Ницовкра — горская аристократия, люди эпохи
c. Ницовкра всегда славилось горской аристократией. Отмечают ,что джамаату Ницовкра была вручена грамота за то ,что в течение длительного периода времени не произошло ни одного случая нарушения исламских канонов, горских адатов и государственных законов.
Строгое соблюдение горского этикета и шариатского права — вот что выделяло ницовкринцев. В Ницовкра находился шариатский суд Казикумухского округа. В нем всегда царила обстановка порядка и благочестия. Мощеные улочки отличались чистотой, а скот содержался за пределами села, в специально отведенном месте.У казикумухской аристократии к Ницовкра было особо благосклонное отношение. Об этом до сих пор помнят их потомки.
Выходцы из с.Ницовкра владели мастерскими по всей территории России, Средней Азии, Закавказья.
Идрис Шиллаев( отец Абуталиба Шиллаева) владел мастерскими в Иркутске и в Турции.
Из с.Ницовкра вышло много знаменитых общественно-политических деятелей, оставивших след в истории и памяти народа. Коротко о некоторых из них.
Ибрагим-Хаджи (дядя матери Гаджи Саидовича Шиллаева) много лет был муфтием мечети в Мекке.
Сайфулла-Кади Башларов- шейх всех трех тарикатов, распространенных на Северном Кавказе, являлся муфтием Дагестана и Северного Кавказа, был избран делегатом в Государственную Думу от мусульман Кавказа, известен как врач и ученый. Могила Сайфуллы-Кади в Казанище (недалего от г. Буйнакска) является зиаратом для мусульман. Его дядя Абдуллах Башларов был соратником и сподвижником Имама Шамиля до последних дней существования Имамата.
Хасан Шуаев — известный теолог ислама, преподавал во многих медресе Дагестана. Как состоятельный узден и исламист вынужден был скрываться от советской власти в Средней Азии, где трагически погиб.
Хасан Цунтаев также как авторитетный богослов, человек, владеющий по тем временам большим состоянием, несогласный с политикой новой власти, был объявлен врагом и подвергся преследованиям со стороны большевиков. Он с братом прятались в лесном горном массиве в Белоканах( на территории Азербайджана), найдя приют у кунака из местных аварцев. Чекисты определили место нахождение братьев и окружили их, но они вместе с кунаком отказались сдаться., приняли бой и героически погибли. В памяти людей они остались как борцы за веру и почитаются как святые шейхи. Они похоронены на кладбище в одном из аварских аулов в Белоканах. К их могилам до сих пор приходят люди, как на зиарат.
Магомед-Гаджи Шиллаев- один из известных в Дагестане того времени общественно-политический деятель. Человек чести и достоинства , умный, благородный, он пользовался огромным авторитетом в народе. Магомед-Гаджи входил в состав Губернаторского Совета, был участником многих съездов. Когда Генерал-губернатор посещал Казикумухский округ, он останавливался в его доме. Это был большой двухэтажный дом с мебелью, с картинами на стенах, с аятами из Корана, расписанными на резной из дерева веранде, с водопроводной системой, с внутренними туалетами на этажах. На строительство дома были приглашены лучшие дагестанские каменотесы из Телетля и других сел.
Шиллаев Магомед-Гаджи был богатым узденом: ему принадлежали громадные территории пастбищ в Казикумухском округе, известный «Ханский лес»(со стороны Дучи), магазин в Кумухе, где торговали импортными товарами и картинами. Магомед-гаджи Шиллаев имел обширные кунацкие связи по всему Дагестану и за его пределами. В круг его общения входили известные люди того времени. Он часто выезжал в разные районы Дагестана по приглашению местных общин, чтобы примирить враждующие стороны. Магомед-Гаджи Шиллаев остался в памяти его потомков как пример прогрессивного мышления, горской дипломатии, мужества и силы.
Магомед-Саид Шиллаев ( сын Магомеда-Гаджи) запомнился как символ стойкости исламским убеждениям. Никакие угрозы, ни наказания и лишения не смогли остановить его проповедовать каноны ислама и ходить в мечеть в коммунистический период. Во время коллективизации был лишен всего имущества, нажитого предками сотнями лет назад, и объявлен врагом народа. Зимой 1930 года был арестован спецотрядом. Увели, не разрешив ему надеть на себя верхнюю одежду. Тогда же братья Цунтаевы ушли через горы в Азербайджан.
Магомед-Саид был осужден, отправлен в Сибирь, где провел 5лет. Старший сын Бадави Шиллаев, которому тогда было 17лет, провел один год в одной из махачкалинских тюрем. Последствия могли быть и хуже, но в этой ситуации помогли кунацкие связи дома Шиллаевых.
Один из тех, кто несмотря ни на что, оказал открытую поддержку в те годы семье Шиллаевых, был их давний кунак, известный революционер Абдул-Манап Чанхиев из Хуты. Благодаря ему и его брату Габи Чанхиеву не конфисковали их дом, приняли в колхоз, разрешили детям ходить в школу.
В период великих перемен, когда власть переходила из рук в руки и верх брали белогвардейцы, Абдул-Манап Чанхиев скрывался в доме Шиллаевых. Классический пример горских кунацких отношений.
В юности Магомед-Саид Шиллаев учился во многих медресе Дагестана. Особенный след в его памяти оставили годы учебы в Согратле и Казанище. Впоследствии он часто ездил верхом на лошади в Согратль на зиарат шейха Магомеда Ярагского, где мог повидаться и со своими соратниками. Он знал русский, арабский, кумыкский, аварский и чеченский языки. В годы жизни в Буйнакске его посещало много людей из разных регионов страны. Они целыми группами приезжали к нему, чтобы увидеть, поговорить и уезжали, довольные и благодарные за ту душевную беседу, которая еще раз утверждала их в том, что они «внутренне ( в своих помыслах) и внешне( в поведении) » должны подчиняться религиозным предписаниям Святого Корана. Коран большого размера, перевозимый на специальной коляске, написанный рукой Малла-Исмаила Шиллаева-известного ученого-арабиста того времени, он передал в Буйнакскую мечеть. Магомед-Саид Шиллаев прожил свою жизнь как истинный мусульманин, для которого духовное начало оставалось главным смыслом жизни.
Гаджи Саидович Шиллаев(сын Магомед-Саида Шиллаева) всю свою жизнь посвятил педагогической деятельности. «Руководитель от Бога» — так называли его педагоги города Буйнакска. В разные годы работал в Министерстве просвещения, заведующим районо, гороно, преподавал в Дагестанском педагогическом институте, более 20лет возглавлял Буйнакское педагогическое училище №2- одно из лучших в СССР. Всю жизнь,обучая и воспитывая молодежь, помогая многим людям решать вопросы, касающиеся разных областей человеческой жизни, заслужил авторитет уважение людей. Гаджи Саидовича характеризуют как высочайшего уровня педагога и дипломата, человека европейской культуры и горского достоинства.
Дополнительная информация
Источник
Свой туристический потенциал Лакский район представил на международном туристическом форуме «Открытый Дагестан»
Свой туристический потенциал Лакский район представил на международном туристическом форуме «Открытый Дагестан», сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе администрации муниципалитета.
Несмотря на очень суровые горные условия, Лакский район имеет свой туристический потенциал. Район располагает уникальным и многообразным комплексом рекреационных ресурсов, памятниками истории, культуры и архитектуры: памятников истории – 10, памятников архитектуры – 41, памятников искусства – 10, памятников археологии – 22. В том числе памятники федерального значения — 4, республиканского значения – 80.
К туристическим ресурсам района относятся также своеобразная архитектура аулов и художественные промыслы.
В районе имеется 10 источников минеральной воды, но, к большому сожалению, они сегодня не востребованы.
Принятая районная целевая программа «Развитие туризма в Лакском районе на 2014 – 2018 годы» позволит более эффективно использовать имеющийся туристический потенциал.
Селение Бурши привлекательно для людей, которые увлекаются охотой и рыболовством. В настоящее время действует один пруд по выращиванию рыб и второй на стадии завершения. Эти места привлекут и любителей подводной рыбной охоты.
За летний период сюда ежедневно приезжают на отдых 15 – 20 человек. В долине селения Бурши находится священная гора Пабаку, куда не прекращается поток посетителей для восхождения на вершину. В программу развития туризма в районе входит проект по строительству туристической хижины в селении Бурши.
Селение Кубра привлекательно для людей, увлекающихся охотой и альпинизмом. На территории села расположен уникальный комплекс, представляющий большой интерес для альпинистов и туристов. Это горная вершина Лугувалу и Ханский лес. В период летних и зимних каникул сюда ежедневно на отдых приезжают по 10-15 человек.
В селении Кубра есть гостевой дом на 8-10 человек с соответствующими коммуникациями и инфраструктурой. Об этом гостям форума рассказали, используя красочно оформленный стенд, глава МР «Лакский район» Юсуп Магомедов и начальник отдела по работе с детьми и молодежью и туризма Магомед Гадаев. А работники Управления культуры в национальной одежде исполнили лакские народные песни.
Источник
Лакский район
Образован в 1929 г. Районный центр — село Кумух, расположенное на высоте 1500 м над уровнем моря (в прошлом один из известных и крупных научных культурно-исторических центров Дагестана). На территории района в 19 муниципальных образованиях расположено 50 населенных пунктов, наиболее крупными из которых являются села Кумух, Кунды. Граничит с Левашинским, Гунибским, Чародинским, Кулин-ским, Акушинским и Рутульским районами. Расстояние до Махачкалы — 157 км, до ближайшей железнодорожной станции Буйнакск — 120 км.
Площадь района составляет 703,9 кв. км.
Население. Численность населения составляет 11,9 тыс. человек; плотность — 16,9 человека на 1 кв. км занимаемой площади. Национальная структура населения (по переписи 2002 г.): лакцы — 95,9%; даргинцы — 2,2; аварцы — 1,1%.
Уровень регистрируемой безработицы в 2006 г. в районе составляет 7,5%, что в 1,6 раза больше среднереспубликанского показателя. Населенные пункты расположены в основном на склонах, не пригодных для земледелия, что нередко является дополнительной причиной оттока населения.
Природные особенности. Самые высокие горы и перевалы на территории района — Дюль-тыдаг (4120 м) и Пабакудаг (3194 м). Главная река — Казикумухское Койсу, начинается из вечных ледников Дюльтыдага.
В районе несколько десятков гектаров кустарниковых лесов. В начале 80-х годов XX в. заложены новые лесные массивы сосновых пород в селах Чуртах, Хурхи, Дучи — «ханский лес» (все площади лесов входят в Гунибский лесхоз).
Из полезных ископаемых в районе имеются бутовый камень и глины.
Хозяйственная специализация. Основу экономики района составляет сельское хозяйство. Данная отрасль в Лакском районе представлена 29 сельхозорганизациями, 132 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, 3 тыс. личных подсобных хозяйств.
Земельный фонд района — 168 тыс. га. Из них на сельскохозяйственные угодья приходится 61%; 86% сельхозугодий района принадлежит сельхозорганизациям, 1,7% крестьянским (фермерским) хозяйствам и 1,1% личным подсобным хозяйствам.
В хозяйствах Лакского района насчитывается 22,7 тыс. голов крупного рогатого скота, 118 тыс. голов овец и коз.
Площадь молодых садов за 2004-2007 гг. увеличена на 48 га.
Промышленность района представлена 3 предприятиями: 2 хлебопекарни в селе Кумух и лимонадный цех в селе Кумух.
Инфраструктура. Общая площадь жилищного фонда — 257,9 тыс. кв. м. Уровень благоустройства района составляет при наличии: водопровода — 8,3%; канализации — 0,2; отопления — 31,6; газа — 80,3%.
В районе функционируют больница на 50 больничных коек, поликлиника на 32 посещения,
1 врачебная амбулатория, 3 аптеки, 26 фельдшерско-акушерских пунктов, 1 станция скорой помощи.
В районе действуют мобильные сети «Мегафон», «Билайн», «Дагтелеком», а также студия местного телевидения «Лакия».
Кредитно-финансовые организации. Имеются расчетно-кассовый центр и филиал Россельхоз-банка.
Образование, культура. В районе 33 дневных общеобразовательных школы, 21 библиотека; 31 клубное учреждение и 1 музей.
Спорт. Работают 22 спортивных сооружения, включая пришкольные площадки и спортзал Ку-мухской школы.
Достопримечательности. На территории района имеются памятники истории, культуры и архитектуры: в селе Кумух — Джума-мечеть, древняя подземная система водопередачи и каменный мост, Шамхальское и Йеменское кладбища. В селе Чукна находится: жилой дом Сулейманова-Чупалова, который в начале XX в. был главным судьей Дагестана и встречался в городе Дербенте с царем Николаем II; жилой дом поэтессы Шазы Курклинской в селе Куркли; надгробная стела хана Муртазали в селе Кумух.
Потенциал развития. Развитие рисоводства и закладка виноградников на землях в Бабаюр-товском районе, расширение мощностей карьеров по выработке щебня, строительного камня, глины и других местных строительных материалов, в том числе для дорожного строительства. Возведение на реке Казикумухское Койсу малых ГЭС.
Источник