Характеристика_природное_сообщество_лес

Характеристика природное сообщество лес

Лес – это
целый мир

Тема. «Лес – природное сообщество».

Цели. Познакомить учащихся с понятиями «природное сообщество», «ярусность леса»; показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование. Магнитный плакат с набором карточек; фонограмма голосов птиц; таблица с зашифрованными названиями кустарников; листочки с двумя кроссвордами для каждого ребенка.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Ребята, отгадайте загадку.

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

У. Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскопом. Так что же такое лес?

– Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

«Один художник решил нарисовать лес.
– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.»

У. Итак, что же такое лес?

Д. Лес – целый мир.
– В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
– Лес называют природным сообществом.

У. Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.

– На какое слово оно похоже?

Д. На слово общество.

У. Как образовано слово сообщество?

Д. С помощью приставки со-.

У. Давайте запишем тему урока в тетради так же, как на доске.

Учитель открывает запись:

III. Знакомство с новым материалом

У. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

Читайте также:  Карта_запрет_посещения_леса

– Как вы сами думаете, что же это такое?

У. Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

На доске заготовка: «Ярусы леса». Карточки с названиями ярусов прикрепляются постепенно у каждой ступеньки по ходу урока; над каждой ступенькой крепятся магнитные карточки с изображениями представителей яруса:

– В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд 1, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

Каждый ребенок получает листок с заготовками двух кроссвордов. (1 – растения леса, 2 – животные леса; ключевые фразы не вписаны, но нужные клетки выделены.)
Первая часть кроссворда 1 разгадывается при изучении яруса деревьев (загадки 1–8), вторая – при изучении яруса трав (загадки 9–12); кроссворд 2 – домашнее задание.

Загадки к кроссворду 1 (первая часть)

1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)

2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина)

В процессе разгадывания на магнитный плакат крепятся карточки с изображениями соответствующих деревьев.

– Какое получили ключевое слово?

У. Какие изученные словарные слова встретились вам?

Д. Береза, осина, рябина, растения.

У. Есть и вторая часть кроссворда 1, но мы к ней вернемся позже.

– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

Дети делают запись в тетради под цифрой 2.

Учитель прикрепляет на доску магнитную карточку.

У. Названия представителей этого яруса зашифрованы на доске в таблице. Используя ключи, запишите их в тетрадь через запятую.

Дети работают самостоятельно.

Источник

Доклад на тему природное сообщество лес

Все живые организмы, населяющие земной шар, образуют единые сообщества. Они приспособлены к определённому природному комплексу и тесно взаимодействуют с неживой природой, а также между собой, образуя экосистемы. Природное сообщество лес формировалось на протяжении миллионов лет. Зелёные массивы обладают разнообразным биогеоценозом и представляют собой важнейший элемент биосферы Земли.

Природное сообщество лес

Общее описание

Главным фактором сосуществования в природе живых организмов является круговорот различных веществ. Эта взаимосвязанность неслучайна и заключается в способности живых существ к созданию, поглощению органических соединений, разложению их на минеральные вещества. Благодаря этой тенденции возникают разнообразные природные сообщества. В 3 классе на Окружающем мире дается их определение — биоценоз или экосистема. Лесные массивы бывают разного происхождения и делятся на несколько основных типов:

Читайте также:  Опишите_внешнее_строение_грибами

Нетронутые (девственные) — участки леса

  1. Нетронутые (девственные) — участки леса, в которых не зафиксировано присутствия человека. Количество таких зон постепенно сокращается.
  2. Стихийно-естественные массивы образуются в местах, где происходили лесные пожары или вырубались участки леса.
  3. Естественные — занимают наиболее обширные участки и развиваются при частичном участии человека (вырубка, охота).

Искусственные представляют собой участки, засаженные определёнными видами растительности для хозяйственных нужд или с целью разведения и сохранности некоторых представителей фауны.

Благодаря густой растительности, лесные массивы располагают биологическим разнообразием. Главным критерием для развития естественного биоценоза в зоне лесов является преобладание в них многоярусной древовидной флоры. Естественные процессы, происходящие на протяжении длительного времени, образовали устойчивую лесную экосистему.

Разновидности лесных массивов

Зоны лесов имеют широкое распространение по всем континентам, исключая самый южный материк — Антарктиду. В зависимости от природной зональности и условий климата существует несколько видов:

  • хвойные;
  • смешанные;
  • лиственные;
  • широколиственные;
  • смешанные;
  • тропические леса.

Хвойные леса произрастают в холодных широтах Северного полушария. Лишь незначительная часть этих пород встречается в тропическом поясе. Большинство хвойных деревьев является вечнозелёными и обладают разной кроной. В зависимости от её густоты леса делятся на темнохвойные и светлохвойные.

Смешанные леса

В смешанных лесах произрастают как хвойные, так и лиственные деревья. Занимают территории умеренных комплексов России, республики Беларусь, Украины. Здесь гораздо больше проникающего сквозь кроны солнечного света, что способствует большому разнообразию травянистых растений.

В лесных массивах лиственного типа преобладают листопадные представители флоры, самым неприхотливым из которых является берёза. Эти территории характерны для умеренного пояса с чётко выраженной сменой сезонов. Особенно много лиственных лесов на территории Российской Федерации.

В тёплых и умеренно влажных широтах распространены широколиственные массивы. Для этого вида растительности важен климат с равномерной температурой в течение всего года. Произрастают в южных и юго-западных территориях.

Тропические лесные зоны свойственны широтам, получающим большое количество солнечного тепла и отличающимся высокой влажностью. Этот вид находится в субэкваториальной и экваториальной области, тропиках. Подразделяются на дождевые и сезонные лесные массивы. Характеристика первых заключается в обилии разнообразной флоры, вторые из-за чередования обильных осадков с засушливыми периодами, имеют разреженные участки. Такие леса встречаются на территории Австралии, в африканских и южноамериканских саваннах.

Природно-зональное размещение

Леса распределяются по поверхности земного шара неравномерно, в сообщении о лесе они характеризуются отдельными биомами. Это зависит от количества получаемой участком суши энергии солнца и климата в целом.

Биомы представляют собой участки, занимающие разную площадь. Друг от друга их отделяют различные водоёмы, дороги, луга и просеки. Внутренняя часть лесных провинций делится на более мелкие по масштабам районы, называемые подзонами.

Подзоны являются переходной частью между крупными лесными системами. Они включают в себя смесь характерных для разных массивов типов растительности. На это влияют гидрологические, геохимические, почвообразующие процессы, изменяющие структуру растительности.

Разнообразие флоры и фауны

Основной чертой, отличающей лесные массивы от других природных биомов, является присутствие в них ярусности. Она состоит из различных слоёв, представляющих собой нижний, средний и верхний ярусы. На нижнем находятся травы, ягоды и грибы, на среднем — кустарники, лишайники и мхи, покрывающие древесную кору.

Читайте также:  Малиновое_варенье_рецепт_блендером

Птицы в лесу

Верхний ярус состоит из высоких деревьев, кроны которых смыкаются и образуют внизу определённую атмосферу. В ней обитают живые организмы, адаптированные к этой среде. В среднем ярусе среди густых ветвей обитает большое количество пернатых.

Особенно богатым растительным и животным миром располагают влажные тропические массивы. В рассказе про экваториальный лес следует описать тропические деревья, кроны которых смыкаются на высоте, достигающей 100 метров. Средняя ярусность представляет собой ветви деревьев, переплетённые внеярусными растениями — лианами и эпифитами. Здесь произрастают растения, имеющие важное значение для человека: какао и кофейное дерево, каучуконосные, банановые и масличные пальмы. Мир животных разнообразен и представлен крупными и мелкими представителями фауны. Самыми многочисленными являются:

По сравнению с тропиками, в умеренных зонах растительность и животные не отличаются большим разнообразием. Оно уменьшается с приближением к холодным климатическим поясам. В смешанных зонах лесные обитатели представлены косулями, медведями, волками, лисицами, белками. Средний ярус занимают дятлы, клесты, синицы, кукушки, снегири.

Таёжные леса занимают второе место после амазонской сельвы по площади и выработке кислорода. Климат в бореальных зонах отличается суровой зимой и жарким, сухим летом. Из-за летних температур и отсутствия осадков часто возникают пожары.

Растительность представлена богатым разнотравьем. Фауна состоит из животных, впадающих в зимнюю спячку и пернатых, часть которых остаётся на зимовку в тайге. Распространены северные олени, рыси, кроты, глухари. В восточных регионах России встречаются уссурийские и амурские тигры.

Виды пищевых цепей

Для всех природных сообществ характерна взаимосвязь живущих в них существ через пищевую цепочку. В доклад, описывающий тему лесных сообществ, входит описание трофических уровней. Они включают в себя консументов и редуцентов. К первичным консументам относятся:

Травоядные животные

Вторичные представляют собой паразитирующих существ, хищников. Основное пищевое звено составляет растительность. Её поедают травоядные животные, которые являются пищей для плотоядных представителей фауны.

Организмы, питающиеся остатками животных и растений, называются редуцентами. К ним относятся микроорганизмы и грибы. Разложению органических соединений на простые вещества способствуют сапрофиты. Растительность в сообществе находится в состоянии жёсткой конкуренции за обладание более плодородными почвами, солнечным светом, водой.

Значение для человека

Проект национальные парки

Растительность, покрывающая сушу, с помощью фотосинтеза поглощает углекислый газ и вырабатывает кислород. Кроме этого, зелёные насаждения избавляют атмосферу от вредных элементов и пыли. В лесах обитает значительная часть животного мира планеты.

Для человеческой цивилизации лес играет важную роль в производстве различных изделий из древесины. Использование лесных ресурсов, браконьерство, освоение новых земель и строительство коммуникаций привело к истощению биома. Для спасения исчезающих видов фауны, а также охраны зелёных массивов, был создан проект национальных парков и заповедных территорий. Здесь запрещены любые виды деятельности, включая разведение костров, вырубку деревьев, охоту, а природа развивается по своим законам.

Источник

Оцените статью