Значение плодоводства.
3. Разрежьте плоды яблони, груши, вишни, сливы, абрикоса вдоль посередине. Рассмотрите строение и определите тип этих сочных плодов.
Сделайте схематические рисунки плодов (в разрезе). Объясните названия групп, к которым относятся изучаемые культуры; запишите свои выводы в тетради.
4. Изучите строение плодов ягодных культур, выращиваемых в вашей местности: смородины, крыжовника, винограда, малины, земляники и других; определите, к какому типу относится каждый из них.
Сравните ботанические и хозяйственные названия плодов; объясните название группы плодово-ягодных культур, плоды которых вы рассмотрели. Сделайте в тетради записи и зарисовки (табл. 7).
Таблица 7. Плоды ягодных культур нашей местности
5. Осмотрите насаждения плодово-ягодных растений на школьном участке, в саду местного хозяйства или опытной станции. Установите, к каким группам относятся рассматриваемые культуры по особенностям надземной системы.
Заполните табл. 8.
Таблица 8. Формы плодово-ягодных культур растений наших садов
6. Ознакомьтесь с биологическими особенностями и хозяйственным использованием важнейших плодовых и ягодных пород, выращиваемых в зоне расположения школы; составьте их краткую характеристику (табл. 9).
Таблица 9. Характеристика основных плодово-ягодных пород нашего региона
7. Узнайте, к каким ботаническим семействам относятся основные культуры, выращиваемые в садах и ягодниках вашего региона.
Заполните табл. 10.
Таблица 10. Ботаническая классификация плодово-ягодных культур
8. Объясните, почему непохожие друг на друга по внешнему виду растения яблони, малины и земляники относят к одному и тому же семейству Розанные.
Заполните табл. 11.
Таблица 11. Растения семейства розанных
9. Рассмотрите соцветия и цветки яблони, груши, вишни и сливы в саду учебно-опытного или вашего приусадебного участка (рис. 5).
Рис. 5. Строение цветков вишни (слева) и яблони (справа):
1 – лепесток; 2 – тычинка; 3 – пестик с завязью;
4 – чашелистик; 5 – цветоложе; 6 – цветоножка
Определите тип соцветий и зарисуйте их схемы в тетради. Составьте формулу цветков этих культур и объясните сходство в их строении.
4. Плодово-ягодные растения в русских пословицах, поговорках и загадках
Плодовые и ягодные растения, произрастающие в естественных природных условиях, известны в нашей стране с доисторических времен. Однако культурное их разведение началось значительно позже и развивалось весьма медленно.
Земляника – культура из группы ягодных пород
Известно, например, что, начиная с Х в., плодоводством стали заниматься на территории Киевской Руси в монастырях и на княжеских землях. В ХV–ХVI вв. разводили сады в Москве и ее окрестностях. В XIX в. с развитием капитализма в России быстро увеличивалась численность городского населения, что вызвало повышенный спрос на продукты сельского хозяйства, в том числе на плоды и ягоды. Это послужило важной причиной расширения площадей под плодово-ягодные насаждения.
В 80–90-х гг. XIX столетия на юге Российской империи, главным образом в Крыму, началась закладка промышленных садов; затем постепенно плодоводство продвинулось и в центральные губернии. Площадь под садами в 1913 г. составила 655 тыс. га.
Персик – представитель группы косточковых пород
В отличие от монастырей и помещичьих хозяйств, где издавна разводили плодовые и ягодные культуры, основная масса крестьянства не в состоянии была заниматься плодоводством. Это объяснялось суровыми зимами в большинстве регионов России, малоземельем и другими причинами.
Интересно, что в сборнике этнографа и писателя В.И. Даля (1801–1872) «Пословицы русского народа», завершенном им в 1853 г. и содержащем богатейший материал (более 30 тыс. пословиц, поговорок, метких слов и пр.), мы находим пословицы о плодово-ягодных растениях, разводимых в садах.
Приведем некоторые из них: «Сладко вишенье, да барско кушанье», «Не наша еда лимоны, есть их иному», «Недорог виноград терский, дорог хлеб деревенский, немного укусишь, а полон рот нажуешь», «Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет».
Груша – представитель группы семечковых пород
Значительное число пословиц, поговорок и загадок посвящено дикорастущим плодовым и ягодным растениям, широко распространенным в европейской части страны, на Урале, в Сибири и в других регионах. Дикорастущие плоды, ягоды, орехи с давних времен использовались в свежем или переработанном виде, а в ряде северных и восточных районов служили для населения основным источником витаминного питания.
В старинных загадках, дошедших до наших дней, речь идет о лесной яблоне, рябине, шиповнике, бруснике, лесном орехе (лещине) и других дикорастущих породах.
«Середь лесу дежа (квашня) киснет». (Яблоня.)
«Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом». (Рябина.)
«Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пойдет, того кольнет». (Шиповник.)
«Бегут, бегут рябчики по липову мосту, увидели море, бросились в воду». (Бруснику катают по решету.)
«Около гладко, в середке сладко, про ту сласть есть у нас снасть». (Орех.)
1. Подготовьте на основе рекомендованной учителем литературы сообщение на тему «Плодово-ягодные растения в устном народном творчестве».
2. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» пословицы, поговорки и загадки о плодовых и ягодных растениях.
Объясните смысл содержащихся в сборнике пословиц, а также укажите, какие особенности растений нашли отражение в загадках. Запишите свои выводы в тетради.
3. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» загадки о дикорастущих плодово-ягодных растениях нашей страны. Узнайте о распространении и хозяйственном значении этих пород; расскажите об изученных растениях на занятии.
*Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства» см.: «Биология», № 3–6/2001.
Источник
Классификация плодовых растений
Плодовые растения в соответствии со структурой надземной части могут быть разделены на 4 группы:
1. Деревья — имеют древесную надземную часть с развитым стволом. К этой группе относятся яблони, груши, айва, рябина, мушмула, слива, миндаль, персиковые, абрикосовые, вишневые, черешневые и ореховые деревья.
2. Кустарники — обладают древесной надземной частью, но без ствола, с вырастающими из-под земли отдельными побегами. К ним относятся смородина, крыжовник и лесной орешник.
3. Полукустарники — обладают полудревесной надземной частью, но без ствола, с вырастающими из-под земли отдельными побегами. К ним относятся малина и ежевика.
4. Травянистые растения — обладают травянистой надземной частью. К ним относятся земляника и клубника.
Все плодовые растения чаще всего делят по типу плодов, т.е. с сочными либо сухими плодами. Растения с сочными плодами подразделяют на 3 группы:
семечковые — яблони, груша, айва, рябина и мушмула;
косточковые — черешня, вишня, абрикос, персик, миндаль, сливы и ореховые;
ягодные — смородина и крыжовник.
К растениям с сухими плодами относятся лишь орехи.
Некоторые плодовые растения имеют соплодия. К ним относятся малина и ежевика, которые обладают многосеменным околоплодником типа сложной костянки; у земляники и клубники ложные ягоды с многочисленными вдавленными в поверхность плодов семенами.
- Плодовые культуры
- Уход за плодовыми деревьями в течение года
- Борьба с вредителями и болезнями
- ВВЕДЕНИЕ
- Внесение органических удобрений
- Внешний облик и размер плодовых деревьев и подвоя
- Вредители и болезни плодовых и ягодных растений
- Выбор сортов для посадки
- Выращивание отдельных видов плодов
- Выращивание саженцев плодовых и ягодных культур
- ЗАКЛАДКА САДОЗАЩИТНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
- Интенсивные методы выращивания плодовых деревьев
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ АБРИКОС?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ АЙВУ?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ ВИШНЮ?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ ГРУШУ?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ ЕЖЕВИКУ?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ ЗЕМЛЯНИКУ?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ МАЛИНУ?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ МИНДАЛЬ?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ ПЕРСИК?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ СЛИВУ?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ ФУНДУК?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ ЧЕРЕШНЮ?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ ЧЕРНУЮ СМОРОДИНУ?
- КАК ВЫРАЩИВАТЬ ЯБЛОНЮ?
- КАК ПРОВОДИТЬ УБОРКУ, СОРТИРОВКУ, КАЛИБРОВКУ И ХРАНЕНИЕ ПЛОДОВ?
- КАК СОДЕРЖАТЬ ПОЧВУ В САДУ?
- КАКИЕ ВОПРОСЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С БОЛЕЗНЯМИ ПЛОДОВЫХ И ЯГОДНЫХ РАСТЕНИЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС ДЛЯ САДОВОДА-ЛЮБИТЕЛЯ?
- КАКИЕ УСЛОВИЯ НАДО СОБЛЮДАТЬ ПРИ ЗАКЛАДКЕ ПЛОДОВОГО САДА И ЯГОДНИКОВ?
- КАКИМ СПОСОБОМ И С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СРЕДСТВ МОЖНО ЗАЩИТИТЬ ПЛОДОВЫЕ И ЯГОДНЫЕ РАСТЕНИЯ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЙ ВРЕДИТЕЛЯМИ И БОЛЕЗНЯМИ?
- Классификация плодовых растений
- Краткие сведения о плодовых и ягодных породах
- Лучшие сорта плодовых и ягодных пород
- Менее распространенные виды плодовых деревьев
- ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САДОЗАЩИТНЫХ НАСАЖДЕНИЙ И ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
- Обрезка деревьев
- Обрезка деревьев и ягодных кустарников
- Плодовый сад
- Плоды
- Подбор древесных пород и их размещение в полосах
- Посадка плодовых деревьев и ягодных кустарников
- Посадки плодовых деревьев
- Правила обрезки деревьев и кустарников
- Приложение 1. Сорта плодовых пород и их опылители, рекомендуемые для плодовых зон и подзон
- Приложение 2. Краткая характеристика лучших сортов плодовых культур.
- Приложение 3. Плодовые питомники Ростовской и Каменской областей
- Распределение районов по плодовым зонам и подзонам
- Сбор и хранение урожая
- Строение плодовых растений
- Требования плодовых растений к почве и климату
- Удобрение плодовых и ягодных растения
- Вредители растений, живущие в почве
- Обрезка плодоносящих деревьев
Подписывайтесь на наши обновления:
Источник