяч лет. За века тамошними садоводами найдены способы умелого использования природного ландшафта, искусственного создания «естественной природы» в малом объеме, пути проникновения в мир природы через особую и точную художественную выразительность. Это и сейчас можно наблюдать во многих национальных — особенно императорских и монастырских — садах и парках.

«Смотри вокруг, смотри в себя»

Главная идея китайского сада – создание мира природы в миниатюре. Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчетные отклики; камень же, даже размером с кулак, рождает многие чувства». Или еще: «Горсть земли и ложка воды привлекают безбрежные думы». По-китайски отточенные фразы – ключ к понимаю тонкостей контакта с природой. Ибо сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения для садовода. Сад как таковой должен быть «взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности». Вслушайтесь. Вчитайтесь. Настройтесь.

Китайский сад - создание мира природы в миниатюре

Китайский сад — создание мира природы в миниатюре

Мастерство садовника заключается в умении использовать исходный природный ландшафт и все его компоненты для самореализации и самовыражения. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот главный принцип, которым руководствуется садовник. Даже хаос в природе – и тот красиво организован. В саду, как и в любой цветочной композиции, все должно быть гармоничным – и замысел, и цвет, и форма, и объем, и линии. Открытость миру природы предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир тонких восприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. «Внутри сада есть еще сад», – гласила древняя китайская поговорка. Сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».

Здесь следует отметить такое самобытное и поразительное изобретение Китая как «сады на подносе», которое японцы позже трансформировали в бонсай. Растить сад – все равно, что создавать миниатюру: и то и другое требует неистощимого терпения и невозмутимого спокойствия души.

Читайте также:  Караганда очередь на сад

Традиции и индивидуальность

Китайский сад - это сочетание традиций и индивидуального стиля

Китайский сад — это сочетание традиций и индивидуального стиля

Китайский сад всегда является воплощением
традиций, с учетом особенностей географических условий каждой конкретной местности. При этом обязательно вносится своя особая философия и особое видение садовника, его создавшего.

Каждый сад – это совокупность множества элементов, несущих сложнейшую философскую нагрузку, поэтому в свой конкретный сад можно перенести лишь некоторые элементы, которые либо подчеркнут, либо особым образом выделят ваш стиль, ваш взгляд и видение природы.

Отличительная черта китайского сада – формирование культурных ландшафтов, но созданных так, чтобы вмешательство человека было незаметным. Созданный сад должен отражать любовь к природе и вызывать покой в душе.

Сад – это место медитации, релаксации, отдохновения.

Типы садов и особенности планировки

  • сады при императорских дворцах;
  • сады при императорских гробницах;
  • сады при храмах;
  • сады естественных пейзажей;
  • домашние сады;
  • сады ученых.

Второе направление – проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа, чаще – рукотворного (скалы, горы, водопады). Обязательно сажают растения большими группами, пересекая посадки дорожками, «речками» или ручьями, визуально и территориально разделяя пространство. Чаще всего сажают розоцветные (миндаль, яблони, вишни, сливы, персики), либо древовидные и травянистые пионы, тюльпаны, розы, ирисы, лагерстремии, сирени. Если у вас всего 6 соток – значит, вам надо осваивать первое направление китайского сада. Если же вы обладатель значительных площадей – можно замахнуться и на рельефный сад. Главное помнить, что сад должен быть местом не только труда, но и отдохновения, создавать благостное настроение. Основная идея, которую китайцы проводят, создавая ландшафтный сад: «Когда вы проходите садом, в каждой новой точке обзора за его видимыми переделами должен иметься (хотя бы казаться) еще, и еще, и следующий новый вид (ландшафт)». В саду важно создать иллюзию его безграничности, но при этом ничто не должно «бить в глаза», быть слишком ярким и броским, как и не должно быть и пустых, потерянных участков. Сад важно организовать так, чтобы в нем были места, которые притягивают взгляд, завлекают, создают настроение.

Из каждой точки китайского сада открываются все новые и новые виды

Из каждой точки китайского сада открываются все новые и новые виды

Проектируя сад, китайцы стремятся создать доведенный до совершенства в соответствии с определенными эстетическими критериями уголок естественной природы, который должен настроить на философские размышления о смысле жизни, окружающем мире. Многоплановость созданной композиции сада, независимо от его масштаба, возникает из неповторяющихся видов, вызывающих смену эмоций в душе. Пейзажность садов, созданных в китайском стиле, — это обязательно плавные линии, водоемы, мягкие формы, свободно растущие растения. Архитектурные сооружения подчеркивают особое настроение ландшафта. Следующие уроки мы посвятим главным «персонажам» китайского сада: шуму падающей воды, обязательному элементу пейзажа – камню, ограждениям, павильонам, проходам и многому другому, что участвует в создании удивительного явления – китайского сада.

Источник

Оцените статью