Характерные черты ассирийских садов

Тема 1. Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности

Социальные условия, природные условия, растительность, строительный материал, архитектура.

Типы садов Древнего Египта:

  1. священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов (храмовые комплексы бога Амона в Карнаке и Луксоре);
  2. озеленение улиц (аллея Сфинксов);
  3. сады при загородных дворцах фараонов (Мару-Атон);
  4. сады при жилых домах знати.

Садово-парковое искусство Древнего Египта было сформулировано четкими планировочно — композиционными канонами:

— регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции;

— наличие водоемов как неотъемлемой части сада;

— использование ритма как композиционного приема;

— применение рядовых посадок;

— использование интродуцентов в ассортименте древесных насаждений;

— сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтное в оформлении ансамблей;

— формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями.

2.Ассирия-Вавилония

Социальные политические условия, географическое положение и природные условия, растительность и развитие парков, основные строительные материалы, градостроительство и архитектура.

Зиккураты, «Висячие сады» Семирамиды.

Садово-парковое искусство Ассирии – Вавилонии имеет характерные особенности:

— развитие композиции проходило не по продольной оси, а применялось поперечное развертывание пространства;

— тип храма – «зиккурат» – ступенчатая башня, где верхнюю часть – платформу завершало архитектурное сооружение – храм;

— создание «висячих садов» на искусственных террасах;

— первые коллекции растительного и животного мира – прообразы ботанических садов и зоопарков;

— создание лесов для прогулок и охоты (прототипы современных лесопарков).

3. Античная Греция

Социальные условия. Природные условия, растительность, строительный материал, градостроительство и архитектура.

Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения:

  1. священные рощи (нимфей и герооны);
  2. гимнасии;
  3. озелененные территории общественного значения;
  4. филосовские сады;
  5. частновладельческие сады.

Принципы «золотого сечения» – система пропорций – соотношение частей и целого, а так же принципы равновесия, ритма и симметрии. Классический пример гармонии рельефа и ансамбля является афинский Акрополь. Это комплекс храмов – исторический прообраз пейзажного пространственного решения.

Характерные особенности ландшафтного строительства Древней Греции:

— использование горной местности для устройства террас;

— создание искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов;

— применение в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам.

4. Древний Рим

Природные условия, растительность, строительный материал, архитектура.

2) городские общественные сады;

3) сады при дворцах и виллах;

4)частновладельческие городские сады.

Читайте также:  Туя декоративная для сада

Жилые дома Помпеи: Фавна, Веттиев, Саллюстия.

  • «рустика» — сельскохозяйственная вилла;
  • «урбана» — дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений (вилла Плиния Младшего Туски, Лаурентина);
  • «фруктуария» — вилла, где основой явился плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.

Основные характерные черты, присущие садово-парковому искусству Древнего Рима:

— появились новые планировочные элементы (ксист, ипподром);

— впервые появляется «топиарное искусство»

— разработана композиция, подчеркивающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов;

— совершенствование древнегреческих приемов и создание новых (использование скульптуры, пергол в убранстве сада, аллей для пешеходов и экипажей или прогулок на носилках);

— отсутствие композиционного единства в садах и парках.

Задание: студенты должны вычертить на формате А4 один из ансамблей садово-паркового искусства Древнего мира и античности. Создать презентацию на заданную преподавателем тему. В результате изучения темы студент должен уметь читать, копировать и анализировать исторические и современные планы различных объектов ландшафтной архитектуры. Пользоваться архивными материалами, планово-картографическими подосновами.

  1. Определение «История садово-паркового искусства» и период его возникновения.
  2. Связь садово-паркового искусства с другими науками и искусствами.
  3. Организации, занимающиеся вопросами садово-паркового искусства.
  4. Понятие о стиле в садово-парковом искусстве. Регулярные и пейзажные стилевые направления и их особенности.
  5. Сады Древнего Египта и их планировочная структура.
  6. План египетского сада и его описание.
  7. Флора, характерная для египетских садов, и ее особенности.
  8. Южный дворец Маару-Атон.
  9. «Висячие сады» и их значение для современного садово-паркового искусства.
  10. Устройство «висячих садов», по Стробону и Диодору, по Рюттену и Лакану.
  11. Роль Александра Македонского в садово-парковом искусстве.
  12. Типы озеленения территорий Античной Греции и их характеристики.
  13. Древнегреческие гимнасии и их значение для развития паркостроения.
  14. Ансамбль афинского Акрополя и его композиционные особенности.
  15. Главная площадь Афин Агора – и ее облик.
  16. Характеные черты садово-паркового искусства Античной Греции.
  17. Принципы, разработанные в Античной Греции.
  18. Типы садов Древнего Рима и их сходства и различия.
  19. Дома Фавна и Веттии, их сходства и различия.
  20. Общественные сады Древнего Рима и их описание.
  21. Вилла Тибуртина и ее облик.
  22. Типы вилл Древнего Рима.
  23. Топиарное искусство и его значение.
  24. Принципы и приемы, разработанные в Древнем Риме.
  25. Схема плана городского сада около театра в Риме.
  26. Характерные черты садово-паркового искусства Древнего Рима.
  27. Термины и понятия: пергола, героон, ксист, атриум, нимфей, грот, ансамбль, роща и ее виды.

Источник

1 Вопрос: Сады Древнего Египта и Ассиро-Вавилонии. Сады Древнего Египта

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце 4 тысячелетия до н. э. его территориальные границы приурочены к долине реки Нил. Произрастали тамариксы и финиковые пальмы, вдоль берегов Нила- тростник, папирус, лотосы.

Читайте также:  Сад дракона частный ботанический сад

Климат Египта очень засушливый, характеризуется почти полным отсутствием осадков и горячими знойными ветрами, несущими частицы песка.

Рельеф долины Нила — равнинный. Лишь по сторонам на значительном расстоянии поднимается нагорье Ливийской и Аравийской пустынь.

В Древнем Египте имелись насаждения городского типа, т е ряды деревьев (предположительно пальм) по сторонам главных улиц на городской территории.

Сады делились на священные рощи, расположенные на берегу искусственных водоемов на территории храмовых комплексов, и сады декоративного назначения, окружавшие жилые дома знати, высших чиновников.

Большой интерес представляет видовой состав деревьев, кустарников и цветов, создавались и оформлялись сады.

Значительную роль в оформлении садов играли виноградники, сочетавшие утилитарные цели с декоративной. Для винограда строились специальные остовы – крытые аллеи, и получалась необходимая тень под виноградными лозами и интересный декоративный эффект.

Неотъемлемой частью египетского сада были водоемы – бассейны, каналы, и пруды. Водоемы нужны были для полива растений, разведение рыбок или водоплавающей птицы.

Композиционным центром служит водоем длинной 120, шириной 60 и глубиной 1 м. водоем был окружен со всех сторон садом, в котором росли деревья, цветы и овощи. Длинный пирс вел к водоему и заканчивался небольшим садовым храмом, от которого несколько ступеней вели к воде. Композиция плана была очень проста. Она представляла собой два удлиненных прямоугольника общей площадью 3,25 га. Глинобитная стена окружала всю территорию. Водоем обеспечивал прохладу и предположительную использовался для прогулок на лодках (рис 1)

Лучше всего можно судить о садах Египта по плану реставрации одного из садов. Для него характерны необычайная четкость, геометричность и стройность регулярной композиции и ярко выраженное осевое построение плана. Сад занимает небольшой участок, около 1га. Вход в сад подчеркнут пилонами, обелисками или фигурками сфинксов. Вся территория окружена высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные участки также отдельны друг от друга стенами. Эти стены служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, расположенный в глубине, а композиционной осью – крытая аллея, увитая виноградом. По периметру сада предусмотрены защитные рядные посадки деревьев и кустарников. В саду находится четыре водоема и две беседки, расположенные симметрично по сторонам входной аллеи. Тем самым поддерживается четкость и геометричность плана (рис2)

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

Сады Ассирии – Вавилонии

Ассирия – Вавилония это страна Двуречья, т е территория бассейна рек Тигра и Евфрата.

Читайте также:  Ботанический сад распечатать документы

Климат характеризуется засушливостью в районах, близко расположенных к среднему течению рек, к северу от Древнего Вавилона, а также холодными дождями в определенные периоды года. Рельеф сравнительно равнинный, за исключением всхомленности в средней части страны. На севере страны местность гористая.

Для Ассиро – Вавилонии характерно строительство на террасах – искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью улиц.

Верхняя платформа завершалась архитектурным сооружением, собственно храмом.

Выступающие части нижних платформ озеленяли: по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей. Особой известностью пользовались «висящие сады» Семирамиды, созданные во дворе Южного дворца (605-562 до н э), которые расширил и восстановил Навуходоносор 2. Благодаря раскопкам пришли к выводу, что сады были террасированы, миниатюрны по размерам, требовали исключительно большого ухода и производили, вероятно, сказочное впечатление.

Сад состоял из ряда террас, постоянно уменьшающихся к верхней своей части. Всего было четыре уровня, четыре террасы. Первая, нижняя, занимала площадь 45*40м, вторая 40*30м, размеры двух других не установлены. Основой этих террас служила высокая платформа из сырцового кирпича с облицовкой из обожженного кирпича. Внутри этой платформы находились подземные сводчатые помещения, всего 14 маленьких комнат, расположенных симметрично по сторонам коридора, имеющего северо-восточное направление. Комнаты служили местом отдыха.

Вход на первую террасу был с западной стороны в виде лестницы, устроенной в толще стены платформы. Вход на вторую террасу – с южной стороны, посредством двух лестниц, сходящихся у площадки, расположенной на главной композиционной оси. Вторая терраса соединялась с третьей и четвертой широкой центральной лестницей, занимающей также осевое положение. Лестница окаймлялась с двух сторон пандусами, по которым стекала вода после полива. Террасы были вымощены каменными плитами, состоящими у основания из битума и связанными между собой этими же составом, что делало их водонепроницаемыми (рис3)

Общая высота постройки не превышала 22м и была на одном уровне с крепостной стеной. Высота первой, нижней, террасы равнялась 8м, а второй 13м. слой питательной земли на первых двух террасах достигал 2, а на верхних-1м. предполагается, что первая и вторая терраса оформлялись деревьями, выше росли лишь кустарники. Некоторые авторы (Кольдевей и Кришен), предполагают, что кол-во террас было больше 4(рис4,5)

Т о, в отличие от египетского, плоского, регулярного сада с его декоративными бассейнами и необычайной симметрией плана, в Ассиро-Вавилонии существовал террасированный сад, представлявший собой также регулярную композицию, удачно вписанную в дворцовую постройку и общий силуэт города.

Источник

Оцените статью