- стихотворение гумилева «лес». какие реальные и фантастические образы? какие особенности ассоциативного мышления автора
- «Лес» Н. Гумилёв
- Анализ стиха Н. С. Гумилева «Лес»
- Анализ стихотворения «Лес» Гумилева.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
- Эпитеты
- Олицетворение
- Метафоры
- Анализ стихотворения Гумилева “Лес”
стихотворение гумилева «лес». какие реальные и фантастические образы? какие особенности ассоциативного мышления автора
Стихотворение входит в сборник «Огненный столп» . Название книги взято из Ветхого Завета: «В стопе облачном Ты вёл их днём и в столпе огненном — ночью, чтоб освещать им путь» .
Перед нами мир неизведанный, таинственный и странный, находящийся за пределами человеческого «Я» , за пределами человеческого сознания, понимания, выход в другие миры.
Лес — это душа, внутренний мир человека.
Всё в том мире неясно, непонятно. В душе тоже непонятно, неясно.
Чувства переменчивы, как противоположность белого и чёрного, добра и зла.
Никогда сюда тропа не завела
Заводить — (не специально, случайно) поводырь, ведущий по судьбе.
Тропа — линия судьбы.
И разбойник не гнездился здесь в кустах
Разбойник — символ (знак) путей, которые прокладывают для наживы, где действуют товарно-денежные отношения — только там есть почва для его существования. Этот путь — тропа бескорыстия.
И пещерки не выкапывал монах.
Монах — символ духовного служения. Жизнь в пещерках для современного человека — знак аскетизма.
И … не … — анафора (в предыдущей строке и в этой) объединяет в отрицании и путь лёгкой и быстрой наживы, и уход от реальной жизни ради духовного служения. Эта тропа — третий путь, как в русских сказках о выборе богатырём продолжения дороги на развилке.
Только раз отсюда в вечер грозовой
Вечер — ассоциируется с сумерками, неясностью перспективы.
Грозовой — ассоциация с напряженностью, предчувствием опасности, необходимостью поиска укрытия.
Только раз — шанс, случай, озарение. Усилительно-ограничительная частица только в сочетании с числительным раз воспринимается как знак судьбы.
Вышла женщина с кошачьей головой
Женщина с кошачьей головой — знак соединения разнородных природ, характерный для мифологии (кентавр, сфинкс и т. д
До утра — женщина с кошачьей головой языческая богиня, представитель тёмных сил, с точки зрения христианства. Всё потустороннее выходит вечером и теряет власть и силу с криком петуха, с первым лучом солнца.
И скончалась тихой смертью на заре — с восходом солнца языческая богиня потеряла силу. Поэтому смерть тихая.
Перед тем как дал причастье ей кюре
Причастье — таинство, во время которого на верующего сходит божественная благодать Причастье и кюре — знаки христианской веры. В целом мы видим несовместимость двух духовных начал: языческого и христианского. Взаимное стремление к примирению приводит к смерти языческого.
Это было, это было в те года
Те года — перекличка с тот лес, тот свет.
Это было, это было — ритм как у заклинания.
В той стране
О которой не загрезишь и во сне
Грёзы, сон — в основе теории сновидений древних лежала вера в то, что у каждого человека есть душа, которая может отделяться от тела. Если душа покидает тело навсегда, наступает смерть, если временно — сон. Если и во сне не загрезишь, значит та страна находится, находится за пределами сознания, в том мире (в том лесу) , намёк на смерть.
Я придумал это, глядя на твои
Косы, кольца огневеющей змеи
На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза
Главным назначением бирюзы было приносить счастье в любви, примирять вражду, укрощать споры, смирять неправедный гнев. Больная бирюза — заражает влюблённостью людей.
Может быть, тот лес — душа твоя,
Может быть, тот лес — любовь моя,
Поэт приходит к прямому толкованию леса как знака души человека и одного из самых сильных душевных переживаний — любви. Параллелизм синтаксической конструкции усиливает это утверждение, а повтор возвращает нас к началу стихотворения, заставляя ещё раз вдуматься в словосочетание «тот лес» .
Или, может быть, когда умрём,
Мы в тот лес направимся вдвоём.
Вдвоём — любовь — это двое.
Любовь — это состояние, при помощи которого человеческое «Я» выходит за пределы человеческого сознания, реального мира, попадает в мир ирреальный. Она тесно связана со смертью, потому что любовь — это новое рождение. Чтобы заново родиться, надо сначала умереть.
Источник
«Лес» Н. Гумилёв
В том лесу белесоватые стволы
Выступали неожиданно из мглы,Из земли за корнем корень выходил,
Точно руки обитателей могил.Под покровом ярко-огненной листвы
Великаны жили, карлики и львы,И следы в песке видали рыбаки
Шестипалой человеческой руки.Никогда сюда тропа не завела
Пэра Франции иль Круглого Стола,И разбойник не гнездился здесь в кустах
И пещерки не выкапывал монах.Только раз отсюда в вечер грозовой
Вышла женщина с кошачьей головой,Но в короне из литого серебра,
И вздыхала и стонала до утра,И скончалась тихой смертью на заре
Перед тем как дал причастье ей кюре.Это было, это было в те года,
От которых не осталось и следа.Это было, это было в той стране,
О которой не загрезишь и во сне.Я придумал это, глядя на твои
Косы, кольца огневеющей змеи,На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза.Может быть, тот лес – душа твоя,
Может быть, тот лес – любовь моя,Или может быть, когда умрем,
Мы в тот лес направимся вдвоем.
Анализ стиха Н. С. Гумилева «Лес»
Стихотворение написано Гумилевым в 1919 году в революционном Петрограде. Уникальный талант и личностные черты позволили Николаю Степановичу трансформировать суровую действительность в метафизический лес со странными пугающими обитателями.
Очевидно, что на написание стихотворение поэта вдохновлял образ любимой – ее внешний облик и внутренние качества. Скорее всего, речь идет об Анне Николаевне Энгельгардт, второй жене поэта.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- сравнения – «выходил, точно руки», «глаза, как бирюза»;
- ряд однородных членов предложения – «великаны, карлики, львы»;
- антонимы – «великаны – карлики», в том числе контекстуальные – «разбойник – монах»;
- метафоры – «покров листвы», «кольца змеи»;
- эпитеты – «ярко-огненная листва», «тихая смерть», «огневеющая (в контексте речи – ярко-рыжего цвета, поскольку сравнивается с косой) змея»;
- инверсию – «видали рыбаки», «не выкапывал монах», «вечер грозовой», «вышла женщина», «дал причастье ей кюре» – формирующую метрику стиха;
- олицетворения – «тропа не завела», «больная бирюза»;
- обратное олицетворение – разбойник не гнездился (то есть не устраивал убежища);
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «пещерка» – в контексте речи оно не несет эмоциональной оценки, а создает акцент на аскезе, неприхотливости героя, небольшом размере его обиталища;
- многосоюзие – «и вздыхала и стонала … и скончалась»;
- анафорический повтор – «Это было, это было в те года…, Это было, это было в той стране…»;
- авторские неологизмы – «ярко-огненная», «загрезишь (в контексте речи – увидишь во сне)», «огневеющая (то есть горящая огнем);
- синтаксический параллелизм – «Может быть, тот лес – душа…, может быть, тот лес – любовь …».
Кюре – это католический священник, пэр – дворянский титул, рыцари Круглого стола – персонажи британского эпоса. Следует также пояснить смысл причастия. Принятие причастия (то есть хлеба и вина как символических Тела и Крови Иисусовых) – знак смирения и принадлежности к христианской церкви.
Акцент на смерти героини без покаяния очень важен. Подобная смерть лишает человека возможности духовного восхождения, нового взгляда на самого себя. Таким образом, смерть становится водоразделом, отделяющим героиню от мира как людской общности, лишает права и надежды на спасение и Божью любовь.
И поэт не боится попасть в этот жутковатый фантастический мир, если рядом будет возлюбленная. Стихотворение является завуалированным признанием в любви.
Источник
Анализ стихотворения «Лес» Гумилева.
В 1919 году Гумилёв написал потрясающее по силе задумки произведение «Лес». В нём Николай Степанович отразил свои мечты и мысли. Он даже называл произведение совей душой.
История создания
Николай Гумилёв был создателем и лидером акмеизма. Этот факт признали многие критики и поэты. Однако в стихотворении «Лес» отчётливо слышится символизм. Но не в жанрах заключается дело. Смешивая течения и жанры, Гумилёв создаёт потрясающее по силе воздействия на читателей и слушателей произведение.
«Лес» – это произведение, в котором поэт изображает свои фантазии. Но вот смысл произведения кроется в его последних катренах. Любовь часто бывает придуманной, а на земле её не достичь. Она может жить только в людских фантазиях.
Читайте по теме:
Тема
Поэт затрагивает тему счастья и своеобразия поэтического мира. К этому он подводит читателей постепенно, приводя людей к логическому заключению стихотворения. Также есть намёк на то, что порой фантазии открывают людям большее, чем реальная жизнь.
Композиция
Произведение обладает линейной композицией. При этом поэт использовал парную рифмовку.
Жанр
По жанру стихотворение является лирической фантазией.
Читайте по теме:
Средства выразительности
Тропами усеяно стихотворение. Так автор создаёт потрясающую атмосферу.
Эпитеты
Белесоватые стволы, с кошачьей головой – часть описаний, применяемых Николаем Степановичем. Есть и эпитет-неологизм: огневеющей змеи.
Олицетворение
Корень выходил – олицетворение. Лес в стихотворении Николая Степановича является живым существом.
Метафоры
Тихой смертью на заре – метафора.
Источник
Анализ стихотворения Гумилева “Лес”
Стихотворение «Лес» Н.С. Гумилёва входит в сборник с ветхозаветным названием «Огненный столп». Именно религиозность неоднократно перекликается с названием сборника. Монашеские келии, причастие и потусторонние обитатели загробного мира – это сопутствующие символы произведения.
Основном же образом стал лес – символ жизни автора, его видения бытия. Как известно, лес в психологии отождествляется с жизненной линией, у Гумилёва лес – это любовь, страх, желание понять неизвестное и донести его той самой, с которое автор отправиться
Стихотворение «Лес» в полной мере трагическое, навевающее на мысли о том, что действительной любви в это реальном мире может и не быть. Но если посмотреть с другой стороны, то символом смерти в стихотворении станет рождение любви – вот какая нелёгкая метафора. Ведь с рождением нового чувства необходимо отделить то, что стало ненужным – прежние переживания, боль утрат и душевные терзания.
«Лес» – душа Гумилёва – яркий, символичный и завораживающий. Здесь и шестипалая рука – символ дьявола, и рыбаки-ловцы человеческих душ. Женщина с кошачьей головой, которая однажды
вышла из этого леса в ненастную грозовую погоду – символ божественной природы в душе поэта. Но и она умирает с первыми лучами солнца, как теряют власть над происходящим потусторонние силы, имеющие неограниченную власть в ночи.
Даже цвет в строках произведения употребляется с неким смыслом: ярко-огненный, как пламя в аду, зелёная бирюза глаз возлюбленной – символ усмирения и покорности. А сам лес в стихотворении не просто белый, он белесый – смутный, пугающий, непонятный и не подвластный законам этого мира. Он другой, он – это душа поэта, которую нельзя классифицировать и описать.
Сильную эмоциональную окраску произведению придают многочисленные анафоры. Напряженная атмосфера глубин леса, кажется читателю ещё более завлекающей и даже понемногу приоткрывающей завесу общей тайны, но нет – словами не передать всего трагизма, лишь вечность может стать единственной утехой.
Лексический повторы 19-ой и 21-ой строк излишне напоминают о тех днях, которые навсегда останутся в памяти, но, увы, никогда не повторяться опять – «та страна», которая даже «не привидится во сне» – укромный закоулок человеческой души, момент, когда всё происходящее становиться не важным, пылью в сравнении с вечностью, любовью, смертью и бессмертием души.
Источник