Обследование речи дошкольников
Обследование дошкольников начинается с изучения состояния связной речи ребенка, которая может иметь диалогическую или монологическую форму (приложение 2). Соблюдая принцип от общего к частному и от простого к сложному, ребенку предлагаются (после 4 ,5 лет) следующие виды заданий:
- составление описательного рассказа по впечатлению (по памяти);
- составление описательного рассказа с опорой на объект или по картинке;
- составление повествовательного рассказа по впечатлению;
- составление повествовательного рассказа по сюжетной картинки;
- составлен не повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
Задания должны даваться в коммуникативно значимой для ребенка форме. Желательно, чтобы составление рассказа не носило искусственного характера и либо являлось составной частью беседы, либо было представлено в виде игры. Темой рассказа должен стать эмоционально значимый для ребенка объект или событие. Так. описательный рассказ может быть посвящен описанию домашнего животного, если таковое имеется у ребенка дома, или любимой игрушки, а повествовательный текст — проведенному дню в детском саду, или поездке в выходные дни. Картинки, которые используются в данном случае должны быть достаточно реалистичны и не вызывать у ребенка затруднений при узнавании объектов, изображенных на них. Инструкции предъявляются заинтересованным тоном голоса и могут быть сформулированы следующим образом: «Расскажи мне, пожалуйста. », «Давай сравним, какой у тебя и меня есть », «Посмотри, какой у меня есть мишка. У тебя такой же? Расскажи. «А как ты провел выходные дни? Интересно, ты хорошо запомнил, где вы были а воскресенье?», «Рассмотри внимательно картинку и придумай рассказ. Что было сначала, что случилось потом, чем все закончится. А теперь расскажи. Мне интересно, кокой рассказ ты придумал!», Вот тебе две картинки на выбор. Выбери себе одну, но мне не показывай, какую ты выбрал. А теперь по этой картинке составь рассказ, а я попробую догадаться, по какой» и др.
Естественно, что ребенку ни надо предъявлять все виды заданий. Если ребенок составляет развернутые рассказы без наглядных опор, это свидетельствует о достаточном уровне сформированности связной речи. Если он затрудняется, то мы определяем, насколько развернутыми должны быть внешние опоры, чтобы ребенок мог составить рассказ.
При этом отмечается, какого характера помощь требовалась детям:
- стимуляции активности — ребенку требуется, чтобы его все время подгоняли («Это всё? Что было дальше? Рассказывай чуть- чуть быстрее и проч.); наводящие вопросы Что еще нарисовано на картинке? Расскажи теперь о. Куда вы пошли после того, как по обедали?)\
- организующая помощь ( Что было сначала, а что потом? Ты мне описываешь свою кошку или соседей? Не надо вспоминать, что было прошлым летом, расскажи о том. куда вы ездили в этом году?»).
Кроме обследования самостоятельной связной речи ребенка, полезно обследовать понимание им связной речи на примере рассказов описательного и повествовательного характера.
- пересказ описательного текста и/или ответы на вопросы;
- пересказ повествовательного текста и/или ответы на вопросы;
- сокращение (компрессия) текста;
- соотнесения текста и картинки или объекта.
Тексты для этого диагностического пакета должны быть заранее отобраны н адаптированы к нуждам обследования.
Если первые два вида задания требуют от ребенка ответа в развернутой вербальной форма и могут служить средством обследования говорения кнк подвида речевой деятельности, то т|>е-тий вид задания, направленный на исследование навыка сокращении или компрессии текста, позволяет выявить стратегию анализа смысловой стороны связного текста у ребенка. В ходе выполнения этого вида задания можно попросить ребенка рас сказать самое главное или назвать главные слова, словосочетания и предложения в тексте (если ребенок знаком с этими терминами). Если ребенок не справляется с этим, в качестве облегченного варианта можно попросить ребенка просто перечислить действующих лиц в тексте и рассказать, что они делали.
И, наконец, совсем простое (с точки зрения взрослого человека) задание по соотнесению текста и картинки. В какой-то мере этот тест дублирует хорошо известное задание — разложить сюжетные картинки в определенном порядке с опорой на аудируемый текст. Однако предлагаемый нами подход несколько отличается от этого задания. Ребенку предлагаются две похожие картинки (степень их схожести зависит от возраста ребенка и eго интеллектуальных возможностей, поэтому наборы парных картинок могут быть достаточно разнообразными) и рассказ, составленный с опорой на одну из них. Ребенку предлагается определить, какая из картинок соответствует тексту.
Таким образом мы проверяем не столько умение выявлять в тексте логические и временные сняли, сколько умение понимать текст в целом в его прямом значении.
Необходимо отметить, что предлагать детям дошкольного и даже младшего школьного возраста тексты, насыщенные переносными значениями, подтекстом, оказывается нерациональным. С этими текстами в полной мере с трудом справляются и дети с интеллектуальной недостаточностью, и дети с системным недоразвитием речи. Дифференциальная диагностика подобных состояний требует особой процедуры обследования и в донной книге обсуждаться не будет.
Использование теста, не требующего вербальной интерпретации исходного текста, позволяет обследовать детей с грубым недоразвитием речи.
Естественно, что данные задания ни в коей мере не ограничивают инициативу логопеда. Предъявленного материала, при необходимости, может быть гораздо больше.
По ходу беседы с ребенком и обследования связной речи логопед обращают внимание на уровень сформированности таких видов деятельности, как говорение и аудирование, а также на уровень сформированности тех языковых средств, которые обеспечивают эти процессы:
- текста как лингвистической структуры;
- грамматического оформления высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования):
- словарного запаса (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);
- соответствия звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта и возрастным нормативам:
- звукового и ритмического наполнения лексики (акцентный контур слова);
- темпа говорения;
- особенностей подачи голоса и голосоведения;
- паралингвистических средств: выразительности, паузации. интонации.
В соответствии с выявленной проблематикой проводится более подробное или углубленное обследование отдельных сторон речи (приложение 2), выявляется уровень владения различными языковыми средства, характер затруднений и причины появления данных затруднений. При отсутствии данных показаний углубленное обследование речи не проводится.
Источник
Технология организации логопедического обследования, Методическое пособие, Грибова О.Е., 2005
Технология организации логопедического обследования, Методическое пособие, Грибова О.Е., 2005.
В пособии представлены материалы по организации процедуры обследования проявлений языково-речевой недостаточности как целостного процесса с учетом его многовариантности, при этом особое внимание уделяется описанию последовательности действий логопеда, обеспечивающих всесторонний подход к изучению недостатков устной и письменной речи детей различного возраста. Все приведенные в пособии рекомендации базируются на данных, полученных в ходе обследования детей с первичной речевой патологией. Некоторые из них являются авторскими разработками и уже вошли в широкую практику, часть — публикуется впервые. Книга адресована специалистам-логопедам, имеющим практический опыт, студентам дефектологических факультетов, слушателям учреждений дополнительного профессионального образования.
Собеседование с родителями.
Беседу предпочтительно проводить непосредственно с родителями (матерью и/или отцом) или лицами, их заменяющими в соответствии с законодательством. Присутствие при этом других родственников, например бабушки, тети или старшего сибса, не предполагает высокого уровня откровенности со стороны родителей, хотя возможно при наличии согласия родителей. Обследование в отсутствие родителей, но в присутствии бабушки возможно только с письменного согласия родителей. И ни в коем случае нельзя обследовать ребенка, если родители отсутствуют, а на первичное обследование его сопровождают другие родственники: братья и сестры, тети и дяди, племянники и племянницы, а также соседи по дому. В этом случае обследование ребенка возможно только при наличии у них нотариально заверенной доверенности.
Содержание.
От автора.
Введение.
Этапы логопедического обследования.
Ориентировочный этап.
Диагностический этап.
Обследование речи дошкольников.
Связная речь.
Словарный запас.
Грамматический строй, речи.
Звукопроизношение.
Слоговая структура слова.
Строение и функции артикуляционного аппарата.
Фонематическое восприятие.
Обследование речи младших школьников.
Письменная речь.
Устная речь школьников.
Аналитический этап.
Прогностический этап.
Информирование родителей.
Особые требования.
Приложения.
Приложение 1.Оценка устной речи.
Приложение 2.Основные направления обследования речи детей дошкольного возраста.
Приложение 3. Основные направления обследования речи детей школьного возраста.
Список основной литературы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технология организации логопедического обследования, Методическое пособие, Грибова О.Е., 2005 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Технология организации логопедического обследования, Грибова О.Е., 2005
Технология организации логопедического обследования, Грибова О.Е., 2005.
В пособии представлены материалы по организации процедуры обследования проявлений языково-речевой недостаточности как целостного процесса с учетом его многовариантности, при этом особое внимание уделяется описанию последовательности действий логопеда, обеспечивающих всесторонний подход к изучению недостатков устной и письменной речи детей различного возраста. Все приведенные в пособии рекомендации базируются на данных, полученных в ходе обследования детей с первичной речевой патологией. Некоторые из них являются авторскими разработками и уже вошли в широкую практику, часть — публикуется впервые. Книга адресована специалистам-логопедам, имеющим практический опыт, студентам дефектологических факультетов, слушателям учреждений дополнительного профессионального образования.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. Поэтому в последнее время в печати появилось большое количество пособий, посвященных обследованию речи детей дошкольного и школьного возраста. Разрабатываемый нами подход находится в рамках психолого-педагогического направления российской логопедии школы Р. Е. Левиной, в рамках которого «симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга» (10, 3).
От автора.
Введение.
Этапы логопедического обследования
1 Ориентировочный этап.
2 Диагностический этап.
Обследование речи дошкольников.
3 Аналитический этап.
4 Прогностический этап.
5 Информирование родителей.
Приложения
Приложение 1. Оценка устной речи.
Приложение 2. Основные направления обследования речи детей дошкольного возраста.
Приложение 3. Основные направления обследования речи детей школьного возраста.
Список основной литературы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технология организации логопедического обследования, Грибова О.Е., 2005 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник