Gurutestov.ru
Гуру в мире тестов
На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Детей
Сложные аналогии
Шкалы: уровень развития мышления
Назначение теста
Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.
Описание теста
Методика состоит из 20 пар слов-логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Инструкция к тесту
«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».
Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты».
Шифр
A. Овца – стадо
Б. Малина – ягода
B. Море – океан
Г. Свет – темнота
Д. Отравление – смерть
Е. Враг – неприятель
Пары слов
1. Испуг – бегство
2. Физика – наука
3. Правильно – верно
4. Грядка – огород
5. Пара – два
6. Слово – фраза
7. Бодрый – вялый
8. Свобода – воля
9. Город – страна
10. Похвала – брань
11. Месть – поджог
12. Десять – число
13. Плакать – реветь
14. Глава – роман
15. Покой – движение
16. Смелость – геройство
17. Прохлада – мороз
18. Обман – недоверие
19. Пение – искусство
20. Тумбочка – шкаф
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ Д Б Е А Е А Г Е В Г
Вопрос 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ Д Б Е А Г Е В Д Б В
Обработка и интерпретация результатов теста
Оценка результатов осуществляется по таблице:
Оценка в баллах Количество правильных ответов
9 19
8 18
7 17
6 15
5 12-14
4 10-11
3 8-9
2 7
1 6
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость – скупость», «прохлада – мороз».
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Тест «Сложные аналогии» (оценка логического мышления) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития |
Тест используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе. Стимульный материал 1. Овца — стадо 1. Испуг – бегство 1 2 3 4 5 6 |
>> Modules Anywhere >>> —>
Ключ к тесту «Сложные аналогии»
5, 2, 6, 1, 6, 1, 4, 6, 3, 4, 5, 2, 6, 1, 4, 6, 3, 5, 2, 3.
Норма правильных ответов – 5 и выше.
Исследование понятийного мышления с помощью методики «Логика связей»
Вводные замечания. Методика «Логика связей» чаще всего используется в классической литературе под названием «Сложные аналогии», но, поскольку методики «Простые аналогии» и «Сложные аналогии» различаются между собой по дальнейшему увеличению абстрагирования и дифференциации именно отношений между понятиями, предлагается более точное название ее — «Логика связей».
Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные примеры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой. Практика показала, что применение этой методики на испытуемых с недостаточным образованием вообще бессмысленно, и ее рекомендуют использовать только при наличии среднего и даже высшего образования.
Цель исследования – изучение понятийного мышления.
Используемые материалы – заранее заготовленные бланки с 20 парами слов. В «образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца — стадо» — часть и целое, «Малина — ягода» — определение, «Море- океан» — различаются в количественном отношении и т.д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов,
Процедура исследования. Методика состоит из двух этапов. Вначале испытуемым предлагают специальный верхний раздел бланка, где перечисляются 6 типов разных связей между понятиями, и предлагают самостоятельно или в крайнем случае с помощью экспериментатора определить эти связи. Если испытуемый оказывается не в состоянии выполнить эту часть задания, дальнейшее проведение эксперимента не имеет смысла. В случае положительного результата переходят ко 2-й части методики. Испытуемым предъявляются 20 пар понятий, рядом с которыми расположен цифровой ряд от 1 до 6 по количеству определяемых связей. Задача испытуемого состоит в выборе правильной цифры, обозначающей один из 6 типов связей.
Образец методики:
2. Малина — ягода
4. Свет — темнота
5. Отравление — смерть
6. Враг — неприятель
Материал:
- Испуг — бегство 1 2 3 4 5 6
- Физика — наука 1 2 3 4 5 6
- Правильно — верно 1 2 3 4 5 6
- Грядка — огород 1 2 3 4 5 6
- Похвала — брань 1 2 3 4 5 6
- Пара — два 1 2 3 4 5 6
- Слово — фраза 1 2 3 4 5 6
- Бодрость — вялость 1 2 3 4 5 6
- Свобода — независимость 1 2 3 4 5 6
- Месть — поджог 1 2 3 4 5 6
- Десять — число 1 2 3 4 5 6
- Праздность – безделье 1 2 3 4 5 6
- Глава — роман 1 2 3 4 5 6
- Покой — движение 1 2 3 4 5 6
- Бережливость – скупость 1 2 3 4 5 6
- Прохлада — мороз 1 2 3 4 5 6
- Обман — недоверие 1 2 3 4 5 6
- Пение — искусство 1 2 3 4 5 6
- Капля – дождь 1 2 3 4 5 6
- Радость – печаль 1 2 3 4 5 6
Обработка и анализ результатов. Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — 0 баллов. Результаты суммируются. Максимально возможный результат — 20 баллов, результаты менее 10 баллов считаются неудовлетворительными.
Правильные ответы на первую часть методики: 1- часть — целое; 2 – род — вид; 3 — степень; 4 — антонимы; 5 – причина — следствие; 6 — синонимы. Правильные ответы на вторую часть: 5, 2, 6, 1, 4, 6, 1, 4, 6, 5, 2, 6, 1, 4, 3, 3 , 5, 2, 1, 4.
Анализ результатов проводится с помощью таблицы.
Количество ошибок | Баллы | Уровень развития понятийного мышления |
Очень высокий уровень логически- понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях | ||
Хороший уровень, выше, чем у большинства людей, умеет достаточно четко выражать свои мысли в понятиях | ||
3+ | Хорошая норма большинства людей, редко бывают неточности в использовании понятий | |
3-4 | Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточности в использовании понятий | |
5-6 | 3- | Низкая норма, часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения |
7 и более | Ниже среднего уровня развития понятийного мышления, либо русский язык не является «родным», человек не различает разницы понятий |
Опыт 10
Тест Липпмана «Логические закономерности»
Цель исследования – изучить уровень логического мышления.
Используемые материалы – заранее заготовленные бланки с 10 числовыми рядами.
Процедура исследования. Испытуемым предлагаются ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.
Числовые ряды:
2) 6, 9, 12, 15, 18, 21
3) 1, 2, 4, 8, 16, 32
4) 4, 5, 8, 9, 12, 13
5) 19, 16, 14, 11, 9, 6
6) 29, 28, 26, 23, 19, 14
7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5
8) 1, 4, 9, 16, 25, 36
9) 21, 18, 16, 15, 12, 10
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36
Обработка и анализ результатов.
Ключ
Предъявленные ряды Правильные ответы
1) 2, 3, 4, 5, 6, 7 8, 9
2) 6, 9, 12, 15, 18, 21 24, 27
3) 1, 2, 4, 8, 16, 32 64, 128
4) 4, 5, 8, 9, 12, 13 16, 17
5) 19, 16, 14, 11, 9, 6 4, 1
6) 29, 28, 26, 23, 19, 14 8, 1
7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5 0,25; 0,125
8) 1, 4, 9, 16, 25, 36 49, 64
9) 21, 18, 16, 15, 12, 10 9, 6
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36 38, 76
Анализ результатов проводится с помощью таблицы.
Время выполнения задания (мин,с) | Количество ошибок | Баллы | Уровень развития логического мышления |
2 мин и менее | Очень высокий уровень логического мышления | ||
2 мин 10 с- 4 мин 30 с | Хороший уровень, выше, чем у большинства людей | ||
4 мин 35 с – 9 мин 50 с | 3+ | Хорошая норма большинства людей | |
4 мин 35 с – 9 мин 50 с | Средняя норма | ||
4 мин 35 с – 9 мин 50 с | 2-3 | 3- | Низкая норма |
2 мин 10 с- 15 мин | 4-5 | Ниже среднего уровня развития логического мышления | |
10 мин- 15 мин | 0-3 | 2+ | Низкая скорость мышления, «тугодум» |
Более 16 мин | Более 5 | Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление |
Опыт 11
Тест «Логичность умозаключений»
Цель исследования – изучить уровень логического мышления.
Используемые материалы – заранее заготовленные бланки с заданиями. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод- умозаключение.
Процедура исследования. Испытуемым предъявляются на слух задания, где некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 10 с.
1. Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.
3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО.
4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза.
5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.
6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов — студент вуза.
7. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин юрист. Следовательно, Фомин — работник 2-го управления.
8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
9. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется.
10. Когда идет дождь — крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс — коммунист.
12. Все коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр. Следовательно, Мухамед — житель Конго.
13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ПО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя — студент 3-го курса.
14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий, — рынок. Австрия — капиталистическая страна. Следовательно,
Австрия входит в Общий рынок.
Обработка и анализ результатов.
Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1, 8, 9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки.
Анализ результатов проводится с помощью таблицы.
Количество ошибок | Баллы | Уровень логичности |
Высокий уровень логичности, быстро «улавливает» ошибки в своих и чужих рассуждениях | ||
Хороший уровень логичности | ||
2 -3 | Средняя норма логичности, Подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях | |
4 — 6 | Низкая логичность, частые логические ошибки |
Опыт 18
Анализ отношений понятий
Вводные замечания. Методика «Анализ отношений понятий» чаще всего используется в классической литературе под названием «Простые аналогии». Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные примеры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой.
Методика может применяться для обследования лиц в возрасте от 10 лет и выше.
Цель исследования – выявить характер логических связей и отношений между понятиями.
Используемые материалы. Бланк с 20 рядами слов, секундомер.
Процедура исследования. Исследуемым предъявляется бланк, на котором представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении (например, лес — деревья), и затем слово (например, библиотека) и 5 других слов (например, сад, двор, город, театр, книги), из которых только одно (книги) в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу — деревья, в библиотеке — книги). Во втором ряду в каждом задании нужно подчеркивать одно нужное слово, остальные 4 слова должны быть отвергнуты. Всего предъявляются 20 заданий на 3 минуты.
Инструкция: «Перед Вами на бланках 20 строк в двух столбцах. В левом столбце пары слов, которые находятся в определенном отношении, например: лес – деревья (целое и часть, можно сказать: в лесу деревья). В правом столбце в числителях одно слово, в знаменателях по 5 слов. Одно из слов в знаменателе относится к слову в числителе так же, как и в соответствующей паре левого столбца, например: библиотека – книги (В библиотеке книги, библиотека – целое, книги – часть библиотеки). В этом случае следует в знаменателе подчеркнуть слово книги. Какие вопросы? Приготовились! Начали!»
Бланк
Школа Обучение | Больница Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной |
Песня Глухой | Картина Хромой, слепой, художник, рисунок, больной |
Нож Сталь | Стол Вилка, дерево, стул, пища, скатерть |
Рыба Сеть | Муха Решето, комар, комната, жужжать, паутина |
Птица Гнездо | Человек Люди, птенец, рабочий, зверь, дом |
Хлеб Пекарь | Дом Вагон, город, жилище, строитель, дверь |
Пальто Пуговица | Ботинок Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа |
Коса Трава | Бритва Сено, волосы, острая, сталь, инструмент |
Нога Сапог | Рука Калоши, кулак, перчатка, палец, кисть |
Вода Жажда | Пища Пить, голод, хлеб, рот, еда |
Электричество Проводка | Пар Лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение |
Паровоз Вагоны | Конь Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня |
Алмаз Редкий | Железо Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный |
Бежать Стоять | Кричать Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать |
Волк Пасть | Птица Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение |
Театр Зритель | Библиотека Актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель |
Железо Кузнец | Дерево Пень, пила, столяр, кора, ветка |
Нога Костыль | Глаза Палка, очки, слезы, зрение, нос |
Утро Ночь | Зима Мороз, день, январь, осень, сани |
Спортсмены Тренеры | Студенты Институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители |
Обработка и анализ результатов. Заполняется стандартная форма протокола. Оценка проводится по количеству правильных ответов и выставляется в условных баллах по таблице.